Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Рособразование: итоги года

Репортаж с февральского, последнего в истории ведомства заседания коллегии Федерального агентства по образованию, на котором подводились итоги года, в том числе итоги реализации ПНП «Образование».

Просмотров: 1561

Время ставит новые задачи

Февральское заседание коллегии Федерального агентства по образованию, на котором подводились итоги 2009 года и определялись задачи на уже начавшийся 2010-й, стало последним в истории ведомства, просуществовавшего без малого шесть лет. За три дня до очередной годовщины со дня создания агентства Президент РФ Дмитрий Медведев своим указом упразднил его, передав функции Министерству образования и науки. Большая работа, проведенная в последний год Рособразованием, была оценена его руководителем Николаем Булаевым на «удовлетворительно».

В минувший год Рособразованию удалось повысить эффективность использования бюджетных средств

Такая оценка была дана, исходя из того, что работа чиновников, как правило, оценивается либо удовлетворительно, либо неудовлетворительно. С этой точки зрения вполне естественно, что крайне насыщенный событиями и мероприятиями 2009 год для Рособразования характеризуется положительными переменами в рамках провозглашенной руководством страны модернизации системы образования. Можно не сомневаться, что начатая работа продолжится в профессиональном образовании вне зависимости от того, какое государственное ведомство будет исполнять управленческие функции. В рамках расширенного заседания коллегии, на котором присутствовали руководители учреждений Рособразования, и брифинга для журналистов Николай Булаев рассказал о том, чем занималось возглавляемое им ведомство в прошлом году.
Конкурсы определили лидеров

Наибольшее внимание коллегии было уделено высшему профессиональному образованию, которое в последние годы претерпевает наиболее серьезные изменения. Что, впрочем, весьма закономерно, поскольку перед учреждениями этого уровня образования стоит задача по подготовке кадров не только для рынка труда, но также для преподавательской и научной деятельности. На последних возлагаются серьезные надежды, связанные с переходом российской экономики от сырьевого формата к инновационному. Отсюда повышенное внимание и спрос с системы ВПО со стороны государства.

«На наш взгляд, концентрация образовательных учреждений в более крупные университетские комплексы – это не просто естественный инстинкт самосохранения, это забота о завтрашнем дне высшего профессионального образования России. Если мы этого не сделаем, то потеряем кадровый потенциал вузов, которые начнут постепенно отмирать. Мы потеряем учебно-лабораторную базу. Поэтому необходимо придумать схему, которая была бы оптимальной и адекватной многофакторным процессам, происходящим сегодня в России».

Руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев.

Прошлый год был своего рода переломным в модернизации системы высшего профессионального образования, поскольку именно он стал годом воплощениявжизнь идеивыделения из всей массы вузов лидеров и включения их в университетские сети. В России на конкурсной основе начали формироваться две сети университетов – федеральных и научно-исследовательских. Как известно, первопроходцами стали Сибирский и Южный федеральные университеты. Позднее было принято решение о создании аналогичных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

Летопись национальных исследовательских университетов фактически начала свое исчисление тоже с прошлого года, когда были созданы Национальный исследовательский ядерный университет на базе МИФИ и Национальный исследовательский технологический университет на базе МИСиС. В дальнейшем получить принципиально новую категорию в России изъявили желание почти 140 вузов, среди которых прошел конкурс, выявивший 12 победителей. И в этой дюжине избранных высших учебных заведений 11 находятся в ведении Рособразования. На развитие сети национальных исследовательских университетов в 2009 году из федерального бюджета направлено почти 3 миллиарда рублей.

Участвовавший в заседании коллегии министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко высказался по поводу итогов конкурса 2009 года на присвоение статуса «национальный исследовательский университет» так:

– Далеко не все представленные программы были выдающимися. Более того, в каком-то смысле они коегде уступали программам, участвовавшим в конкурсе инновационных программ в рамках нацпроекта. Даже очень уважаемые университеты дали слабину, видимо, решив, что деньги им и так придут. В дальнейшем ситуация будет ужесточаться. Деньги будут выдаваться только тем, кто действительно докажет способность ими разумно распорядиться и оправданность финансовых вложений.

Выделить из общей массы сильные учебные заведения помог и конкурс инновационных образовательных программ, проводившийся в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Благодаря ему 57 вузов-победителей получили поддержку из федерального бюджета в размере от 200 до 980 млн рублей на укрепление учебно-лабораторной базы и повышение квалификации преподавателей.

По словам руководителя Рособразования Николая Булаева, весьма показательным стало то, что треть вузов не изъявила желания участвовать в конкурсе, победителям которого были обещаны серьезные средства.

– Этот факт, может быть, не очень красит наше ведомство, – высказал свое мнение Николай Булаев. – Но в последние годы у нас прижилась система получения денег на научные исследования через гранты. Для того, чтобы принять участие в конкурсе, вузу необходимо подтвердить свою состоятельность и показать перспективы использования выделяемых средств. В 2009 году 81 вуз, находящийся в ведении Федерального агентства по образованию, в конкурсах на получение таких грантов не участвовал. Есть ли в этих вузах научная компонента? В сложившихся условиях выводов два: или им не нужны деньги, или они не могут доказать свою состоятельность.

Несмотря на то, что Рособразование в 2009 году перед своими учебными заведениями выполнило свои финансовые обязательства, надо думать, лишних денег у вузов нет. Поэтому неактивность учебных заведений в конкурсе объясняется, скорее всего, как раз их несостоятельностью. Эффективны ли такие вузы?

Но не нужно зачислять университеты, пытавшиеся, но не получившие статус федеральных или национальных исследовательских, в учебные заведения «третьего сорта». Перед ними поставлена задача поднять уровень образования до такой степени, чтобы стать конкурентоспособными. Тем более, что конкурсы будут продолжаться, так как, например, сеть национальных исследовательских университетов еще пребывает в состоянии формирования.

Размер имеет значение

В последнее время в педагогическом сообществе и прессе много говорится о сокращении числа образовательных учреждений. Эти мероприятия уже коснулись сети филиалов и представительств вузов Рособразования, которая, по выражению Николая Булаева, «стихийно разрослась до неоправданных размеров». За последние пару лет уменьшилась на 99 филиалов и 352 представительства, а 27 подведомственных учреждений претерпели реорганизацию. В первую очередь «чистка» затронула филиалы, в которых обучалось не более сотни человек.

– Убеждать нас в том, что в таких филиалах ведется образовательная деятельность, бессмысленно, – заявил Николай Булаев. – Организовать полноценный образовательный процесс на сто человек нереально. И мы считаем, что такие филиалы в государственном сегменте высшего профессионального образования права на жизнь не имеют.

Думается, комментировать закрытие представительств, в которых – в нарушение прямого законодательного запрета – вели образовательную деятельность, вообще излишне.

В ближайшее время начнется масштабная работа по оптимизации сети вузов Рособразования. Только в наступившем 2010 году запланировано сократить их численность на сотню. Большую роль в этой процедуре сыграет объединение учебных заведений. Как показывает практика, качество работы после слияния вузов вырастает за счет концентрации финансовых ресурсов и укрепления административных структур. Какая-то часть образовательных учреждений, несомненно, войдет во вновь создаваемые федеральные университеты – ведь они же будут образованы не на пустом месте.

Ощутимому сокращению вузов есть разумное объяснение – уже сегодня некоторые из них не могут набрать студентов даже на бюджетные места. В прошлом году порядка 30 учреждений в ведомстве Рособразования не выполнили контрольные цифры приема. Львиная доля (более 1,7 тыс. человек) «недобора» в вузах Рособразования приходится на четыре образовательных учреждения: Дагестанский государственный педагогический университет, Чеченский и КарачаевоЧеркесский государственные университеты и Московский государственный институт электроники и математики (технический университет).

В 2009 году во все высшие учебные заведения России поступило около 1 млн 400 тыс. человек, а выпущено из 11 классов было всего 835 тыс. человек. Конечно, структуру приема помимо вчерашних школьников и выпускников прошлых лет составили молодые люди, пришедшие из начального и среднего профессионального образования. И все же – не так давно прямо со школьной скамьи в вуз поступало не более четверти выпускников. Сегодня по статистике почти три четверти школяров сразу становятся студентами вузов. То есть, конкурс при поступлении практически отсутствует. Но готова ли такая большая доля выпускников школ к освоению программ высшего профобразования?

