Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового законаПроект закона «Об образовании» находится на стадии обсуждения. Специалисты и представители государственных и общественных организаций отмечают, что в нем немало принципиальных изменений. Предлагается иная типология образовательных учреждений, сами учреждения названы организациями. Просмотров: 6657
Развитие и модернизация системы образования, разрыв между реальными потребностями и их законодательным обеспечением привели к тому, что еще в 2008 году Министерство образования и науки РФ, комитет Госдумы по образованию и Российский союз ректоров приступили к разработке нового, единого для всех уровней образования закона. Он должен учитывать нормы, вытекающие из объективных запросов общества, потребностей современного социально-экономического развития страны и интеграции в международное образовательное пространство. В настоящее время проект закона находится на стадии обсуждения. Специалисты и представители государственных и общественных организаций отмечают, что в нем немало принципиальных изменений. Например, предлагается несколько иная типология образовательных учреждений, да и сами учреждения названы организациями. К уровню среднего профессионального образования отнесены два типа организаций – профессиональные лицеи и техникумы. Первым дается право реализовывать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, а вторым, помимо этого, – программы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена. НПО как самостоятельная система в проекте закона не упоминается. Колледжи, в свою очередь, передвинуты на более высокий уровень образования. Предполагается, что они будут готовить бакалавров, то есть специалистов высшего звена. Редакция «АО» также пригласила своих читателей, представителей ссузов, ответить на ряд вопросов.
– (2-5) Создание и обсуждение проекта интегрированного закона «Об образовании» является важным шагом на пути совершенствования российского образовательного законодательства. Проект напрямую связан с реформированием учебных заведений среднего звена, в том числе библиотечных. Он предполагает, что ранее намеченные пути развития будут проанализированы и пересмотрены в свете новых перспектив. Важнейшим нововведением законопроекта, имеющим ключевое значение, является изменение системы уровней образования. За рубежом в большинстве случаев колледжи относятся к высшим учебным заведениям, осуществляющим подготовку бакалавров. Так в Великобритании выпускники библиотечных колледжей имеют дипломы о высшем образовании. В Швеции кадры для библиотек готовят университетские колледжи. В США степень бакалавра можно получить и в университете, и в колледже. Законопроект предполагает, что среднее профессиональное образовательное учреждение (по-новому – средняя профессиональная организация) будет представлено техникумами, а высшее – колледжами, институтами, университетами. Таким образом, колледж как вид высшего образовательного учреждения переходит на реализацию программ подготовки бакалавров. Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» определяют такие виды деятельности бакалавра, как производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, научно-исследовательская и методическая, информационно-аналитическая, психолого-педагогическая. Техникумы, если ориентироваться на базовый уровень ныне действующего государственного стандарта по специальности «Библиотековедение», будут готовить квалифицированных библиотекарей – условно назовём их «технологами». Основными видами деятельности библиотекаря-технолога, по-видимому, останутся технологическая, организационно-управленческая, культурно-досуговая и информационная. Примечательно, что два вида деятельности у бакалавров и технологов совпадают. Соответственно, будут накладываться друг на друга и области деятельности выпускников колледжей и техникумов. Бакалавры смогут работать как в крупных библиотеках областного масштаба, так и в небольших муниципальных, в том числе – детских и школьных. А технологи, в основном, – в городских и сельских муниципальных библиотеках, а также в детских и школьных. При такой ситуации работодатель сможет выбирать специалиста: бакалавра или технолога, что, в свою очередь, будет формировать предпосылки для развития здоровой конкуренции, то есть служить своего рода гарантом непрерывности библиотечно-информационного образования. Современный российский рынок труда, несмотря на проблемы общего характера, в каждом регионе имеет свои особенности. Представляется, что решать вопрос о сохранении, снижении или повышении статуса того или иного библиотечного образовательного учреждения среднего звена целесообразно в контексте региональной политики. При этом нужно сделать всесторонний анализ ситуации: учесть совокупность таких факторов, как общий уровень социально-экономического развития области или республики, прогноз востребованности специалистов библиотечного труда, наличие на данной территории профильных учебных заведений различных типов и видов, состояние библиотечно-информационного образования в соседних регионах; изучить мнения работодателей и представителей различных слоёв местного сообщества. На основе полученных результатов, отражающих положение дел на рынке труда, возможна разработка долгосрочной программы развития библиотечно-информационного образования региона. Программа будет содействовать поступательному развитию учебных заведений и рациональному распределению кадровых ресурсов, а также поможет избежать возникновения различного рода противоречий, прежде всего, связанных с трудоустройством выпускников и их эффективным использованием. Законопроект предусматривает ряд нововведений, касающихся основных профессиональных образовательных программ, а также расширение спектра программ дополнительного образования. Библиотечным техникумам и колледжам он предоставляет возможность работать по общеобразовательным предпрофессиональным программам для детей, что позволит формировать интерес к профессии. Программы повышения квалификации библиотекарей отличаются направленностью на обновление теоретических и практических знаний, а также совершенствование ранее приобретенных умений и навыков. Профессиональная подготовка по данным программам будет во многом способствовать повышению качества работы специалистов. Для успешной реализации нового закона придется решить ряд проблем, связанных с повышением квалификации административного корпуса, педагогов и сотрудников. Безусловно, серьёзные перемены в профессиональном образовании в который раз потребуют от преподавателей изрядного напряжения, мобилизации сил и финансовых расходов. Целесообразно в связи с этим рассмотреть вопрос о выделении бюджетных средств на повышение квалификации, хотя бы в формате долевого участия: бюджетные средства + внебюджетные, полученные от оказания платных услуг, + личные средства педагога. Следует учесть, что прежнее образовательное законодательство, несмотря на его прогрессивный и демократичный характер, недостаточно чётко регламентировало отношения, связанные с правовым статусом участников образовательного процесса. Результатом этого является сохранение низкого уровня стипендиального обеспечения студентов и заработной платы педагогов. Введение социальных стандартов на территории России, предложенное председателем Союза директоров ссузов В.М. Дёминым, кажется достаточно действенной мерой по выравниванию положения с социальной защищённостью студентов и преподавателей.
– (1) Начальное профессиональное образование нацелено на подготовку квалифицированных рабочих путем формирования у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков. В данной системе можно внедрить дуальное обучение, предполагающее взаимосвязь теории и практики. При этом в программах НПО имеется достаточное количество часов на производственную практику, что дает возможность присваивать выпускникам IV-V рабочие разряды. Следует отметить, что руководители предприятий охотно идут на заключение корпоративных договоров на подготовку кадров по непрерывной системе обучения НПО – СПО – ВПО. Такая система дает возможность их кадровым службам отслеживать успехи учащихся в течение всего периода обучения, присутствовать на всех этапах аттестации, а студентам – целенаправленно проходить производственную практику. Тем самым повышается уровень ответственности за подготовку кадров как у инженерно-педагогического коллектива, так и у обучающихся. В период производственной практики молодые люди адаптируются, устраиваются на работу по уровню полученной квалификации. Трудоустройство при данной системе подготовки кадров, как правило, стопроцентное, дальнейшее повышение образовательного уровня осуществляется за счет предприятий. Ликвидировав НПО, мы будем готовить больше рабочих-теоретиков, чем практиков. – (2) База учебных заведений среднего звена ориентирована в основном на подготовку рабочих и техников и только по двум-трем направлениям – бакалавров. Да и предприятия заключают с нами договоры на подготовку рабочих и техников, и редко – бакалавров, зная, что вуз их обучит лучше. О нашем колледже можно сказать следующее: по двум направлениям бакалавриата мы имеем квалифицированные кадры (кандидатов наук), но база (научные лаборатории) не соответствует современным требованиям. В рамках созданного муниципального кластера по машиностроению мы не конкурируем с вузами, а дополняем друг друга. – (3) Прежде всего, нам придется укрепить материальную базу современными лабораториями и провести стопроцентную компьютеризацию всего учебного процесса. При настоящем уровне заработной платы преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения качественно повысить квалификацию невозможно. – (4) Предложение В.М. Демина заслуживает внимания. При единых стандартах обучения зарплата преподавателей должна быть во всей стране единая. Также и базовая стипендия студентов. Повышенные специальные надбавки (заводские, муниципальные, для особо одаренных) должны сохраниться. – (5) Предлагаю при подготовке специалистов на договорной основе установить, что предприятия создают условия для прохождения производственного обучения и производственной практики обучающихся и студентов; предусмотреть налоговые льготы на продукцию, изготовленную в учебных мастерских, и для предприятий, которые создают рабочие ученические места, выделяют площади для учебных целей; узаконить наставничество.
