Научная экспертиза вместо тендера на гуманитарные знанияДоминирующим фактором деятельности РГНФ является отбор и адресная поддержка научных проектов на принципах свободного конкурса, на основе многоэтапной независимой научной экспертизы. В соответствии с этими принципами была создана экспертная система, состоящая из экспертных советов по направлениям гуманитарных наук. Просмотров: 3220
По решению правительства РФ в мае 2010 года Российский гуманитарный научный фонд – одну из двух крупнейших российских организаций по финансированию научных исследований – возглавил Владимир ФРИДЛЯНОВ. В беседе с нашим корреспондентом он поделился своим видением перспектив деятельности РГНФ и способов решения существующих острых проблем – прежде всего, в финансовой и нормативно-правовой сферах. Опережая времяНа сегодняшний день главным итогом деятельности Российского гуманитарного научного фонда является то, что он выдержал проверку временем. Полностью оправдал себя заложенный основателями «генеральный» тезис о создании фонда с целью «государственной поддержки развития гуманитарных наук, распространения гуманитарных знаний в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки», что нашло отражение в решении правительства РФ в 1994 году. Конечно, шестнадцать лет назад ученые-основатели РГНФ не могли себе представить, что настанут такие времена, когда критерием отбора лучших научных достижений будет степень снижения цены на проведение исследований. И все же многолетний опыт работы подтвердил, организаторы фонда заложили единственно правильную идею – главенствующей в системе определения научной значимости проекта гуманитарной направленности должна быть независимая многоступенчатая экспертиза. Опережая время – если иметь в виду происходящее на наших глазах преобразование учреждений в форму бюджетных и автономных, – основатели фонда создали коллегиальный орган – совет фонда, состоящий из авторитетных российских ученых государственных академий наук, представителей крупнейших научных центров и высших учебных заведений. Фонд ежегодно организует несколько видов конкурсов по основным направлениям гуманитарного знания, инициативных научно-исследовательских проектов, проектов по изданию научных трудов, развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук, созданию информационных систем, проектов организации экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ и др. Доминирующим фактором деятельности является осуществление отбора и адресной поддержки научных проектов на принципах свободного конкурса, на основе многоэтапной независимой научной экспертизы.
В соответствии с этими принципами была создана экспертная система, или институт экспертизы, состоящий из экспертных советов по направлениям гуманитарных наук. В дополнение к ним впоследствии были созданы также экспертные советы по целевым, международным и региональным конкурсам. Кроме того, такие советы были созданы для экспертизы целевых конкурсов, таких, в частности, как «Образ России в современном мире», «Теоретические основы инновационной экономики», «Россия в условиях мирового кризиса». Ежегодно к экспертизе привлекается около 2 тыс. авторитетных и высококвалифицированных ученых – докторов наук, работающих более чем в 390 научных организациях и представляющих свыше 50 регионов России. Таким образом, за годы деятельности фонда вокруг него образовалась элита экспертов-гуманитариев. Благодаря созданному действенному механизму независимой экспертизы проектов получают поддержку инициативы отдельных ученых и небольших научных коллективов, ведущих работы на высоком профессиональном уровне, – вне зависимости от возраста ученых, региональной или ведомственной принадлежности. Основной массив проектов выполняется в организациях высшей школы, Российской академии наук, других государственных академиях. Фонд проводит региональные конкурсы, финансируя их на паритетных началах с администрациями 53 субъектов Российской Федерации, организует международные конкурсы с 13 странами Европы, а также странами СНГ. Совокупный итог работы фонда – 250 тыс. поддержанных проектов. Красноречивы цифры, характеризующие итоги издательской деятельности фонда, которой всегда уделялось повышенное внимание: это 4,5 тыс. книг, ежегодно направляемых бесплатно в более чем 220 библиотек государственных университетов всех регионов. В ближайших планах фонда – обеспечение экспертизы и конкурсных процедур по заказам федеральных органов исполнительной власти, отечественных и зарубежных организаций. «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»Для совершенствования системы экспертизы и конкурсных процедур в 2010 году была разработана новая редакция нормативных документов, регламентирующих работу экспертной системы фонда и порядок финансирования поддержанных проектов, в том числе введение системы участия не менее трех экспертов на первичном уровне экспертизы. В Положение