Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив

В докладе Минобрнауки РФ Ярославская область отнесена к группе регионов с высоким «индексом создания новых знаний». Об особенностях и перспективах региональной система ВПО рассказывает председатель Совета ректоров, президент Ярославской государственной медицинской академии Юрий Новиков.

Просмотров: 2442
НОВИКОВ Юрий Васильевич – председатель Совета ректоров вузов Ярославской области, президент Ярославской государственной медицинской академии, профессор

В опубликованном год назад докладе Минобрнауки РФ о национальной инновационной системе и инновационной политике России Ярославская область отнесена к группе регионов, имеющих достаточно высокий «индекс создания новых знаний». Безусловно, в этом есть большой вклад вузов региона.

Об особенностях и перспективах развития региональной системы ВПО рассказывает председатель Совета ректоров вузов Ярославской области, президент Ярославской государственной медицинской академии, профессор, академик РАМН Юрий НОВИКОВ.

– Юрий Васильевич, Ярославль по праву можно назвать городом университетов. Привносит ли это свои особенности в деятельность Совета ректоров региона?

– Действительно, Совет ректоров вузов Ярославской области объединяет и координирует деятельность известных в России вузов: Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (ЯрГУ), Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ), Ярославской государственной медицинской академии (ЯГМА), Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ), Ярославской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА), Ярославского государственного театрального института (ЯГТИ), Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева (РГАТА) и других государственных аккредитованных вузов. В состав совета входят и руководители высших военных вузов, аккредитованных негосударственных вузов, например, Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), а также руководители правительства области и мэрии города.

Координация деятельности вузов, представляющих четыре разных министерства, – дело нелегкое. Но в такой ситуации как раз крайне необходимое, поскольку способствует слаженной работе руководства вузов. Отмечу и постоянную поддержку руководителей региона: губернатор области С.А. Вахруков уверен, что вузовское сообщество – гарант успешной реализации инициатив и начинаний правительства области.

– Назовите традиционно сильные, по вашему мнению, стороны высшей школы региона.

– Ярославское Демидовское высших наук училище основано в 1803 году – это был один из первых вузов не только в губернии, но и России. Поэтому, конечно, за два века своей истории ярославской высшей школой накоплен багаж замечательных педагогических традиций, создан крепкий интеллектуальный, научно-образовательный фундамент. Вузы не только готовят специалистов своей отрасли, здесь выросли известные ученые, деятели науки и культуры. Назову лишь некоторые имена: доктор архитектуры Н.Н. Кудряшов, доктор химических наук А.И. Русаков, доктора медицинских наук А.В. Павлов, В.С. Козлов, В.В. Страхов и К.П. Пшениснов, доктор педагогических наук В.В. Афанасьев, актеры Н.И. Терентьева, В.А. Салопов.

Одной из сильных сторон я бы назвал как раз интеграцию науки и образовательного процесса. В вузах сохранен и развивается научный потенциал, ученые вузов ведут работу по широкому спектру проблем, реализуют инновационные программы. К активному участию в научной деятельности привлечена основная часть студентов дневных отделений. Сложилась система проведения областных и международных научных конференций по вопросам науки, техники, образования, культуры и ряда других актуальных проблем.

Конечно, как и для всей отечественной высшей школы, трудным для был период 90-х годов прошлого века. Отмечалось снижение престижа высшего образования, «размывание» высшей школы за счет организации многочисленных негосударственных вузов и различных филиалов. Тогда резко увеличилось количество студентов, ощущалась утечка молодых кадров за границу. Особенно сложно было техническим вузам. Но вузы региона не только смогли выстоять, но и развиваться: открывались новые специальности, сохранялись отечественные образовательные традиции, поддерживались научные школы и молодые кадры, улучшалась, несмотря ни на что, материальная база за счет строительства новых корпусов. Тогда же вузы начали активно развивать международные многосторонние связи, особенно плодотворно с США, Францией, Великобританией, Германией, Польшей, Японией. В управление учебным и научным процессами внедрены новые технологии.

– Какие перспективные образовательные направления подготовки намерены реализовывать в будущем вузы Ярославля и области с учетом требований экономики региона? Какие в данном случае вы бы отметили проекты – уже действующие и перспективные?

