Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: повышение квалификации педагогов

Модернизация системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учителей в современных условиях крайне необходима. С переходом на уровневую систему обучения появилась необходимость в хорошо подготовленных специалистах.

Просмотров: 3716

Выступая на открытии Года учителя, состоявшемся в конце января в рГПу им. А.И. Герцена, победитель конкурса «учитель года» Наталья Никифорова отметила, что для современного учителя важно постоянное совершенствование. «хорошо бы, чтобы реальностью стало повышение квалификации в лучших вузах страны и школах, которые интересны своим инновационным опытом», – сказала она. ректор герценовского университета Геннадий Бордовский тоже высказал свои мысли по поводу профессионального мастерства. Он предложил создать в стране вуз нового типа – федеральный сетевой педагогический университет, в котором помимо решения других важных задач существовала бы интегрированная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и учителей. А ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что вуз, который он возглавляет, готов возродить традицию летних курсов для учителей, где лекции читали выдающиеся ученые страны. Кроме того, он озвучил еще одну интересную мысль: ввести понятие ординатуры для выпускников классических вузов, пришедших в школу.

Редакция предложила читателям обсудить вопросы повышения педагогического мастерства в рамках экспресс-форума. Ниже мы публикуем два отклика на это предложение.

  1. Где, как и насколько регулярно повышают профессиональное мастерство педагоги вашего вуза?
  2. Поддерживаете ли вы идею Г. Бордовского о создании федерального сетевого университета, в рамках которого решались бы задачи специализации региональных педагогических вузов, обеспечивался доступ к новым технологиям и образовательным ресурсам, создавалась интегрированная система повышения квалификации педагогов и учителей?
  3. Должна ли быть в содержании изучаемого при повышении квалификации материала общая для всех педагогических вузов страны часть? Если да, кто должен ее определить?
  4. Насколько тесно ваш вуз взаимодействует со школами региона в плане повышения профессионального мастерства учителей?
  5. Как вы относитесь к предложению ввести ординатуру для выпускников классических вузов, пришедших в школу? Нуждаются ли в интернатуре педагогические вузы?

ВЕРШИНИН Игорь Владимирович, доктор филологических наук, профессор, ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

Система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов на протяжении многих лет оставалась консервативной. Однако новые социально-экономические условия потребовали ее перестройки. Фундаментом изменений стали Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения, ориентированные на результаты, которые представлены в виде набора компетенций. Естественно, что в конечном счете такая ориентация изменит образовательный процесс. А значит, акцент в повышении квалификации преподавателей в педагогических вузах сместится с содержательного аспекта на методический и организационно-технологический.

Отечественная система образования должна готовить педагогов, открытых к восприятию новых идей, таких, которые будут осуществлять не только образовательную, но и культурно-просветительскую деятельность, решать творческие задачи, управлять собственным образованием. А для этого менять придется все, вплоть до технологии чтения лекций. Ведение активного диалога со студентами, использование мультимедийного сопровождения будет нормой. Уровень требований к учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов значительно возрастет. Ко всему этому преподавателей вузов надо готовить.

Именно в таком контексте видится целесообразной идея ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Г. Бордовского о создании федерального сетевого педагогического университета как научно-интеллектуального центра инновационной педагогики, осуществляющего ее научно-методическое и ресурсное обеспечение.

Вместе с тем нельзя отрицать, что вузы в областях и республиках тоже накопили богатый опыт развития системы повышения квалификации, который нужно анализировать, обобщать и транслировать. Не является исключением и Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, максимально ориентированная на потребности региона.

Отвечая на запросы информационного общества, мы организовали планомерное повышение квалификации преподавателей, направленное на подготовку к применению инновационных технологий и использование необходимых для этого средств.

Сделав детальный анализ технологий обучения, выбрали наиболее приемлемую – внутривузовское (корпоративное) обучение на основе модульного подхода. Данная технология позволяет каждому из преподавателей составить гибкий индивидуальный образовательный маршрут, включающий набор модулей, освоение которых ориентировано на повышение качества профессиональной деятельности.

За последние 2 года корпоративное обучение прошли 263 преподавателя (63% от общего числа). В результате уже сегодня на кафедрах академии работают временные творческие коллективы по формированию электронных учебно-методических комплексов различных дисциплин, банков тестовых заданий, а также получила широкое распространение практика организации самостоятельной работы студентов в форме проектной деятельности и т.п.

