Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителяУчастники экспресс-форума обсуждают проблемы, связанные с повышением статуса педагога и подготовкой учителей нового поколения – креативных, мобильных, работающих в инновационном режиме, и профессиональным педагогическим образованием в целом.. Просмотров: 5645
Уважаемые читатели! В нашей стране стартовал Год учителя. Этому важному событию посвящается экспресс-опрос, итоги которого мы начали публиковать в прошлом номере журнала. Участники опроса обсуждали проблемы, связанные с повышением статуса педагога и подготовкой учителей нового поколения – профессионально компетентных, креативных, мобильных, работающих в инновационном режиме и стремящихся к успеху. В сегодняшнем номере публикация мнений продолжается.
–(1) Для нашей страны и тех изменений, которые мы наметили в образовании, нужно обязательно сохранить традицию подготовки учителей в педагогических вузах. Во-первых, модернизация связана с изменением форм и методов работы учителя: в практику внедряются технологии развивающего обучения, индивидуальных образовательных траекторий, осуществляется переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Это требует изменения всей системы подготовки будущих специалистов. Приход в школу учителей с классическим университетским образованием, без новой идеологии и технологии, ориентированных только на хорошее знание учебного материала, сможет свести все реформирование к нулю. Университет способен подготовить хорошего предметника для старшей школы, но для начальной школы, работы с дошкольниками, подростками, ведения воспитательной работы необходимо специальное педагогическое образование. Во-вторых, если из педагогических вузов в сферу образования приходит не более 50% выпускников, то из классических университетов – не более 1%. И такая ситуация вряд ли изменится в ближайшее время: в университеты и в педагогические вузы поступают молодые люди с разным отношением к образованию. Конечно, необходимо повышать процент выпускников, идущих в школу, однако, важно помнить, что высшее педагогическое образование ведет к общему повышению культурного уровня населения. Где бы выпускник педагогического вуза ни работал, его отношение к людям, работе, даже своим детям будет другим. –(2) Да, действительно, на мой взгляд, пятилетний бакалавриат позволит выпускать более подготовленного учителя и использовать при этом инновационные формы. Можно будет усилить психологическую составляющую в подготовке студентов, переработать формы и сроки проведения педагогической практики, ввести новые спецкурсы. Для реализации некоторых проектов понадобится педагогическая магистратура. –(3) Для того чтобы поднять статус педагога, нужно, в первую очередь, увеличить зарплату. Возможно, как раз здесь могут пригодиться различные фонды (поддержки молодого учителя, учителей со стажем и т.д.). Было бы полезно осуществлять финансирование учителя не только из государственного бюджета, но и общественностью. Но одного этого недостаточно. Необходимо вводить новые формы оплаты труда и подушевого финансирования. Это даст возможность поддерживать педагогов, которые работают с детьми по-новому и дают особый образовательный результат, не ограничивающийся знаниями и умениями, а связанный с развитием и воспитанием ребенка. Конечно, необходимо формировать положительное общественное мнение о педагогической профессии. Вскрывать недостатки в отдельной школе и в системе образования в целом необходимо, но нельзя разовые, единичные случаи выдавать за норму жизни образовательного учреждения, как это сделано, например, в фильме «Школа». Такой подход не ведет к конструктивным изменениям. В обществе создается мнение, что так и должно быть, ничего с этим не поделаешь. Если мы хотим, чтобы в школу шли другие учителя, нужно показывать, какими именно мы хотим их видеть. Романтика фильма «Доживем до понедельника» имела, наверное, значительно больший профориентационный и «ценностноформирующий» эффект, чем серия бесед со школьниками. На статус профессии смогут повлиять и ассоциации, но не напрямую, а через организацию активного, действующего профессионального сообщества, создание внутреннего профессионального кодекса и формирование нетерпимости по отношению к учителям, которые его нарушают. –(4) Вряд ли в этот год произойдет значительное повышение учительской зарплаты. Скорее всего, пройдет ряд ярких, но несистемных акций. Однако очень важно, что привлекается внимание к педагогической профессии и ситуации в системе образования. Серия содержательных дискуссий, обсуждение острых вопросов, ценностных аспектов образования помогут обрести крылья тем учителям, которые потерялись в повседневности, жизненной и рабочей суете. Есть большие надежды на четкое выполнение протокола совещания при председателе правительства, связанного с разработкой в марте 2010 года документов по новым формам повышения квалификации и аттестации учителей. Эти нормативные документы предполагают как новые формы взаимоотношений педагогических вузов и школ, так и новые требования к педагогической профессии. –(5) Возможно, будут уместны собеседования с абитуриентами. Нам нужны студенты, которые никогда не повысят голос на своих родителей, умеют чувствовать природу, краснеть, отвечать за свои поступки, увлекаться чем-то и увлекать других. ЕГЭ не способен выявить в абитуриентах такие качества. –(6) Пожалуй, для привлечения лучших выпускников из школ имеет смысл повысить стипендию студентам педагогических вузов. Однако любые льготы должны сопровождаться дополнительной ответственностью, в частности – обязательной отработкой в школе не менее 3-5 лет.
–(1) Действительно, многие государства имеют собственные традиции подготовки педагогических кадров. Но смысл обращения к их опыту состоит не в том, чтобы увидеть какой-либо удачный, на наш взгляд, элемент, а рассмотреть и оценить всю систему отбора и подготовки будущего педагога и его дальнейшего сопровождения. В связи с этим вопрос, где лучше готовить учителя – в классическом или педагогическом университете, считаю неактуальным. И там, и там, особенно в существующей практике, есть свои плюсы и минусы, но имеется одна общая беда – слабая мотивация выбора педагогической профессии. –(2) Я не консерватор, но думаю, что нельзя подменять проблему совершенствования подготовки учителя дискуссией о преимуществах «бакалавриата» или «магистратуры». Преимущества ещё надо проверить и доказать знаниями учеников. Разделяю мнение тех, кто предлагает сохранить пятилетний срок обучения на педагогических специальностях. –(3) Прежде всего, необходимо добиться достаточной, равной для всех регионов и школ государственной поддержки учительского труда. Государство должно заботиться о создании условий для выполнения ГОСТов. А вот деятельность фондов и общественных организаций вполне может быть смещена в сторону общественной экспертизы, а также поддержки новаций и новаторов и социального статуса педагога. –(4) Полагаю, что объявление Года учителя – хороший знак для того, чтобы обратить внимание всех заинтересованных сторон как на самые злободневные проблемы школы, так и на неоспоримые достижения общего образования, прежде всего, на значимость и самоотверженность труда большинства педагогов. В этом году в нашем университете состоится юбилейное вручение премии «Признание». На торжестве лучшие студенты, добившиеся успехов на межрегиональных, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, назовут имена школьных учителей, которые помогли им сделать жизненный выбор, и университетских преподавателей, укрепивших и поддержавших их на избранном пути. Вручение премии является одним из самых эмоциональных и значимых праздников. Для студентов он служит поводом публично поблагодарить наставников, а для педагогов – гордиться результатами своего труда. –(5) Абсолютно разделяю высказанное мнение и вижу смысл этого не только в тонкостях будущей профессии, но и в необходимости самосохранения нации, поскольку учителям доверено наше будущее. Но отбор абитуриентов на педагогические специальности не должен ограничиваться только дополнительными конкурсными испытаниями, необходим серьёзный одно-двухгодичный этап довузовской подготовки в педагогических классах, профильных лагерях, очно-заочных школах будущего педагога. Всего несколько лет назад основу поступающих в наш университет, а это около 1500 человек в год, составляли выпускники профильных (педагогических, математических, лингвистических) классов. Кстати, и по специальности тогда шли работать 70-80% выпускников. –(6) С учетом кадрового обеспечения и необходимости привлечения в школу талантливой молодёжи, допускаю такую возможность.
