Интегрированный закон: что волнует СПО?К настоящему времени в Тверской области сложилась эффективная система государственно-общественного управления учебными заведениями среднего профессионального образования, ведущую роль в функционировании которой играет Совет директоров ссузов, созданный для координации действий образовательных учреждений. Просмотров: 2868
Добиваясь результатаК настоящему времени в Тверской области сложилась эффективная система государственно-общественного управления учебными заведениями среднего профессионального образования, ведущую роль в функционировании которой играет Совет директоров ссузов, созданный для координации действий образовательных учреждений. Следует отметить, что в последние годы он пополнился за счет директоров учебных заведений начального профессионального образования. Благодаря этому были расширены направления деятельности. В настоящее время в состав совета входят руководители 43 образовательных учреждений СПО и 3 – НПО. Современная социально-экономическая ситуация требует от профессионального образования основательной модернизации, оптимизации ресурсов обучения, изменений системы управления учебными заведениями. В сложившихся условиях Совет директоров считает, что необходимо скорректировать задачи, стоящие перед образовательными учреждениями СПО и НПО, по следующим направлениям:
Добиваясь решения поставленных задач, Совет директоров активно взаимодействует с работодателями и органами управления Тверской области – департаментом образования, департаментом занятости населения. В настоящее время подписано соглашение с администрацией области в лице губернатора Д.В. Зеленина о сотрудничестве в сфере профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий региона. В последние годы некоторые образовательные учреждения среднего звена приняли участие в реализации областных программ по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. В частности, проводилось обучение по программе «Профессиональный сертификат» и безработных граждан, подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров. Положительный эффект имели совместные заседания межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации населения, с участием специалистов департамента образования, государственной службы занятости населения Тверской области, руководителей учебных заведений и работодателей. Совет директоров внес большой вклад в разработку программы «Модернизации системы профессионального образования Тверской области на 2011-2013 годы» и предложил создать объединения работодателей, которые взяли бы на себя функции координаторов в деле привлечения выпускников учреждений СПО в экономику региона. Деятельность одного из них – отраслевого совета предприятий технического обслуживания автотранспорта – может служить примером, поскольку, хотя совет и существует не так давно, показал хорошие результаты. Установлен контакт с Центром изучения проблем профессионального образования (г. Москва). Укрепляется сотрудничество образовательных учреждений СПО и НПО с высшими учебными заведениями Твери, Москвы, Санкт-Петербурга. Благодаря совместной научно-исследовательской деятельности ведущих ученых Тверского государственного университета и преподавателей колледжей и техникумов подготовлено монографическое исследование «Свет Тверской земли: историко-педагогические традиции и современность». Центр научных исследований совета директоров за последние годы значительно пополнил электронный банк данных современных образовательных технологий, подготовил научные публикации по проблемам преемственности традиций и инноваций в образовательной и воспитательной деятельности колледжей и техникумов. Кроме того, организовывались выездные методологические и методические семинары, в результате чего более 300 преподавателей и сотрудников повысили квалификацию. В целом хочется отметить, что в последние годы заметно вырос научный потенциал преподавательского состава учебных заведений СПО и НПО Тверской области. Неправильный ориентирВажное событие 2011 года – широкое публичное обсуждение законопроекта «Об образовании». Естественно, руководители учебных заведений СПО и НПО, члены президиума совета директоров области тоже приняли участие в дискуссии и сошлись во мнении, что большинство концептуальных положений проекта, в том числе касающихся среднего и начального профессионального образования в России, проработаны слабо. По мнению совета директоров, понятийный и концептуальный аппарат будущего закона не отвечает современным требованиям и не отражает существенные характеристики системы образования, присущей обществу, основанному на знаниях. Ведь в таком обществе возможности граждан в части профессиональной подготовки расширены и, помимо формального, они могут получать неформальное образование. Для этого имеются соответствующие механизмы оценки и признания квалификаций, а также их описание с точки зрения результатов обучения – знаний и умений человека. Все вместе – это национальная система квалификаций. Она отражает необходимые рынку труда уровни квалификаций, которые описываются в установленных терминах. По такому пути идет образование во всем мире. Наша страна должна с этим считаться, если претендует на конкурентоспособность и сколько-нибудь значимое место в международном сообществе. Считаем, что необходимо дополнить понятийный аппарат проекта закона следующими терминами: «неформальное образование», «спонтанное обучение», «обучение взрослых», «национальная рамка квалификаций», «национальная система квалификаций», «непрерывное профессиональное обучение», «обучение в течение всей жизни». Вызывает возражение предполагаемое уничтожение начального профессионального образования как уровня, системы. В мировой практике НПО – основа основ, предоставляющая доступ к квалификациям, которые обеспечивает первый выход на рынок труда. Система начального профессионального образования – предмет особой заботы и внимания государства во всем мире, поскольку от ее эффективности во многом зависит судьба значительной части молодежи, имеющей обязательное общее образование. Другое дело, что квалификации, приобретенные на этом уровне, должны быть доведены до качества, которое нужно работодателям. Это требование особенно актуально в условиях формирования инновационной экономики, предъявляющей очень высокие требования как к профессиональным, так и общеобразовательным компетенциям рабочих. При этом не исключается возможность существования – в качестве отдельного вида образовательных услуг – профессиональной подготовки, позволяющей осваивать наиболее простые трудовые функции. Такой уровень предшествует НПО и одновременно является этапом освоения соответствующей ему квалификации. Именно НПО и новые требования к нему, а не уничтожение целого пласта профессионального образования должны быть в фокусе закона. Возникает вопрос, а что будет с кадрами, имеющимися ресурсами? Почему надо создавать что-то непонятное, аморфное и ненужное, а не оптимизировать имеющееся? Откуда у авторов закона уверенность, что работодатели готовы взять на себя подготовку рабочих кадров и вкладываться в это? Создается впечатление о намеренном «ударе» по системе профессионального образования, что не может не вызывать возражений. Мы предлагаем исключить из проекта закона формулировку «подготовка квалифицированных рабочих» по отношению к уровню СПО (гл. 13, ст. 107), и колледж – из системы ВПО (гл. 14, ст. 113). Обращает на себя внимание и факт отсутствия в законопроекте понятия «экстернат» как одной из возможных форм получения образования, что, на наш взгляд, ограничивает права одаренных детей на ускоренное обучение. Поскольку аккредитация может быть независимой, целесообразно удалить относящееся к ней определение «государственная». Если из соответствующей статьи проекта убрать ненужные детали и четко сформулировать, кто уполномочен проводить данную процедуру, можно приблизиться к современным подходам и предоставить независимым организациям типа Ассоциации инженерного образования законное право аккредитовать учебные заведения. В статью проекта нужно ввести подпункт про аккредитацию квалификаций. Для обеспечения валидности аккредитации квалификаций соответствующие уполномоченные организации должны иметь право на выборочный контроль качества процедур оценки, осуществляемых учебными заведениями (гл. 7, ст. 73, 74, 75). Государственный контроль, как это принято во всем мире, заключается в установлении стандартов, обеспечении условий эффективного функционирования рынка образовательных услуг, а в проекте содержатся только «надзирающие» и «карательные» функции. Проверки, описанные в статье про контроль, скорее относятся к системе обеспечения качества, которую, по логике, следует включить в статью про аккредитацию. Также Совет директоров ссузов совместно с Департаментом образования Тверской области выступил с предложением нормативно закрепить механизм взаимодействия образовательных услуг и рынка труда и поддержать тех работодателей, которые активно участвуют в развитии профессионального образования: например, отнести затраты предприятий на совершенствование материально-технической и научно-методической базы не на прибыль, а на себестоимость. Имеет смысл, по аналогии с вузами, предусмотреть создание малых предприятий при ссузах. Воспитание – отдельная статьяСледует согласиться с мнением, что в проекте закона «Об образовании» мало сказано о воспитании, являющемся неотъемлемой частью образовательной системы. Современные молодые люди живут в мире, существенно отличающемся от того, в котором выросло нынешнее взрослое поколение. От них требуется больше самостоятельности, активности, умения ставить цели, анализировать ситуации и свои возможности, организовывать деятельность, рефлексировать и корректировать результаты. Как специалисты они должны сочетать глубокие теоретические знания и практические навыки с активной жизненной позицией, здоровым образом жизни и высокой нравственной культурой. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед профессиональными учебными заведениями, является создание благоприятных условий для развития личности будущего специалиста. Учреждения СПО Тверской области традиционно уделяют большое внимание воспитательной работе со студентами, формируют у них качества, характеризующие нравственную личность: доброту, честность, милосердие, гуманизм, чувство справедливости, гражданственность, патриотизм, духовность и другие, тем самым помогая молодым людям становиться и более конкурентоспособными на рынке труда. На основе диагностики эффективности воспитательных систем, а также анализа требований современных работодателей к личности специалистов среднего звена совет директоров определил приоритетные задачи воспитательной деятельности в колледжах. Педагоги и мастера должны формировать у студентов:
Для успешной реализации воспитательных задач, с одной стороны, используются разнообразные виды и формы деятельности, а с другой – в их широком спектре выделены наиболее эффективные, играющие первостепенную роль. Это клубная деятельность, развитие органов студенческого самоуправления, добровольческое движение. Воспитание – сложный многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем развития согласованного взаимодействия воспитуемого и педагогов, расширения социального партнерства коллективов учебного заведения и заинтересованных организаций и ведомств. Совет директоров сотрудничает с региональным комитетом по делам молодежи, органами внутренних дел, службой занятости, областной избирательной комиссией, администрациями муниципальных образований, общественными организациями. В результате этого в Тверской области сложились традиции проведения молодежных фестивалей искусств и конкурсов творческой направленности (поэтического, студенческих газет, на лучшую студенческую пару), лагерей студенческого актива, слетов молодежных общественных организаций, туристических и т.д. Как отрицательные тенденции в воспитательной работе можно отметить недостаточный уровень научно-методической обеспеченности этого процесса, отставание материально-технической базы от современных запросов молодежи, снижение уровня социальной адаптации выпускников школ, ухудшение состояния здоровья молодежи. Совет директоров планирует расширить комплекс реализуемых мероприятий, в том числе за счет проектов профориентационного характера, мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в студенческой среде. Но наиболее эффективный и верный путь решения воспитательных задач – создавать в каждом учебном заведении единую гуманистическую воспитательную систему. Вот на это и должен быть направлен интегрированный закон. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|