Экспресс-форум: Концепция поддержки развития педагогического образованияСегодня общественность страны обсуждает проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Это первый, очень важный шаг в создании интегрированной и комплексной программы, которую разрабатывает Минобрнауки РФ. Просмотров: 1715
Сегодня общественность страны обсуждает проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Это первый, очень важный шаг в создании интегрированной и комплексной программы, которую разрабатывает Минобрнауки РФ. Редакция «АО» предложила представителям вузов и учреждений ДПО, реализующих программы подготовки и переподготовки педагогов, ответить на ряд вопросов.
– (1) Разработка новых подходов к развитию педагогического образования – своевременный ответ на реалии жизни. Концепция предполагает подготовку носителей новой идеологии и технологии. По сути, это педагоги-профессионалы, мировоззрение которых становится точкой опоры и механизмом трансформации в образовании. На наш взгляд, подготовка таких профессионалов предполагает усиление не только их прикладной, практической направленности. Создавать интеллектуальный потенциал общества в лице сегодняшних учеников может педагог, который обладает культурой мышления, ценностным отношением к учению как образу жизни. Профессионализм такого уровня формируется в процессе освоения фундаментальных научных дисциплин. В проекте концепции говорится о широкой общегуманитарной подготовке бакалавров первых двух курсов, после завершения которой, избрав педагогическую специализацию, они направляются на продолжительную практику в школу. Насколько реалистично ожидать качественно новой идеологии и технологии от человека, который, покинув стены школы, едва войдя в пространство научного знания, тут же вернулся в мировоззренческое русло своих вчерашних школьных наставников? – (2) Профессионал, результатом деятельности которого является рост интеллектуального потенциала страны, заслуживает самого высокого материального вознаграждения и общественного признания. Нужны гранты, направленные на поддержку стажировок, повышения квалификации, переподготовки педагогов. Большое значение для закрепления учителей в регионах имеет обеспечение их семей жильем, социальными льготами. Считаю важным вернуться к славной российской традиции – отношению к специалистам сферы образования как к педагогической интеллигенции, носителям культуры и просвещения. – (3) Обществом ставится перед педагогом очень ёмкая задача – способствовать развитию интеллекта, личности, мировоззрения молодого поколения. Нравственные качества профессионала подобного уровня неоспоримо высоки. Ценностное отношение к своей работе, желание действовать на благо общества и светлого будущего своих учеников, оптимизм – вот некоторые штрихи к портрету настоящего педагога.
– (1) Несомненным достоинством обсуждаемого документа является то, что в нем заявлена позиция Минобрнауки РФ по вопросам реформирования системы педагогического образования. Позитивным моментом считаем акцентуацию педагогических вузов на практической работе, организуемой совместно с колледжами и школами. Авторами документа предложены разнообразные варианты дифференциации программ бакалавриата и магистратуры, что также немаловажно. Вместе с тем ряд позиций проекта не вполне прояснен. Из поля зрения выпала самая главная ступень образования – дошкольное детство. Проблемы, поднятые как стержневые, касаются только процесса профессиональной подготовки педагогов, но не затрагивают формирования образовательного пространства и самого процесса сопровождения подготовки педагогических кадров. Не вполне понятны критерии и содержание вводимого универсального бакалавриата, не прописана возможность повышения квалификации самих работников высшей школы. Проект концепции нуждается во всестороннем профессиональном обсуждении, серьезной экспертизе и доработке. – (2) Большинство проблем в системе образования носит не педагогический, а социальный характер. Их практическое решение связано не только с педагогическими инновациями, но и с изменением целого ряда условий, одно из которых – повышение социального статуса педагога и уровня его жизни. Большинство педагогов подчеркивает, что укрепление их профессионального статуса зависит не столько от материальных ресурсов, сколько от переориентации информационной среды на позитивный образ учителя. – (3) Уверены, целью работы любого из преподавателей российских вузов является не просто обучение студента современным инновационным технологиям, но, в первую очередь, воспитание полноценной гармоничной личности, гражданина-патриота своей страны. Поэтому на педагогические вузы ложится особая миссия – формирование современной педагогической элиты. Общество заинтересовано в новом педагоге, который отчетливо видит смысл и цель своей деятельности, ориентирован на реализацию идей опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучающихся.
– (1) Проект концепции является своевременным документом. Система образования в целом и подготовка педагогических кадров в частности за последнее время претерпели существенные изменения: переход на уровневую систему подготовки, изменение перечня педагогических образовательных программ, модернизация содержания и технологий обучения. Это объективно приводит к необходимости решения проблем по всей линии педагогического фронта. Однако отдельные положения концепции требуют доработки и уточнения. В новом законе об образовании определен особый статус педагогических работников в обществе. Следовательно, и система их подготовки, и условия реализации образовательных программ должны быть специфическими. Это касается, в том числе, и особого статуса педагогических вузов. Поддерживая в целом идею нелинейности траекторий обучения, считаем, что основой содержания качественной подготовки педагогов должны стать специализированные педагогические программы, предполагающие комплексную фундаментальную предметную, психолого-педагогическую и информационную подготовку. Следует акцентировать перечень ключевых проектов, способных выступить в качестве точек роста, обеспечивающих реальную модернизацию содержания и технологий педагогического образования. Важно комплексное решение проблем отбора абитуриентов, мотивированных к педагогическому труду. – (2) Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя позиционируется как одна из самых почетных и ответственных. С другой – ее социальная привлекательность и престижность за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня. Проблему следует решать комплексно – путем консолидации усилий общеобразовательных организаций, органов управления образованием, образовательных организаций высшего образования, органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов по отбору кандидатов для обучения по педагогическим специальностям и направлениям подготовки. Необходима реализация системы сопровождения студента в период обучения в колледже или вузе, осуществление материального стимулирования, оказание комплексной (организационно-методической, материальной, жилищной и т.п.) поддержки молодых специалистов. Только согласованные действия позволят решить проблему «двойного негативного отбора» и обеспечить приток в образовательные организации грамотных, инициативных, инновационно мыслящих молодых учителей. – (3) Воспитательная функция современного педагога неотделима от обучающей и развивающей. Сегодня учитель должен быть личностью, носителем нравственных идеалов, примером доброты, чуткости, справедливости, патриотизма. К сожалению, эти существенные обстоятельства не в полной мере учтены в проекте концепции, рассматривающей педагогическое образование несколько сужено – как услугу, в которой доминируют категории качества, стандарты профессиональной деятельности, сертификация. Такой подход может оказать существенное негативное влияние на качество профессиональной подготовки учителя и результаты его педагогического труда.
– (1) Позитивным является сам факт появления проекта концепции. Это свидетельствует об актуализации проблем педагогического образования. Перечень проблем, решение которых является предметом рассмотрения документа, на наш взгляд, можно дополнить. В раздел «проблемы входа в профессию» можно внести:
В раздел «проблемы подготовки» добавить:
Раздел «проблемы удержания в профессии» дополнить такими позициями, как:
– (2) К таким мерам можно отнести ежегодное проведение съездов учителей на федеральном и региональных уровнях; запрет на учебную нагрузку, превышающую норму одной ставки, – при сохранении требования к размеру заработной платы учителя как среднему по экономике в регионе; введение школьной формы учителя; реализацию федеральных целевых программ «Жилье учителю» и «Кабинет учителя». – (3) Нравственные качества педагога нового времени, несомненно, будут связаны с социальными, политическими и экономическими отношениями в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Однако есть непреходящие педагогические ценности, которые должны служить ориентирами для всех, кто выбрал профессию учителя. Это, прежде всего, педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере в силы и возможности каждого ребенка, и профессиональная честь педагога. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|