Международное сотрудничество в области качестваВсе более актуальным становится вопрос выбора и поддержки таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект на всю систему профессионального образования. Попробуем дать краткий анализ приоритетов, обозначенных в программных документах ЕС и России. Просмотров: 3525
Опыт Ассоциации инженерного образования России
ЕС и РФ: стратегические цели образованияНе секрет, что мировое сообщество столкнулось сегодня с целым рядом кризисов – экономическим, финансовым, социальным. К уже традиционным вызовам (глобализация, демографическая ситуация и поворот к экономике знаний) добавились новые (миграция, необходимость перехода к устойчивому развитию). Столь непростая ситуация, безусловно, не может не касаться и сферы образования – как на национальном, так и международном уровнях выработки и принятия решений в этой области. Все более актуальным становится вопрос выбора и поддержки таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект на всю систему профессионального образования. В качестве одного из ответов на эти вызовы можно рассматривать разработку национальных стратегических программных документов – Рамочной программы европейского сотрудничества в области образования (ET – 2020) и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванных сыграть важную роль в развитии образования. На основе этих документов попробуем дать краткий анализ обозначенных в них приоритетов. Европейский Союз в качестве стратегических целей развития образования на период 2011-2020 годов определил следующие:
Российская Федерация главную стратегическую цель государственной политики в области образования сформулировала как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Сформулированы и приоритетные задачи для достижения этой цели. В их числе:
Инструменты качестваВопросы качества образования являются приоритетными и для России, и для Европейского Союза. Это вполне понятно: сегодня качество образования прочно вошло в пул едва ли не обязательных конкурентных преимуществ стран, претендующих на передовые роли (хоть в мировом, хоть в региональном масштабах). Этот критерий занимает стабильно ведущее место и в ценностных ориентирах потребителей образовательных услуг при выборе вуза – такая тенденция в последние годы зафиксирована и у российских абитуриентов. Качества требуют и работодатели, подчеркивая, что профессиональное образование должно быть более отзывчивым к потребностям рынка труда. Понимая, насколько процесс обеспечения и гарантии качества – насущная и одновременно сложная задача, в середине 2000-х консорциумом из 14 европейских организаций был представлен проект EUR-ACE (European Accredited Engineer), нацеленный на оценку качества и аккредитацию инженерных программ и выпускников, а в более широком смысле – на содействие «созданию европейского пространства высшего образования, в котором граждане смогут выбирать из широкого и открытого списка программ высокого качества» [1]. В феврале 2006 года консорциумом была основана международная некоммерческая организация European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE) – Европейская сеть по аккредитации инженерных образовательных программ. Сегодня ENAEE – сеть заинтересованных представителей от всех областей техники и технологии, обеспечивающая европейскую аккредитацию инженерных образовательных программ и функционирование системы EUR-ACE. Эта система имеет зарегистрированный знак качества EUR-ACE® и авторизованные национальные агентства (на данный момент их 7), уполномоченные присуждать этот знак аккредитованным образовательным программам (см. таблицу 1).
Опыт деятельности ENAEE показал, что аккредитация инженерных образовательных программ как первый шаг в профессию инженера является мощным инструментом для укрепления и академического образования, и рынка труда. На сегодняшний день критерии и процедуры EUR-ACE® в наибольшей степени отвечают вызовам, перед которыми стоит большая Европа. Российский контекстВ Европейской сети по аккредитации инженерных образовательных программ Россия представлена Российской ассоциацией инженерного образования (АИОР) [2]. В 2006 году АИОР выступила одной из организаций-основателей ENAEE и сегодня является авторизованным национальным агентством ENAEE. На сегодняшний день из 29 групп специальностей ВПО в России к инженерным можно отнести 17. Из них уже 13 групп в 32 вузах имеют аккредитацию АИОР (см. таблицу 2).
С 2006 года, с момента вступления АИОР в европейскую сеть ENAEE, и до 2012 года 78 программ инженерного образования, реализуемых российскими вузами, прошли процедуру оценки качества по международным стандартам EUR-ACE с присвоением соответствующего сертификата «Европейского знака качества EUR-ACE». (В последнее время активно выходят на эту процедуру АИОР и вузы Республики Казахстан). Как показала практика, наибольшую заинтересованность в международной аккредитации образовательных инженерных программ проявляют вузы, выпускники которых работают в организациях, выполняющих заказы не только у нас в стране, но и за ее пределами: в частности, организации нефтегазового сектора, являющегося для России системообразующим. По отзывам топ-менеджеров таких компаний, сегодня при отборе кадров безусловное предпочтение отдается сертифицированным профессиональным инженерам, окончившим образовательные программы, аккредитованные по жестким международным стандартам. В заключение стоит отметить еще одно немаловажное событие для российской высшей школы: как известно, в июне 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений. В направлении «Образовательная деятельность» пунктом 1.2 значится критерий «Доля студентов приведенного контингента, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим международную аккредитацию» [3]. Тем самым государство подтверждает важность международного признания качества российских образовательных программ. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|