Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?Деятельность учреждений СПО в настоящее время имеет как минимум две особенности. Во-первых, усиливается ориентация на региональные условия и потребности. Во-вторых, обучать надо так, чтобы в ситуации выбора специалисты, пришедшие на производство, были способны самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия, а также повышали профессиональный уровень в течение всей жизни. Просмотров: 2471
Новый тип экономики требует переосмысления направлений развития и уровня качества подготовки выпускников в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования. Деятельность учреждений СПО в настоящее время имеет как минимум две особенности. Во-первых, усиливается ориентация на региональные условия и потребности – учебные заведения должны обеспечивать подготовку кадров под конкретные рабочие места и с учетом действующих и планируемых в регионе технологий и способов организации производства, что требует гибкости основных профессиональных образовательных программ. Во-вторых, обучать надо так, чтобы в ситуации выбора специалисты, пришедшие на производство, были способны самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия, а также повышали профессиональный уровень в течение всей жизни. С качеством подготовки кадров напрямую связана реализация задач инновационного развития России. Осваивать системные нововведения в условиях новых государственных образовательных стандартов, формировать инновационную образовательную среду и тем самым развивать учебные заведения можно только силами всех участников образовательной деятельности. Такая работа требует качественного обновления преподавательского корпуса, привлечения талантливых специалистов в сферу профессионального образования, реализации мер по повышению квалификации преподавателей и руководителей профессиональных образовательных организаций. В настоящее время Совет директоров ссузов Тверской области объединяет 43 учебных заведения СПО и НПО. Более 50 процентов работающих в них преподавателей и мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования. Лишь 5 процентов из них освоили дополнительную профессиональную программу с присвоением квалификации преподавателя, около 6 процентов активно занимаются научно-исследовательской деятельностью в предметной области и менее 2 процентов осуществляют научную разработку проблем повышения качества образовательной деятельности. Степени кандидатов наук имеют 2,5 процента, докторов наук – 0,1 процента. Коллективы профессиональных образовательных организаций слабо пополняются как специалистами, имеющими опыт работы на современном производстве, так и научно-педагогическими кадрами. Разумеется, это негативно сказывается на подготовке конкурентоспособных выпускников. К счастью, новые образовательные стандарты (раздел 2) позволяют решить вопрос практической подготовки специалистов за счет привлечения преподавателей из реального сектора экономики и переноса части образовательного процесса на предприятия. Но что касается обеспечения системы СПО кадрами высшей квалификации (кандидатами и докторами наук), эта проблема не обозначена ни в государственных стандартах, ни в нормативных документах. Создается впечатление, что система среднего профессионального образования не нуждается в научной поддержке, в ней не существует актуальных для развития проблем. Во всяком случае, концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» как на 2009-2013 годы, так и на 2014-2020 годы обращена на развитие кадрового потенциала только высшего профессионального образования. Преемственность уровней образования в условиях ФГОС не соблюдается, что, по нашему мнению, служит фактором оттока научно-педагогических кадров из колледжей и техникумов. Между тем и высшие, и средние специальные учебные заведения одинаково обязаны учитывать региональные и корпоративные потребности в подготовке кадров. Думается, устранить их изолированность друг от друга и создать возможность для обеспечения учебных заведений СПО кадрами высшей категории можно, построив региональную систему непрерывного профессионального образования сетевого (кластерного) типа. Второй отрицательный фактор тоже связан с государственными стандартами. Доктора и кандидаты наук – люди, профессионально занимающиеся исследованиями, вносящие реальный вклад в постижение рационально обоснованной истины. Их интеллектуальная деятельность служит выработке научных представлений, применению новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Научно-педагогическая деятельность – это форма активного, творческого, преобразовательного отношения к объекту, предмету, исходному состоянию и конечному результату (продукту), что ставит преподавателей и обучаемых в положение активных субъектов деятельности. По словам ученых, именно ограниченность научных поисков рамками ФГОС СПО, исключение потребности в научном компоненте из требований стандартов и отсутствие преемственности в образовательных программах среднего и высшего профессионального образования создают препят ствия на пути самореализации ученых. Снижение мотивации к педагогической деятельности научных работников в колледже и техникуме вызывается практикоориентированной идеологией ФГОС. Ученые считают, что в колледже контингент обучающихся недостаточно подготовлен для понимания и восприятия научных теорий. Это еще одна причина, которая вызывает неудовлетворенность педагогической деятельностью в учреждениях СПО. Другими неблагоприятными факторами являются отсутствие профессиональной научной среды общения, недоброжелательное отношение к кадрам высшей квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения с более низким уровнем профессиональной подготовки. Нежелание работать в колледже зависит и от низкого уровня заработной платы, в которой не учитывается доплата за научную степень и звание. Эти аспекты делают работу в образовательных учреждениях СПО непрестижной. Конечно, грамотный руководитель колледжа, который понимает необходимость научного обеспечения образовательного процесса, может частично разрешить названные проблемы. Но в условиях введения ФГОС необходимы научное обоснование психолого-педагогических основ модульно-компетентностного подхода в обучении, построение системы психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса, разработка научных основ построения вариативных программ. Одним из вариантов развития региональной системы образования может стать кластерный подход с его инновационной направленностью. Образовательный кластер, построенный на основе вертикальной интеграции, формирует определенную систему распространения новых знаний и технологий, позволяет консолидировать интересы бизнеса, органов власти, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры. В рамках кластеров может повышаться эффективность обучения и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляться адаптация образовательных учреждений к потребностям предприятий региона. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|