– (1) Пытаясь отказаться от «тупикового характера» начального профессионального образования, авторы законопроекта противоречат самому понятию «образование», так как в законе «образование» – это «общественное благо». У НПО и СПО разные финансирование, организация учебного процесса, материальная база, льготы для обучающихся. Например, учащиеся начального профессионального образования имеют право на бесплатное питание, а в среднем звене такой льготы нет, тогда как заниматься будут все вместе. Профтехучилища и техникумы служат школой профессиональной социализации. Социальная функция, выполняемая НПО, с вводом нового закона может быть утрачена. Тогда некоторые ребята пойдут получать криминальное образование. Профессиональные стандарты разрабатывают предприниматели, которые требуют, чтобы специалисты имели гораздо больше умений. В центрах занятости зарегистрированы в основном юристы, экономисты, представители гуманитарных профессий. Хорошего слесаря, токаря, сварщика вы там не увидите. Сегодня на рынке труда, как никогда, нужны квалифицированные рабочие, техники. Это острейший дефицит, а высокопрофессионального работника можно подготовить только в профессиональной среде и профильном учебном заведении. Считаем, что необходимо сохранить все уровни профессионального образования. Конечно, чтобы увеличить степень востребованности выпускников, реально соответствовать экономике, учебным заведениям необходимо стать мобильными, регулярно предлагать новые программы, совершенствоваться во всех направлениях. Новый закон должен бы помочь поднять качество подготовки рабочих кадров и укрепить механизмы взаимодействия с работодателями. – (2,3) Скорее всего, предложенная проектом закона типология учебных заведений не устроит ни работодателей, ни учащихся. Как правильно отметил председатель Совета Федерации Сергей Миронов: «Работодатель еще не привык к бакалавру, не будет понимать, и кто такой выпускник колледжа». Непонятно, зачем из колледжей искусственно создавать высшие учебные заведения. Для того чтобы выдавать диплом бакалавра, учебное заведение должно пройти аккредитацию, иметь достаточно большой процент остепененных преподавателей и т.д. Последнюю проблему наиболее трудно решить, так как преподаватель в системе среднего образования не получает надбавки за ученые степени. Много и других острых вопросов. В свою очередь бакалавр, имея более высокий, чем специалист, подготовленный в учебном заведении среднего звена, уровень общегуманитарной подготовки (что свойственно высшему образованию в целом), не владеет на необходимом уровне «ремесленными навыками». В вузах нет ни материально-технических, ни программно-методических, ни кадровых ресурсов для качественного обучения по программам подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих. Что касается нашего колледжа, если перемены, предусмотренные законопроектом, необходимы, мы при соответствующей материальной и программно-методической поддержке будем готовиться к работе на новом уровне, хотя бы по некоторым специальностям. Хотелось бы, чтобы на начальном этапе выделялись средства для повышения квалификации мастеров и преподавателей из федерального бюджета. Впоследствии можно будет использовать многоканальное финансирование: отчисления предприятий-партнеров, соучредителей, собственные заработанные средства. Одобряем опыт Самарской области – создание системы именных образовательных чеков, которые педагоги могут использовать в качестве оплаты за прохождение курсов повышения квалификации, что создает конкурентную среду в сфере совершенствования профессионального мастерства и обеспечивает свободу выбора при прохождении обучения. Средства для этого выделяет регион. – (4) Предложение В.М. Демина приветствуем! Да, в проекте должны найти отражение принципы социального равенства россиян. Нужны единые для всех регионов критерии установления заработной платы педагогам, стипендий – студентам и другие принципиальные правила социального обеспечения работников и обучающихся в учреждениях СПО. – (5) Проект закона вобрал в себя многие последние разработки в сфере образования. Например, в нем достаточно полно урегулированы вопросы применения дистанционных и электронных образовательных технологий, легализовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Учитывая это, предлагаем предоставить возможность лучшим студентам учебных заведений СПО не прерывать обучение во время службы в армии, а продолжать его, используя индивидуальные программы. Полагаем, что прием на обучение по программам среднего профессионального образования нецелесообразно осуществлять без вступительных испытаний. Согласны с теми, кто считает, что не следует закреплять в законе ЕГЭ. По этому поводу еще много вопросов. Думаем, необходимо законодательно разрешить проблему приема в вузы выпускников учреждений СПО. Вузам надо предоставить право самостоятельно выбирать дисциплины, программы и формы проведения профильных испытаний для лиц, окончивших колледж или техникум с отличием и получивших от Государственных аттестационных комиссий учреждений СПО рекомендацию продолжать обучение.
