Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПОЭкспрес-форум руководителей средних специальных учебных заведений, посвящен обучению взрослого населения в системе СПО, реализации концепции "образование в течение жизни". Просмотров: 3623
Уважаемые читатели! Сегодняшний экспресс-опрос редакция решила посвятить организации обучения взрослого населения в системе среднего профессионального обучения. Важность этой проблемы очевидна по многим причинам. Во-первых, реформы в экономике, социальной сфере и Вооруженных Силах потребовали широкой профессиональной переориентации граждан. Кроме того, оказалось, что профессиональное образование, получаемое молодыми людьми в рамках традиционных систем, не до конца обеспечивает их умениями и навыками, необходимыми для выполнения социальных ролей, и даже вчерашним выпускникам вузов и техникумов приходится обновлять свои знания и практический опыт. В связи с этим в стране появился спрос на обучение новым профессиям, перепрофилирование, переподготовку. Заработали различные курсы (менеджеров, бухгалтеров, риэлтеров и т. д.) и семинары (по праву, налоговому, таможенному регулированию и т. д.). Во-вторых, упал «железный занавес», благодаря чему активизировались процессы, связанные с глобализацией и международной интеграцией. Перед населением в полный рост встали проблемы овладения знаниями и навыками в области иностранных языков. В-третьих, в стране активно развиваются информационно-коммуникационные технологии, овладевает которыми в большинстве молодежь. Старшее поколение в основном остается в стороне от этого процесса и возможностей, предоставляемых новыми технологиями. Еще одна причина – в новых условиях многие граждане оказались безграмотными в правовом и социальном отношении, не осознали свои обязанности, не научились защищать права.
И, наконец, одним из основополагающих принципов Болонского процесса, продвижению которого в отечественной системе профессионального образования сейчас придается дополнительный импульс, является тезис «образование через всю жизнь». Как выяснилось, внести вклад в решение этой задачи могут и учреждения среднего звена. Во время брифинга, который провел перед февральской коллегией Рособразования глава этого ведомства Н.И. Булаев, наш корреспондент, присутствовавший на этом мероприятии, попросил Николая Ивановича разъяснить, как в дальнейшем будет развиваться система среднего профессионального образования? В качестве одного из стратегических направлений развития Н.И. Булаев назвал организацию обучения для тех, кто потерял работу, и образование для людей «третьего возраста». По его мнению, вузы и техникумы должны взять это на себя, так как они (цитируем) «ближе всего к простым людям». Действительно, развитие рыночной экономики, новые формы хозяйственной деятельности требуют, чтобы люди в возрасте, способные к трудовой деятельности, приспособились к современным реалиям, а менталитет пенсионеров менялся, и они осознали специфику нового времени. Решить такую задачу можно только с помощью образования. Вот почему мы сформулировали вопросы, адресованные руководителям вузов и техникумов, следующим образом:
–(1) На наш взгляд, система профессионального образования может реализовать принцип «образование через всю жизнь», так как обладает квалифицированным кадровым потенциалом. Однако для этого потребуется организовать цикл семинаров, направленных на ознакомление с особенностями андрологического обучения. Подготовка в учреждениях среднего звена ведется не только в очной форме, но и в различных формах открытого образования (заочная, очно-заочная, экстернат). Кроме того, в большинстве этих учреждений работают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по реализуемым специальностям СПО и профессиям НПО, окончить которые может любой специалист и рабочий. –(2) Население заинтересовано в получении образования в учреждениях среднего звена, так как здесь короче срок обучения и меньше плата. Людей привлекают также место расположения учебного заведения, его имидж и спектр образовательных услуг. Одним из способов, побуждающих человека продолжать