Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО

Продолжаем публиковать ответы на вопросы экспресс-форума, посвященного организации обучения взрослого населения в системе среднего профессионального образования.

Просмотров: 3035

Уважаемые читатели! В сегодняшнем номере мы продолжаем публиковать ответы на вопросы экспресс-форума, посвященного организации обучения взрослого населения в системе среднего профессионального образования. Важность этой проблемы очевидна по многим причинам. Выпускникам колледжей и техникумов нужно обновлять знания, мастерам-практикам осваивать новые производственные технологии и осваивать компьютер. Граждане хотят знать свои права и научиться защищать их. Многие решили изучать иностранный язык и т. д. А это значит, что нужно расширять сферу образовательных услуг, наполнять программы новым содержанием.

Вот почему мы сформулировали вопросы, адресованные руководителям вузов и техникумов, следующим образом:

  1. Готова ли, на ваш взгляд, вся система профессионального образования к реализации принципа «образование через всю жизнь»? Что необходимо предпринять (государству, самим ОУ), чтобы начать реализовывать этот принцип в полной мере?
  2. Насколько на ваш взгляд, мотивированы взрослые на получение профессионального образования и на совершенствование гражданских и личностных качеств? Есть ли способы, побуждающие человека продолжать образование?
  3. Что нужно сделать, чтобы определить образовательные потребности людей? Кто, по вашему мнению, должен этим заниматься?
  4. Что для вашего учебного заведения предпочтительнее: а) организовать профессиональную подготовку; б) заняться повышением квалификации и переподготовкой специалистов среднего звена; в) обучать людей «третьего возраста»?
  5. Какие формы и технологии больше всего подходят именно вашему учебному заведению для организации «образования взрослых»? (технология аутсорсинга, традиционные курсы повышения квалификации и т.д.). Иначе говоря, какие подходы вы бы предпочли реализовать в вашем учебном заведении?
  6. Что потребуется для организации и осуществления образования взрослых? Например, имеются ли достаточная законодательная и нормативная база, соответствующие образовательные программы, методическая база, кадры, службы и т. д.?
  7. Как скоро вы смогли бы приступить к реализации системы «образования взрослых» на базе вашего образовательного учреждения?
  8. В развитых зарубежных странах образование взрослых объединено в единую систему. Должна ли Россия последовать их примеру или нам надо идти по своему пути? Каким вам видится этот путь?

СИБИРЯКОВА Галина Александровна, директор Лысьвенского политехнического колледжа

(1) Система СПО, как никакая другая, готова к реализации принципа «образование через всю жизнь», как минимум, по двум причинам. Первая: применяемые в среднем звене образовательные программы удачно сочетают теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Вторая: в колледжах и техникумах широко внедряются в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии.

Что могут предпринять учебные заведения для реализации принципа «образование через всю жизнь»?

Во-первых, создавать ресурсные центры, направлениями деятельности которых являются:

  • изучение спроса на обучение новым профессиям, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников с целью приобретения ими новых компетенций;
  • координация деятельности образовательных учреждений города и региона, службы занятости населения и отделов подготовки кадров предприятий (организаций) по подготовке специалистов, необходимых городу и региону;
  • разработка и реализация программ опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время;
  • развитие практики опережающего обучения выпускников образовательных учреждений различного уровня, имеющих риск быть нетрудоустроенными по окончании их учебы.

Во-вторых, активизировать работу по внедрению дистанционных технологий для всех категорий обучающихся.

В-третьих, развивать сотрудничество с общественными организациями, объединяющими людей, вышедших на пенсию.

Проблемы, для устранения которых необходима помощь государства таковы:

  • решение вопросов финансирования опережающего обучения студентов колледжей и техникумов, так как большинство из них не имеет возможности оплачивать обучение по программам дополнительного образования и финансирования программ по обучению лиц «третьего возраста», которые не способны из своих скромных пенсий оплачивать образовательные услуги;
  • формирование бизнес-инкубаторов и других структур, которые могут стать местами трудоустройства (по принципу самозанятости) нетрудоустроенных выпускников ОУ СПО или граждан, решивших начать свой бизнес.
  • оказание технической помощи эффективно работающим ресурсным центрам по обеспечению их компьютерной техникой и лицензионных образовательных программ.

(2) В большей степени на получение профессионального образования, переподготовку или повышение квалификации способны работающие лица любого возраста, находящиеся под риском увольнения. Проблема в том, что у них в настоящее время нет возможности оплачивать свое обучение (на примере нашего города).

(3) Для определения образовательных потребностей людей можно проводить социологические опросы и привлекать к этой работе студентов вузов, колледжей, техникумов, обучающихся по специальностям гуманитарного профиля. Это может быть для них хорошей практикой.

(4) В нашем учебном заведении с 1996 года работает отделение дополнительного образования, которое занимается профессиональной переподготовкой и повышением квалификации работающих граждан, а также лиц из числа безработных, направляемых на обучение Центром занятости населения г. Лысьва. Кроме того, по заявкам предприятий отделение проводит краткосрочные курсы повышения квалификации для специалистов, состоящих в резерве на должности мастеров и руководителей участков производств. Тематика заявленных курсов различна: «Психология управления», «САПР технологических процессов», курсы по информационнокоммуникационным технологиям.

Работа с людьми «третьего возраста» – это новое и неожиданное для нас направление. Не скрою, оно нас заинтересовало. И мы, бесспорно, будем его осваивать.

(5) В работе с новой категорией слушателей – людьми «третьего возраста» – мы будем использовать апробированные подходы: традиционные курсы повышения квалификации и дистанционные технологии. Тематику курсов определим с учетом спроса.

(6) Для организации и осуществления образования взрослых мы разработаем соответствующие программы, проанализируем имеющуюся методическую базу и кадровый состав. Все это будет выполнено в рамках деятельности отделения дополнительного образования нашего учебного заведения.

Проблема – отсутствие законодательной и нормативной базы в организации «образования взрослых». В связи с чем возникает основной вопрос – что является источниками финансирования?

(7) На базе нашего учебного заведения мы приступим к реализации системы образования взрослых, как только будут разработаны законодательная и нормативная базы.

(8) Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить опыт работы развитых зарубежных стран. Конечно, при осуществлении образования взрослых, интеграции нам не избежать, например, в вопросе передачи непрофильных функций другим организациям.


ЮРМАНОВА Ольга Сергеевна, заместитель директора по учебной работе Суздальского сельскохозяйственного колледжа

(1) Считаю, что система профессионального образования готова к реализации принципа «образование через всю жизнь», так как многие учреждения, которые входят в ее состав, кроме основных специальностей ведут подготовку по профессиям дополнительного образования, которые востребованы в любом возрасте.

Чтобы реализовать этот принцип, нужна государ ственная или региональная программа (то есть ктото должен исследовать проблему и ответить на вопрос, в каких областях можно привлекать труд пенсионеров). Потребуется также определить, на какой основе учебные заведения будут осуществлять переподготовку (бюджетной или коммерческой), так как большинство пенсионеров не готовы платить за переобучение, одни – поскольку у них низкая пенсия, другие – потому что помогают учить своих детей или внуков. В условиях экономического кризиса работы недостаточно и для молодых, поэтому пенсионеры могут быть не востребованы. Следовательно, нужно чтобы на учебу их кто-то направлял и в дальнейшем предоставлял работу, может быть, не высокооплачиваемую, на которую не очень стремятся молодые, но все же дающую дополнительный заработок.

Кроме того, чтобы настроить пенсионеров на учебу, необходима государственная реклама преимущества образования в течение всей жизни. Нужно еще учитывать, что у российских пенсионеров есть «любимые» дачи, на которых они отводят душу.

(2) У взрослых основная мотивация к обучению – финансовая заинтересованность. Но если пенсионер в финансовом плане обеспечен, он может попробовать реализовать себя в той области, о которой мечтал в молодости.

(3) Чтобы определить образовательные потребности людей, нужно провести социологические исследования среди пенсионеров разных возрастных групп.

(4) Для нашего учебного заведения предпочтительнее организовать для взрослых профессиональную подготовку.

(5) Больше всего нам подходят традиционные курсы повышения квалификации.

(6) Необходимо разработать примерные программы курсов для переподготовки взрослых.

