Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Культурный смысл социально-экономической модернизации

Роль и место гуманитарных наук должны быть акцентированы, поскольку характер эпохи определяется не только и не столько количеством и качеством технологических прорывов, сколько способностью человека встать вровень с достижениями своей эпохи.

Просмотров: 1870
ЮНГБЛЮД Валерий Теодорович – ректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор

Сегодня роль и место гуманитарных наук должны быть акцентированы, поскольку характер любой эпохи – наступивший XXI век не является исключением – определяется не только и не столько количеством и качеством технических и технологических прорывов, сколько способностью человека встать вровень с достижениями своей эпохи. Эта способность всегда задавалась шкалой гуманитарных ценностей, считает ректор Вятского государственного гуманитарного университета Валерий ЮНГБЛЮД. Свою точку зрения он изложил в беседе с нашим корреспондентом.

– Валерий Теодорович, летом нынешнего года вы победили на выборах ректора ВятГГУ, получив вместе с бархатной ректорской мантией и весь груз проблем альма матер. С какой программой вы пришли? Какие направления своей деятельности считаете приоритетными?

– За почти столетнюю историю существования Вятский государственный гуманитарный университет приобрел добрую репутацию высшего учебного заведения, органично сочетающего традиции и новаторство, научные изыскания и педагогический опыт.

Думается, что основой административно-управленческой деятельности должны оставаться стремление к обновлению и творческий поиск. Принимая ответственные решения, рассчитанные на длительную перспективу, необходимо учитывать традиции российского высшего образования, всегда ориентированного в своей научной, образовательной и воспитательной миссии на освоение всего пространства человеческого бытия, главная характеристика которого – множественность аспектов.

Изречение древних «бойся человека одной книги», на наш взгляд, должно стать девизом управленческой работы – как напоминание о недопустимости ограничения культурного кругозора всех участников образовательного процесса одним подходом, отдельными, произвольно отобранными теоретическими установками или единственной идеологической схемой и т.д.

Главные приоритеты стратегического развития университета нашли отражение в нашей программе: это развитие ВятГГУ как единого научно-образовательного комплекса, взаимодействующего с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями образования, культуры и науки; сохранение достигнутого уровня и дальнейшее развитие фундаментальности образования как конкурентного преимущества российской высшей школы.

Свою основную задачу мы видим в создании условий для превращения университета в высшее учебное заведение, обладающее современной эффективной образовательной инфраструктурой, действенными механизмами контроля качества, соответствующими мировым стандартам в области гуманитарного образования.

– По мнению Никиты Белых, губернатора Кировской области, высказанному на проходившем в режиме телемоста заседании клуба «4 ноября», «у вятского общества очень большой потенциал, в первую очередь, интеллектуальный, однако он в значительной степени остается неиспользованным из-за низкой активности, нежелания что-то менять, неверия в свои силы». Какой вам видится роль ВятГГУ в решении проблем региона?

– На заседании клуба, среди участников которого был и наш вуз, речь шла об особенностях вятского менталитета и о том, что общественному сознанию жителей Кировской области в значительной степени присущ патернализм. Последний понимается губернатором как общественная пассивность, когда изменения, необходимые для улучшения жизни людей, осуществляются государством, но не самими людьми. Действительно, общественная пассивность – это черта, требующая преодоления, но в то же время патернализм как понятие предполагает и другое прочтение. Признание авторитета мудрейших. История развития человечества знает случаи, когда цивилизации возникали путем объединения опыта старейшин, авторитетной части элиты с опытом общественного потенциала. В качестве примера можно привести современную Японию, где элементы традиционного уклада используются в инновационном менеджменте.

Подчеркну, что в области очень большой интеллектуальный потенциал, он сосредоточен в образовательных учреждениях различного уровня, а также научно-исследовательских институтах. Что мешает его использованию?

На мой взгляд, первоочередной задачей для властных структур и системы образования региона должно стать создание таких «кластеров» интеллектуально-ориентированной деятельности на территории Вятского региона, которые позволили бы реализовать имеющийся потенциал здесь, а не наблюдать за его миграцией в другие регионы, где много наукоемких рабочих мест.

