Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: СПО. Квалификация кадров

Качество образования выпускников колледжей и техникумов неразрывно связано с уровнем квалификации преподавателей и мастеров. Вот почему сегодня экспресс-форум редакция целиком посвящает кадровому вопросу. А точнее – только одной его части, имеющей непосредственное отношение к развитию научного потенциала и преподавательских кадров высшей квалификации, занятых в системе СПО. Поскольку тема эта давняя, но тем не менее острая, интересно выяснить взгляд представителей ссузов на данную проблему.

Просмотров: 3213

Качество образования выпускников колледжей и техникумов неразрывно связано с уровнем квалификации преподавателей и мастеров. Вот почему сегодня экспресс-форум редакция целиком посвящает кадровому вопросу. А точнее – только одной его части, имеющей непосредственное отношение к развитию научного потенциала и преподавательских кадров высшей квалификации, занятых в системе СПО. Поскольку тема эта давняя, но тем не менее острая, интересно выяснить взгляд представителей ссузов на данную проблему.

Если конкретнее, во-первых, редакцию интересует видение ситуации с обеспечением системы СПО кадрами высшей квалификации – кандидатами и докторами наук. Насколько острой остается эта проблема? Достаточно ли в колледжах и техникумах сотрудников с учеными степенями? Если нет, чем объясняется такое положение? Какую часть педагогического коллектива должны составлять кандидаты и доктора наук? Может быть, научная деятельность не является миссией СПО? Тогда кто и где должен развивать науку для этого уровня специального образования?

Во-вторых, какие научные направления (прикладные и методические) могла бы разрабатывать система СПО, в частности, ваш колледж?

И, наконец, что нужно предпринять, чтобы в колледжи и техникумы пришли преподаватели высшей квалификации, способные заниматься научной деятельностью?


УГРЮМОВА Татьяна Георгиевна, директор Бурятского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, кандидат педагогических наук

– Работаю в системе СПО семнадцать лет. Считаю активизацию исследовательской, творческой деятельности студентов одной из самых актуальных задач современного образования. Именно преподавательские кадры высшей квалификации способствуют решению этой задачи, так как имеют большой опыт применения различных эффективных технологий и методов развития исследовательских способностей студентов.

Научная деятельность – миссия СПО. В нашем учебном заведении всегда работали и сейчас работают педагоги с ученой степенью. До 2006 года они составляли 25 процентов от общего числа преподавателей. В 2007 году колледж был присоединен к вузу, и сегодня 42 процента педагогического коллектива – кадры высшей квалификации (1 доктор и 11 кандидатов наук). За последние три года успешно защитили диссертации 3 молодых преподавателя. Молодые ученые-педагоги ведут такие общеобразовательные предметы, как химия, биология, русский язык, литература, история, информатика, математика.

В МЭСИ на базе 12 филиалов, реализующих программы СПО, работают научные студенческие общества, координатором которых является преподаватель колледжа, кандидат филологических наук А.Б. Матуева. Студенты принимают активное участие в вебинарах, региональных научно-исследовательских конференциях, олимпиадах, выступают с докладами, правильно и научно обосновывая результаты. Исследовательская деятельность формирует у них умение самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, критически мыслить.

С 2007 по 2010 годы колледж являлся федеральной сетевой экспериментальной площадкой ФИРО по теме «Модель саморазвития личности студента-выпускника СПО», в рамках которой проводилась большая исследовательская работа. В ней участвовали не только преподаватели, но и студенты. Результаты обобщались на научно-практической конференции «Эксперимент – арена творчества».

Педагоги-ученые побуждают студентов к глубокому изучению темы курса, освоению новых информационно-коммуникационных технологий, программ и программных продуктов быстро развивающейся smart-образовательной среды. В результате инновационной деятельности уже в конце первого курса происходят качественные изменения в рефлексии, самоопределении, саморегуляции, самореализации – процессах, которые являются слагаемыми саморазвития.

Да, преподавательские кадры высшей квалификации нужны СПО. Именно они могут разрабатывать методические и прикладные направления в науке. А чтобы кандидаты и доктора наук пришли в нашу систему и задержались в ней, необходима достойная финансовая поддержка их деятельности.


