Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Место и роль новой модели образования

Совет ректоров вузов Республики Татарстан проводит активную работу, связанную с координацией взаимодействия вузов с целью реализации приоритетных проектов, направленную на стратегическое партнерство вузовского и бизнес-сообщества.

Просмотров: 1695
М.Х. САЛАХОВ, председатель Совета ректоров вузов
Республики Татарстан, ректор КГУ

Совет ректоров вузов Республики Татарстан рассматривает себя в качестве регионального отделения Российского союза ректоров – общероссийской общественной организации, являющейся основанным на членстве добровольным, самоуправляемым, некоммерческим общественным объединением ректоров вузов Российской Федерации. Кроме того, совет позиционирует себя в составе Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, тесно контактируя с этим объединением руководителей высших учебных заведений Поволжского региона.

В последнее время Совет ректоров вузов Республики Татарстан заметно активизировал свою деятельность, анализируя и намечая решения стратегических проблем развития высшей школы в нашем регионе, активно взаимодействуя со многими руководящими структурами как нашей республики, так и федерального уровня. Можно выделить несколько основных направлений.

Одно из них связано с реализацией документов и постановлений съезда Российского союза ректоров, совета Российского союза ректоров и других органов общероссийской общественной организации руководителей вузов. Так, в минувшем учебном году особое внимание было уделено постановлению совета РСР «Об обращении совета Российского союза ректоров к научно-педагогическому сообществу России «Интеллектуальный потенциал инновационной России» и тесно связанным с ним документам. Результаты проделанной Советом ректоров вузов РТ работы представлены в опубликованном РСР сборнике «Мониторинг олимпиад, творческих конкурсов и других видов интеллектуальных соревнований школьников, проводимых в субъектах Российской Федерации» (2008). Эта работа явилась определённым вкладом в подготовку повестки дня и решений IX съезда Российского союза ректоров, в центре внимания которого находилась такая крупная проблема, как «Стратегия развития высшей школы в новых социально-экономических условиях: лидерство, результативность, стабильность».

еизменно Совет ректоров вузов РТ уделяет большое внимание вопросам организации вузовской жизни в регионе: внедрению балльно-рейтинговой системы, переходу на уровневое образование, укреплению материально-технической базы учреждений высшего образования, другим вопросам. Активно включилось сообщество и в рассмотрение процессов формирования новой модели организации образовательной сферы в стране, которая могла бы задать адекватный новым социально-экономическим условиям облик образования, обсуждая возможности участия высшей школы Республики Татарстан в процессе формирования сети новых научно-образовательных центров страны. В частности, ректоры республиканских вузов поддержали идею создания Приволжского федерального университета в Казани на базе Казанского государственного университета с присоединением к нему ряда вузов столицы Татарстана с последующим пошаговым расширением университета за счёт обретения и развития наиболее значимых научных структур и направлений подготовки.

Сегодня Совет ректоров вузов Республики Татарстан усиливает работу, связанную с координацией взаимодействия вузов с целью реализации образовательных, научных, инновационных, культурных и иных приоритетных проектов, в русле курса на стратегическое партнёрство вузовского и бизнес-сообщества. Намечено более активно содействовать заключению партнёрских соглашений с объединениями работодателей, а также между отдельными высшими учебными заведениями и конкретными предприятиями в направлении развития инновационно-ориентированных образовательных программ и научных исследований. Основой сотрудничества вузов и предприятий призвано стать развитие образовательных технологий, построенных на принципах инновационного обучения, поддержки перспективных направлений научных исследований и инновационных программ, координации совместной работы вузов и работодателей в деле подготовки компетентных, востребованных рынками труда специалистов.

Целесообразным совет ректоров посчитал осуществлять экспертизу вузовских инновационных проектов, связанных с налаживанием их взаимодействия с бизнес-сообществом, ориентировать высшие учебные заведения на повышение адаптивности к потребностям качественно новой инновационно-ориентированной экономики, рынка труда, освоение гибких форм организации учебного процесса, научных исследований и инновационной деятельности для успешного выполнения ими образовательных, исследовательских и информационных функций.

Совет ректоров исходит из того, что обновлённая в соответствии с запросами жизни идея организационно-воспитательного воздействия на студенческую молодёжь входит важнейшей составной частью в общую идеологию модернизации образования. Вузы Республики Татарстан оказались в первых рядах тех высших учебных заведений страны, где на новой основе стала возрождаться система воспитательной работы. Это неслучайно: научно-образовательный комплекс нашей республики является одним из самых крупных и эффективно действующих в стране, он опирается на исторические традиции, у истоков которых стоит Казанский государственный университет. Образовательная система в Казани и регионе с самого начала своего существования складывалась как центр образования, науки и культуры, призванный активно содействовать духовному развитию в различных регионах страны.

Имея за плечами такую богатую традицию, Казанский университет, исторически и культурно связанные с ним другие вузы Казани и республики и сегодня настроены исполнять свою миссию культурно-воспитательного центра. Конечно, когда мы в новых условиях приступили к созданию обновлённой системы воспитания, далеко не всё было ясно. Но одно представлялось очевидным – без координации усилий всех вузов, всех научно-педагогических и студенческих коллективов такой системы не создать. Осознание этого обстоятельства и легло в основу организации Координационного совета по воспитательной работе вузов Татарстана. Он был сформирован в самом начале 2002 года по инициативе Совета ректоров вузов Республики Татарстан и республиканского министерства по делам молодёжи. За непродолжительное, в сущности, время, в течение которого происходило становление и развитие этого органа, уже сделано немало, в том числе и в смысле наращивания научно-методической базы воспитательных практик.

Координационный совет по воспитательной работе руководствуется в своей деятельности тем положением, что организация межвузовского взаимодействия не направлена на нивелирование тех различных подходов к воспитательной работе, какие демонстрируют различные вузы, а, напротив, предполагает создание условий для их развития именно с учётом особенностей и специфики каждого из них. Если взять Казанский университет, то к настоящему времени в нём в основных своих чертах сложилась новая модель воспитания. Как и любое дело в университете, здесь стремятся поставить воспитательную работу на научную основу. Началось теоретическое осмысление того, что уже сделано и куда двигаться дальше. В итоге, появилась программа под названием «Университет. Традиции. Культура», которая опирается на традиции и внутреннюю культуру университета. Воспитуемый и воспитатель – это два звена одной цепи. Поэтому в КГУ на новой основе развернул деятельность научно-методический совет по воспитательной работе. Сегодня совет по воспитательной работе нашёл своё место в университетской жизни, превратился в генератор культурно-воспитательных идей, обрёл черты настоящего центра этой разносторонней работы. Обобщая на одном из своих заседаний опыт университета, обретённый им в сфере воспитательной работы с молодёжью, Совет ректоров вузов РТ пришёл к согласованному мнению, что это может оказаться полезным для всей системы высшего образования нашей республики и других регионов страны.

Это, в частности, находит подтверждение в ходе реализации договора о создании консорциума для организации совместной деятельности в области профессионального образования между Республикой Татарстан и Свердловской областью. Подписание документа было инициировано Советом ректоров вузов Республики Татарстан, Министерством образования и науки РТ с целью более эффективной реализации сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях между Республикой Татарстан и Свердловской областью. Договор предусматривает развитие прямых связей между учреждениями высшего профессионального образования Республики Татарстан и Свердловской области по обладающим немалым воспитательным потенциалом направлениям, среди которых проведение совместных спортивнооздоровительных и культурно-массовых мероприятий, организация художественных выставок, фестивалей, гастролей коллективов художественной самодеятельности учреждений высшего профессионального образования обоих регионов и др. Согласованное развитие воспитательной работы в различных регионах Поволжья и Урала содействует формированию интегрированного, синтезированного научно-образовательного пространства нашей страны в целом.

Весной 2009 года IX съезд РСР постановил принять стратегическую инициативу Российского союза ректоров «Новое образовательное измерение», в которой руководители высших учебных заведений нашей страны призвали мировую образовательную корпорацию консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира для достижения нового качества образования в многополярном мире в эпоху переоценки глобальных ориентиров. Всё это крупные, принципиальные вопросы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, региональный обзор, совет ректоров, республика татарстан, тенденции, ао-33, казанский государственный университет

Похожие материалы:
Совет ректоров вузов Ставрополья
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Содержание профессиональной подготовки педагогов
НГТТИ: от техникума до института
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Инновационное образование для автомобильной отрасли
ТИСБИ: инновационный рост
Инновационная идеология КГТУ
КГУ: задачи и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#95Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
#98Студенческая оценка качества образования
#104Практико-ориентированное образование в Южно-Уральском государственном техническом колледже
#100Коммерциализация дополнительного профессионального образования
#107Дайджест № 107 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний