Меры повышения конкурентоспособности российского образованияНа современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты. Просмотров: 960
В предыдущем номере «АО» (№ 80) было начато обсуждение актуальной темы – «Международное измерение российского образования: вектор сегодняшнего дня». Проект «МЕДИАпланерка», запущенный редакцией журнала летом, способствовал значительной активности представителей вузов, которые включились в обсуждение, ответив на вопросы.
– (1,2) Национальный исследовательский университет «МЭИ» стал совместно с МГУ одним из первых высших учебных заведений СССР, получивших право готовить иностранных специалистов еще в 1946 году. С тех пор МЭИ находится на переднем плане международного сотрудничества. За прошедшие годы реализовано множество международных проектов. МЭИ выпустил свыше 9 тыс. иностранных специалистов из более 100 стран. Но мир постоянно изменяется, и, следовательно, необходимо не только удерживать уже завоеванные высоты, но и непрерывно штурмовать новые. На современном этапе международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Усиление авторитета России, повышение значимости страны в современном мире должно находить свое отражение в успехах образовательной и научной сфер. Необходимо предлагать новые отечественные прорывные проекты. Отметим некоторые из них, в которых МЭИ принимает активное участие. Проект «Время учиться в России!», реализуемый под эгидой Россотрудничества, – один из самых масштабных за рубежом за последние годы. Он включает организацию олимпиады, мероприятия по развитию прямых межвузовских связей, презентации российского образования с распространением справочника университетов, просветительские мероприятия с участием российских преподавателей-лекторов, семинары для сотрудников российских вузов, мероприятия для иностранных студентов в России. Цели проекта – продвижение российского образования за рубежом, отбор наиболее талантливых выпускников иностранных школ и бакалавриата иностранных вузов на обучение в России, в том числе за счет средств федерального бюджета, развитие межвузовского сотрудничества и разработка совместных образовательных программ, повышение квалификации руководителей и сотрудников международных служб российских вузов, адаптация иностранных студентов российских университетов. Для координации усилий российских университетов по реализации проекта в феврале 2014 года подписано соглашение о создании консорциума «Время учиться в России!». В него входят 11 российских вузов (председателем консорциума в 2015 году является ректор МЭИ. – Прим. ред.). Это значительный вклад в осуществление Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, утвержденной министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым в марте 2014 года. Разработана, получила одобрение Минобрнауки РФ и утверждена Россотрудничеством концепция одноименных олимпиад выпускников старшей школы иностранных государств. Чтобы оценить масштабы и динамику проекта, достаточно упомянуть, что в 2015 году в российские университеты зачислено 485 победителей олимпиады «Время учиться в России!». Еще одним прорывным направлением в международном сотрудничестве является Российско-Кыргызский консорциум технических университетов, созданный в сентябре 2013 года в Бишкеке на общем собрании вузов. В настоящее время он объединяет 21 российский и 6 киргизских университетов (председателем правления консорциума избран ректор МЭИ. – Прим. ред.). Основная задача взаимодействия – поддержка двусторонних совместных образовательных программ. Пример только этих двух проектов демонстрирует, что российские университеты не только адаптировались к изменившейся внешнеполитической обстановке, но и успешно реализуют новые прорывные направления в области международного научного и образовательного сотрудничества.
– (1) Актуальные задачи повышения конкуренто-способности системы отечественного высшего и дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, предполагают проведение анализа современной геополитической обстановки и определение новых стратегических ориентиров в международном сотрудничестве в сфере науки, образования и инновационного развития. Такой анализ будет первым шагом на пути к определению способов повышения конкурентоспособности в условиях стремительно меняющихся внешнеполитических реалий. – (2) Хотелось бы подчеркнуть значимость межвузовского сотрудничества как одного из направлений международной деятельности университетов, и, следовательно, их позиционирования как в национальном, так и в большинстве международных рейтингов. Убежден, создание межвузовских консорциумов является перспективным инструментарием развития международного образовательного и научного сотрудничества на современном этапе. Сетевые формы взаимодействия университетов с зарубежными вузами-партнерами способствуют увеличению контингента иностранных студентов (важный показатель большинства рейтингов), повышению качества образования, поскольку предполагают использование новых образовательных технологий на основе программной интеграции, а также контроль качества преподавания и обучения со стороны партнеров по консорциуму. К перспективным направлениям международного сотрудничества следует также отнести продвижение российских образовательных и научных услуг (экспертное и институциональное сопровождение) посредством проектирования, реализации и организационного сопровождения международных образовательных и научных программ и проектов.