НЕКРЕСТЬЯНОВА Светлана Яковлевна, директор Московского автомобильно-дорожного колледжа им. А.А. Николаева, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук

– Способность системы среднего профессионального образования удовлетворять потребности личности и общества влияет на перспективу развития страны. Учитывая это, невозможно осуществлять подготовку специалистов, не развивая науку и не обращаясь к ее достижениям.

За годы перехода страны к новому экономическому укладу вся отечественная наука, включая и систему образования, претерпела заметные изменения. Она стала более открытой и демократичной, исчез чрезмерный идеологический и административный контроль. Вместе с тем в этой сфере жизнедеятельности общества накопилось немало проблем, к которым относятся старение кадров, их отток в коммерческие структуры и за рубеж; низкая инвестиционная и инновационная активность в освоении новых наукоемких технологий; отсутствие у образовательных учреждений навыков коммерциализации научно-технических разработок. Из-за этого масштабы научно-исследовательских работ снизились, связи учреждений СПО с высшей школой ослабли, а ученые стали проявлять меньше активности в решении отраслевых проблем.

В нашем колледже на сегодня работают 1 доктор и 9 кандидатов наук, 2 заслуженных учителя РФ, 4 почетных работника СПО, 87 процентов преподавателей имеют квалификационную категорию, из них 60 процентов – высшую. Но мы понимаем, что количество сотрудников с ученой степенью должно увеличиваться, так как российское правительство задаёт вектор на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Педагог-учёный и новатор не только обучает, но и учит творить, открывает и развивает потенциал каждого студента. Но, на наш взгляд, количество сотрудников с ученой степенью не должно превышать 12-15 процентов от всех инженерно-педагогических работников. Иначе мы рискуем превратиться в подобие вузов, а ссузы всегда отличались тем, что учат не только синтезу и анализу, но и дают возможность «всё ощупать своими руками».

Приток научных кадров в среднее профессиональное образование можно обеспечить, создав на региональном и федеральном уровнях систему целевой поддержки приоритетных для колледжей направлений фундаментальных и прикладных научных исследований. Одновременно необходимо улучшать условия для расширения научно-методической деятельности, привлечения к ней талантливой молодежи в самом учебном заведении, что предполагает осуществление большого количества различных мер, в число которых входят:

  • развитие инфраструктуры научных исследований (учебная база, материально-техническое обеспечение, телекоммуникации и т.д.) и вывод ее на уровень ведущих учебных заведений России;
  • обеспечение участия колледжей в международных, всероссийских, городских, окружных проектах, программах, конференциях по всем направлениям подготовки;
  • интеграция в мировое научно-образовательное пространство (организация сотрудничества с зарубежными учебными заведениями);
  • создание единого виртуального пространства учебного заведения для преподавателей, сотрудников, обучающихся, родителей;
  • развитие интерактивности в обучении, широкое использование мультимедийных систем в учебном процессе;
  • разработка новых, дополнение и корректировка созданных учебных электронных материалов, в том числе учебно-методических комплексов.

Кроме того, для развития науки в колледже огромное значение имеют такие факторы, как увеличение доходов от дополнительных образовательных и других услуг, разработка порядка и механизмов инвестирования ресурсов в инициативные программы и проекты. Они способствуют созданию условий для стимулирования и реализации инициативы подразделений и работников.

Педагоги и мастера производственного обучения должны быть подготовлены к научно-исследовательской деятельности. Для них нужно проводить обучающие семинары и тренинги.

Наш колледж реализует такие научные направления, как «Мониторинг и прогнозирование востребованности профессий, специальностей на рынке труда» и «Маркетинговые исследования и прогнозирование как основа профессиональной деятельности на рынке труда». В планах трансляция опыта работы по внедрению системы менеджмента качества, использование инновационной инициативы «Автомобильно-дорожный кластер» для организации непрерывного профессионального образования взрослых.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ
Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
Lifelong Learning наступает и выигрывает
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО
Колледж набирает высоту
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
Экспресс-форум: децентрализация СПО
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Экспресс-форум: НСОТ как мотив для инноваций в системе СПО
Экспресс-форум: образование взрослых в системе СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