(7) К реализации системы «образования взрослых» на своей базе мы сможем приступить после того, как будут предложены варианты программ и разработано методическое обеспечение.

(8) Считаю, что нам надо использовать опыт зарубежных стран и применять его с учетом российского менталитета и особенностей экономики.


ЖУКОВА Елена Леонидовна, заместитель директора Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики

(1) Как мне кажется, в материалах Болонского процесса речь идет об обучении взрослых рабочим профессиям. Это не «образование через всю жизнь». Есть ли смысл обучать всех взрослых рабочим профессиям? Нет! Но молодым осваивать рабочие профессии надо. Это даст возможность трудоустроиться, пережить трудные времена, накопить опыт работы, повысить свою конкурентоспособность. Способна ли система профессионального образования РФ дать людям возможность получать рабочие профессии? Да! Для этого в нашей стране достаточно средств, способов и технологий. А чтобы оптимизировать деятельность государства в данном направлении необходимо:

  • создать благоприятные условия для работы образовательных учреждений и учебных центров;
  • закончить формирование национальной рамки квалификаций;
  • разработать профессиональные стандарты;
  • сформировать банки профессиональных компетенций;
  • создать региональные, отраслевые, федеральные центры сертификации квалификаций.

(2) В отличие от детской и молодежной, мотивация взрослых осмысленна. Наиболее сильными мотивами к обучению являются мечта (потому и важно, чтобы человек занимался любимым делом), зависть (в лучшем смысле слова, позволяющая достичь большего), деньги (они дают возможность чувствовать себя независимым от обстоятельств), власть (вызывает чувство морального превосходства над другими). Чаще всего мотивация взрослого направлена на поддержание и улучшение материального состояния личности и семьи. Она возрастает тогда, когда дополнительная квалификация увеличивает объем заработной платы, либо когда позволяет разрешить чрезвычайные, кризисные ситуации.

Для того чтобы убедить человека продолжить свое обучение, необходимо привлекать к работе высококвалифицированных специалистов: маркетологов, психологов, социальных работников, которые помогали бы людям осознавать необходимость дальнейшего обучения.

(3) Образовательные потребности определяются за счет известных методов исследования: изучения мнения работодателей, а также людей, стоящих на учете в центрах занятости и ищущих работу самостоятельно. Данный вид деятельности осуществляется самими работодателями и центрами занятости.

(4) Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики использует все названные виды образовательной деятельности: профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов среднего звена и ведет совместно с центрами занятости обучение людей «третьего возраста». Вопрос о приоритетности этих направлений не стоит, так как мы стараемся оперативно реагировать на запросы рынка труда.

(5) Уже много лет в колледже проводится работа по апробации в образовательном процессе современных педагогических и телекоммуникационных технологий (информационных, дистанционных, модерации, коучинг и т.п.), применяются элементы аутсорсинга. В каждом конкретном случае выбираем наиболее оптимальные и эффективные технологии, позволяющие формировать высокий профессиональный уровень выпускников.

(6) Для организации процесса обучения взрослых требуются:

  • лицензия на реализуемые виды образовательной деятельности;
  • лаборатории, мастерские и другие учебные помещения, производственные полигоны;
  • учебно-лабораторное и производственное оборудование;
  • рабочие учебные планы, программы, методические указания по выполнению лабораторных и практических работ, учебно-методические и информационные материалы, интернет-ресурсы, включая виртуальные практикумы и тренажеры;
  • высококвалифицированные кадры;
  • доработка нормативно-правовой базы.

(7) Обучение взрослых осуществляется в техникуме много лет.

(8) Мы должны не копировать чью-либо систему обучения взрослых, а максимально использовать международный опыт. Развитие обучения взрослых необходимо осуществлять путем создания национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов, ФГОС СПО нового поколения, центров сертификации, предоставления льгот по лицензированию дополнительных образовательных услуг аккредитованным учебным заведениям, снижение стоимости обучения или выделение бюджетных мест для людей «третьего возраста».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Шадринский политехнический колледж
Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового закона
Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога
Соликамский педагогический колледж - традиции плюс новации
База трудоустройства – инновации и хороший менеджмент
Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ
Экспресс-форум: проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Мензелинский педагогический колледж - направление развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