образование, является, на наш взгляд, организация открытой и доступной информации о таких образовательных услугах, которые способствуют адаптации взрослого населения к создавшимся социально-экономическим условиям, дают возможность реализовать потребности личности. Вторым способом является сама организация системы обучения взрослого населения. –(3) Система образования взрослых должна ориентироваться на потребности населения, а также учитывать нужды экономики и социальной сферы, как реальные, так и прогнозные. Чтобы определить образовательные потребности конкретных людей в определенной местности, нужны регулярные социологические опросы и мониторинги, позволяющие иметь обратную связь с населением. Мы считаем, что их должны проводить специально организованные центры информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг на федеральном, региональном и местном уровнях. На сегодняшний день этими вопросами занимаются либо сами образовательные учреждения, рекламируя себя с помощью собственной маркетинговой службы, либо центры занятости населения, которые собирают информацию о вакансиях на рынке труда, а также осуществляют профессиональное обучение безработных граждан. –(4) В Тольяттинском социально-педагогическом колледже реализуются программы СПО педагогического, гуманитарного, экономического и технического профилей. Организована профессиональная подготовка по профессии «Оператор ЭВМ», разработаны программы подготовки по профессиям «Няня» и «Помощник воспитателя». В постоянном режиме работают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по реализуемым специальностям и профессиям. Для обучения людей «третьего возраста» составлен проект программы «Социальная адаптация пенсионеров». –(5) Наиболее подходящие для нас формы работы со взрослыми – заочное обучение и экстернат на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в колледже внедряется дистанционное обучение и модульно-компетентностный подход к обучению. А с 1 сентября мы будем обучать взрослых с ограниченными возможностями. –(6) В нашем колледже для образования взрослых есть соответствующие программы, методическая база, кадры, однако материально-техническая база требует дополнительного оснащения информационным оборудованием. А в масштабе всей России, на наш взгляд, необходимо совершенствовать законодательную базу, так как в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отсутствует само понятие «образование взрослых». И еще: следует шире освещать опыт работы по обучению взрослого населения в различных средствах массовой информации. –(7) В 2010 году нашему колледжу присвоен статус региональной экспериментальной площадки, где ведется исследовательская деятельность по теме «Формирование регионального нормативного, организационного и учебно-методического обеспечения «коротких» программ профессиональной подготовки и экстерната». В 2010 году мы приступили к реализации программы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников организаций – автопроизводителей и их дочерних предприятий по следующим направлениям: «Документационное обеспечение управления», «Делопроизводитель», «Няня», «Детский сад на дому», «Социальная адаптация пенсионеров». –(8) Все существующие в России формы обучения взрослых организационно и административно находятся в различном подчинении, оторваны друг от друга и не объединены единой государственной политикой, соответствующими управленческими и координирующими структурами, теоретическими и научно-методическими принципами обучения. Для реализации принципа «образование через всю жизнь», на наш взгляд, необходимо организовать систему непрерывного образования. Хотелось бы, чтобы Министерство образования РФ определило, какую роль в обучении взрослого населения в этой системе будут играть ссузы и вузы и особенно обратило внимание на систему СПО, так как необходимо расширять круг профессий и специальностей для рабочих и специалистов среднего звена. Данная система должна финансироваться государством, потому что человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, не имеет возможности оплачивать переобучение.
