Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Блиц-интервью: ожидания от Года учителя

В паузах между дискуссиями Педагогической ассамблеи с вопросами об ожиданиях от Года учителя и проблемах педагогического образования мы обратились к ректорам и преподавателям вузов.

Просмотров: 2450

В паузах между дискуссиями Педагогической ассамблеи с вопросами об ожиданиях от Года учителя и проблемах педагогического образования мы обратились к ректорам и преподавателям вузов.


Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова:

– Во многих выступлениях на Ассамблее было сказано, что общество стало больше говорить об учителе и о школе. Это действительно так, и это обнадеживает. Почему? Наше общество интеллектуально богато, поэтому, когда его внимание концентрируется на теме – в данном случае, теме образования, – то выработаются правильные решения, правильное отношение. Я ожидаю, что в Год учителя эта тенденция будет закреплена.

Начали укреплять роль школы, престиж учителя – это главное. Намечен ряд хороших проектов – и гранты по 500 тысяч рублей, чтобы привлечь молодых педагогов, и жилищные программы в ряде регионов, и продолжение приоритетного национального проекта «Образование» в каком-то новом виде, и создание эффективной системы повышения квалификации, и так далее. Конечно, мы в начале пути, и я бы не стал думать, что пройдет 2010 год, и мы окажемся «впереди планеты всей». Но престиж профессии Учителя вернется – на это надеюсь и этого жду.


Альбина Гатиева, ректор Армавирского государственного педагогического университета:

– В первую очередь, от Года учителя я жду выработки позиции и осознания важности сохранности педагогических вузов в регионах. Мне кажется (это подтверждается предыдущим опытом развития образовательной системы нашей страны и, думаю, подтвердится и в дальнейшем), что детей в школах должен учить учитель.

Конечно, создание федеральных образовательных центров, о чем говорит президент, важно. Но на местах, в регионах важно сохранение центров педагогического образования. Наш университет более 60 лет выпускает педагогические кадры для Краснодарского края. Он самый крупный педагогический вуз у нас на Кубани, да, пожалуй, и во всем Южном федеральном округе. Вуз со своими традициями, со своей сложившейся системой. Как можно превратить его в факультет, допустим, КубГУ – классического университета, который находится в 250 километрах от города Армавира? А ведь в нашей зоне, вокруг Армавира, девять муниципальных районов, и оттуда к нам приезжают ребята и обучаются. Региональные педвузы работают в первую очередь на потребность региона. И в этой связи мне кажется важным, чтобы за структурными изменениями не страдало содержание.


Джафар Маллаев, ректор Дагестанского государственного педагогического университета:

– От Года учителя я жду, что и государство, и общество поймет, что самая главная ключевая фигура в нашем обществе – это учитель, потому что он – системообразующий человек, от которого зависит экономика, все изменения, происходящие в стране. Почему? Потому что он закладывает основы для любой профессии, потому что, прежде всего, формирует человека, который будет служить своему профессиональному долгу. В своем послании Д.А. Медведев сказал о необходимости сохранить крупнейшие педагогические центры; при этом начались разговоры, что нужно сокращать небольшие педагогические вузы, превратив их в педагогические факультеты классических университетов. Я с этим абсолютно не согласен! Дело в том, что сама среда в педагогическом вузе создает условия для подготовки учителя. И больший процент учителей выходит именно из них. Поэтому, если закрыть педагогические институты, то через 20-30 лет, – я смотрю на перспективу, – мы столкнемся с серьезным дефицитом учителей. Такой опыт в мировой практике есть. Например, в ЮАР, (а я был там), после закрытия педагогических вузов учителей в школах стало не хватать. И в декабре 2007 года перед ними встала задача открытия педагогических колледжей. Как бы и нам не оказаться в подобной ситуации. Я считаю, там, где есть хорошая база, отработанная система, подготовленный профессорско-преподавательский состав, традиции, вуз нужно сохранять. Я думаю, что президент это и имел в виду.

Сухомлинский в свое время сказал: «Чтобы ребенку дать искорку знаний, учителю надо впитать море света». Этот год должен стать решающим в понимании того, что образование – то есть «образ ваяния человека» – во всем мире зависит от учителя. И учитель – это в любом обществе – фигура «номер один».


Светлана Котова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. Герцена:

– Уже то, что государство и президент объявили 2010 год Годом учителя – это большой значимый шаг. Но сейчас нужны не разовые, а интегрированные усилия всех слоев общества, всех структур, чтобы сообща решать сложнейшие проблемы школы. Школа испытывает колоссальное

давление и множество противоречий, и учитель начальной школы тоже находится не в стороне от этих процессов. Справятся ли с миссией подготовки учителя классические университеты? Учитель начальной школы – это особый сублимированный педагогический образ, который требует и особых технологий, и особой компетентности по сравнению с другими педагогами, которых мы готовим для средней школы. С другой стороны, если мы обратимся к опыту европейских передовых стран, все они ориентированы сейчас на то, чтобы готовить учителей начальной школы с высшим образованием. Именно он дает тот незаменимый «паспорт» ребенку на дальнейшее образование в жизни. От качества его работы, уровня его работы будет зависеть и качество образования, и качество личности выпускника. Вероятно, учителей-предметников проще подготовить на базе классических университетов, добавив им определенные совокупные курсы по переподготовке, повышению квалификации, педагогической, психологической компетенции. Но как будет разрешаться проблема подготовки учителя начальной школы – это пока не совсем понятно. Поэтому государству нужно приложить особые усилия, чтобы подумать о подготовке учителей начальной школы. И мы должны будем перестраивать содержание и технологии преподавания с учетом вышедших новых стандартов начальной школы. Время не ждет – нужно решать задачи быстро, поскольку новой школе нужны учителя с новыми компетенциями, учителя новой волны.


Маргарита Гомбоева, проректор по науке Забайкальского гуманитарнопедагогического университета:

– Сегодня вопрос о престижности профессии учителя в различных регионах стоит по-разному. Я бы не сказала, что в нашем регионе (бывший Агинский АО) престиж профессии учителя упал так низко. У нас достаточно успешно – с помощью региональных властей – реализовался национальный проект «Образование». Во-первых,

почти тотально была введена ипотека для молодых преподавателей. Таким образом, была создана ситуация отбора молодых преподавателей в школах. Во-вторых, у нас сегодня нет ветхих школ, нет проблем с оборудованием, в том числе с учебными классами (химии, биологии, физики). Такой базы нет даже в вузах, потому что 45% регионального бюджета затрачивалось на образование в течение последних 12 лет. Это была особая стратегическая позиция руководства автономного округа. И сейчас эта позиция – уже после объединения регионов – сохранилась в Забайкальском крае.

Еще один фактор имеет положительное влияние – это научно-методическое сопровождение, связь вуза и школы (кстати, большой опыт в этом направлении мы переняли именно у Герценовского университета).

Да, привлечение непедагогов к преподаванию, особенно естественно-научных дисциплин, необходимо. Но через сертификацию и классификацию. А мы пока не знаем, что это такое. Конечно, можно взять зарубежный опыт и взрастить его на российской почве… Но не лучше ли нам вложить деньги в хорошую лабораторную базу, в исследовательский потенциал самих педагогов? Вопросы есть, поэтому мы хотели бы следующую Педагогическую ассамблею провести с теми людьми, которые непосредственно готовили концепцию инициативы «Наша новая школа».


Иван Тарба, заведующий кафедрой Абхазского государственного университета:

– На Ассамблее сбылась мечта моя и моих коллег – кстати, многие из них выпускники РГПУ им. Герцена – мы подписали договор о сотрудничестве с Герценовским университетом.

Конечно, вопрос не праздный: справятся ли классические вузы с подготовкой педагогов или в этом есть риск? Думаю, риск, и немалый, есть. В области приобретения фундаментальных знаний мы не умаляем достоинства классических университетов, но, на мой взгляд, там недостаточно внимания уделяется психолого-педагогическому циклу дисциплин, методике. Поэтому классические университеты полностью осуществлять миссию педагогических вузов не смогут. В нашем университете – поскольку в республике нет педагогических вузов – на всех специальностях, кроме экономической и юридической, введена методика преподавания, мы готовим специалистов одновременно с уклоном преподавателя. Но это, как вы понимаете, вынужденная мера.

Система образования в Абхазии, могу сказать, испытывает те же проблемы, что и в России. Мы хотим начать, прежде всего, с сельских школ, повышая статус сельского учителя, ведь для абхазов село – источник языка и национальной культуры.

Конечно, дает знать и демографический кризис, но у нас он связан с войной, где мы потеряли молодых ребят. Правда, есть шанс восполнить демографический провал, поскольку только в Турции живет свыше 500-600 тысяч абхазов, которые хотят вернуться на свою историческую родину.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
От Года учителя - к веку образования
Новой школе – педагоги новой формации
Рособразование: итоги года
«Падчерица» российской системы образования
Сельская школа - перспективы развития
Модернизация педагогического образования в условиях перехода к федеральным образовательным стандартам
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Учитель в современной системе образования России
Подготовка мастеров производственного обучения
Новый формат педагога

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