–(1) Система высшего педагогического образования в нашей стране развивалась и складывалась постепенно. Сначала были двухгодичные учительские курсы, затем педагогические институты с четырехлетним обучением и, наконец, педагогические университеты. Как любая другая, эта система не лишена недостатков, но главное ее достоинство заключается в том, что она апробирована и приспособлена к условиям и потребностям нашей страны. И с такой точки зрения она вполне продуктивна. В настоящее время по структуре и содержанию образования, по набору учебных дисциплин и объему часов педагогические вузы ненамного отличаются от университетов. В процесс подготовки будущих учителей введены элементы научно-исследовательской работы, и выпускники педвузов, как и студенты университетов, пишут и защищают выпускные квалификационные работы. В то же время, в отличие от классических университетов, высшее педагогическое образование в большей степени ориентировано на школу. Будущие учителя изучают значительно больше дисциплин психолого-педагогического цикла, проходят непрерывную педагогическую практику, в ходе которой набираются опыта и приобретают навыки будущей профессии. Таким образом, педвузы ориентированы на подготовку не только специалистов-профессионалов, но и творческих работников, способных обучать и обучаться самим. Поэтому реструктуризация системы высшего профессионального образования по западному образцу представляется нецелесообразной. –(2) За четыре года трудно подготовить не только хорошего учителя, но и любого другого специалиста. И в этом отношении не стоит делать исключение для студентов педагогических вузов. Можно бесконечно долго спорить о достоинствах и недостатках двухуровневой системы, но поскольку этот вопрос уже решен на государственном уровне, нужно работать над тем, чтобы адаптировать ее к нуждам педагогического образования. Что касается предложения готовить студентов по двум специальностям, такой опыт наша страна уже имеет (например, в 80-90-х годах 20 века выпускники исторических факультетов получали квалификации «Учитель истории и английского языка», «Учитель истории и права»), и он не принес ощутимых результатов. Тем более, что у людей, начинающих педагогическую карьеру, особых проблем с трудоустройством нет. Скорее, наоборот: школа испытывает недостаток в притоке молодых и перспективных кадров. –(3) Не секрет, что в современных условиях престиж профессии у молодежи определяется размером заработной платы и возможностями карьерного роста. Почему выпускники педагогических университетов не идут работать в школу? Ответ очевиден. Могу привести множество историй, случившихся с моими бывшими студентами, которые пошли работать в школу и спустя какое-то время сменили профессию: не потому что она им не нравилась, а из-за неудовлетворительной оценки их труда. Радикальным решением проблемы стало бы сокращение учебной нагрузки, то есть увеличение реальной заработной платы учителя. Следует учитывать и особенности работы, которая требует значительных психофизических затрат, так как в ее ходе не исключены стрессовые ситуации при общении с учащимися, родителями, администрацией школы. Для учителя необходимо создавать комфортную обстановку: уменьшать наполняемость классов, сокращать бумажную отчетность и ослаблять административный пресс. Роль общественных организаций заключается в том, чтобы привлекать внимание со стороны государственных органов к решению этих вопросов, используя собственные средства оказывать адресную поддержку отдельным школам и учителям, с помощью средств массовой информации повышать престиж профессии учителя. –(4) Год учителя – безусловно, важная общественно-политическая акция. Ее значение, прежде всего, в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам школы, сделать их предметом широкого обсуждения, активизировать деятельность органов и структур, связанных со школой. Но выносимые на обсуждение проблемы накапливались не один год и трудно предположить, что возможно их единовременное решение. –(5) Совершенно очевидно, что профессия учителя требует определенных способностей и качеств, и в будущем, когда приемные комиссии педагогических вузов будут захлебываться от притока абитуриентов, вероятно, возникнет необходимость дополнительных испытаний, подобных тем, которые сейчас проводятся при наборе на творческие специальности. Но в нынешней ситуации, когда словосочетание «педагогический вуз» у многих абитуриентов вызывает отторжение, а конкурс на педагогические специальности в лучшем случае остается на неизменном уровне, ставить вопрос о дополнительных испытаниях преждевременно. Для определения профессиональной пригодности будущих учителей стоит предоставить педагогическим вузам возможность заменять один из трех вступительных экзаменов психологическим собеседованием или тестированием абитуриентов. –(6) Социальная и материальная поддержка студентов педагогических вузов необходима, но не для создания особых преференций. Учительское сообщество надо вернуть на тот уровень, на котором оно находилось ранее. Среди возможных мер – повышение стипендии студентам, ибо в настоящее время она меньше, чем в других вузах. Среди мер социальной поддержки – отсрочка от армии в первые годы работы по специальности, что сделает профессию учителя привлекательной для юношей. Наконец, можно установить специальные гранты для студентов педагогических специальностей.
–(1-5) Действительно, в ряде зарубежных стран учителей готовят не в специальных учебных заведениях, а в процессе дополнительного образования на базе полученного в университетах. Но для работы в новой школе такие учителя не подходят, так как невозможно освоить профессию в течение одного года. Педагогическое образование – комплексный процесс, включающий фундаментальную и прикладную часть. Теоретико-методическая и психолого-педагогическая подготовка специалистов складывалась и совершенствовалась годами. Она отличается функциональностью и в хорошем смысле консервативностью. При любом подходе к реформированию системы педагогического образования необходимо сохранить накопленный опыт, традиции и фундаментальную составляющую такой подготовки. По стандарту бакалавриата второго поколения срок обучения составляет четыре года. Часы, выделяемые на предметную подготовку, по сравнению со специалитетом сокращены, а количество недель, отведенных на практику, за весь период обучения сократилось почти в три раза (с 20 до 8). В этих условиях выпустить из вуза специалиста для новой школы, по существу, невозможно. Особое значение для совершенствования системы подготовки бакалавров педагогического образования имеет постановление Правительства РФ № 1136 от 30.12.2009, разрешающее обучение бакалавров в течение пяти лет, одновременно по двум профилям. В первую очередь, этот документ имеет большое значение для учителей сельской школы. Кроме того, он будет способствовать закреплению выпускников, как в сельской, так и в городской школах. Проблема подготовки учителя – многогранная, многоаспектная, комплексная. В.А.Сухомлинский очень емко определил суть учительской профессии, сказав, что это «человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека». Общепризнано, что профессия учителя – творческая, требующая фундаментальной подготовки, постоянной интеллектуальной работы над собой. Но по ныне принятым правовым нормам она почему-то не отнесена к таковым, и прием на педагогические специальности осуществляется только на основе результатов ЕГЭ, без экзаменов по профилю. Многолетний опыт работы высшей школы показывает, что такой подход вряд ли правомерен. Целесообразно было бы ввести в вузах три экзамена: два по результатам ЕГЭ, а третий профильный, на традиционной основе. Это позволило бы выявить уровень подготовки абитуриента по предмету, его интересы и мотивы, оказавшие влияние на выбор специальности. Несмотря на ухудшение демографической ситуации, конкурс на педагогические специальности в нашем институте в последние три года сохраняется. В 2009 году он составил на дневном отделении 2,2 человека на место. Этому способствует комплекс мер, проводимых в институте, материально-техническое оснащение вуза и социально-бытовые условия для студентов. Год учителя – знаменательное событие для нашего общества и государства. Есть надежда, что он привлечет внимание всей мыслящей России к вопросам образования и воспитания, проблемам школы и учителя и станет этапным в дальнейшем развитии всей системы образования. Хочется также, чтобы воспитание детей стало вопросом жизни всего общества. Учитель сегодня нуждается в социальной помощи со стороны государства, его необходимо обеспечить жильем и достойной зарплатой (не ниже средней в промышленности). Он это заслужил. Но учитель нуждается также в поддержке и внимании всего общества. В ответ на это он должен отвечать за детей, а значит, и за будущее страны. С учетом новых подходов к подготовке кадров в соответствии с проектом «Наша новая школа» в институте разработана долгосрочная концепция, ключевым моментом которой является создание на базе вуза ресурсного центра по модернизации педагогического образования. Предусмотрен комплекс мер, направленных на овладение современными формами и методами обучения, информационными и компьютерными технологиями. Работа института по закреплению выпускников в школах области потребовала пересмотра ранее сложившейся системы. В последние три года по данному направлению деятельности прослеживается положительная динамика. Создана система взаимодействия с учителями-новаторами, победителями национального проекта «Образование». Большинство из них являются нашими выпускниками. Мы приглашаем учителей в вуз проводить мастер-классы для старшекурсников. Направляем студентов выпускных курсов на практику в школы, где они будут работать после завершения обучения. В значительной мере закреплению молодых специалистов способствует и социальная поддержка, предоставляемая им правительством области. В 2009 году почти 70% выпускников нашего вуза поступили на работу в школы области. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|