Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Совет ректоров вузов Ставрополья

Одна из важнейших стратегических целей развития Ставрополья – создание региональной инновационной системы, призванной стать основной будущего полномасштабного перехода края к новому типу экономики – экономики знаний.

Просмотров: 2674

Тактику определяет стратегия

ТРУХАЧЕВ Владимир Иванович – председатель Совета ректоров вузов Ставропольского края с октября 2008 года, ректор Ставропольского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных и экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, заслуженный деятель науки РФ.

Одна из важнейших стратегических целей развития Ставрополья – создание региональной инновационной системы, призванной стать основой будущего полномасштабного перехода края к новому типу экономики – экономики знаний.

Первые практические шаги в выстраивании инновационной инфраструктуры регион уже сделал. И немалую роль в этом играет система образования Ставропольского края – одна из крупнейших в России.

Действительно, Ставрополье с его почти трехмиллионным населением обладает значительным инновационным, научным, образовательным потенциалом. Ведущие вузы края обладают высокопрофессиональным кадровым потенциалом, оснащены компьютерным и лабораторно-техническим оборудованием и способны обеспечить современный уровень образования и научных разработок. В крае имеется ряд высокотехнологичных производств общероссийского уровня. Ставрополье регулярно принимает участие в российских и международных выставках, где инновационные проекты ставропольских авторов получают неизменно высокие экспертные оценки. И, конечно, роль высшей школы края в реализации его инновационного потенциала невозможно переоценить.

Так, например, на базе Ставропольского государственного университета созданы центр инновационных разработок и технопарк «Наукоемкие технологии»; Северо-Кавказского государственного технического университета – Ставропольский научно-технический парк «СтавТехноПарк»; Ставропольского государственного аграрного университета – центр научно-инновационной деятельности и технопарк «УниверАгро»; Пятигорского государственного технологического университета – научно-технический центр прогнозирования строительной индустрии экспертизы и оценки недвижимости; Пятигорского государственного лингвистического университета – совет по управлению инновационными проектами и процессами и бизнес-инкубатор «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА». Это далеко не полный перечень инновационных вузовских структур.

Ряд проблем, стоящих сегодня перед российской высшей школой, волнует и вузовское сообщество Ставрополья.

Первый круг вопросов связан с недостаточным спросом на инновационные разработки со стороны реального сектора экономики. Тому есть немало причин, в том числе объективных. Одна из них, например, – это доминирование на многих промышленных и сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края (хотя это общероссийская проблема) отсталых технологических укладов. А в результате, получается парадокс: промышленность края ориентирована, главным образом, на закупку импортного оборудования и технологий. При этом результаты, достигнутые отечественным сектором исследований и разработок, в большей степени реализуются за рубежом. Таких парадоксов немало, и их необходимо разрешать системно, на общефедеральном уровне.

Тем не менее, в крае на базе ведущих вузов и промышленных предприятий-лидеров создан значительный задел фундаментальных и прикладных научно-технических разработок. Разработана краевая целевая программа «Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 года», принят закон «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае», сформирован общественный экспертный научно-технический совет, разрабатываются масштабные проекты. Иными словами, процесс формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в крае продолжается.

Второй круг вопросов определяется тем, что в условиях существенного увеличения за последние десятилетия доли обучающихся в вузах и доли студентов-первокурсников с заниженным уровнем знаний перед системой высшего профессионального образования встает задача восстановления качественных параметров подготовки специалистов.

Так, по результатам этого года ставропольские школьники набрали не самые высокие баллы. Немногие выпускники сдавали ЕГЭ по химии из-за слабого преподавания предмета в школе, что неблагоприятно отразилось на конкурсной ситуации для технологических специальностей (для справки: всего выпускников школ – около 22 тыс., а химию сдавали – 1,6 тыс.). В связи с этим возникает обеспокоенность в отношении качества обучения в школах, особенно сельских, где средний возраст учителей по естественнонаучным предметам (физика, химия, математика) – предпенсионный и пенсионный.

Надо сказать, для Ставропольского края, являющегося одним из наиболее развитых аграрных регионов России, состояние сельской школы, как и система подготовки кадров для АПК и закрепления специалистов на селе, – вопрос важнейший. Увы, пока учащиеся в сельской местности имеют неодинаковые условия обучения в школе, по сравнению с жителями города. При этом условия поступления в университет для жителей села и города одинаковы. Поэтому, возможно, следовало бы предусмотреть приоритетное поступление жителей села на аграрные специальности. Кроме того, представляется целесообразным стимулировать поступление льготников на специальности, востребованные производством, но не пользующиеся большим спросом у абитуриентов. Например, отмечен невысокий конкурс при поступлении на сельскохозяйственные специальности: агрономию, зооинженерию, ветеринарию, механизацию и т.д. Развитие подобной тенденции на протяжении нескольких лет может создать предпосылки для кадрового дефицита по отдельным направлениям сельскохозяйственного производства.

Третий круг вопросов определен спецификой Ставропольского края как многонационального, многоконфессионального региона. Поэтому работе по профилактике проявлений национального и религиозного экстремизма в студенческой среде совет ректоров уделяет особое внимание. Это и организация мониторинга состояния межэтнических отношений в студенческой среде с целью раннего прогнозирования негативных явлений, и осуществление научных исследований, касающихся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования межэтнических, миграционных и государственно-конфессиональных процессов в Ставропольском крае, и организация широкой просветительской работы среди учащейся молодежи. Реализуются и другие меры, в том числе подготовка в вузах специалистов в рамках таких дисциплин, как социальная психология, этнология, социология, политология, религиоведение, конфликтоведение и история. Причем совет ректоров сотрудничает по этим вопросам с администрацией края, муниципальными органами власти, правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями, казачьими обществами.

В зоне особого внимания совета ректоров края находятся также вопросы профилактики употребления и распространения наркотических и психотропных веществ в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. В решении этой проблемы активно участвует и само студенчество.

Ставрополье, позиционируя себя как регион с большим научно-инновационным потенциалом, достойно выступает на различных международных и общероссийских выставочных площадках. Так, на состоявшемся в конце августа IX Московском международном салоне инноваций и инвестиций Ставропольский край представил 54 инновационных проекта и научно-технические разработки. Все представленные регионом проекты были отмечены призами, в том числе 7 золотыми медалями. В их числе отмечены и вузовские проекты. Например, разработка ученых Пятигорского государственного технологического университета «Комплекс технологий, обеспечивающих экологическую безопасность особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации «Кавказские Минеральные Воды» удостоена специального приза Северо-Европейского центра маркетинга и менеджмента объектов интеллектуальной собственности. Этот проект был выдвинут на соискание гран-при салона. Специальным дипломом Роспатента за высокий уровень научных разработок были отмечены разработки ученых Северо-Кавказского государственного технического университета – «Производство лактулозы» и Ставропольского государственного аграрного университета – «Производство функциональных продуктов питания с использованием экологически чистого листа стевии».

Такое признание при очень высокой конкуренции (в салоне приняло участие около 700 экспонентов из 46 регионов Российской Федерации и 15 зарубежных стран) и для Ставрополья, и для вузов края особенно ценно, ведь участие в конкурсе – это не только получение престижных наград, но и профессиональная экспертная оценка и маркетинг представленных проектов.

Особый интерес членов международного жюри и посетителей салона вызвали инновационные проекты Ставропольского края в области нанотехнологий. Действительно, учитывая уже имеющиеся перспективные научные наработки и потенциальные возможности края, создание инновационного территориального научно-производственного кластера в области нанотехнологий является одним из приоритетных направлений развития региона. Основой кластера должен стать Нанотехнологический центр Ставрополья.

Вообще, идея формирования и развития территориально-отраслевых кластеров Ставропольского края предложена в качестве генерального направления модернизации экономики региона. Основные направления кластерной политики подробно рассмотрены, в частности, в разработанной стратегии развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 года. В рамках разработки стратегических направлений инновационного развития края были проанализированы возможности и перспективы формирования целой сети таких высокотехнологичных кластеров с акцентом на создание сетевой организации промышленных, строительных и транспортных предприятий и организаций, научных институтов, вузов, управляющих структур с целью выпуска конкретной наукоемкой продукции.

Основным приоритетом реализации кластерной политики является формирование инновационных территориально-отраслевых кластеров по следующим направлениям:

  • электроэнергетика и освоение нетрадиционных источников энергии (солнечной, геотермальной, ветровой);
  • биомедицина, фармакология и фармацевтика;
  • нанотехнологии и наноиндустрия;
  • производство и глубокая переработка сельскохозяйственной продукции;
  • добыча и розлив лечебной и столовой воды (розлив минеральной и родниковой воды, производство стекольной и полиэтиленовой тары);
  • химическое производство;
  • обрабатывающие производства (машиностроение и металлообработка, выращивание и обработка синтетических кристаллов, кремневых пластин для солнечной энергетики, производство импортозамещающих комплектующих для автомобильной промышленности, новых изделий трубопроводной арматуры, приборостроение, мебельное производство, сельскохозяйственное машиностроение, дубление и отделка кожи, швейное производство, производство электрооборудования);
  • добыча и переработка минерального сырья (добыча и обогащение кварцевых песков, производство стекольной продукции, поликремния, строительных смесей, современных строительных материалов).

Конечно, в инновационной сфере еще остается ряд нерешенных проблем. Свою «лепту», безусловно, вносит и кризис, заставляя где-то пересматривать сроки реализации ряда проектов. Тем не менее, создание региональной инновационной системы как эффективного механизма перехода к экономике знаний позволит стать Ставрополью центром инновационной деятельности Северного Кавказа. А наличие в крае уникальных специалистов, обладающих знаниями и компетенциями в области межкультурной коммуникации и иностранных языков, позволит вывести инновационные разработки на широкую международную арену.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимир трухачев, региональный обзор, совет ректоров, ставропольский край, ВПО, акцент, ао-34

Похожие материалы:
Совет ректоров вузов Красноярского края
Северо-кавказский гуманитарный институт - акцент на профориентацию
Ставропольский край. Региональный обзор
Северо-Кавказский государственный технический университет: опережая время
Преемственность в системе образования
Инновационный вуз концепций и условий
Профессиональное образование – фактор социализации молодежи
Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс»
Инновационная программа Ставропольского государственного аграрного университета
От традиций – к креативности и инновациям

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Отечественное отраслевое образование имеет многовековую историю. За более чем двухсотлетний...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
Новые реалии отраслевого образования. Системы ДПО и СПО в процессе трансформации. Лучшие практики...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#106Воскресенский колледж развивает систему наставничества
#99Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#101Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний