Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Рособразование: последняя коллегия

Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, подведомственным Рособразованию признано одним из лучших действующих в России. На заседании обсуждались итоги первого года его реализации.

Просмотров: 1492

Новая страница взаимодействия

Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, подведомственным Рособразованию, признано одним из лучших действующих в России. Об этом было заявлено 2 марта на последнем заседании коллегии Рособразования с участием президиума Общероссийского профсоюза образования.

Итоги диалога

На встрече подводились итоги выполнения соглашения в 2009 году. В своем выступлении начальник Управления учреждений Рособразования Петр Анисимов и заместитель председателя отраслевого профсоюза Вадим Дудин особо отметили, что сотрудничество работодателей и профсоюза в рамках соглашения, заключенного на 2009-2011 годы, проходит в непростых условиях экономического кризиса, обостряющейся демографической ситуации, модернизации образовательной системы, реструктуризации сети подведомственных учреждений и перехода вузов на уровневую подготовку кадров. Однако рефреном заседания была мысль, что в целом совместные задачи по обеспечению благоприятных условий трудовой деятельности работников высших учебных заведений в прошлом году решить удалось. Диалог сторон был конструктивным, и есть все ресурсы для дальнейшего развития социального партнерства.

«Рособразование – это сегодня около полутора тысяч образовательных учреждений и других организаций с числом работающих более 740 тысяч человек, в которых обучаются почти шесть миллионов студентов и учащихся. Имущественный комплекс подведомственных агентству образовательных учреждений включает 44,5 миллиона квадратных метров учебно-лабораторных объектов, 512 тысяч гектаров земли, сотни учебных заводов, цехов, четыре атомных реактора, на многие миллиарды рублей учебное оборудование и информационная техника, включая ряд крупнейших на сегодня в стране суперкомпьютеров», – отметил Петр Анисимов.

В отчетный период выполнения отраслевого соглашения подведомственные учреждения по бюджетным статьям финансировались своевременно и в полном объеме, укреплялась материальная база учебных заведений. Не было задолженностей по заработным платам и стипендиям. Еще одним немаловажным результатом совместных усилий стало отсутствие трудовых споров.

2009 год – это первый год работы подведомственных учреждений и организаций в условиях новой системы оплаты труда. Совместный мониторинг эффективности перехода на НСОТ показал, что, несмотря на экономические трудности, в прошлом году обеспечивался прирост оплаты труда в сфере образования по сравнению с уровнем оплаты труда до введения НСОТ. Снижение общей численности работников отрасли было незначительным: в пределах двух-четырех процентов в рамках упорядочения штатного расписания. Кроме того, соглашением предусмотрено участие профсоюза в согласовании соответствующих документов на ключевых его этапах. По мысли разработчиков, это позволяет снимать потенциальную социальную напряженность еще в момент подготовки проектов нормативно-правовых актов.

Катализатор роста

Еще одним перспективным направлением сотрудничества Рособразования и отраслевого Профсоюза стало проведение первого Всероссийского конкурса на лучший коллективный договор вузов. По мнению обеих сторон, конкурс послужил своеобразным катализатором для развития нормативно-правовой базы в сфере образования, взаимопонимания между сотрудниками и администрацией вузов, способствовал социальной стабильности и повышению качества образования. «Мы приходим к пониманию того, что в условиях все увеличивающейся автономии вузов, меняющейся системы управления коллективный договор – это крайне необходимый правовой документ, регламентирующий социально-трудовые отношения в коллективе», – подчеркнул зампредседателя Профсоюза Вадим Дудин. Он же рассказал о создании ведомственной лаборатории анализа коллективно-договорных актов в сфере образования на базе Рязанского государственного радиотехнического университета, по методике которой проходила качественная и количественная оценка присланных на конкурс материалов. О своем участии заявил 101 вуз, что превысило все ожидания организаторов. 95 коллективных договоров были допущены к участию. Отбор лучших из них проходил по таким показателям, как эффективность договоренностей в социально-трудовых отношениях, наличие приложений, их ориентированность на обеспечение стабильной, бесконфликтной работы вуза, повышение качества образовательных услуг, рост благосостояния и социальной защищенности работников.

К примеру, в Ижевском государственном техническом университете преподавателям при защите кандидатских и докторских диссертаций возмещаются расходы, в том числе командировочные, связанные с подготовкой и защитой диссертации. В договорах Самарского государственного аэрокосмического и Томского государственного политехнического университетов есть Положение по поддержке молодых преподавателей и научных работников, об их материальной и социальной поддержке и росте профессионализма. В Петрозаводском государственном университете работодатель совместно с профкомом принимает меры по трудоустройству сотрудников, высвобождаемых по сокращению штатов, в случае необходимости проводя повышение квалификации и переподготовку работников за счет вуза. Тюменский нефтегазовый университет и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана выделяют средства сотрудникам на лечение, операции, в экстренных случаях, предоставляют ссуды на приобретение жилья, разрабатывают комплексные программы социальной поддержки работников.

Лучшим по итогам конкурса был признан коллективный договор Уральского государственного технического университета – УПИ. Еще пять вузов были награждены за победу в различных номинациях: Кемеровский государственный университет («За успехи в социальном партнерстве»), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана («За создание благоприятных социально-бытовых условий труда и отдыха работников»), Бирская государственная социально-педагогическая академия («За эффективное решение вопросов труда, занятости и повышения квалификации работников»), Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева («За успехи в реализации мероприятий по охране труда») и Московский авиационный институт (государственный технический университет) («За успехи в реализации жилищной политики»).

Поменять минус на плюс

По словам Вадима Дудина, конкурс выявил и слабые стороны социального партнерства. К примеру, оказалось, что не все представители административных структур и профсоюзов свободно владеют правовой базой. Зампредседателя Профсоюза предложил провести обучение руководителей вузов и профсоюзных организаций по вопросам социального партнерства на базе ведомственной лаборатории.

По итогам 2009 года осталась невыполненной договоренность о заблаговременном информировании профсоюза о проектах нормативно-правовых актов, затрагивающих трудовые, экономические и профессиональные интересы работников отрасли, об участии представителей профсоюзных организаций в решении вопросов сохранения и создания новых рабочих мест, активном включении коллективов в реализацию программ переподготовки кадров. Стороны признали, что необходимо повысить уровень исполнительской дисциплины и результативность запланированных мероприятий. Это становится особенно актуальным при переходе на уровневую систему высшего образования, когда меняется содержание учебного процесса, пересматривается нагрузка на преподавателей, ведутся переговоры по вопросам повышения их квалификации и проходит оптимизация штатного расписания.

Рекорд по студгородкам

На коллегии были подведены итоги еще одного всероссийского конкурса – на лучшее студенческое общежитие (студенческий городок). В 2009 году в нем приняло участие 198 вузов, то есть более половины всех учреждений ВПО, подведомственных Рособразованию. Победители получили солидные денежные вознаграждения. Рязанский государственный университет за первое место был удостоен премии в 10 млн рублей на капитальный ремонт общежитий. Обладатели дипломов II и III степеней Московский государственный технический университет «МАМИ» и Марийский государственный технический университет получили соответственно 3 и 2 млн, а лидеры еще 15 номинаций – по 1 млн на приобретение оборудования.

Всего за прошлый год было построено 18 общежитий площадью более 128,7 тысяч квадратных метров. На заседании было отмечено, что 2009 год по этому показателю стал рекордным.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Региональное развитие профессионального образования
Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Модель оценки качества образовательной программы
Самый престижный образовательный стандарт в России
Модернизация СПО: европейская версия
Интервью с Натальей Сенниковой о современном учителе
Рособразование: итоги года
Системный подход к качеству образования
НЕТ – поверхностной тьюторизации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