о конкурсах РГНФ и объявление о конкурсах 2011 года внесены некоторые новации, касающиеся системы критериев оценки проектов, определения размеров грантов, которые направляются на научные проекты. С 2005 года федеральный бюджет затратил на поддержку гуманитарных проектов свыше 5 млрд. рублей при ежегодной средней величине индивидуального гранта от 157 тыс. рублей в 2005 году до 400 тыс. рублей в 2011 году. Фондом подготовлена и осуществляется целевая программа поддержки молодых ученых, предусматривающая финансирование научных исследований и стажировок в крупных научных центрах России, оплату расходов на командировки для работы в библиотеках и архивах, приобретение научной литературы, участие в научных мероприятиях за рубежом. В рамках этой программы в 2007-2010 годах поддержано 166 проектов стажировок и командировок, а также 92 проекта участия молодых ученых в научных зарубежных мероприятиях. Выделенные молодым ученым гранты должны обеспечивать достижение соответствующей цели: присвоение ученому высшей научной квалификации – кандидата или доктора наук, обязательный доступ к его работе широкой научной общественности через публикации в электронных средствах информации. Вопрос выделения грантов фонда студентам старших курсов высших учебных заведений или привлечения ведущего ученого-профессора к выполнению работы по заказу фонда совместно с группой молодых ученых требует рассмотрения. Каждая организация, обращающаяся к фонду за финансовой поддержкой, должна информировать о своих усилиях по стимулированию научной работы новых докторов наук, включая их обеспечение научным руководством. Следует принять за правило, что каждая организация-получатель грантов должна внимательно относиться к созданию условий для научной работы. Фонд предполагает ввести в практику пилотную программу годичных грантов для молодых исследователей, уже подававших заявки на финансовую поддержку, но не получивших ее, – при условии, что такие проекты относились к значимым, но «отложенным» ввиду недостаточного финансирования. Можно констатировать, что наблюдается ежегодный рост заявок на конкурсы РГНФ. Как правило, более половины заявок – 60,7 процента (в 2010 году – 65,5 процента) составляют научно-исследовательские проекты, далее следуют проекты по изданию научных трудов – 6,8 (в 2010 году – 7,9), организации конференций – 12 (в 2010 году – 13,1) и экспедиций – 3,3 (в 2010 году – 4,8). Существенно выросла доля заявок на конкурсы поддержки молодых ученых, несколько увеличилась – на подготовку научно-популярных книг, выросла – по экономике, социальным наукам, истории. Требуются альтернативные вариантыФинансирование проектов осуществляется фондом на грантовой основе в виде субсидий. Такая система имеет преимущества перед другими, поскольку направлена на финансирование не сметы расходов организаций, а государственную поддержку исследователя и его проекта. Опираясь на приобретенный опыт и помня о требованиях по повышению эффективности работы государственных структур – прежде всего, в части обоснованности и адресности выделения бюджетных средств, – совет фонда определил приоритеты в организационном, методическом и информационном развитии. Основной задачей является поддержка максимально широкого спектра исследований, при которой единственным критерием отбора предложений будет являться высокий научный уровень результатов. В то же время на повестке дня остро стоит вопрос научной проработки альтернативных вариантов решения стратегических социально-экономических и политических задач, содержащихся в посланиях Президента РФ и перспективных планах работы правительства страны. Не погрешим против истины, если отметим, что органами государственного управления и политическим руководством страны всегда были востребованы аналитические рекомендации и прогнозные оценки, основанные на научной методологии и отражающие позицию различных школ и направлений. Для подготовки таких материалов, как правило, необходим комплекс исследований, относящихся традиционно к гуманитарным наукам. Поэтому мы должны не только структурировать в поле единой системной логики имеющиеся заделы в различных дисциплинах, но и провести дополнительные конкретные и целенаправленные исследования, в том числе социологические, экономические, исторические и другие. Элемент соревновательности ученыхРеализуя поставленные задачи, совет фонда принял решение об объявлении ежегодных целевых междисциплинарных конкурсов. В 2011 году научному сообществу предлагается выполнить четыре проекта: «Модернизация России: социально-гуманитарные измерения», «Россия в АТЭС», «Россия в полицентричном мире», «Энергетика и геополитика». Их эксклюзивность состоит в необходимости рассмотрения сложных и трудно формализуемых явлений и тенденций, изучение которых объективно требует комплексного, междисциплинарного подхода, учитывающего значимость и взаимозависимость различных аспектов.
Руководители таких проектов должны наполнить вышеназванные направления конкретными разделами практически по всем наукам гуманитарного профиля. Итогом каждого проекта должна стать книга на заданную тему. Стоит подчеркнуть, к реализации этих проектов могут привлекаться и зарубежные ученые, финансирование работы которых осуществляет бюджет той страны, в которой ученый живет и работает. На наш взгляд, это своеобразный элемент соревновательности ученых: согласитесь, если просто приглашать зарубежных профессоров и оплачивать их расходы из федерального бюджета, вряд ли это повлияет на позитивное развитие отечественной науки. Следует обратить внимание на то, что в рамках указанного подхода по некоторым проблемам необходима системная проработка понятийного аппарата, методологии анализа и прогноза, расчётного инструментария и т.д. Например, в проекте «Модернизация» при рассмотрении ключевого понятия «конкурентоспособность страны (социально-экономической системы)» будет учитываться не традиционный набор факторов – уровень развития науки, производственно-технологический потенциал, объёмы и структура инвестиций, качество системы образования и профессиональной подготовки, – а научный анализ таких аспектов, как возможности и ограничения конкурентоспособности, обусловленные природными ресурсами, транспортной инфраструктурой, географическим положением, здравоохранением, мобильностью трудоспособной части населения, менталитетом социальных слоёв и этнических групп. Поддерживая участие в проектах ведущих учёных и специалистов по самому широкому спектру научных дисциплин, РГНФ может – при соответствующей организации работ и их методическом и информационном обеспечении, – стать реальным научно-аналитическим центром в гуманитарной области. С водой не выплеснуть ребенкаБезусловно, система экспертной оценки и отбора заявок на выделение грантов нуждается в совершенствовании. При проведении ежегодных конкурсов заявок фонд сталкивается с проблемой обеспечения необходимого «качества» отбираемых работ и обоснования этого выбора. Сложность обусловлена, прежде всего, большим количеством заявок – свыше 8 тыс. в год. По каждой привлекаются три независимых эксперта по научным направлениям с последующим рассмотрением результатов первичной экспертизы на экспертных советах и на заседаниях совета фонда. Такая многоступенчатость экспертизы требует реформирования опросных анкет экспертов, формализующих оценочные параметры с точки зрения новизны проекта, его фундаментальности, возможности получения новых знаний, соответствия высшим достижениям гуманитарных наук в рецензируемых проектах. Однако, несмотря на то, что вышеназванные индикаторы работы РГНФ воспринимаются научным сообществом как позитивные, существует опасность, что это может быть нивелировано существующими подходами к бюджетному финансированию, которое с каждым годом уменьшается. Результатом может стать снижение финансирования в 2012-2013 годах на 30 процентов. Если мы рассчитываем на дальнейшее развитие грантовой формы финансирования научных проектов, необходимы соответствующие решения по включению в Бюджетный кодекс положений о том, что фонд сохраняет статус главного распорядителя бюджетных средств или является наиболее значимым бюджетным учреждением, как это имеет место быть в настоящее время. Думается, может быть принята еще одна новация, суть которой в необходимости выделения фондом грантов на проведение научных исследований непосредственно ученому (физическому лицу), работа которого прошла все ступени экспертизы, а не через посредничество научной организации, в которой этот ученый работает. Картина сегодняшнего дня напоминает «эрзац-грант»: фонд перечисляет бюджетные средства на счета организации, которая использует до 15 процентов средств в качестве накладных расходов, затем вступает в «игру» единый социальный налог, затем налог на доходы физических лиц. В результате, после всех этих изъятий до ученого доходит от 60 до 40 процентов выделенных средств – и это несмотря на то, что выделяемые фондом гранты по российскому законодательству не облагаются налогом на прибыль, НДС и подоходным налогом! Что касается управленческой структуры, то, по-видимому, наилучшей формой функционирования Российского гуманитарного научного фонда будет федеральное бюджетное учреждение с правами автономного учреждения, статус которого предусматривает по главным параметрам наличие наблюдательного совета и государственного задания. Государственное задание может формироваться, исходя из набора услуг, предоставляемых фондом. Это такие показатели, как количество поддерживаемых фондом научных проектов и мероприятий, средняя величина гранта, количество привлекаемых экспертов и число экспертных советов для исследования направляемых в фонд проектов и т.п. В то же время, в случае приобретения фондом статуса федерального бюджетного учреждения, потребуется рассмотреть ряд серьезных уточнений к закону о науке, чтобы уже внесенные в Государственную думу поправки – «государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности» – в действительности отражали «государственную составляющую» работы фондов. Это влечет за собой необходимость определения подчиненности фондов: сейчас они находятся в ведении правительства, и оно утверждает их устав и состав наблюдательных советов. В законодательном акте также должно найти отражение понимание термина «грант», в том числе имеющего отношение к физическому лицу, и изменение всех, связанных с этим, правовых нюансов. Сегодня, когда формируются новые подходы к взаимодействию государства с бюджетными учреждениями разных уровней, необходимо не растерять то ценное, что создано за время существования фонда. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|