Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Системный подход к качеству образования

Сложившаяся управленческая прак- тика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения до- ступного и качественного образования для российских граждан.

Просмотров: 3197

Необходимы единые подходы и требования

К вопросу о правовом обеспечении и содержании контрольно-надзорной деятельности муниципальных органов управления образованием

М.А.БАТАНОВА
председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования
Ульяновской области, к.п.н.

Основной целью совершенствования государственной системы контроля на современном этапе является обеспечение гарантий реализации государственной политики в области образования, защита прав участников образовательного процесса. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • упорядочение контрольно-инспекционной деятельности в системе образования;
  • более четкое разграничение компетенции между различными уровнями органов управления образованием и их подразделениями.

Кроме того, поскольку состояние системы образования на уровне субъекта Российской Федерации зависит от эффективной совместной деятельности надзорного органа в сфере образования, регионального и муниципальных органов управления образованием, следует также четко определить функции и организационно-правовые формы взаимодействия профессионально-общественных структур и органов управления образованием всех уровней в реализации механизмов лицензирования, аккредитации, инспектирования образовательных учреждений на уровне субъекта Российской Федерации.

Практика показывает: насколько грамотно проводятся процедуры планирования и организации деятельности в муниципальных органах управления образованием, компетентно осуществляются контрольно-инспекционные мероприятия в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, настолько эффективнее работают и сами муниципальные образовательные учреждения. И здесь важным фактором выступает правовая основа регулирования системы образования. Исходя из этого, на уровне муниципалитетов стала формироваться собственная правовая основа контрольно-инспекционных функций.

Так, в муниципальных органах управления образованием Ульяновской области разработаны положения об инспекционной деятельности в отношении образовательных учреждений. Законодательной основой для ее осуществления является письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.01.2001 № 22-06-106 «О содержании и правовом обеспечении инспекционно-контрольной деятельности органов управления образованием». Однако в условиях отсутствия должного правового анализа и контроля подобная практика нередко сопровождается нарушениями норм законодательства Российской Федерации. Поэтому в настоящее время все острее ощущается необходимость государственного контроля за решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, их соответствием законодательству Российской Федерации в области образования.

Территория Ульяновской области включает 25 муниципальных образований, в которых функционируют 1159 образовательных учреждений всех типов и видов различных форм собственности.

В рамках государственной функции по исполнению законодательства в области образования в отношении муниципальных органов управления образованием специалистами комитета проводятся плановые и внеплановые мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок. В целях осуществления единой методологии исполнения контрольно-надзорных функций в системе образования и механизмов их реализации на региональном и муниципальном уровне в муниципальные органы управления образованием направлены инструктивно-методические документы. Разработаны методические рекомендации по подготовке документов для более качественного проведения надзорных мероприятий в форме камеральной проверки. В целях унификации проводимых мероприятий комитетом предложены формы предоставления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и отчета об устранении выявленных нарушений. Отделом по надзору и контролю за исполнением законодательства в области образования составлены также примерные перечни вопросов, по которым могут проводиться проверки в отношении различных объектов образования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.

Следует отметить, что при осуществлении надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов управления образованием требуется учитывать специфику их деятельности. Поэтому, при подготовке к проверкам муниципального органа управления образованием, обзорно изучается характеристика муниципальных образовательных учреждений, анализируются имеющиеся результаты их проверок. Группа специалистов комитета обсуждает возможные варианты формулировки цели и предмета проверки муниципального органа управления образованием. Вместе с нормативными правовыми актами федерального уровня предварительному изучению подлежат и нормативные правовые акты Ульяновской области (в частности, это Программа реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений Ульяновской области, Программа развития дошкольного образования в Ульяновской области и другие). Соответственно, предметами проверок муниципальных органов управления образованием является анализ следующих направлений:

  • соблюдение процедур ликвидации и реорганизации образовательных учреждений;
  • реализация областной целевой программы развития дошкольного образования;
  • выполнение требований законодательства в части установления размера взимаемой с родителей платы за содержание ребенка (детей) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
  • соблюдение требований учета, выдачи и хранения документов об образовании государственного образца;
  • организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;
  • осуществление процедур отчисления, исключения, а также перевода и восстановления обучающихся;
  • исполнение контрольных функций в отношении подведомственных образовательных учреждений.

По результатам надзорной деятельности Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определен круг вопросов, которые требуют пристального внимания. Например, наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений, реализации образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами. Таким образом, в качестве одной из главных проблем обозначилась недостаточная компетентность руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием по вопросам исполнения законодательства в области образования. В частности, в ходе проверок выявлены несоответствия действующему законодательству нормативно-правовой документации и локальных актов, разработанных органами управления образованием и образовательными учреждениями; отмечено ослабление контроля за оформлением и ведением документации.

Результаты проверок позволили обоснованно сформировать содержание семинаров-совещаний с руководителями и специалистами в области образования. Были проведены семинары-совещания по темам: «Организация контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Ульяновской области», «Исполнение законодательства в области образования как необходимое условие успешного развития дополнительного образования детей», «Об исполнении законодательства в области дошкольного образования». Проведение подобных мероприятий способствует выработке единых подходов и требований к условиям осуществления обучающей деятельности образовательными учреждениями различных типов и видов.

Перспективной формой осуществления государственной функции является организация мониторинга результатов контроля и надзора за исполнением законодательства Российской Федерации на территории Ульяновской области.

«Наибольшую подготовленность специалисты муниципальных органов управления образованием проявляют по вопросам и видам контроля, касающимся организации образовательного процесса. Однако они недостаточно компетентны в вопросах нормативного и правового обеспечения деятельности образовательных учреждений…»

Актуальной проблемой в организации контрольно-надзорной деятельности является привлечение к надзорным мероприятиям экспертов из числа представителей государственных органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, образовательных и научных организаций. Это позволит во многом решить проблему общественно-государственного контроля за исполнением законодательства в области образования. Однако необходимо максимально избежать субъективности и предвзятости в работе привлеченных экспертов.

Для обеспечения высокого квалификационного уровня экспертов в области разработана программа подготовки специалистов, владеющих умениями и навыками в области осуществления экспертной оценки деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Программа имеет усиленный правовой блок, представленный системой официальных документов, регулирующих контроль и надзор в сфере образования Ульяновской области.

Необходимость широкого информирования педагогической общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности находится в поле внимания Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области как одна из существенных профилактических мер. Так, на сайте комитета размещается актуальная информация по вопросам исполнения законодательства в области образования, действует рубрика «Вопрос-ответ». Проводится индивидуальное консультирование руководителей муниципальных органов управления образованием по телефону во время работы «прямой линии». Сложилась практика обратной связи комитета с муниципальными органами управления образованием посредством информационных писем. Достигнутое информационное взаимодействие позволяет оперативно управлять процессами исполнения законодательства в области образования и координировать осуществление контрольно-надзорных функций на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области определяет стратегию, тактику и механизмы организации деятельности по осуществлению государственных полномочий осуществления надзорных функций в области образования. С целью совершенствования нормативно-правового и научно-методического сопровождения контрольно-надзорных процедур разработана и действует Программа развития Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области на период до 2011 года. Мероприятия программы направлены на внедрение вариативных процедур при осуществлении переданных государственных полномочий по исполнению законодательства в сфере образования.

Сложившаяся управленческая практика в области образования требует комплексного и системного подхода в решении проблем обеспечения доступного и качественного образования для российских граждан. Проводимые комитетом изменения в совершенствовании контрольно-надзорных процедур позволят обеспечить соблюдение законодательства в области образования на единых правовых, управленческих и методологических основаниях.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, ульяновская область, компетентно, ао-37

Похожие материалы:
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
Внешняя экспертиза вуза
Ахим Хопбах: «Оценку качеству могут дать только профессионалы»
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Современное состояние и перспективы развития гарантии качества в Европе
Как объективно оценить качество образования?
CEENET – нет, CEENQA – да!
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ
Об особенностях современной системы образования в КНР

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#105Прошлое, настоящее и будущее Бирского медико-фармацевтического колледжа
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#103Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#106Сибирский государственный университет геосистем и технологий отметил восьмидесятипятилетие
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний