Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: представители СПО о профессиональном стандарте педагога

В дискуссии, посвященной вопросу подготовки кадров, принимают участие представители учреждений среднего профобразования. В центре внимания – наиболее острые проблемы педагогического образования, а также проект концепции и содержание профессионального стандарта педагога.

Просмотров: 7086

Судя по отзывам, проект концепции и содержание профессионального стандарта педагога сильно взволновали педагогическое сообщество. Отклики неоднозначные.

Одним проект напоминает стандарт Александра Кондакова для старшей школы – много красивых слов, а по сути закрепощение. Другие считают прогрессивной позицию авторов, которые рекомендуют учить всех детей – вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития и возможностей. А третьи, наоборот, задаются вопросами: а как это осуществить, каким образом обучить педагога всему, что требуется для работы и с одаренными, и с требующими коррекции детьми? Некоторые спрашивают, достижим ли стандарт вообще – очень уж много должен знать и уметь учитель. Наконец, можно ли стандартизировать душевные порывы, эмоции, без которых невозможно общение педагога и ребёнка? А что будет, если проект примут? Не придется ли вслед за тем в корне перерабатывать введённые в 2011 году федеральные государственные образовательные стандарты бакалавров педагогического, психолого-педагогического и специального (дефектологического) образования?

В июньском номере журнала открыта дискуссия, посвященная острому вопросу подготовки педагогов. Сегодня к обсуждению присоединяются представители учреждений среднего профобразования, отвечая на вопросы редакции.

  1. Какие проблемы педагогического образования, по вашему мнению, являются в настоящее время наиболее острыми? Каким вам представляется их решение?
  2. Как вы оцениваете проект концепции и содержание профессионального стандарта педагога? Нуждаются ли, по-вашему, эти документы в изменении, уточнении? Каковы ваши предложения?

КАПИН Сергей Валериевич, директор Норильского педагогического колледжа
МАШУКОВА Елизавета Анатольевна, зав. дошкольным отделением Норильского педагогического колледжа

– (1-2) Педагоги начинают привыкать к экспериментированию в системе образования, но хочется, чтобы предлагаемые нововведения давали хороший результат, поэтому выскажем несколько замечаний о профессиональном стандарте педагога.

Первый вопрос возникает сразу. Авторы проекта – авторитетные специалисты, но среди них только один по дошкольному образованию. Почему?

На наш взгляд, документ, а он обсуждался на заседании методической комиссии колледжа, содержит противоречия. Одно из них заключается в следующем: провозглашен уход от громоздких квалификационных характеристик и должностных инструкций, и в то же время образовательным учреждениям предоставляется возможность дополнять и изменять требования к педагогу.

Если каждое воспользуется такой возможностью, что получится на «выходе»? Громоздкий, чрезмерно подробный документ.

Следующее противоречие относится к новым компетенциям учителя, который, с одной стороны, должен работать с одаренными детьми, а с другой – с учащимися, имеющими проблемы в развитии, с девиантным поведением, социально запущенными и уязвимыми. Необходимые для этого компетенции формируются при специальном обучении, значит, педагогу необходимо окончить несколько факультетов? Каким образом выполнить такое требование? За счет каких средств, какого бюджета?

В проекте не учитывается богатый положительный опыт подготовки специалистов в педагогических колледжах. Применяя практикоориентированный подход, имея достаточное количество часов как для изучения дисциплин, так и для прохождения практики, учебное заведение может вооружить выпускника не только умением планировать, но и качественно проводить в жизнь задуманное, работая с детьми. При соблюдении ступенчатой системы подготовки педагогов «колледж – вуз» стажировка студентов, провозглашенная в проекте как оптимальный способ введения в профессию, станет неактуальной.

Отражая требования к учителю, стандарт совершенно не раскрывает требования к воспитателю, за исключением одного – наличия у него высшего образования (ч. 4.1). Из-за острой нехватки дошкольных работников, характерной для нашего времени, выполнить такое требование не представляется возможным.