– (1) Потеря такого важнейшего звена, как начальное профессиональное образование, с одной стороны, нарушает целостную систему профессионального образования РФ. С другой стороны, новая типология образовательных учреждений, предложенная проектом закона, предполагает, что готовить квалифицированных рабочих будут в учебных заведениях среднего звена. Интеграция нынешних учреждений НПО и СПО позволит проводить обучение, соблюдая преемственность образовательных программ и исключая из них дублирующий материал. За счет этого и уменьшения сроков обучения резко снизятся нагрузки на госбюджет и затраты на студентов и не ухудшится качество подготовки выпускников. – (2) Современные учреждения СПО готовы работать по программам бакалавриата, но только при объединении усилий с вузами, расположенными в больших городах. Объединение необходимо, потому что в колледжах имеются кадры, мотивированные на практикоориентированную подготовку и имеющие большой опыт ее осуществления (трениговое обучение, мастер-классы, проектные технологии и др.). В вузах дело обстоит иначе, там преобладает традиционная академическая лекционно-семинарская система обучения. В нашем колледже и других, расположенных в малых городах и сельской местности, вдали от вузов, выполнить программу прикладного бакалавриата практически невозможно из-за отсутствия преподавателей, имеющих научную степень. На наш субъективный взгляд, государству, Министерству образования и науки РФ стоило бы на период действия государственных стандартов нового поколения не производить набор в вузы по тем десяти специальностям педагогического профиля, которые указаны в перечне специальностей для ссузов. В мировой практике – прежде всего, западноевропейской – уровень среднего профессионального образования считается достаточным для подготовки учителей начальных классов, социальных педагогов, воспитателей дошкольных и коррекционных образовательных учреждений. Через пять-шесть лет в российских сельских школах и детских садах может появиться дефицит учителей и воспитателей, так как выпускники вузов, классических университетов тем более не поедут работать в село. Шанс выжить и развиваться мы видим в многопрофильности и многоуровневости образовательных учреждений СПО, одновременном осуществлении ими подготовки рабочих (а в интеграции с вузами – специалистов среднего и высшего звена) и повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Необходимо по примеру западноевропейских стран законодательно решить вопрос о признании каждым последующим уровнем предыдущего уровня профессионального образования – как по количеству лет, так и по содержанию освоенного материала. В качестве образца можно привести опыт наших английских партнеров из Уолсоллколледжа (г. Бирмингем), где подготовка идет по следующему алгоритму: 1 год – рабочий + 1 год – специалист среднего звена + 1 год – практикоориентированный специалист высшего звена (менеджер производства) + 2 года – специалист с академическим университетским образованием. – (3) Стратегическая цель профессионального образования – это повышение качества подготовки в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Колледж, с сентября 2010 года – автономное образовательное учреждение, может эффективно выполнять свою общественную миссию только при условии непрерывного повышения квалификации педагогического и управленческого персонала. Считаем, что для решения данной проблемы необходимо уделить больше внимания интеграции образования и науки, что, кстати, и предполагает переход на международные стандарты качества образования, и в рамках реализации программы развития колледжа на 2010-2013 годы сосредоточить усилия на решении таких задач, как:
Выполнение намеченного может привести к созданию в 2011-2012 учебном году ресурсного центра на базе нашего учреждения. Мы считаем, что на повышение квалификации и стажировку педагогов нужно выделять средства из федерального и регионального бюджетов и ввести сертификаты, которые позволяют педагогам выбрать, основываясь на своих интересах, учреждение, тематику курсов, преподавателя для повышения квалификации и стажировки. – (4) К предложению председателя Союза директоров ссузов В.М. Демина о введении на территории России социальных стандартов (единых критериев установления заработной платы педагогам, стипендий – студентам) относимся положительно. На сегодняшний день в каждом регионе Российской Федерации критерии свои. Как следствие, педагоги, имеющие одинаковую учебную нагрузку, но проживающие в разных регионах, получают разную заработную плату. Такая же ситуация и с выплатой стипендий студентам. Мы считаем, это несправедливо. Предлагаем провести выравнивание по высшему показателю. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|