На наш взгляд, такой подход позволяет быстрее и оперативнее решать локальные (внутривузовские) проблемы, учитывать специфику региональной образовательной политики. Вместе с тем мы активно используем ресурс, предоставляемый вузам Министерством образования и науки РФ, регулярно направляя сотрудников для повышения квалификации в ведущие вузы России.

Следует отметить, что в условиях модернизации школьного образования, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, школьным учителям, как никогда, нужна научно-методическая поддержка. Следовательно, основная деятельность педагогических вузов должна быть ориентирована на реализацию непрерывной многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования по вопросам инновационной деятельности.

Современному учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных курсов, дифференциацией обучения, профориентационной деятельностью, внедрением современных средств и технологий оценивания результатов обучения. Индивидуальную траекторию повышения квалификации, он наметит сам. Однако надо создать механизм ее реализации. В Самарской области таким механизмом является именной образовательный чек, который дает его обладателю право выбора образовательного учреждения. Многие педагоги области отдают предпочтение нашему вузу.

Новой формой сотрудничества учебных заведений области является проект «Достойные граждане великой страны», получивший одобрение на федеральном уровне. Он уникален, прежде всего тем, что стал примером развития партнерских отношений в образовании и активного взаимодействия общества, бизнес-структур, политических партий и органов исполнительной власти.

Академия как участница этого проекта обеспечивает повышение квалификации руководителей, заместителей, учителей, классных руководителей и других категорий работников образовательных учреждений Самары. Профессорско-преподавательский состав разработал 14 программ повышения квалификации (включая учебно-методическое обеспечение), охватывающих самые актуальные проблемы современного образования, такие, как механизмы общественного управления учебными заведениями и привлечение средств грантодателей; психолого-педагогическое сопровождение гражданского воспитания школьников и технологии формирования социально-активной личности; здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения; внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, формирование и развитие информационно-образовательной среды современной школы.

Технологическая компонента подготовки школьных учителей к реализации инновационных форм и методов обучения имеет большое значение. Педагогическое мастерство шлифуется в ходе практической деятельности, и потому есть смысл задуматься о целесообразности введения интернатуры в педагогических вузах. Это в интересах органов управления образованием, педагогических вузов, и учебных заведений, выступающих в роли работодателей.

Но если введение интернатуры в педагогических вузах требует обсуждения, то для выпускников классических вузов, пришедших в школу, ординатура, на наш взгляд, необходима. Только пройдя соответствующую психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут работать со школьниками. Важно определить, где следует открывать ординатуру. На наш взгляд – при педагогических вузах.

Думается, что в плане повышения квалификации педагогические вузы могут многое предложить потребителям образовательных услуг. Важно, чтобы их инициатива была поддержана.


ЮДИНА Наталья Владимировна, проректор по научной работе, международным и общественным связям Владимирского государственного гуманитарного университета, доктор филологических наук, профессор

Традиционно под повышением квалификации принято понимать вид профессионального обучения работников той или иной сферы. Это одна из самых эффективных форм деятельности в средних, среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Основной целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями современного общества. Это чаще всего достигается с помощью занятий на обучающих курсах, курсах целевого назначения, в школах передовых приемов и методов работы. Однако думается, что в ХХI веке не стоит ограничиваться столь традиционными, классическими и, в некоторой степени, академическими формами работы. Повышение квалификации – широкий и весьма сложный процесс, включающий как организуемые специализированными образовательными учреждениями мероприятия, так и постоянную индивидуальную работу. При этом вполне очевидно, что преподавателя высшей школы нужно готовить в течение всей жизни.

Вот почему систему повышения квалификации во Владимирском государственном гуманитарном университете рассматривают как многоуровневую структуру, которая включает в себя три основных блока: 1) повышение квалификации преподавателей вуза; 2) повышение квалификации учителей и преподавателей средних и среднеспециальных учебных заведений; 3) индивидуальную работу со студентами. Например, в 2009-2010 учебном году повышение квалификации, во-первых, осуществлялось в традиционной форме путем прохождения специальных обучающих курсов по интересующим дисциплинам и образовательным программам. Такой возможностью смогли воспользоваться 24 преподавателя. Во-вторых, более 30 человек прошли обучающие курсы и стажировки в ведущих вузах и научно-исследовательских центрах страны. В-третьих, формой повышения квалификации является обучение в аспирантуре, докторантуре, а также соискательство. В университете функционируют 24 аспирантуры и две докторантуры. В 2009-2010 учебном году докторами наук стали 2 доцента, кандидатами наук – 12 преподавателей и сотрудников.

Предметом нашей особой гордости является наличие диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций на базе вуза по следующим специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования»; «Отечественная история»; «Всеобщая история (новая и новейшая история)»; «Дифференциальные уравнения». Два из них были перерегистрированы в этом учебном году. Кроме того, университет является соучредителем диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Русский язык», «Германские языки» на базе Ивановского государственного университета.

Таким образом, в целом по трем вышеуказанным направлениям в прошлом году квалификацию повысили более 25% профессорско-преподавательского состава университета. Однако мы вряд ли получим нужный эффект, если будем ограничиваться рамками общепринятых форм совершенствования профессионального мастерства. Значительное место в этом процессе должно занимать использование собственного ресурса и развитие индивидуального потенциала каждого преподавателя, то есть повышение уровня различного рода компетенций, в первую очередь, профессиональной, информационной и коммуникативной.

Профессиональная компетенция профессорско-преподавательского состава обеспечивается работой в рамках научных и научно-практических лабораторий, что способствует совмещению двух неразрывно связанных направлений деятельности университета – научно-исследовательской работы и образовательного процесса.

Что касается информационной компетентности, в университете в течение нескольких лет регулярно проводятся курсы по повышению компьютерной грамотности профессорско-преподавательского состава. К настоящему времени на них прошли обучение около 90% преподавателей и сотрудников университета.

Коммуникативная компетентность в условиях глобализации определяет способность личности быть востребованной в современной мультикультурной среде. В этой связи особенно важным становится изучение второго и даже третьего языков. В университете организованы различные языковые курсы, на которых повышают профессиональное мастерство также и преподаватели, работающие на неязыковых факультетах. Наиболее востребованы курсы по английскому, итальянскому и китайскому языкам.

Важнейшей коммуникативной компетенцией личности является культура речи. Лингвистические научные школы университета уделяют пристальное внимание культуре речи преподавателей. Сотрудники научно-практической лаборатории «Современная языковая личность и активные процессы в русском языке» (преподаватели, аспиранты, студенты) создают проекты, посвященные актуальным вопросам современной лингвоэкологической ситуации. Кроме того, вуз является инициатором создания во Владимирской области информационно-справочной службы русского языка.

Таким образом, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Владимирского государственного гуманитарного университета складывается из взаимодействия двух важных аспектов: организованной работы по плану администрации и использования индивидуального ресурса сотрудников.

Кроме того, университет в содружестве с Владимирским институтом повышения квалификации работников образования регулярно проводит курсы, семинары, научно-методические конференции, мастер-классы для учителей школ и преподавателей колледжей. На базе ВГГУ создана Ассоциация образовательных учреждений Владимирской области «Гуманитарно-педагогический комплекс», которую можно считать формой интеграции гуманитарных наук и педагогической практики. Она тоже способствует повышению квалификации и переподготовке специалистов различного профиля. Такая работа, на наш взгляд, обеспечивает формирование преемственности в триаде «школа – колледж – вуз», а также становится одной из форм реализации положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В вопросе повышения квалификации нельзя забывать и о студентах, которые в будущем также станут специалистами. По отношению к ним в контексте повышения квалификации можно рассматривать все виды образовательной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности. Повышение квалификации – это оперативный и адекватный ответ на постоянно меняющие запросы современного общества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимирский государственный гуманитарный университет, наталья юдина, поволжская государственная социально-гуманитарная академия, игорь вершинин, педагогическое образование, экспресс-форум, ао-40

Похожие материалы:
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
Меры повышения конкурентоспособности российского образования
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Эспресс-форум: педагогическое образование в Год учителя
Олег Мочалов: Престиж педагогического образования растет
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Экспресс-форум: образовательная инициатива Президента
Педагогическое образование: каким ему быть?
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#109Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
#103В Индии состоялась конференция APQN
#102BabySkills – ранняя профориентация по стандартам WSR
#99Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
#98Становление и развитие системы учебно-методических объединений вузов
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний