Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ульяновский государственный университет: перспективы

УлГУ вышел на определенный уровень насыщения, это вполне продаваемый бренд. Проблемы есть – уменьшается количество выпускников. Но при надежности бренда это не катастрофа, поскольку диплом вуза имеет вес, давая гарантию определенных стартовых позиций.

Просмотров: 1638

Двигаться к цели, сохраняя баланс

КОСТИШКО Борис Михайлович – ректор Ульяновского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор

Престиж и надежность вуза, как и банка, определяется его незапятнанной репутацией – такова точка зрения Бориса КОСТИШКО, ректора Ульяновского государственного университета, ответившего на вопросы корреспондента «АО».

– Борис Михайлович, вы являетесь самым молодым ректором в регионе. Что считаете главным в работе руководителя вуза и что – самым трудным?

– И самое главное, и самое трудное – соблюдение баланса. Классический университет – это демократичная среда. Но коллектив надо организовать и нацелить на выполнение определенных задач, учитывая, что практически каждый его представитель – яркая личность, имеющая свою точку зрения. Согласитесь, профессура является отнюдь не простым контингентом. Большие ученые имеют авторитет и привыкли жить, руководствуясь внутренним космосом. Убеждать таких людей участвовать в решении коллективных задач – наиболее сложная работа, которую выполняют ректоры классических университетов.

Думаю, излишне напоминать о большом объеме финансово-хозяйственной деятельности ректора в условиях крайне противоречивого российского законодательства. Ввиду «антагонизма» между законодательными актами, университеты зачастую попадают под настоящий «нормативный прессинг». Одним словом, трудностей в деятельности руководителя крупного вуза немало. С другой стороны, если они отсутствуют – значит, вуз не развивается. Знаете, каково самое очевидное доказательство того, что вуз стоит на месте? Отсутствие претензий со стороны надзорных органов.

– Созданный как филиал МГУ им. М.В. Ломоносова и впитавший его традиции, поддерживает ли УлГУ сегодня связи со столичным университетом?

– УлГУ с самого начала пошел своим путем. Это региональный университет, один из ведущих в Поволжье. Конечно, нас по-прежнему многое связывает с Московским университетом. У нас много преподавателей, выпускников МГУ, масса связей – научных и педагогических. Например, «Космофизический справочник», который «работает» и в МГУ, и в УлГУ, на три четверти является разработкой ульяновских ученых. Наши студенты ездят в МГУ для выполнения лабораторных практикумов. В Ульяновск приезжают преподаватели МГУ. Из главного вуза страны к нам поступает методическая литература. Не скажу, что в наших аудиториях витает дух МГУ, но у наших вузов много общего – это очевидно.

– Каким образом сегодня вы выстраиваете приоритеты развития вузовской науки?

– УлГУ был организован «одномоментно», причем не так давно. За короткий срок ученые съехались в Ульяновск со всей страны. У большинства из них были собственные научные направления. Известно, что в вузах с традициями существует достаточно жесткий подход к научной деятельности, который характеризуется следующей схемой: пригласить ученого, дать ему конкретное направление работы, не углубляясь в то, чем человек занимался раньше: хочешь работать – переквалифицируйся. Наш вуз с момента создания отличался диаметрально противоположным подходом к решению обсуждаемого вопроса. В этом большая заслуга ректора-организатора УлГУ Юрия Полянскова, ныне президента университета. Именно он создал демократическую субкультуру, суть которой – в отсутствии диктата. Поэтому к нам прибыли ученые с «багажом» своих разработок и получили реальную возможность продолжать работу в Ульяновске. Так в университете «материализовались» самые разнообразные научные школы. И это было просто замечательно – мы получили быстрый результат!

Однако с началом реализации грантовой политики начались проблемы. Когда научное направление ведет один профессор с небольшой группой единомышленников, он априори не может конкурировать с целым институтом, для которого это направление профильное. Чем крупнее школа, тем больше у ее представителей ресурсов для реализации проекта. Поэтому перед нами встала задача упорядочить научную «пестроту», найти некое общее, генеральное направление. В результате, были выбраны три приоритета: основной – здоровьесберегающие технологии, а «вокруг него» – информационные и нанотехнологии. На реализацию этих направлений работают все структуры вуза: наработки экономистов, психологов, физиков, экологов взаимосвязаны и объединены общей научной идеей. С первых коллективных грантов размером не более 1 млн. рублей к 2008 году мы вышли на 70 млн., а в нынешнем году получили два проекта по кооперации с предприятиями на общую сумму 500 млн. рублей. Налицо уже не количественный, а качественный рывок вперед, который доказывает, что исследовательский коллектив УлГУ превратился в команду, работающую над глобальными научными темами, тесно связанными с основными направлениями развития страны.