Непонятно, какими инструментами будут измеряться личностные качества педагогов, необходимые для осуществления развивающей деятельности. Слова академика РАО А.Г. Асмолова о том, что ребенка нужно ценить, а не оценивать, делают актуальным вопрос: по каким критериям предполагается определять результаты работы воспитателя?

Вероятно, разработчики стандарта забыли, что, кроме Москвы, есть территории, где педагог со средним специальным образованием является единственным в поселке и работает как в школе, так и в детском саду. По логике, требования к педагогу-«дошкольнику» должны отличаться от требований к учителю-предметнику. Возникает еще одно противоречие. Документ, представленный на обсуждение общественности, требует доработки относительно педагога ДОУ.

В тексте происходит отождествление понятий «образование» и «образованность» – одно подменяется другим. Однако не все специалисты, получившие образование, являются образованными людьми. Чрезвычайно завышены требования к информационно-коммуникационной компетентности педагога.

А закончить хочется мнением профессора Б.М. Бим-Бада, с которым мы полностью согласны: «Если профессия педагога творческая, нестандартная (была таковой и останется таковой во веки веков), то стандарт педагога так же невозможен, как профстандарт писателя, живописца, пианиста».


НИКОКОШЕВА Наталья Геннадьевна, директор Нижнетагильского педагогического колледжа № 1, кандидат педагогических наук

– (1-2) Нынешний год ознаменовался двумя важными событиями: вступил в силу новый закон об образовании в РФ и появился проект профессионального стандарта педагога. Какие изменения в связи с этим неизбежны в системе СПО, профессиональной подготовке учителей? Эти вопросы волнуют как общественность, так и коллективы учебных заведений. Все понимают, что речь идет не только и не столько об организации подготовки студентов, сколько о поиске новых подходов к их обучению и воспитанию и переподготовке работающих учителей.

В системе профессионального педагогического образования сложились чёткие представления о том, для каких конкретно видов профессиональной деятельности осуществляется подготовка и какие качества (личностные и профессиональные) необходимы специалисту для осуществления профессиональной деятельности. Важно, что именно эти выявленные функции и качества личности заложены в основу проекта профессионального стандарта педагога. Но, наряду с традиционными представлениями, существуют ФГОС. Следовательно, нужно рассмотреть вопрос о том, как профессиональный стандарт педагога будет соотноситься с образовательным стандартом.

Сравнивать можно по нескольким позициям. Остановимся на одной из самых важных – содержании образования. ФГОС основаны на модульном принципе построения содержания образования. Это один из способов изменить процесс подготовки будущих педагогов. Модуль образовательного стандарта представляет собой целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся. Он формируется с учетом междисциплинарного подхода и принципа интеграции.

Модули имеют большое значение для сферы труда, так как соотносятся с определёнными функциями профессиональной деятельности. В процессе обучения каждый модуль должен не только содержательно выстраиваться по-особому, но и оцениваться по-другому, а в перспективе – отдельно сертифицироваться.

В связи с этим уже в этом учебном году в нашем колледже планируется открытие представительства Урало-Сибирского центра развития компетенций и квалификаций, на базе которого нынешним выпускникам (по желанию) представится возможность получить сертификаты одновременно с дипломом.

Итак, профессиональный стандарт тоже ориентирован на модульный принцип.

Следующая позиция для сравнения – вариативная часть ФГОС. Она предусматривает возможность формирования совместно с работодателями новых (дополнительных) профессиональных компетенций. Это учтено и в профессиональном стандарте педагога. Обе позиции позволяют понять, что сегодня мы должны не столько обсуждать особенности, сколько находить возможности максимально использовать новый проект – как ориентир на опережающую подготовку будущего педагога.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модель «Детство» Казанского педагогического колледжа
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом
Экспресс-форум: совершенствование профессионального мастерства
Какой учитель нужен сегодня школе, или Стандарт на вырост
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Экспресс-форум: децентрализация СПО
WorldSkills Russia: возможности развития
Социально-профессиональный портрет педагога

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