Модернизация педагогического образования: мнение экспертовПредставители педагогических образовательных организаций ответили на практические вопросы о текущем положении и тенденциях в подготовке кадров. Актуальные вопросы отрасли - педагогическая магистратура, интернатура, изменения в профстандартах и требования к молодым специалистам. Просмотров: 340
Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016. Современные вызовы и эффективные технологии педагогического образования Продолжается реализация второго этапа комплексного проекта по модернизации педагогического образования, направленного на повышение качества подготовки профильных кадров для будущего страны. Сегодня в центре внимания профессионального сообщества находится множество важных вопросов, на некоторые из них по приглашению редакции ответили представители педагогических вузов.
(1) В этом году в КГПУ им. В.П. Астафьева поступили 42 абитуриента со средним баллом 240 и выше по сумме трех экзаменов. В первую очередь мы связываем это с общественным мнением по поводу качества подготовки в вузе. Наши образовательные программы базируются не только на мощнейшем фундаменте гуманитарных исследований, которые проводят ученые университета совместно с отечественными и зарубежными центрами и вузами, но и согласовываются с работодателями. Важную роль играет также педагогическая интернатура, реализуемая в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями региона. Каждый выпускник университета получает карту ключевых компетенций, где со стороны работодателей и выпускающей кафедры оценивается готовность к выполнению трудовых функций. – (2) Цель Комплексного проекта модернизации педагогического образования, в котором КГПУ им. В.П. Астафьева участвует в качестве соисполнителя апробации программ подготовки по профилю «педагог-исследователь, методист» и «руководитель образовательной организации», – подготовить когорту педагогов, способных к реализации ФГОС общего образования. Между тем без управления образовательными результатами программ подготовки согласно профессиональному стандарту «Педагог» это сделать практически невозможно. Кроме того, профессиональный стандарт нуждается в уровневой дифференциации. Главный вопрос, который необходимо решить – определение границ компетенции начинающего педагога (учителя, воспитателя), его статуса, нормы учебной нагрузки, что позволит организовать системную работу по предотвращению ухода молодых педагогов из школы. – (3) Важнейшим вопросом педагогического образования является сочетание фундаментальной предметной составляющей – для учителя математики, например, недопустимо снижать объем профильных дисциплин – с психолого-педагогической подготовкой к решению конкретных задач: реализации инклюзивного образования, проектирования воспитательной системы школы, управлению проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Роль магистратуры в углублении специализации педагогов в рамках этих направлений очевидна. И здесь опять же общественная оценка качества педагогического образования со стороны работодателей остается, на наш взгляд, наиболее важной и объективной.
– (1) Действительно, интерес к педагогической профессии возрастает. Об этом свидетельствуют результаты приемных кампаний 2015 и 2016 годов. Думаю, что это связано, с одной стороны, с материальной поддержкой педагогических кадров в регионе. В Алтайском крае на региональном уровне реализуется ряд проектов для молодых специалистов, а также учителей, уже имеющих стаж работы. С другой стороны, большое значение имеет изменение общественного мнения в оценке фигуры учителя. Можно сказать, что тренд на повышение престижности педагогической профессии сформировался, и, надеюсь, эта тенденция сохранится. Если говорить о том, временное это явление или постоянное – в жизни вообще всё изменчиво, приоритеты периодически меняются. Интерес к педагогической профессии зависит от многих факторов, в том числе спроса на профессию, социальной поддержки, того образа педагога, который формируется в масс-медиа, художественных произведениях. На сегодняшний день осознается значимость роли педагога, его вклада в формирование личностных качеств подрастающего поколения. Есть понимание, что учитель – это одна из главнейших фигур в жизни человека. С него начинается вхождение в большую жизнь, мир знаний и опыта. – (2) Вопрос хорош тем, что в нём заключается половина ответа. Я убеждена, что сопряжение стандартов – это принципиальная основа подготовки педагогических кадров для всей цепочки «дошкольное/общее/профессиональное образование», которая однозначно должна быть реализована. К тому же подобная мера позволит повысить качество профессиональных кадров. Преподаватели высшей школы вправе говорить об этом, руководствуясь опытом взаимодействия вуза с организациями дошкольного, общего и дополнительного образования. Мы видим на практике, насколько важно интегрировать эти уровни, красной нитью проводить идею развития личности, причём личности созидательной, готовой к изменениям, личности не потребителя, а исследователя, творца. Если говорить о принятии профессионального стандарта педагога, наверное, не стоит торопиться. На мой взгляд, есть моменты, нуждающиеся в существенной корректировке. На сегодняшний день в документе представлен образ суперкомпетентностного педагога, своего рода «универсального солдата» – учителя, который может всё. Кроме того, профстандарт написан наукообразным языком, не адаптированным к практике, поэтому его нужно сделать более понятным для педагогов. Ведь когда существует положительное восприятие какого-либо феномена, тогда происходят и его принятие, и корректировка профессиональной деятельности. – (3) Беспроблемной подготовки кадров в принципе быть не может, потому что меняются практика, технологии, актуализируются новые задачи. Очень хорошо понимаю позицию нашего нынешнего министра, разделяю большинство предложений, которые она намерена реализовать, и мы, безусловно, будем делать всё, чтобы качество подготовки специалистов совершенствовалось и повышалось. Однако полагаю, что сужать педагогическую магистратуру до выпускников бакалавриата педагогического образования, наверное, не стоит. Объясню почему. В педагогическом вузе не всегда есть возможность охватить все предметные сферы. Например, наш университет осуществляет подготовку по всем направлениям, кроме химии и биологии. Не потому, что мы не хотим работать по этим направлениям подготовки, просто на сегодняшний день это финансово и трудозатратно. При этом в классическом университете края есть студенты, изучающие химию и биологию. При наличии их желания пойти в школу мы как педвуз готовы предоставить магистерские программы, в рамках которых на основе уже полученной предметной базы обеспечивается хорошая психолого-педагогическая и методическая подготовка. То же самое можно сказать о технических программах и дисциплинах. Есть замечательные специалисты, готовые работать учителями технологии в школах, особенно это актуально для сельской школы. Мы готовы им оказать помощь в части психолого-педагогического совершенствования. Актуально это и для системы СПО. Преподавателей для этих учебных заведений готовят технические вузы, и у педагогов в ходе работы есть потребность в профессиональной переподготовке или конкретных магистерских программах гуманитарного цикла.
(1) На наш взгляд, наблюдающийся интерес к педагогической профессии является объективным отражением реального улучшения дел в российском педагогическом образовании. Об этом свидетельствует и инновационность образовательного процесса, и его практикоориентированность, и высокий уровень трудоустраиваемых по направлению подготовки «Педагогическое образование». Более того, в ближайшие годы потребность в педагогических работниках будет увеличиваться. Такой прогноз, конечно, осознается и государством, со своей стороны старающимся популяризовать профессию педагога. – (2) Подготовка педагогических кадров обязательно должна осуществляться на основании существующих профессиональных стандартов и с безусловной ориентацией на ФГОС дошкольного или общего образования в зависимости от профиля подготовки. Что касается профстандарта педагога, то он может дорабатываться, но это не должно происходить часто, тем более что совершенствование образовательного процесса в вузе может осуществляться без параллельной модернизации этого документа. – (3) Действительно, для качественной подготовки учителей, особенно старших классов, уровня бакалавриата недостаточно. Необходим набор в магистратуру, причем из выпускников профильного обучения, имеющих первоначальную подготовку, на основе которой возможно совершенствование сформированных ранее компетенций.
(1) Не может не радовать повышение интереса к педагогической профессии, особенно среди одаренных абитуриентов. Сложившаяся в настоящее время ситуация должна быть не временным явлением, а стать нормой. Необходимо создавать все условия в обществе, чтобы статус педагога всегда находился на высоком уровне, а человек, им обладающий, обладал необходимыми профессиональными компетенциями. Данные, полученные при анкетировании в рамках приемной кампании колледжа, позволяют сделать вывод, что, действительно, в большинстве случаев выбор педагогической профессии обусловлен социальным статусом. И это неслучайно, так как работа в государственной образовательной организации является для педагога залогом надежности, стабильности и социальной защиты. – (2) Модернизация педагогического образования обязывает вносить изменения в профстандарт педагога. При этом частое обновление как личностных, так и квалификационных требований к педагогу не дает возможности подойти к данному вопросу осмысленно. Так, временные рамки не позволяют получить качественное переобучение (послевузовское образование – 4-5 лет, переподготовка – 1-1,5 года), меняется ФГОС, требующий от педагога разработки программного обеспечения и образовательных технологий, в то время как отработка подхода при его реализации требует на апробирование и внесение корректировок не менее четырех лет. Например, в рамках профобразования можно сделать два выпуска, что в общей сложности составит 8 лет. Считаем, что в данном случае имеет смысл профстандарт педагога доработать и ввести в действие с учетом реального временного обеспечения. В этой связи необходимо также отметить, что педагог – профессия творческая, поэтому как можно стандартизировать требования к ней? – (3) Если это касается повышения качества образования студентов-педагогов, то в педагогическую магистратуру должны приниматься, по нашему мнению, только выпускники педагогических колледжей, бакалавры-педагоги. Лучший подход в этом случае – реализация непрерывного образования в виде цепочки «колледж – бакалавриат – магистратура». При этом для целенаправленного обучения в магистратуре выпускнику колледжа или бакалавру необходимо иметь практический опыт работы в образовательных организациях. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|