– Один из ваших коллег, ректор крупного регионального университета, на страницах «АО» высказал мнение, что в создаваемой сегодня национальной сети университетов не учтен исключительно важный региональный аспект. Может и готов ли УлГУ играть роль генератора инновационного развития Ульяновской области?

– С нашей точки зрения, создания только мощных центров по округам недостаточно. Такой метод мог работать при принудительной системе распределения выпускников, когда можно было из Ленинграда послать человека в Сибирь, где он трудился всю жизнь. Сейчас все иначе. Поэтому МИФИ, например, и стал регионально-распределенным университетом. Объекты Росатома рассредоточены по всей России, а выпускников московского вуза в глубинку не заманишь.

Очевидно, что мощные региональные университеты нужны. Возможно, жизнеспособна и филиальная сеть, но нельзя воспринимать ее как пылесос для выкачивания денег из регионов, что делают некоторые вузы.

УлГУ стремится играть роль регионального инновационного центра – не в гордом одиночестве, конечно. Классический университет не заменит ни технический, ни другие профильные вузы. Но в «своих» отраслях у нас получается поддерживать статус инновационного центра.

– Важнейшим аспектом качества подготовки специалистов является взаимодействие вуза с работодателями. Какие модели этого партнерства реализуются в вашем университете?

– Несколько лет назад мы взяли на вооружение принцип: у выпускника должно быть два «родителя». Если о нем заботится только вуз, то получается ребенок, выросший в неполной семье, он чем-то будет обделен. Раньше молодого специалиста нужно было три года доучивать на производстве. Недостаток практики у выпускников – беда любого вуза, даже самого именитого. В идеале, как нам кажется, взаимодействие между образовательным учреждением и работодателем должно быть таким, какое внедряется нами в Корпоративном институте высоких технологий в автомобилестроении. Прогрессивные и разумные работодатели уже с третьего-четвертого курсов приглашают студентов на практику и берутся их опекать – растят себе кадры. Убежден, что преподавать часть спецкурсов в вузе должны представители предприятий, а большая часть лабораторных практикумов должна проходить на производстве. Сколько бы ни выделялось средств, невозможно все вузы снабдить самым современным производственным оборудованием. Поэтому важно создавать корпоративные структуры, упомянутые выше. При их эффективной работе три года, необходимые молодому специалисту, чтобы освоиться в реалиях производства, входят в учебную пятилетку. И тесное взаимодействие вузов с работодателями не только дает студенту практические знания – потенциальный специалист проходит «обкатку» на предприятии. Еще одним плюсом является то, что работодатели начинают понимать, специалиста с каким набором компетенций они хотят видеть.

– Хотя, приемную кампанию нынешнего года УлГУ объективно прошел с минимальными потерями, острота проблем, вызванных экономическим кризисом и «демографической ямой», сохраняется?

– Цифры внебюджетного набора в УлГУ незначительно снизились в сравнении с 2009 годом, а показатели 2008-го превышены. УлГУ вышел на определенный уровень насыщения, это вполне продаваемый бренд. Проблемы, безусловно, есть – уменьшается количество выпускников. Но при надежности бренда это не катастрофа, поскольку диплом вуза имеет вес, давая гарантию определенных стартовых позиций. Удержание достигнутого статуса – кропотливая ежедневная работа: это трудоемкий, энергоемкий и… капиталоемкий процесс. Необходимо взаимодействовать с органами власти, с другими вузами, зарубежными партнерами, приглашать лучших преподавателей, проводить научные исследования по приоритетным для страны направлениям – одним словом, постоянно работать на имидж университета.

Престиж и надежность вуза, как и банка, на наш взгляд, определяется его незапятнанной репутацией. Нам, как молодому вузу, нелегко было формировать желаемый имидж, но мы этого достигли, а сейчас продолжаем поддерживать и укреплять.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ульяновская область, борис костишко, ульяновский государственный университет, ВПО, точка зрения, ао-43

Похожие материалы:
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Как объективно оценить качество образования?
Бизнес и образование – вместе к общей цели
Подготовка специалистов АПК
ННГАСУ: особенности реализации уровневого образования
Научная экспертиза вместо тендера на гуманитарные знания
Формирование общеславянского образовательного пространства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#110Дайджест № 110 «Аккредитация в образовании»
#112Технические кадры для гражданской авиации России
#111ДПО: стратегия выживания
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