Вятский гуманитарный университет свою цель видит в создании современного инновационного центра гуманитарного образования, что предполагает развитие всех видов университетской деятельности в соответствии с гуманистическими ценностями, – чтобы оказывать позитивное воздействие на социальные и духовные процессы своего края и прилегающих областей.

Основные результаты этой работы воплощаются в научно-образовательной и воспитательно-просветительской работе через конкретные программы:

  • формирование ценностей личности в современном гуманитарном образовании;
  • сохранение и развитие культуры региона в инновационных программах гуманитарного образования;
  • гармония среды и человека;
  • информационная образовательная среда как условие инновационного развития гуманитарного образования в регионе.

Программы предполагают максимальный учет требований рынка, в том числе соответствия европейскому уровню качества образования и усвоения выпускниками компетенций, которые позволят им работать в условиях экономики, основанной на знаниях.

Однако идеология программ основана на понимании того, что знаниями отнюдь не всегда можно распоряжаться как товаром. Сегодняшним студентам предстоит жить в изменившемся обществе, которое потребует от них соединения функциональной эффективности с духовностью и подлинно человеческим отношением друг к другу, потребует творчества и желания применять свои таланты в пределах культурного пространства России. В этом, очевидно, и должен заключаться культурный смысл социально-экономической модернизации.

– Ваш вуз стал вторым по счету государственным университетом в стране, получившим статус гуманитарного. Какова доля гуманитарной составляющей в научных исследованиях ученых ВятГГУ? Какие успехи ваших гуманитариев вы назвали бы значимыми?

– Действительно, в мае 2002 года Вятский государственный педагогический университет был преобразован в университет гуманитарный. Перемене статуса предшествовал серьезный анализ возможностей коллектива и потребностей региона в кадрах и «интеллектуальной продукции», знакомство с опытом коллег из других вузов, наконец, изучение международного опыта.

Роль современного университета не ограничивается тем, чтобы давать студенту знания. Университет призван формировать личность, наделенную такими качествами, которые позволят ей достойно отвечать на вызовы эпохи. Реализуя эту миссию, университет воздействует и на социум в целом. Чем солиднее возраст такого вуза, тем мощнее «воспитательная» роль самой академической атмосферы, которая воздействует на всех, кто здесь учится и трудится. Вероятно, в этом воздействии и заключается гуманитарный смысл образования.

Само по себе подобное заключение не является открытием – ранее к аналогичному пониманию духовных, образовательных и научных целей университета пришли коллеги из РГГУ. Однако опыт ВятГГУ уникален своей стартовой, «педагогической» основой, эволюцией внутренней структуры и научно-содержательной составляющей.

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что гуманитарные науки должны входить в разряд наиболее приоритетных и быть защищены соответствующими строчками в бюджете в рамках действующей государственной образовательной политики.

Сегодня роль и место гуманитарных наук должны быть акцентированы, поскольку характер любой эпохи – а наступивший XXI век не является исключением – определяется не только и не столько количеством и качеством технических и технологических прорывов, сколько способностью человека встать вровень с достижениями своей эпохи. Эта способность всегда задавалась той шкалой гуманитарных ценностей, которая формировалась современными ему научными представлениями о мире, производстве, самом человеке, которая подсказывала, как и чему именно следует учить подрастающее поколение. В следовании этим принципам и состоит одна из главных научно-образовательных миссий Вятского государственного гуманитарного университета.

Из шестнадцати основных научных направлений, действующих в университете, десять являются гуманитарными. В этой сфере занято 80 процентов ученых вуза.

Ученые-гуманитарии регулярно участвуют в конкурсах и выполняют исследования в рамках федеральных целевых программ, таких как «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Развитие образования на 2006-2010 гг.», аналитическая ведомственная целевая программа (АВЦП) «Развитие потенциала высшей школы на 2006-2010 гг.», также успешно участвуют в конкурсах, объявленных РФФИ и РГНФ. Полученный в рамках упомянутой АВЦП грант по направлению «Развитие научной и академической мобильности в рамках международного сотрудничества» позволяет нашим аспирантам и кандидатам наук ежегодно выполнять исследования в ведущих вузах Германии. В его рамках впервые появилась возможность провести в нашем вузе всероссийскую психолого-педагогическую олимпиаду, в которой приняли участие 700 студентов из 32 регионов России.

Совет по грантам Президента Российской Федерации в 2010 году отметил высокий уровень представленных на конкурс работ молодых ученых нашего вуза. У вуза есть все основания гордиться достижениями в области филологии – это зрелые школы по русскому языку, русской литературе. Высокий уровень отличает труды наших ученых по истории, причем как отечественной, так и зарубежной. Эффективно развивают международные связи культурологи. Безусловно, гуманитарные науки в ВятГГУ являются фундаментом, но это не единственная область в образовательном и научном дискурсе университета, поскольку мы развиваем также естественные, точные и технические науки.

– Сегодня остро стоит задача подготовки нового поколения научных и преподавательских кадров для вузов. Какие бы вы определили принципиальные подходы к решению этой задачи? Как и чем привлечь молодежь в науку? Как решается эта проблема в университете?

– Приоритетный курс на модернизацию российской экономики поставил перед системой высшего образования задачу подготовки квалифицированных кадров, способных стать источником инновационных идей и технологий.

На наш взгляд, необходимо установить более тесные контакты вузов с системой общего образования. Например, участие школьников в кружках, сезонных школах, олимпиадах, научно-практических конференциях, несомненно, будет способствовать их профессиональной ориентации и развитию интереса к научной работе.

Преподаватели нашего университета активно работают в школах города Кирова и области. Они ведут научные кружки, проводят олимпиады и научные конференции, привлекают ребят к работе летних научных школ и археологических экспедиций. Музей истории ВятГГУ организует экскурсии, знакомит учащихся школ с богатой историей университета.

Вуз имеет тесные контакты с академической наукой. В частности, заключены договоры о сотрудничестве с Институтом российской истории, Институтом всеобщей истории Российской академии наук, Пермским научным центром, Коми научным центром Уральского отделения РАН. В вуз приезжают знаменитые российские и зарубежные ученые, которые знакомят студентов с крупными достижениями современной науки.

В аспирантуре учатся наши лучшие студенты. Так, в 2010 году 36 процентов поступивших аспирантов окончили университет с отличием. Аспиранты направляются на стажировки в ведущие вузы и научные центры страны, выступают с докладами на международных научных конференциях, выезжают в зарубежные командировки.

Мы обеспечили высокий современный уровень работы научных библиотек, сконцентрировав в них ведущие отечественные и зарубежные издания.

Библиотека предоставляет доступ к полнотекстовым электронным версиям российских и зарубежных научных журналов, к электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки, где содержится 120 тыс. диссертаций и 30 тыс. авторефератов.

Среди зарубежных журналов можно выделить «Project Euclid», «Science Translational Medicine», «Science Signaling», журналы издательства «Sage Publications».

Считаем, что следует поддерживать талантливую молодежь, изыскивать возможности материального поощрения лучших ее представителей.

В университете действует студенческое научное общество и совет молодых ученых, деятельность которых направлена на вовлечение молодежи в науку. Для поощрения исследовательской и инновационной деятельности молодых в вузе разработана система конкурсов на лучшую студенческую научную работу: «Студент года в науке», «Молодой ученый года», «Успех в науке» – для старшекурсников, «Дебют в науке» – для младших курсов. Действует система внутренних грантов.

По нашему мнению, воспитание в студентах чувства причастности к научной школе, культуры интеллектуального труда – неотъемлемый компонент миссии университета.

При всей относительности категории «человеческая ценность», в ней, тем не менее, заложен определенный универсальный смысл: постижение истины может осуществляться разными способами, и новое знание, добытое в процессе научного поиска, став достоянием «человека образованного», должно служить улучшению общества, его защите от угроз современного мира.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Филологическое образование: перспективы
Научная экспертиза вместо тендера на гуманитарные знания
Игорь Ким о филологическом образовании в условиях реформ
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Малые предприятия при медицинских вузах
Гуманитарное образование в современном обществе
Гуманитарное знание. Освободиться от предрассудков
Ульяновский государственный университет: перспективы
Министерская поддержка гуманитарного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