Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО

Экспрес-форум руководителей средних специальных учебных заведений, посвящен обучению взрослого населения в системе СПО, реализации концепции "образование в течение жизни".

Просмотров: 3619

Уважаемые читатели! Сегодняшний экспресс-опрос редакция решила посвятить организации обучения взрослого населения в системе среднего профессионального обучения. Важность этой проблемы очевидна по многим причинам.

Во-первых, реформы в экономике, социальной сфере и Вооруженных Силах потребовали широкой профессиональной переориентации граждан. Кроме того, оказалось, что профессиональное образование, получаемое молодыми людьми в рамках традиционных систем, не до конца обеспечивает их умениями и навыками, необходимыми для выполнения социальных ролей, и даже вчерашним выпускникам вузов и техникумов приходится обновлять свои знания и практический опыт. В связи с этим в стране появился спрос на обучение новым профессиям, перепрофилирование, переподготовку. Заработали различные курсы (менеджеров, бухгалтеров, риэлтеров и т. д.) и семинары (по праву, налоговому, таможенному регулированию и т. д.).

Во-вторых, упал «железный занавес», благодаря чему активизировались процессы, связанные с глобализацией и международной интеграцией. Перед населением в полный рост встали проблемы овладения знаниями и навыками в области иностранных языков.

В-третьих, в стране активно развиваются информационно-коммуникационные технологии, овладевает которыми в большинстве молодежь. Старшее поколение в основном остается в стороне от этого процесса и возможностей, предоставляемых новыми технологиями.

Еще одна причина – в новых условиях многие граждане оказались безграмотными в правовом и социальном отношении, не осознали свои обязанности, не научились защищать права.

И, наконец, одним из основополагающих принципов Болонского процесса, продвижению которого в отечественной системе профессионального образования сейчас придается дополнительный импульс, является тезис «образование через всю жизнь».
К сожалению, в настоящее время Россия отстает от развитых стран мира, где образование взрослых охватывает до 80 % населения. Конечно, в нашей стране имеются вечерние школы, институты и факультеты повышения квалификации, центры образования взрослых, народные университеты, множество различных курсов. Однако этого мало, потому что речь идет о развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности, на протяжении всей его жизни. Нужно расширять и углублять сферу образовательных услуг, предоставляемых взрослому населению.

Как выяснилось, внести вклад в решение этой задачи могут и учреждения среднего звена. Во время брифинга, который провел перед февральской коллегией Рособразования глава этого ведомства Н.И. Булаев, наш корреспондент, присутствовавший на этом мероприятии, попросил Николая Ивановича разъяснить, как в дальнейшем будет развиваться система среднего профессионального образования? В качестве одного из стратегических направлений развития Н.И. Булаев назвал организацию обучения для тех, кто потерял работу, и образование для людей «третьего возраста». По его мнению, вузы и техникумы должны взять это на себя, так как они (цитируем) «ближе всего к простым людям». Действительно, развитие рыночной экономики, новые формы хозяйственной деятельности требуют, чтобы люди в возрасте, способные к трудовой деятельности, приспособились к современным реалиям, а менталитет пенсионеров менялся, и они осознали специфику нового времени. Решить такую задачу можно только с помощью образования. Вот почему мы сформулировали вопросы, адресованные руководителям вузов и техникумов, следующим образом:

  1. Готова ли, на ваш взгляд, вся система профессионального образования к реализации принципа «образование через всю жизнь»? Что необходимо предпринять (государству, самим ОУ), чтобы начать реализовывать этот принцип в полной мере?
  2. Насколько на ваш взгляд, готовы взрослые на получение профессионального образования и на совершенствование гражданских и личностных качеств? Есть ли способы, побуждающие человека продолжать образование?
  3. Что нужно сделать, чтобы определить образовательные потребности людей? Кто, по вашему мнению, должен этим заниматься?
  4. Что для вашего учебного заведения предпочтительнее: а) организовать профессиональную подготовку; б) заняться повышением квалификации и переподготовкой специалистов среднего звена; в) обучать людей «третьего возраста»?
  5. Какие формы и технологии больше всего подходят именно вашему учебному заведению для организации «образования взрослых»? (технология аутсорсинга, традиционные курсы повышения квалификации и т.д.). Иначе говоря, какие подходы вы предпочли бы реализовать в вашем учебном заведении?
  6. Что потребуется для организации и осуществления образования взрослых? Например, имеется ли достаточная законодательная и нормативная база, соответствующие образовательные программы, методическая база, кадры, службы и т. д.?
  7. Как скоро вы смогли бы приступить к реализации системы «образования взрослых» на базе вашего ОУ?
  8. В развитых зарубежных странах образование взрослых объединено в единую систему. Должна ли Россия последовать их примеру или нам надо идти по своему пути? Каким вам видится этот путь?