На чаше весов в пользу сокращения числа вузов и демографический аргумент. Стала реальностью ситуация, неоднократно предсказывавшаяся ранее, когда бюджетных мест в вузах может стать больше, чем потенциальных студентов. Сокращение численности школьников российская система образования уже испытывает на себе. Число выпускников школ будет неизменно сокращаться, а более-менее стабилизуется только к 2020 году!

Тенденции в демографии очень показательны. Если в 2004 году из 11 классов в нашей стране «выпорхнули» во взрослую жизнь порядка 1 млн 400 тыс. человек, то демографический кризис опустит этот показатель на ближайшее будущее до уровня 700 тысяч, а в отдельные годы он вообще упадет до 600 тыс. человек. Как минимум в два раза!

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко нынешнюю демографическую ситуацию в стране назвал «главным риском системы образования».

– И то, что в государственных вузах сегодня небольшой недобор на бюджетные места – это еще «цветочки», – посетовал он. – В течение примерно восьми-девяти лет мы будем работать с количеством студентов не 7,5 млн, как раньше, а всего 3,5-4 млн. И это время наступит через два-три года. Поймите, учебные заведения созданы не для того, чтобы обеспечить рабочими местами преподавателей, а для того, чтобы учить ребят и давать им хорошее образование.

Как пообещал Николай Булаев, в интересах системы образования и кадровый потенциал вузов, и их имущественный комплекс будут максимально сохранены. Сохранится в целом и уровень финансирования системы ВПО, то есть бюджетные деньги, несмотря на сокращение, по-прежнему останутся за высшим образованием. В связи с этим не уменьшится и уровень приема на бюджетные места. Как и прежде – контрольные цифры приема на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки на 2009 год были утверждены Рособразованию в объеме 397,2 тыс. человек, в том числе на очную форму обучения – 312,9 тыс. человек, то есть почти на уровне 2008 года.

– Хотя, в принципе, не совсем правильно, когда конкурса в вузы практически нет, – заметил Николай Булаев. – Излишне высокий уровень бюджетного приема развращает абитуриентов. Могу привести в пример вуз, где учится 846 студентов. Он в полной мере финансируется государством, сотрудникам начисляется зарплата. При этом 70 процентов преподавателей в нем работает по совместительству. Этот вуз никто не собирается закрывать, но есть действенные меры, которые позволяют повысить в нем качество работы.

Чиновники от образования намерены создать условия, при которых вузы, не имеющие научной составляющей, вольются в более сильные учебные заведения. Такая мера призвана укрепить качество подготовки специалистов.

А пока наличие «лишних» бюджетных мест позволило вузам перевести на них способных студентов из числа «платников». В течение 2009 года более 24 тыс. студентов-внебюджетников из наиболее социально незащищенных категорий получили возможность учиться бесплатно.

Говоря о предстоящем приеме 2010 года, Николай Булаев акцентировал внимание коллег на том, что его важно сбалансировать так, чтобы без студентов не оказались направления, востребованные экономикой России. А для этого придется прогнозировать ее потребности, которые возникнут через пять лет. В принципе, новая система с учетом подготовки бакалавров и магистров позволяет за два года выполнить любой заказ работодателя.

Педагогику обделили?

Вероятно, слияние вузов повлечет за собой и исполнение поручения президента РФ о пересмотре системы подготовки педагогов. Как известно, в России должны быть созданы условия, при которых качество подготовки учителей будет соответствовать ожиданиям современной школы. Для этого на базе некоторых существующих ныне педагогических вузов создадут центры образования, а другие ждет включение в классические университеты.

Вопрос об обделении статусом «национальный исследовательский университет» педагогических вузов поднял ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Геннадий Бордовский. По его мнению, именно национальные исследовательские университеты в области образования могли бы взять на себя ответственность за развитие современных образовательных технологий и программ, а также за научное и научно-методическое обеспечение поступательного развития всей системы. Действительно, задача перед современной школой ставится такая, что нужно не просто идти в ногу со временем, а опережать его. И она усложняется тем, что школа, считает Геннадий Бордовский, не успевает за временем. Как же ей стать институтом, соответствующим целям опережающего развития, которые ставит перед ней озвученная президентом Дмитрием Медведевым национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»?