– (1) Во-первых, для вхождения в международное образовательное пространство на правах активно конкурирующих российским вузам крайне необходимо разработать свой «бренд», в понятие которого войдут международные контакты, связи, механизмы привлечения иностранных учащихся и преподавателей, рекрутинговая деятельность, эффективная система управления персоналом. Особое внимание следует уделить тем информационным каналам, которые могут быть наиболее востребованными при принятии решения иностранным преподавателем или абитуриентом о возможном трудоустройстве или учебе в российском вузе. Прежде всего речь идет о сайте вуза на английском или нескольких иностранных языках. Во-вторых, работа российских агентств по продвижению вузов за рубежом не всегда эффективна, так как этот опыт является для страны в целом относительно новым. Однако такой опыт есть у зарубежных агентств, чьими услугами можно пользоваться для выхода на международный рынок. Например, взаимодействуя с рекрутинговыми агентствами Индии, МВА им. К.И. Скрябина вышла на индийский образовательный рынок, который заинтересован в подготовке ветеринарных специалистов высокого уровня. В-третьих, на сегодняшний день серьезной проблемой интеграции российских вузов в Болонский процесс является отсутствие во многих из них программ обучения на иностранных языках, а также непризнание выданных ими дипломов за рубежом. Целесообразно разработать программы обучения по востребованным зарубежными абитуриентами направлениям подготовки на иностранных языках с привлечением высококвалифицированных преподавателей, имеющих соответствующий опыт работы. Прийти к единообразному пониманию и признанию российского аграрного образования в мире поможет реализация программ по признанию двойных дипломов по ведущим направлениям подготовки. – (2) Международная деятельность МВА им. К.И. Скрябина направлена, в частности, на привлечение зарубежного интеллектуального и материального потенциала, обогащение российской системы образования ценностями мировой культуры и опытом зарубежных вузов, продвижение вуза в международное образовательное пространство. Среди перспективных направлений международного сотрудничества академии:
– (1) Думается, для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего и дополнительного профобразования необходимы такие шаги, как:
– (2) В настоящее время наиболее актуальны следующие направления международного сотрудничества:
– (1) В ближайшие пять-десять лет в России необходимо введение новых форматов, направленных на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, нужны онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, пиринговые системы оценки курсовых и дипломных работ. Если прозрачность вузовской системы не будет обеспечена, российские вузы проиграют глобальным провайдерам образования, приходящим на национальный рынок. Активное использование в повседневной жизни интернета, информационно коммуникационных технологий и гаджетов требует полного изменения образовательных программ и самих принципов работы, внедрения новых видов учебных материалов. Школам и университетам необходимо активно осваивать открытые учебники и электронные книги, применять облачные технологии, развивать обучение, основанное на применении игровых методов (геймификация). Следующий год для образовательного сообщества, по нашим прогнозам, будет посвящен активному развитию и внедрению в образовательный процесс всеобщих открытых онлайновых курсов. Сегодня подобные проекты стали мегапопу-лярными. Время и России присоединиться к общемировому тренду. Необходимо обратить внимание и на готовность, а точнее, неготовность самих российских вузов к активному выходу на международную арену. У большинства из них нет ясно сформулированной стратегии и плана развития международной деятельности, приема иностранных студентов, без чего добиться повышения конкурентоспособности российского образования очень сложно. – (2) Сегодня создание прочных международных связей вузов невозможно без реализации совместных масштабных научных исследований. Вузы должны формировать многочисленные программы международных студенческих обменов, двойных дипломов и стажировок. Необходимо обратить внимание на исключительную важность международного сотрудничества для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университетов. Сегодня за счет программ международного сотрудничества, стажировок, академических обменов у них есть возможность учиться, представлять себя на мировом образовательном рынке, обмениваться опытом с зарубежными специалистами, формировать научные школы. Важно также международное сотрудничество российских вузов и зарубежного бизнеса. Отечественные вузовские аналитики, аспиранты и студенты способны на высоком уровне выполнять исследовательские проекты по заказу зарубежных компаний, ставящих целью выход на российский рынок. Такая совместная деятельность позволяет решить задачу сближения вузов и бизнеса, сделать образование более практикоориентированным. Актуальным направлением является сотрудничество с различными зарубежными аккредагентствами и компаниями с целью аккредитации своих образовательных программ. Это дает возможность получить внешнюю независимую оценку программ, повысить их качество. Перспективно активное участие в работе авторитетных ассоциаций, организаций, сетевых университетов, что позволяет повысить узнаваемость вузов, увеличить количество партнеров, укрепить деловую репутацию. Активный прием иностранных студентов дает возможность создания интернациональной студенческой среды в образовательном учреждении.
– (1) К наиболее действенным мерам повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг, на наш взгляд, относится развитие материальнотехнической базы и инфраструктуры отечественных вузов. Также необходимо увеличить количество и расширить спектр основных образовательных программ, реализуемых на иностранных языках, что позволит привлечь в отечественные вузы высококвалифицированных профессионалов и абитуриентов из стран дальнего зарубежья. – (2) Теперь что касается наиболее перспективных направлений международного сотрудничества на сегодняшний день. Во-первых, это академическая мобильность, приобретающая все большую привлекательность, поскольку российские вузы с недавнего времени могут становиться полноправными участниками различных международных грантовых программ, – например, «Эразмус+», «Мевляна», – финансирующих долгосрочные стажировки российских студентов и преподавателей в зарубежных вузахпартнерах. Во-вторых, реализация программ двойных дипломов, что позволит привлечь большее количество абитуриентов в российские вузы и повысить качество образования. И, в-третьих, проведение совместных научных исследований с последующей публикацией результатов, что, несомненно, будет способствовать повышению имиджа российского образования и науки. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|