Содержание профессиональной подготовки педагоговВ Набережночелнинском государственном педагогическом институте реализуется концепция личностноориентированного образования, результатами которого считаются духовно-нравственная, гражданская и профессиональная зрелость. Просмотров: 2892
Обновление содержания профессиональной подготовки педагогов
В современном обществе существенно снизилась престижность профессии педагога. Старение педагогического корпуса сопровождается двумя проблемами: с одной стороны, молодое поколение утрачивает понимание профессионального долга, с другой – основная часть педагогов отрывается от проблем молодёжи. Во многих профильных вузах деятельность ведется стереотипно, наблюдаются сложности в формировании отношений сотрудничества, демократического взаимодействия студентов и преподавателей, в управлении образовательным учреждением, отсутствует гибкость в деле подготовки кадров. Пути выхода из общего кризиса, думается, следует искать в диалоге поколений педагогов, в обращении к истории развития образования как самостоятельного социального института. Кроме того, в педагогическом образовании наметился кризис предметноориентированного подхода. Дальнейшее движение от знаниево-предметной к профессионально и личностно ориентированным моделям требует изменения идей и концепций в области теории и практики. В Набережночелнинском государственном педагогическом институте реализуется концепция личностноориентированного образования, результатами которого мы считаем духовно-нравственную, гражданскую и профессиональную зрелость выпускника. Содержание образования нельзя улучшить путем его механического сокращения и усиления таким способом практической направленности. Нужно, чтобы деятельность разработчиков, во-первых, опиралась на научно обоснованную модель содержания, изоморфную профессионально-педагогической культуре, а во-вторых, в содержании проецировался тип личности, становлению которой оно будет способствовать. Только тогда мы получим новый результат. Между тем, государственными стандартами 2000 года именно путем урезания было «улучшено» содержание психолого-педагогической составляющей педагогического образования. Кроме того, этот важнейший документ страдает фрагментарностью, разорванностью знаний в части общепедагогической подготовки и не отражает истинной научной картины педагогической деятельности. На наш взгляд, необходимо перевести содержание образования на более высокий теоретический уровень, придать ему опережающий характер, расширить его предметно-деятельностный слой, включить в него личностно-значимые для студентов проблемы и т.д. В обновленном виде стандарты должны сочетать коммуникативный, предметный и деятельностный компоненты. Работа института по обновлению содержания образования на данном этапе видится таким образом:
Заявленные теоретические позиции учтены в программе развития института на 2007-2011 годы и в практических проектах, направленных на обновление системы образования Республики Татарстан, города.
В рамках программы развития реализуются два стратегических направления: «Целевые программы функционирования и развития института» (например, «Сельский учитель», «Учитель для развивающей системы образования» и несколько других) и «Исследовательские и практико-ориентированные проекты», которых тоже несколько. Так, проект «Благодарение» направлен на привлечение внимания молодежи, общественности, органов власти к проблемам и нуждам ветеранов учительского труда. Целью проекта «Другая жизнь» является создание условий для социализации детей и подростков «группы риска». Для обновления содержания профессиональной подготовки педагогов очень важно связать обучение студентов с передовыми образовательными технологиями, которые существуют и разрабатываются в стране. На это направлен проект «Развивающее образование». Он предполагает построение механизмов массового системного воспроизводства передовых образовательных технологий (в частности, технологии развивающего обучения Эльконина и Давыдова) на базе высшего профессионального образования. Преподаватели института и студенты, работающие в открытых в вузе лабораториях, работают совместно с авторами – разработчиками учебных курсов по системе Эльконина и Давыдова и учеными московских вузов и научных институтов. На базе НГПИ два раза в год проходят курсы по обучению студентов и учителей технологии развивающего обучения. По этой теме организуются семинары, всероссийские и международные конференции. Совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, Управлением образования и Центром занятости населения г. Набережные Челны, ОАО «Камгэсэнергострой» воплощается в жизнь проект «Формирование мотивации молодежи на освоение востребованных на современном рынке труда профессий». Проведенный анализ ситуации показал, что в области профессиональной ориентации для рынка труда характерно отсутствие координации деятельности разных субъектов, занимающихся проблемами молодежи: школ, учреждений начальной профессиональной подготовки, промышленных предприятий, производственных объединений и городских служб. В то же время решить эту проблему изолировано друг от друга невозможно. В институте разрабатывается программа перестройки системы работы по профориентации как внутри отдельных социальных институтов, так и во взаимодействии. Проект «Формирование российской идентичности и стратегического гражданско-патриотического воспитания» направлен на теоретическую проработку содержания понятий «российская идентичность» и «гражданственность» и составление на этой основе программы патриотического воспитания младших школьников. В Университете третьего возраста, открытом в иституте (бесплатное обучение), пенсионеры Набережных Челнов получают дополнительное образование в области педагогики, психологии, дизайна, информатики, иностранных языков. В качестве преподавателей выступают студенты. Основной целью работы университета является повышение социальной активности и уровня здоровья пожилых людей, формирование и развитие новой среды общения. В 2008-2009 учебном году здесь обучалось более 830 человек. Самому молодому из них было 47 лет, а самому мудрому – 84. По итогам года университет награжден дипломом мэра города «Благотворитель года» в номинации «Лучшая социальная акция». Кроме того, существуют программы обмена студентами между институтом, российскими вузами, Версальским и Реймским университетами Франции, позволяющие включиться студентам и преподавателям в новые направления научной и практической деятельности, освоить современные образовательные технологии, познакомиться с европейской системой образования. В скором времени на основании результатов работы коллектив Набережночелнинского ГПИ сможет представить новые модели содержания образования, его организации и финансирования, определить связанные с этим социальные риски и выработать компенсационные механизмы. Нас радует, что большее количество выпускников НГПИ этого года ушли в школы Республики. Они ушли чуть другими. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|