МАЛЬЧЕНКОВА
Ирина Владимировна
,
директор Тольяттинского
социально-педагогического
колледжа, кандидат
педагогических наук

БОЖЕДОМОВА Светлана Владимировна, заведующая заочным отделением

КУВШИНОВА Ирина Николаевна, методист заочного отделения

(1) На наш взгляд, система профессионального образования может реализовать принцип «образование через всю жизнь», так как обладает квалифицированным кадровым потенциалом. Однако для этого потребуется организовать цикл семинаров, направленных на ознакомление с особенностями андрологического обучения. Подготовка в учреждениях среднего звена ведется не только в очной форме, но и в различных формах открытого образования (заочная, очно-заочная, экстернат). Кроме того, в большинстве этих учреждений работают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по реализуемым специальностям СПО и профессиям НПО, окончить которые может любой специалист и рабочий.

(2) Население заинтересовано в получении образования в учреждениях среднего звена, так как здесь короче срок обучения и меньше плата. Людей привлекают также место расположения учебного заведения, его имидж и спектр образовательных услуг.

Одним из способов, побуждающих человека продолжать образование, является, на наш взгляд, организация открытой и доступной информации о таких образовательных услугах, которые способствуют адаптации взрослого населения к создавшимся социально-экономическим условиям, дают возможность реализовать потребности личности. Вторым способом является сама организация системы обучения взрослого населения.

(3) Система образования взрослых должна ориентироваться на потребности населения, а также учитывать нужды экономики и социальной сферы, как реальные, так и прогнозные. Чтобы определить образовательные потребности конкретных людей в определенной местности, нужны регулярные социологические опросы и мониторинги, позволяющие иметь обратную связь с населением. Мы считаем, что их должны проводить специально организованные центры информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг на федеральном, региональном и местном уровнях. На сегодняшний день этими вопросами занимаются либо сами образовательные учреждения, рекламируя себя с помощью собственной маркетинговой службы, либо центры занятости населения, которые собирают информацию о вакансиях на рынке труда, а также осуществляют профессиональное обучение безработных граждан.

(4) В Тольяттинском социально-педагогическом колледже реализуются программы СПО педагогического, гуманитарного, экономического и технического профилей. Организована профессиональная подготовка по профессии «Оператор ЭВМ», разработаны программы подготовки по профессиям «Няня» и «Помощник воспитателя». В постоянном режиме работают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по реализуемым специальностям и профессиям. Для обучения людей «третьего возраста» составлен проект программы «Социальная адаптация пенсионеров».

(5) Наиболее подходящие для нас формы работы со взрослыми – заочное обучение и экстернат на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в колледже внедряется дистанционное обучение и модульно-компетентностный подход к обучению. А с 1 сентября мы будем обучать взрослых с ограниченными возможностями.

(6) В нашем колледже для образования взрослых есть соответствующие программы, методическая база, кадры, однако материально-техническая база требует дополнительного оснащения информационным оборудованием. А в масштабе всей России, на наш взгляд, необходимо совершенствовать законодательную базу, так как в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отсутствует само понятие «образование взрослых». И еще: следует шире освещать опыт работы по обучению взрослого населения в различных средствах массовой информации.

(7) В 2010 году нашему колледжу присвоен статус региональной экспериментальной площадки, где ведется исследовательская деятельность по теме «Формирование регионального нормативного, организационного и учебно-методического обеспечения «коротких» программ профессиональной подготовки и экстерната».

В 2010 году мы приступили к реализации программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников организаций – автопроизводителей и их дочерних предприятий по следующим направлениям: «Документационное обеспечение управления», «Делопроизводитель», «Няня», «Детский сад на дому», «Социальная адаптация пенсионеров».

(8) Все существующие в России формы обучения взрослых организационно и административно находятся в различном подчинении, оторваны друг от друга и не объединены единой государственной политикой, соответствующими управленческими и координирующими структурами, теоретическими и научно-методическими принципами обучения. Для реализации принципа «образование через всю жизнь», на наш взгляд, необходимо организовать систему непрерывного образования. Хотелось бы, чтобы Министерство образования РФ определило, какую роль в обучении взрослого населения в этой системе будут играть ссузы и вузы и особенно обратило внимание на систему СПО, так как необходимо расширять круг профессий и специальностей для рабочих и специалистов среднего звена. Данная система должна финансироваться государством, потому что человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не имеет возможности оплачивать переобучение.


ВЕНЕДИКТОВА Татьяна Аркадьевна, директор Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Торгово-технологический колледж», кандидат педагогических наук

(1) Система среднего профессионального образования Республики Марий Эл представлена 33 учреждениями, большая часть которых – многоуровневые, многоступенчатые и многофункциональные. Этих учреждений вполне достаточно, чтобы обеспечить доступность получения профильного образования от краткосрочных профессиональных курсов до программ среднего профессионального образования повышенного уровня, что дает возможность разным группам населения быстро включиться в трудовую деятельность.

Так, например, наш колледж ведет обучение по широкому спектру востребованных на рынке труда профессий и специальностей сферы обслуживания, пищевой промышленности и гостиничного сервиса. Если конкретнее, у нас реализуются 24 программы спецкурсов; 27 – профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; 4 – начального и 8 программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровней.