– Отличительная особенность вузов региона – это реализация непрерывного образования. Сейчас ставится задача выстраивания системы образования на протяжении жизни. Как показывает практика – весьма эффективно сочетание довузовской профориентации, додипломного и последипломного обучения. Особо следует отметить контакты Ярославского государственного педагогического университета со средними образовательными учреждениями, Ярославской государственной медицинской академии – с лечебнопрофилактическоми учреждениями региона.

В 2008 году началось сотрудничество между компанией «Комацу» (Япония), производящей тяжелую дорожную технику, и Рыбинской государственной авиационно-технологической академией (РГАТА). Тогда, в преддверии строительства завода «Комацу» в Ярославле, гости сообщили о заинтересованности в приеме на работу выпускников рыбинского вуза. Прошло два года, завод в областном центре выходит на проектную мощность, и здесь уже трудоустроены выпускники РГАТА.

Особенно приятно отметить, что выпускники Ярославской медицинской академии в творческом сотрудничестве с Ярославским государственным университетом смогли создать первый и единственный в России высокотехнологичный прибор для лазерной коррекции зрения, превосходящий по своим параметрам многие зарубежные аналоги.

Еще пример: в Ярославле открылась Высшая школа менеджмента и инноваций. В новом учебном центре будут обучаться государственные и муниципальные служащие, которые смогут получать как фундаментальные знания, так и узкоспециализированные. Обучение будет проходить в сжатые сроки, дистанционно и индивидуально. В проекте принимают участие три вуза: ЯрГУ, академия МУБиНТ и Волго-Вятская академия госслужбы.

– В последнее время Ярославль стал площадкой крупных, в том числе международных форумов.

– Да, это так. И рад отметить, что в большинстве случаев инициаторами и организаторами этих мероприятий являются именно ректоры вузов области. Так, ректор Ярославского государственного университета профессор А.И. Русаков – один из организаторов международных форумов в Ярославле в 2009 и 2010 годах, которые успешно прошли с участием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева.

В настоящее время готовимся к международному форуму «Инновации. Бизнес. Образование-2010». Цель форума – выработка предложений и рекомендаций по ускоренному переводу региональной экономики на инновационный путь развития на основе формирования отраслевых научнопроизводственных кластеров, решения актуальных задач в области энергосбережения, экологии, комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в интересах социально-экономического развития территорий.

– Какие, на ваш взгляд, основные задачи стоят перед высшей школой Ярославской области в долгосрочной перспективе?

– Сегодня очень остро стоит вопрос трудоустройства выпускников. В рамках действующего законодательства невозможно вернуться к обязательному распределению молодых специалистов. Только изучение потребности в специалистах в регионе, взаимодействие с руководителями муниципальных образований и другими работодателями позволит эффективно содействовать трудоустройству выпускников.

Для решения сложных вопросов подготовки квалифицированных кадров и их трудоустройства, а также других важнейших проблем в Ярославле усилиями трех вузов (ЯрГУ, ЯГТУ, РГАТА) создана научно-образовательная ассоциация «Верне-Волжский исследовательский центр». Объединение вузов позволит оптимально реализовать идеи Болонского процесса, в частности введение двухуровнего образования, даст возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Совместными усилиями трех университетов также удастся значительно повысить эффективность работы аспирантуры и системы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Первыми реальными проектами ассоциации станет создание совместных научноисследовательских центров и электронной библиотеки.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что за счет интеграции вузов мы сможем общими усилиями преодолеть негативные последствия «демографической ямы», вырастить новые поколения ученых и преподавателей, обеспечить качество подготовки специалистов, необходимое для дальнейшего развития региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Региональный вуз российского значения
Совет ректоров вузов Ставрополья
Совет ректоров вузов Красноярского края
Кадровый потенциал Ярославской области
Ярославская область: региональный обзор
Владимирский сегмент наноиндустрии
Образовательная система: достижения и приоритеты
Академия МУБиНТ: тенденции электронного обучения
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Место и роль новой модели образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