Профессиональная инженерная деятельность: перспективыПринятие в России закона о профессиональной инженерной деятельности даст возможность организовать, повысить качество инженерного образования. В перспективах изменения требований к инженерному образованию, создание новых требований. Просмотров: 5359
Инженерная мысль в России – полет прерван?
Что такое инженер по-русски? Какие проблемы необходимо решить, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки наших технических специалистов? «...С моей точки зрения, главным является принятие в России закона о профессиональной инженерной деятельности… Это даст возможность организовать, поставить на ноги систему сертификации инженерных квалификаций и повысить качество инженерного образования, потому что требования будут совершенно иные» – высказал свое мнение профессор Юрий Похолков на Парламентских слушаниях профильного комитета Совета Федерации (Москва, 13 мая 2010 г.) Рассказать об этом подробнее, а также ответить еще на некоторые вопросы мы и пригласили на страницы журнала президента Ассоциации инженерного образования России, заведующего кафедрой организация и технологии высшего профессионального образования Национального исследовательского Томского политехнического университета, заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, д.т.н., профессора Юрия Похолкова. – Юрий Петрович, каково на сегодняшний день развитие научно-технической сферы России? Что можно сказать о подготовленности качественной и количественной новых инженерных кадров для современной экономической ситуации? Каков профессиональный портрет современного инженера, и каким он должен стать в будущем? – В целом уровень развития научно-технической сферы России на сегодня не является примером для других стран. Большая часть научно-технической продукции является импортной. Постепенно заменяется парк российских самолетов в гражданской авиации. О потребительских товарах и говорить не приходится. Редкие случаи продажи за рубеж военной техники свидетельствуют о том, что потенциал еще не полностью размыт и разрушен. Возможно, он станет в будущем базой для более успешного научно-технического развития. Причины такой ситуации в России, на мой взгляд, две. Первая – это неповоротливая и коррупционная экономика. Экономика, не стимулирующая инновационное научно-техническое развитие, по большей части сырьевая, не воспринимающая новые разработки в научнотехнической сфере. Вторая – устаревшая система подготовки инженерных кадров, когда сохраняется принцип, применяемый к выпускнику инженерного вуза, впервые пришедшему на производство: «Забудь все, чему тебя учили, сейчас мы научим тебя работать». Такая система была хороша в условиях советской плановой экономики и отлично работает в условиях тоталитарных режимов, когда для запланированных прорывов в технике и технологии выделяются немереные деньги (кстати, при хорошем контроле за их расходованием, исключающем коррупцию и воровство), а также используются все дозволенные и недозволенные методы («шарашки», технический шпионаж и т.п.). Свободный, творческий инженерный труд в условиях рыночной экономики требует инженеров, имеющих не только базовые фундаментальные знания, но и способности ставить и решать задачи в развитии научно-технической сферы. Этот, в конечном итоге, сплав знаний, умений и навыков и заряженность на победу в конкуренции и определяет уровень компетенций молодого специалиста. Такому не скажешь: «забудь все, чему тебя учили». Он сам знает больше и умеет лучше, чем те, кто сегодня работает на производстве. Конечно, чтобы такая система подготовки инженерных кадров работала, нужны кардинальные изменения в системе инженерного образования. Здесь речь идет об изменении формы и содержания образовательных технологий, и воспитательной работы. Вот на парламентских слушаниях СФ было рекомендовано разработать комплексную программу модернизации инженерного образования в России. Я считаю, что такая программа необходима. Думаю, что наша общественная организация «Ассоциация инженерного образования России» примет в этой работе активное участие. – В своем выступлении на Парламентских слушаниях вы рассказывали о системе сертификации инженерных квалификаций. И главным шагом в этом направлении является принятие в россии закона о профессиональной инженерной деятельности. Какие основные принципы должны быть положены в основу нового закона и системы сертификации? – В развитых странах деятельность инженеров регулируется законами. В России нет таких законов. В условиях, когда молодой человек заканчивал вуз, получал диплом инженера и приходил на производство, где его деятельность была регламентирована штатным расписанием и должностными инструкциями, возможно, в таких законах и не было необходимости. Однако сейчас, при переходе на подготовку бакалавров и магистров (кстати, на этой системе подготавливается большинство специалистов в мире, в том числе, в таких развитых странах как США, Япония, Великобритания, Канада и др.) потребность в таких законах, безусловно, есть. В целом, закон об инженерной деятельности должен отражать права и обязанности инженера, регулировать деятельность вузов и работодателей в отношении подготовки инженеров и использовании инженерного труда. В упомянутых странах контроль качества инженерного образования осуществляется, как правило, в два этапа. Первый этап – в вузе. Образовательная инженерная программа должна обязательно пройти общественно-профессиональную аккредитацию. Именно общественно-профессиональную, а не только государственную, так как считается, что оценка качества подготовки инженера в государственном вузе по результатам государственной аккредитации содержит в себе конфликт интересов. Государство организовывает подготовку инженеров, оно же и оценивает качество этой подготовки. Общественно-профессиональная аккредитация проводится силами квалифицированных экспертов из числа научно-педагогического состава вузов и представителей профессионального сообщества работодателей (машиностроителей, энергетиков, авиастроителей, корабелов и т.