Работодатели охотно идут на контакт с колледжем. По их предложениям в большинство из программ внесены необходимые дополнения и изменения. На сегодняшний день сформирован заказ на подготовку кадров, подписаны договоры с работодателями, сделан прогноз кадрового обеспечения до 2013 года.

(2) Наша республика невелика по территории. Прибавьте к этому сложные экономические условия, ограниченность рабочих мест на рынке труда. В таких условиях колледж ежегодно обучает до 500 человек взрослого населения, тогда как общий контингент на 1 января 2010 года – 1041 человек. Эти цифры дают представление и о мотивации, и о перспективах развития образовательного учреждения.

(3) Чтобы определить образовательные потребности людей, нужно проводить исследования. Министерство экономического развития, Государственный комитет по профессиональному образованию республики, администрация нашего города, ежегодно анализируют ситуацию с кадрами, сложившуюся на предприятиях, составляют прогноз потребностей молодежи. В колледже с 2006 года функционирует маркетинговая служба. Одно из новых направлений ее деятельности – создание службы содействия трудоустройству, которая исследует ожидания и потребности студентов, родителей, работодателей. Результаты двух последних лет показали, что в колледж обращаются за образованием:

  • лица, лишившиеся работы по сокращению (23 %);
  • лица, желающие повысить квалификацию или получить новые знания (10%);
  • пенсионеры, стремящиеся к профессиональной деятельности (3 %);
  • выпускники профшколы, не желающие работать по выбранной профессии (9%).

Взрослые выдвигают в качестве главного принципа образовательного процесса его результативность, получение гарантированного удовлетворения потребностей в повышении качества жизни, достижение успеха в профессиональной деятельности.

(4) С 2000 года, тогда еще профессиональное училище №17, одним из первых в республике, вплотную приступило к обучению, переобучению и повышению квалификации взрослых. Сегодня колледж успешно занимается этим, тесно сотрудничая с Центрами занятости и физическими лицами. Совершенствуется методика, расширяется спектр услуг и аудитория. Руководители и специалисты среднего звена охотно участвуют в однодневных семинарах и заказывают спецкурсы. Скоро у нас заработает Центр непрерывного образования, и тогда качество образовательных услуг будет еще выше.

(5) Традиционное профессиональное обучение преимущественно носит репродуктивный характер, отличается авторитарностью и перестает соответствовать развивающимся практикоориентированным тенденциям. В 2009 году колледж стал победителем национального проекта «Образование», защитив инновационную программу «Подготовка компетентных специалистов для общественного питания и гостиничного сервиса в условиях Центра непрерывного образования». Тем самым мы, по сути, уже выбрали форму, которая подходит, в том числе, и для образования взрослых.

Центр непрерывного образования (ресурсный центр) позволит решить несколько очень важных задач. Назову главные:

  • внедрение в учебный процесс современных технологий подготовки кадров с использованием нового оборудования;
  • создание гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы и учебного заведения;
  • социализация обучающихся путем предоставления им возможности получить дополнительные смежные профессии в рамках основной профессиональной программы.

Кроме того, в Центре будет проводиться стажировка и повышение квалификации мастеров производственного обучения, специалистов родственных предприятий.

Непрерывность обучения и многоступенчатость в рамках Центра можно обозначить таким образом: допрофессиональная подготовка – профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации – реализация основных программ начального профессионального образования – реализация сокращенных основных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровней и обеспечение обучающихся 2-3 дополнительными профессиями (социализация).

В центре будет проводиться разработка профессиональных образовательных стандартов третьего поколения и непрерывное обучение различных групп населения с использованием инновационных подходов и ресурсов (материальных, информационных, кадровых и т.д.), основанное на требованиях рынка труда. Базой центра смогут пользоваться профильные учебные заведения республики, ведущие предприятияпартнеры. Сетевое взаимодействие обеспечит синергетический эффект профессионального образования. Деятельность центра приведет к формированию гибкой образовательной модели, учитывающей изменения рынка труда и запросы работодателей, а также создаст условия для самореализации человека. Именно такая модель обучения может оптимально удовлетворить запросы граждан и учесть интересы общества и экономики.

(7) Реализация системы образования взрослых начнется у нас тогда, когда заработает центр – с 1 сентября 2010 года.

(8) Торгово-технологический колледж занял свою нишу в образовании взрослых. Но нам необходимо совершенствоваться, изучая опыт зарубежных партнеров: из Германии, где имеются дуальная и триальная (производство + колледж + тренировочный центр) системы профобразования; Англии, где интересен опыт индивидуализации обучения и существует поручительство за выпускников перед работодателем и даже практикуется повторное обучение; Канады, где применяются разнопрофильные программы неформального обучения. Все эти формы обучения взрослых повышают эффективность и качество образования и защищают человека.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Региональное развитие профессионального образования
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Инновационная деятельность – стратегия СПО Кузбасса
Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ
Рабочие традиции Боровичского техникума
Электронное обучение как часть образовательного процесса
Экспресс-форум: децентрализация СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