–(1) Система среднего профессионального образования Республики Марий Эл представлена 33 учреждениями, большая часть которых – многоуровневые, многоступенчатые и многофункциональные. Этих учреждений вполне достаточно, чтобы обеспечить доступность получения профильного образования от краткосрочных профессиональных курсов до программ среднего профессионального образования повышенного уровня, что дает возможность разным группам населения быстро включиться в трудовую деятельность. Так, например, наш колледж ведет обучение по широкому спектру востребованных на рынке труда профессий и специальностей сферы обслуживания, пищевой промышленности и гостиничного сервиса. Если конкретнее, у нас реализуются 24 программы спецкурсов; 27 – профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; 4 – начального и 8 программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровней. Работодатели охотно идут на контакт с колледжем. По их предложениям в большинство из программ внесены необходимые дополнения и изменения. На сегодняшний день сформирован заказ на подготовку кадров, подписаны договоры с работодателями, сделан прогноз кадрового обеспечения до 2013 года. –(2) Наша республика невелика по территории. Прибавьте к этому сложные экономические условия, ограниченность рабочих мест на рынке труда. В таких условиях колледж ежегодно обучает до 500 человек взрослого населения, тогда как общий контингент на 1 января 2010 года – 1041 человек. Эти цифры дают представление и о мотивации, и о перспективах развития образовательного учреждения. –(3) Чтобы определить образовательные потребности людей, нужно проводить исследования. Министерство экономического развития, Государственный комитет по профессиональному образованию республики, администрация нашего города, ежегодно анализируют ситуацию с кадрами, сложившуюся на предприятиях, составляют прогноз потребностей молодежи. В колледже с 2006 года функционирует маркетинговая служба. Одно из новых направлений ее деятельности – создание службы содействия трудоустройству, которая исследует ожидания и потребности студентов, родителей, работодателей. Результаты двух последних лет показали, что в колледж обращаются за образованием:
Взрослые выдвигают в качестве главного принципа образовательного процесса его результативность, получение гарантированного удовлетворения потребностей в повышении качества жизни, достижение успеха в профессиональной деятельности. –(4) С 2000 года, тогда еще профессиональное училище №17, одним из первых в республике, вплотную приступило к обучению, переобучению и повышению квалификации взрослых. Сегодня колледж успешно занимается этим, тесно сотрудничая с Центрами занятости и физическими лицами. Совершенствуется методика, расширяется спектр услуг и аудитория. Руководители и специалисты среднего звена охотно участвуют в однодневных семинарах и заказывают спецкурсы. Скоро у нас заработает Центр непрерывного образования, и тогда качество образовательных услуг будет еще выше. –(5) Традиционное профессиональное обучение преимущественно носит репродуктивный характер, отличается авторитарностью и перестает соответствовать развивающимся практикоориентированным тенденциям. В 2009 году колледж стал победителем национального проекта «Образование», защитив инновационную программу «Подготовка компетентных специалистов для общественного питания и гостиничного сервиса в условиях Центра непрерывного образования». Тем самым мы, по сути, уже выбрали форму, которая подходит, в том числе, и для образования взрослых. Центр непрерывного образования (ресурсный центр) позволит решить несколько очень важных задач. Назову главные:
Кроме того, в Центре будет проводиться стажировка и повышение квалификации мастеров производственного обучения, специалистов родственных предприятий. Непрерывность обучения и многоступенчатость в рамках Центра можно обозначить таким образом: допрофессиональная подготовка – профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации – реализация основных программ начального профессионального образования – реализация сокращенных основных программ среднего профессионального образования базового и повышенного уровней и обеспечение обучающихся 2-3 дополнительными профессиями (социализация). В центре будет проводиться разработка профессиональных образовательных стандартов третьего поколения и непрерывное обучение различных групп населения с использованием инновационных подходов и ресурсов (материальных, информационных, кадровых и т.д.), основанное на требованиях рынка труда. Базой центра смогут пользоваться профильные учебные заведения республики, ведущие предприятияпартнеры. Сетевое взаимодействие обеспечит синергетический эффект профессионального образования. Деятельность центра приведет к формированию гибкой образовательной модели, учитывающей изменения рынка труда и запросы работодателей, а также создаст условия для самореализации человека. Именно такая модель обучения может оптимально удовлетворить запросы граждан и учесть интересы общества и экономики. –(7) Реализация системы образования взрослых начнется у нас тогда, когда заработает центр – с 1 сентября 2010 года. –(8) Торгово-технологический колледж занял свою нишу в образовании взрослых. Но нам необходимо совершенствоваться, изучая опыт зарубежных партнеров: из Германии, где имеются дуальная и триальная (производство + колледж + тренировочный центр) системы профобразования; Англии, где интересен опыт индивидуализации обучения и существует поручительство за выпускников перед работодателем и даже практикуется повторное обучение; Канады, где применяются разнопрофильные программы неформального обучения. Все эти формы обучения взрослых повышают эффективность и качество образования и защищают человека. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|