д.) Второй этап – на производстве. Выпускник вуза, получивший образование (диплом) бакалавра или магистра в области техники и технологии, должен пройти сертификацию после определенного законом периода практической работы на производстве по выбранной инженерной специальности. Сертификация инженерной квалификации проводится государственными и общественно-профессиональными структурами, созданными государством специально для цели сертификации инженерных квалификаций. Эти структуры ведут государственный регистр инженеров-профессионалов, куда включаются лица, получившие сертификат инженеров- профессионалов. Закон должен также прописывать их права и обязанности. Так формируется инженерный корпус в упомянутых выше и в других странах, где из вузов выпускаются бакалавры и магистры. Например, в Японии, чтобы специалист в области техники и технологии был сертифицирован как инженер-профессионал, необходимо выполнить следующие условия:
Документы, подтверждающие все четыре позиции, представляются в специальные экспертные комиссии института инженеров Японии. Вероятность принятия положительного решения о выдаче сертификата инженера-профессионала и о включении его в национальный регистр инженеров-профессионалов составляет 15-20%. – Что можно рассказать об образовании современных специалистов? Отличается ли подготовка, мышление нынешних студентов от студентов 5-, 10-, 15-тилетней давности? В недавнем разговоре нашего корреспондента с ведущим специалистом машиностроительного завода прозвучала мысль о том, что частенько молодые инженеры, приходящие на производство, не готовы искать новые пути в достижении цели, нет тяги к самообучению. В итоге, помучавшись с новыми технологиями, уходят в менеджмент, где думать не надо, а заработки аналогичны… – Нынешние студенты, также как и студенты прошлых лет, соответствуют внешним условиям. Также есть доля нерадивых и несмышленых, доля талантливых и активных. Конечно, в целом представители нового поколения более информированы и приспособлены к выполнению современных задач. Иногда с горечью отмечаешь, что профессор, читающий лекции студентам, не знаком ни с иностранными языками, ни с информационными технологиями в той степени, в которой с ними знакомы студенты.
Не могу согласиться с тем, что выпускники «…помучившись с новыми технологиями, уходят в менеджмент, где думать не надо…» Современный менеджер на производстве хорошо владеет методами системного анализа и синтеза, сбора и анализа техникоэкономических данных и принятия решений. Именно от него зависит, доходит ли стратегия высшего менеджмента и новые технологии до уровня исполнителей… Так что надо в менеджменте думать, еще как надо! – Возможно ли изменить качество подготовки (переподготовки) специалистов «малой кровью», ведь не всегда у вузов есть возможность рассчитывать на серьезные инвестиции? – Надо готовить выпускника в области техники и технологии вместе с работодателями. Начиная от проектирования образовательной программы, ее реализации, и заканчивая выполнением реальных проектов, начало которых – в вузе, а окончание – на производстве. – По данным 2009 года Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ и росстата, наименьшую зависимость между полученной и фактической специальностью демонстрируют инженеры (35,9%)… С чем связано нежелание (или невозможность) инженеров работать по специальности? – Это связано, как раз, с правилами нашей экономики. Не силой нужно загонять выпускников на работу по специальности, а привлекать их инженерным и хорошо оплачиваемым трудом. Вообще, с моей точки зрения, не нужно требовать от выпускника вуза, чтобы он шел работать по специальности. Хороший выпускник хорошего вуза будет успешным работником в любой выбранной им сфере деятельности, чем будет полезен и себе, и государству. – Прочитали на вашем сайте, что россия в лице Ассоциации инженерного образования россии, единогласно принята в регистр инженеров АPEС. Поздравляем! – За поздравление спасибо. Этой работой в Ассоциации занимались члены правления Петр Чубик, вице-президент АИОР, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета и Александр Чучалин, проректор НИ ТПУ. Пользуясь случаем, выражаю им благодарность. – И вопрос – насколько эффективно способны конкурировать наши инженеры с западными? – Раньше мы говорили: «Российское образование – лучшее в мире». Потом (в 90-х годах) стали говорить: «Российское образование – лучшее в мире, только в мире об этом не знают». Так и про инженеров. Наши инженеры способны конкурировать с их инженерами. Только их инженеры об этом не знают. Из национальной доктрины инженерного образованияФакторы, определяющие развитие инженерного образования Разработка доктрины инженерного образования должна базироваться на следующих факторах:
Направленность инженерной подготовки По предварительному мнению экспертов многоукладная экономика и многообразие профессионально-образовательных интересов населения формируют рыночный спрос на инженерное образование различного уровня и характера:
Поддержка на общественно значимом уровне качества инжернерного образования В доктрине необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования на общественно значимом уровне, элементами которой должны стать:
C официального сайта АИОР. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|