Создание в регионах базовых центров подготовки учителей, рассуждает Геннадий Бордовский, не обеспечит каждому из них уровень научных школ, которые присущи, например, педагогическому университету в Москве. Также не смогут региональные центры быстро создать коллективы специалистов по образовательным технологиям мирового уровня. Эти задачи могли бы решаться благодаря современным сетевым технологиям. Национальный исследовательский университет, организованный по сетевому принципу, смог бы обеспечить опережающее развитие образования и соответствующих институтов непрерывного педагогического образования.

Но пока в российской системе ВПО при присвоении университетам нового «национального исследовательского» статуса явно преобладает технократический подход. В какой-то мере он оправдан, поскольку в ближайшие годы для нашей страны будет актуальным вопрос подготовки кадров не только для образования, но и для сфер науки и высоких технологий. Этого требует провозглашенный переход к инновационной экономике, успешность которой должны обеспечить молодые специалисты.

Технические вузы в системе высшего профессионального образования России действительно имеют фору. Но особый статус национальных исследовательских университетов лучшие из них получили не напрасно. Свидетельством тому стал обсуждавшийся на заседании коллегии визит главы государства в Томский политехнический университет, получивший в прошлом году категорию национального исследовательского. В нынешнем феврале там проходило заседание комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В начале 2010 года в университете был создан эндаумент-фонд, о котором рассказал ректор вуза Петр Чубик. Фактически «благословил» этот фонд на плодотворную деятельность сам Дмитрий Медведев, который символично сделал в эндаумент первый взнос из собственной зарплаты.

На встрече в университете с представителями власти и бизнеса президент, обращаясь к ним, спросил: «Понимаете, к чему это обязывает присутствующих? Сами определяйтесь, куда отдавать: или в «политех», или в родной вуз, или в какой-то вуз, который вам интересен с точки зрения бизнеса. Но мы должны начать процесс насыщения эндаументов высших учебных заведений».

Хочется верить, что поступок Дмитрия Медведева в Томске воодушевит успешных выпускников высших учебных заведений на поддержку образовательных эндаумент-фондов. Тем более, что глава государства, по словам Петра Чубика, сделал взнос в размере месячной зарплаты(!) вовсе не в родной университет.

Большие надежды возлагаются в будущем и на сотрудничество образовательных учреждений с работодателями.

– Бизнес пришел в образование, – так охарактеризовал масштаб этого взаимодействия исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов. – Наверное, сегодня у всех учреждений профессионального образования появились партнеры в бизнесе. Мы видим, что оно пришло в движение. Еще 5-6 лет назад в кабинетных разговорах слышалось мнение о том, что профобразование – это консервативное и малоподвижное сообщество, с которым реализовать совместные проекты крайне сложно. И одна из стратегических альтернатив, которая просчитывалась в РСПП, состояла в том, чтобы в большей степени сделать ставку на негосударственное внутрифирменное обучение и подготовку кадров, а не на взаимодействие с системой профессионального образования. Я рад, что мы ошиблись и курс не сменили.

Миллиарды на развитие

Чтобы в сферах образования, науки и высоких технологий произошло омоложение, в России была принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». Для участия в конкурсах этой программы в прошлом году было подано почти 7 тыс. заявок, из которых три четверти принадлежали вузам Рособразования. Поскольку свои конкурсы в рамках ФЦП объявляло и Роснауки, то вузы агентства участвовали и в них, причем доля их заявок в общем числе составила почти 65 процентов. Рособразование заключило более 2 тыс. госконтрактов на сумму 3,5 млрд руб., при этом 64 процента средств освоили подведомственные ему вузы. Несомненно, возможность получить дополнительные средства повлекла за собой активизацию научно-исследовательской работы. Особое внимание программа уделяет участию в этой деятельности молодых ученых, поэтому она предусматривала три гранта, в которых могли участвовать аспиранты. В конкурсах 2010 года для целевых аспирантов подается до шести заявок на один контракт.

Рособразование в прошлом году участвовало в реализации еще одной важной ФЦП – «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы». В рамках программы оно должно было обеспечить развитие образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети, ныне представленного научно-образовательными центрами, открытыми в 39 вузах.

Из ведомственных проектов Федерального агентства по образованию большое внимание вузов привлекла аналитическая целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» с объемом финансирования в 2009 году почти 6 млрд рублей. В ней приняли участие около 30 тыс. научных и научно-педагогических работников, аспирантов и студентов, в том числе свыше 15 тыс. молодых ученых, выполнивших почти 6 тыс. научных проектов.

