Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: образовательная инициатива Президента

Министерство образования и науки уже разработало план реализации предложений, которые высказал глава государства. Этот документ нацелен на улучшение педагогического образования. Судя по плану, в обновленной школе педагоги будут работать в лучших условиях, но и требования к ним возрастут. Участники экспресс-форума обсудили качества и компетенции учителя инновационного типа.

Просмотров: 4650

Уважаемые читатели! Предлагаемый вашему вниманию экспресс-опрос посвящен инициативе Президента России Д. А. Медведева, выдвинутой в Послании к Федеральному Собранию РФ.

Министерство образования и науки нашей страны уже разработало план реализации предложений, которые высказал глава государства. Этот документ нацелен на улучшение педагогического образования, освоение учителями инновационных программ, обновление системы аттестации и квалификационных требований, изменение оплаты труда.

Судя по плану, в обновленной школе педагоги будут работать в лучших условиях. Но и требования к ним будут предъявляться более высокие. В связи с этим редакция предложила участникам ответить на следующие вопросы:

  1. Какие качества учителя вы считаете постоянными, а какие зависящими от времени? Какие наиболее востребованы в наше время?
  2. Как вы представляете себе учителя инновационного типа? Какими компетенциями он должен владеть?
  3. Какие новые (а может быть и утраченные) ценностные ориентиры должен прививать ученикам сегодняшний учитель?

НЕРАДОВСКАЯ Людмила Серафимовна, заместитель директора по научно-методической работе

ГРЯЗНОВА Елена Петровна, заместитель директора по внеклассной, внешкольной воспитательной работе средней общеобразовательной школы №6 г. Сургута

(1) – Так как учитель призван обеспечить эмоциональное, социальное и психическое становление личности, к нему предъявляются особые требования. Прежде всего, он должен быть способен к профессиональному и личностному росту. В нашей школе такие люди есть. С одной стороны, они делают обучение и воспитание более эффективным, а с другой, – сами получают удовольствие от своей работы. Благодаря им одни ребята идут на уроки с интересом и удовольствием, а другие преодолевают отчуждение от школы. Изучение личностных особенностей хороших учителей показывает, что они справедливы и честны перед собой, коллегами и учениками, чувствуют состояние другого человека, умеют наладить контакт с каждым учеником, способны проявлять гибкость. Они умеют задавать вопросы, могут показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливают четкие процедуры проверки знаний учеников, демонстрируя при этом желание помочь учащимся. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Эти качества личности педагога мы считаем постоянными, не зависящими от времени. Наиболее востребованным качеством современного учителя в наше время является способность работать в инновационном режиме. Такой педагог любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы.

(2) – На наш взгляд, учитель инновационного типа – это тот, кто, прежде всего, способен гибко реагировать на меняющиеся условия. Исследователи В.А. Сластенина и Л.С. Подымова считают, что среди характеристик, определяющих инновационность учителя, наиболее значимыми являются мотивационная готовность, креативная способность, исследовательские умения и рефлексивная позиция. Мы разделяем это мнение.

Мотивационная готовность позволяет учителю инновационного типа быть восприимчивым к новшествам, которые определяют содержательную сторону его творческой профессиональной деятельности. С психологической точки зрения она является наиболее важной. Педагог либо внутренне готов к инновационной деятельности, либо нет.

Креативная способность учителя служит для преобразования нового на нескольких уровнях: через копирование инноваций в свою профессиональную деятельность, через творческое подражание, подражательное и подлинное творчество. Но последнее встречается не так уж часто.

Исследовательские умения и рефлексивная позиция являются «инструментами» учителя инновационного типа, позволяющими ему выполнить новое на профессиональном уровне.

Социальная мобильность приводит к победе того, кто учится быстрее и имеет возможность отреагировать на любые запросы общества, не забывая о разумном, добром, вечном, которое нужно «сеять» в умах подрастающего поколения. Современные преобразования вызывают к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения. Результат, которого требует от нас образовательная инициатива Президента России Д.А. Медведева, выдвинутая в Послании к Федеральному Собранию РФ, мы сможем получить только в одном случае: если, кроме вышеперечисленных характеристик, учителя будут обладать социальной мобильностью. Это одна из важнейших компетенций педагога инновационного типа.

(3) – По нашему глубокому убеждению, усилия педагогов должны быть направлены на формирование социальных и личностных ценностей человека, обеспечивающих моральный выбор. При этом ценностные ориентиры остаются прежними. Добро, честь, совесть – качества, позволяющие человеку оставаться Человеком. Однако данный посыл не исключает необходимости развивать в современных молодых людях целеустремленность, коммуникативность, мобильность и другие качества, которые позволят им успешно социализироваться в современном обществе. В нашей школе это делается путем включения школьников в социальные проекты: «Ступеньки», «Добрая воля», «Югорчане» и другие.


КАЛИНИЧЕНКО Ольга Владимировна, специалист-эксперт отдела общего образования Управления образования Администрации города Ижевска

(1) – Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» – вот слова Л. Н. Толстого, которые актуальны всегда, поскольку именно с этими качествами ассоциируется в обществе профессия учителя. Философский подход к пониманию, кто такой учитель и какими качествами он должен обладать, представил А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница». Юная героиня этого произведения Мария Нарышкина преодолевает нелегкий путь, собирая в пустыне по песчинке уважение, признание, опыт, профессионализм, и только благодаря труду и упорству приходит к «высшей славе жизни». Вот они качества учителя, которые не зависят от времени, поскольку без них завоевать детские умы, сердца и души невозможно. С такой трактовкой трудно не согласиться.

Но коренные изменения в общественной, экономической и политической жизни страны определяют необходимость подготовки молодых людей к ответам на вызовы информационного общества. Достижение этой цели предполагает изменение представлений о качестве образования, его содержания, методов обучения, оценки образовательных результатов.

Согласно образовательной инициативе, выдвинутой Президентом России Д. А. Медведевым в Послании к Федеральному Собранию РФ, школа должна формировать новые жизненные установки личности, поскольку развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию и самостоятельному выбору. Исходя из этой задачи, приоритетной становится не только сумма знаний, которыми овладевает ученик, изучая тот или иной предмет, но прежде всего, умение применять их в практической деятельности. Подготовить ученика в соответствии с современными требованиями способен только профессионально компетентный учитель, готовый к непрерывному совершенствованию, постоянным изменениям, инновациям, стремящийся к успеху и достигающий его.

Школе, отвечающей социальным запросам, необходимы новые кадры, способные адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, мобильные, владеющие информационными, исследовательскими и проектными технологиями, инновационными программами, умеющими воспитать самостоятельную, творческую и уверенную в себе личность. Современный учитель перестает быть транслятором предметных знаний, время диктует ему роль компетентного консультанта, координатора учебного процесса при субъектно-субъектном типе взаимоотношений.

Главным результатом школьного образования сегодня становится его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что образовательное учреждение должно научиться не просто функционировать, а работать в режиме развития и достижения качества образования, вовлекая педагогов в инновационную и экспериментальную деятельность. Учитель инновационного типа – профессионал, обладающий не только специальной предметной и методической компетентностями, но и коммуникативной, психологической, в том числе аутопсихологической. В первую очередь он должен уметь анализировать результаты собственной деятельности, формулировать новые цели и задачи, выстраивать и выдерживать собственный образовательный маршрут, иметь свою систему ценностей, адекватную условиям среды. Именно такой учитель способен научить ребенка тому, что становиться первоосновой для успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности: добывать знания самостоятельно, применять их на практике.

(3) – Современные условия определили и необходимость продуманной подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационной нестабильности и рыночных отношений, сформировали потребность не только в сбережении здоровья участников образовательного процесса и членов общества в целом, но и умения его укреплять и сохранять в быстро меняющихся условиях среды. Пути создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей воспитательно-образовательной модели в каждом учреждении индивидуальны, а ценностный ориентир, который должен прививать сегодняшний учитель один – «Быть здоровым и умным – модно!»

Таким образом, будущее школы за креативным, мобильным, успешным, позитивно мыслящим Учителем, который видит в ребенке личность с равными возможностями и создает образовательное пространство через постепенный переход от помощи к педагогической поддержке и продвижению.


СМИРНОВА Елена Игоревна, директор средней общеобразовательной
школы №9 г. Сокол Вологодской области

(1) – Что за человек – учитель? Чем он отличается от других людей? Он такой же, как и все, однако у него есть одна отличительная особенность – он сознательно принимает на себя повышенную ответственность за будущее. Кроме того, без справедливости, способности к саморазвитию, самоотдачи, глубокого знания своего предмета (предметов), эрудированности, интеллигентности, открытости и душевности невозможно представить учителя любого поколения. В области образования, как и во всей стране, существует масса проблем, решаемых и еще не решенных. Но они не должны приводить современного учителя к пессимизму и безверию, отказу от профессиональных ценностей и оправданию собственных слабостей. Наоборот, сегодня, как никогда, ему нужна энергия преодоления и созидания!

(2) – Учитель инновационного типа – это педагог обладающий высоким уровнем интеллекта, мобильностью в широком смысле, толерантностью, способностью приобретать новые знания и навыки не только в области своего предмета, но и в смежных областях, включая ИКТ.

Стать современным учителем, работающим в инновационном режиме, гораздо легче, если администрация образовательного учреждения создала условия для профессионального роста и развития, предоставила возможность взяться за новое и довести задуманное до конца. В школе должен быть особый микроклимат, способствующий реализации творческого потенциала учителя, развитию его инициативы, активности, поиску путей совершенствования своей деятельности. И тогда учитель моей школы скажет: «Работать в другом месте? Я даже не задумываюсь над этим вопросом. За долгие годы школа стала мне близкой и родной. В ней я чувствую себя на своем месте, здесь люди, с которыми мне интересно, легко и уютно, которых я очень люблю».

(3) – Средства массовой информации в наше время все чаще и чаще настраивают общественное мнение против школы, учителей, представляя педагогов как психопатов, вымогателей, тиранов. Сфера образования все больше напоминает сферу обслуживания, где «покупатель» (родитель, ребенок) всегда прав. Отношения школы и социума выглядят непросто. Да, сегодня за партами сидит новое поколение, которое по-другому воспринимает жизнь, требует иного отношения к себе. И бороться зачастую приходиться не с самой проблемой, а с ее последствиями, например с бездуховностью, эгоизмом. Но это вовсе не означает, что воспитание можно пустить на самотек, сделать бесцельным и неуправляемым. Учитель, прежде всего, должен прививать своим ученикам личностные качества (порядочность, открытость, искренность, честность, стремление к справедливости), а также способность к взаимодействию с людьми разных социальных и возрастных групп и стремление к получению качественного образования с дальнейшей его реализацией.


САВИНА Людмила Александровна, директор Андогской средней общеобразовательной школы Кадуйского муниципального района Вологодской области, заслуженный учитель РФ, член Петровской академии наук и искусств

(1) – Лучше А.П. Чехова не скажешь: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель…» Эта фраза на все времена. Без профессионализма нет педагога. Думаю, что задача учителя не оказание образовательных услуг. Его призвание «сеять разумное, доброе, вечное», воспитывать человека, гражданина. Какие качества наиболее востребованы в наше время? На этот вопрос дает ответ конкурс «Учитель года». Участники этого мероприятия – люди творческие, энергичные, амбициозные, с активной жизненной позицией. Именно такой учитель востребован сегодня.

(2) – Понятие «профессионализм» в наши дни дополняется новым содержанием. Настоящий учитель вместе с учеником совершает восхождение к высотам знаний. Процесс обучения ориентируется на ученика, его самоценность. Современный учитель должен сочетать исследовательскую и экспериментальную деятельность, владеть информационными технологиями. Но, отдавая должное всевозможным техническим средствам обучения, нельзя забывать, что они не заменят индивидуального душевного внимания к ученику.

(3) – Безусловно, основой воспитания детей являются духовно-нравственные ориентиры любого народа: родина, семья, труд, вера, добро…

Современное общество диктует, чтобы сегодняшний подросток стремился к здоровому образу жизни. Хочется, чтобы, став взрослыми, дети могли противостоять разным ситуациям, были стрессоустойчивыми, конкурентоспособными, умели преодолевать жизненные трудности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: педагогическое образование, социальная поддержка педагогов, дмитрий медведев, экспресс-форум, ао-36

Похожие материалы:
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
От Года учителя - к веку образования
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Как готовят учителей в Финляндии
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#106Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
#100Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
#108Конкурентоспособные кадры для железнодорожной отрасли
#102УГАИ им. Загира Исмагилова отметил пятидесятилетие
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний