Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»

Ключевым событием VII Ежегодной научно-практической конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования стало выступление Ахима Хопбаха, президента ENQA, директора Австрийского агентства гарантии качества и аккредитации. В заключение он ответил на ряд вопросов участников встречи.

Просмотров: 2571

Ключевым событием VII Ежегодной научно-практической конференции Гильдии экспертов в сфере профессионального образования стало выступление президента ENQA, директора Австрийского агентства гарантии качества и аккредитации Ахима ХОПБАХА, проанализировавшего современное состояние и тенденции развития гарантии качества на европейском пространстве. В заключение он ответил на ряд вопросов участников встречи.

– Как бы вы оценили качество российского высшего образования?

– Ни я, ни коллеги из других ассоциаций и агентств гарантии качества не можем оценить в целом качество российского образования. Оценку реализации образовательных программ и деятельности вузов могут дать только профессионалы, эксперты – специалисты в соответствующей области знаний.

Важнейшим предварительным условием внешней экспертизы с привлечением зарубежных экспертов считаю наличие у них глубоких фоновых знаний о стране и образовательной системе, в рамках которой функционируют экспертируемые программы/вузы: законодательная база, культурные особенности, особенности разработки образовательного процесса и прочее. Убежден, нельзя просто взять и импортировать экспертную комиссию из другой страны и ждать от нее единственно верного заключения.

Мне трудно говорить о России в отрыве от ситуации в Европе, в частности, Восточной Европе. Сейчас высшее образование и гарантия качества развиваются динамично, как никогда. Поразительны изменения, произошедшие за последние десять лет, и в этом смысле Россия не стоит в стороне от других стран Европы.

– В настоящее время в России нет единого национального реестра аккредитационных агентств, однако, во многом по инициативе Минобрнауки РФ, сейчас активно обсуждается создание такого реестра на основе довольно многочисленных критериев. Не видите ли вы в этом угрозы для независимости российских аккредитационных агентств?

– Нет, я не вижу проблемы в создании такого реестра, если агентства будут регистрироваться на основе соответствия определенным критериям добропорядочной практики в области гарантии качества. Регистрация в таком реестре не будет ограничивать независимость агентств в их процедурах, процессах, принятии решений.

– Сравнивая стандарты ISO-9000 и ESG, как вы относитесь к тому, что в последних уделяется мало внимания непосредственно процессам управления качеством?

– Не вижу фундаментальных различий между этими стандартами. ESG – это принципы и рекомендации для вузов/программ и агентств, эти стандарты в значительной степени раскрывают суть процессов. Действительно, обучающая и учебная деятельность отличаются по своей природе от процессов производства, однако такие процессы, как экспертиза «равных» для установления соответствия стандартам, критерии соответствия/несоответствия с учетом разнообразия сектора высшего образования – эти и другие аспекты, – включены в стандарты ESG.

– На взгляд президента ENQA, сфера высшего образования и гарантии качества сегодня – это в первую очередь бизнес или общественное благо?

– Вне всяких сомнений, гарантия качества – это не бизнес, а часть сферы высшего образования как общественного блага и предмета общественной ответственности. Наша цель – обеспечить соответствие осуществляемого вузами/программами образования стандартам качества и помогать вузам в управлении качеством и повышении качества высшего образования. Другая наша задача – защищать интересы студентов и обеспечить адекватный уровень выбираемых ими образовательных программ и вузов.

Безусловно, конкуренция сегодня налицо, и нельзя этого отрицать. Например, призывая вузы/программы проходить аккредитацию, агентства могут приводить разные аргументы: во-первых, у нас самые высокие стандарты качества – такая экспертиза обеспечит вам самую высокую репутацию; во-вторых, у нас легче всего пройти экспертизу – требования минимальны; в-третьих, наша экспертиза дешевле, чем у других агентств. Приходите к нам! Понятно, что, наверняка, найдется спрос на каждый из трёх предложенных вариантов. Однако единственно приемлемым аргументом является только один – конкуренция за репутацию на основе установления соответствия высоким стандартам качества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ахим хопбах, ENQA, качество образования, компетентно, ао-60

Похожие материалы:
Проблемы инженерно-технического образования
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Ахим Хопбах: «Мы все стараемся решить одни и те же задачи»
Международное сотрудничество в области качества
Владимир Наводнов: Нестандартные стандарты
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Цель – создание профессионального экспертного сообщества
Новые подходы в управлении качеством государственных услуг
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#111Признанный лидер профобразования Московской области
#112В России прошел первый международный хакатон по нефтяной тематике c цифровыми решениями «HOT CHALLENGE»
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#111Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
#111Преобразования в профобразовании
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