Из вузов Рособразования наиболее активно включились в конкурсы МИФИ, Томский государственный университет, Томский политехнический университет и несколько других образовательных учреждений. Но, как уже говорилось, не обошлось и без тех, кто предпочел «отсидеться» при возможности получить дополнительные средства. Доля таких вузов составила почти четверть.

В 2009 году в системе образования РФ был сделан большой шаг в деле по созданию вузам условий для коммерциализации результатов наукоемких разработок. Он связан с принятием в августе 2009 года Федерального закона №217. И, надо сказать, вузы стали пользоваться предоставленной возможностью – в них созданы 166 предприятий более чем на 1 тыс. рабочих мест. Например, только в Томском политехническом университете 64 малых предприятия, из которых 10 – в рамках ФЗ-217.

– Еще до принятия закона мы много раз обсуждали вопрос о создании при вузах малых предприятий, – рассказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – Специально ради этого ставили вопрос о необходимости расширения возможностей вузов. Но когда получили соответствующий закон, оказалось, что у вузов нет интеллектуальной собственности. По крайней мере, той, которая какимто образом формализована и поставлена на баланс. Хотя обсуждали возможность принятия закона не год и не два. Отсутствие интеллектуальной собственности на балансе часто объясняют самым смешным образом, например, отсутствием возможности платить за нее налоги. Коллеги, тем, кто этим вопросом интересовался, давно известно, что налоги в данном случае не платятся!

По словам Николая Булаева, в Рособразовании подготовлен проект ведомственной целевой программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 годы». Министерство образования и науки РФ сформулировало предложения, предполагающие в ближайшие три года выделение средств из федерального бюджета на поддержку инновационной инфраструктуры ведущих вузов в объеме до 8 млрд рублей.

Остались в плюсе

Поступательное движение в развитии вузов, подведомственных Рособразованию, было обеспечено в прошлом году, несмотря на то, что бюджет ведомства сократился на 25 млрд рублей. Но, надо отметить, он все же превышал показатели предыдущего, 2008 года. Николай Булаев заверил коллег в том, что подведомственные учреждения были своевременно обеспечены средствами на исполнение обязательств по зарплате, коммунальным платежам и налогам. Вообще, кризисный 2009 год система профессионального образования в ведении агентства закончила без каких-либо долгов.

Использование новой системы оплаты труда позволило повысить заработную плату основного персонала в среднем на 39,9% в сравнении с 2007 годом. Наибольшее изменение среднемесячной зарплаты в 2009 году (на 40-50%) ощутили на себе сотрудники основного персонала Чувашского государственного университета, Алтайской государственной педагогической академии, Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева и Саратовской государственной академия права. Наименьшее (на 1-5%) – в Башкирском государственном университете, Карельской государственной педагогической академии, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и Уральском государственном экономическом университете.

Невзирая на сокращение лимитов государственных капитальных вложений, Федеральное агентство по образованию не прекратило своего строительства. Средства федерального бюджета были сконцентрированы на объектах, которые были близки к введению в эксплуатацию. Это позволило в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы построить 520,4 тыс. кв. метров площадей, в том числе более 245 тыс. кв. метров учебно-лабораторных корпусов. Парадоксально, но факт – в 2009 году ведомство установило своеобразный рекорд: вузы построили 18 общежитий на 8,4 тыс. мест, превысив в четыре раза показатель 2008 года!

– Восхищаюсь тем, что в условиях кризиса введено в строй такое количество учебных и жилых площадей, – оценил работу агентства председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин.

– Мы в студенческие годы в таких общежитиях не жили! – не без гордости отметил условия жизни современных студентов и сам Николай Булаев.

По Федеральной целевой программе развития образования за год снизился объем незавершенного строительства – с 36,7 млрд рублей до 28,8 млрд рублей, а по ФЦП «Жилище» – с 2,6 млрд рублей до 1 млрд рублей. Выпало Рособразованию начать в прошлом году работу по капитальному ремонту российских школ. Выделенные федеральным бюджетом 2 млрд 520,9 млн рублей были израсходованы на ремонт более 250 школ.

От имени профильного комитета Госдумы Григорий Балыхин отметил, что начатые работы будут продолжаться, так как школ, подлежащих капитальному ремонту, в стране около 2 тысяч. По крайней мере, на 2010 год предусмотрено финансирование в размере 1 млрд рублей.

– Мы будем делать все, чтобы в ближайшие годы решить эту проблему, – пообещал Григорий Артемович. – Тем более, что нам предстоит заниматься реализацией инициативы «Наша новая школа».

Прошлый год для системы государственного образования был ознаменован также стартом программы строительства в России 500 бассейнов. В качестве эксперимента специалисты Рособразования пытались понять, можно ли возвести бассейн за 7-8 месяцев. Строительство таких объектов в Калининграде и Саратове, которые, кстати, уже эксплуатируются, показало, что работы вполне можно выполнить даже за 6-7 месяцев. Кроме того, первые два бассейна были сделаны по старой технологии, а следующие будут возводить по новой – с чашей из нержавеющей стали. Таких современных бассейнов в стране единицы. Как предполагается, к ноябрю – началу декабря 2010 года пять «пилотных» объектов будут построены.

Общий объем государственных капитальных вложений, утвержденный Рособразованию на 2010 год, составляет 9,75 млрд рублей, в том числе субсидии в размере 3,39 млрд рублей.

Интеграция продолжается

В 2009 году агентство в ведение субъектов РФ передало с финансированием в полном объеме 216 учреждений начального профессионального образования, ориентированных на подготовку рабочих для региональных рынков труда. Эти деньги, исключенные из бюджета Рособразования, перенесли в трансферты регионам.

На базе многих учреждений НПО и СПО в рамках нацпроекта «Образование» созданы мощные ресурсные центры. Более 200 из них по всей стране получили до 30 млн рублей из федерального бюджета, а также софинансирование от работодателя в размере не менее такой же суммы. Такая мера позволила учреждениям стать обладателями материально-технической базы совершенно иного, по сравнению с прежними временами, качества.

В процессе интеграции многие учреждения среднего профессионального образования вошли в состав вузов. Сегодня уже 103 учреждения ВПО реализуют программы среднего профобразования. В них и почти в 800 подведомственных агентству ссузах обучается более 1,1 млн студентов. В результате интеграции сеть подведомственных образовательных учреждений сократилась на 24 – среднего, 2 – высшего и 2 – дополнительного профессионального образования.

Интеграция учреждений СПО в систему ВПО имеет поддержку, поскольку результатом такого объединения, как правило, становится повышение качества учебного процесса по программам СПО – за счет привлечения кадров более высокой квалификации и допуска к лабораторному оборудованию иного, вузовского, уровня.

Николай Булаев рассказал о целесообразности в рамках закона о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ рассмотрения вопроса о передаче в регионы, возможно, с 1 января 2012 года, ряда ссузов сельскохозяйственного, строительного, торгово-экономического, автомобильно-дорожного и лесопромышленного профилей, которые готовят специалистов, почти исключительно исходя из потребностей регионов.

Как заметил заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко, перед системой СПО стоит насущная задача заниматься обучением и переподготовкой тех, кто в жестких условиях кризиса потерял работу или рискует ее потерять. А короткие по продолжительности программы ссузов позволяют быстро получить новую специальность.

Время перемен

Президент России Дмитрий Медведев 6 марта 2010 года подписал указ, которым упразднил Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. Их функции переданы Министерству образования и науки.

В любом случае, начавшаяся крупномасштабная работа по модернизации российского образования будет иметь свое продолжение, и задачи, поставленные ранее перед учебными заведениями, находившимися в подчинении Рособразования, останутся актуальными. Общий вектор развития для учреждений НПО, СПО и ВПО определен, и хочется верить, что намеченные меры позволят не только смягчить удар по ним экономического кризиса, но и создадут в столь непростых условиях почву для намеченных преобразований.

Возможно, кто-тоскажет, чтокризис – не время для преобразований. Но выясняется, что именно сложные условия во многом показывают эффективность или неэффективность деятельности образовательных учреждений. Сильные должны остаться, а слабые – приложить все усилия к тому, чтобы достигнуть необходимого уровня (возможно, объединив усилия), и взять темп, который диктует время.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Финишная прямая на пути к Болонскому процессу
Влияние кризиса на систему образования России
Блиц-интервью: ожидания от Года учителя
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Опыт преодоления кризиса
Региональное развитие профессионального образования
ПНП «Образование»: от инноваций – к массовой практике
Рособразование: последняя коллегия
Учитель в современной системе образования России
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