Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мненияНа вопросы корреспондента отвечают ректоры педагогических вузов. В Год учителя педагогическое сообщество ждет решения таких важных вопросов, как повышение статуса педагога, увеличение срока обучения по программе бакалавриата, предъявление особых требований к выпускникам педагогических вузов при поступлении на работу в школу. Просмотров: 8451
Учитель – ключевая фигура общества. Это осознают во всем мире. В странах с эффективными образовательными системами статус учителя очень высок. Например, в Корее, Финляндии, Англии и Сингапуре обучение школьников доверяют только лучшим выпускникам университетов. Благодаря жесткому отбору, число кандидатов на получение профессии учителя в этих странах не слишком превышает число вакансий, имеющихся в образовательных учреждениях. В России все по-другому. По некоторым источникам, около 50% выпускников педагогических вузов не связывают свою жизнь с деятельностью в образовании и уходят – одни в социальную сферу, другие на производство. Престиж учительской профессии резко упал. По данным Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, хотели бы сменить свою работу или перестать работать почти половина преподавателей системы НПО и треть – системы СПО и ВПО, а также 44% школьных учителей. Ухудшилась возрастная структура педагогических коллективов, увеличился гендерный дисбаланс. Причины такого положения лежат на поверхности: слишком низко оценивается труд людей, которые делают большой вклад в будущее нашего общества. Статус педагога упал. Это показывают не только наши ощущения, но и специальные международные исследования. Статус педагога измеряется соотношением средней зарплаты в образовании и среднего размера внутреннего валового продукта (в нашей стране – средней зарплаты в промышленности). Заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин утверждает, что в современной России данный показатель примерно в два раза хуже, чем в развивающихся странах. Но не только в зарплате дело. Имеются и другие факторы, способствующие повышению статуса педагога, выпуску специалистов в соответствии с потребностями системы образования. Их мы и предлагаем обсудить в рамках сегодняшнего экспресс-форума.
(1) Педагогическое образование было и останется не просто системой высшей профессиональной подготовки специалиста. Это удел людей, которые не только интересуются той или иной отраслью науки, но и ставят перед собой цель приобщить к знаниям, заинтересовать самим процессом познания подрастающее поколение. Надо понимать, что учитель – это не передатчик определенной информации, это творец, зодчий мировоззрения детей. Только в педагогических вузах учат преподавать. Подчеркну, учат не просто предмету, а умениям транслировать полученные знания в социум. У нас в стране накоплен колоссальный опыт подготовки преподавателей. Педагогические вузы – гордость нашей российской культуры и науки. Пожалуй, это один из наиболее эффективных механизмов формирования подлинного педагога. На вузах лежит огромный груз ответственности – подготовка качественного специалиста, готового работать в быстро меняющихся социокультурных условиях. Именно критерий качества и должен определять возможность вуза готовить специалистов того или иного профиля. (2) Безусловно, О. Смолин прав, когда говорит о необходимости подготовки учителя по двум специальностям. Его слова подтверждает накопленный многолетний опыт. К примеру, один и тот же школьный учитель ведет математику и информатику или химию и биологию, или два иностранных языка т. д. Выпускнику это дает больше шансов найти подходящую работу, а руководителю – больше возможностей учесть потребности образовательного учреждения в работниках определенной квалификации. Не каждое учебное заведение может предоставить педагогу предусмотренное ставкой количество часов, если он ведет только один предмет. Да и учитель, имеющий две специальности, лучше подготовлен к формированию у учеников широкого, междисциплинарного мышления, без которого сейчас невозможно представить дальнейшее научно-техническое развитие нашей страны. Дает ли возможность получить смежные специальности предложенный проект стандарта по педагогическому образованию? Да, если в его достаточно большой вариативный компонент ввести соответствующие дисциплины. Но тогда они будут представлены не так глубоко и основательно, как это было ранее. Также проведение учебной и педагогической практики по второй специальности и, следовательно, формирование соответствующих компетенций, как это происходит сейчас, будет уже невозможно. Но и введение «пятилетнего бакалавриата» не решит всех проблем, потому что «вложить» всю дополнительную специальность в один год обучения невозможно. Разумнее в таком случае перевести учительскую профессию из бакалавриата в специалитет с его жесткой структурой и большей унификацией учебных планов по всей стране. (3) Проблем много. Основные из них озвучил, открывая Педагогическую ассамблею, ознаменовавшую начало Года учителя, Президент России Д. А. Медведев. В сегодняшней России труд учителя оценивается невысоко, а зарплата не соответствует его напряженной деятельности и отдаче сил. И это не единственное, что необходимо изменить. Не менее значимым является повышение качества подготовки специалистов, которые должны досконально изучить предмет и методику его преподавания, а также знать психологию. Надо понимать, что общество оценивает работу педагогического вуза, прежде всего посредством качества подготовки самого педагога. Необходимо повышать социальную роль учителя. Мне кажется, что для этого мы должны лучше использовать возможности СМИ, чья степень влияния на общество в современном мире огромна. Как раз здесь общественные организации могли бы найти благодатную почву для своей деятельности. Ведь ни для кого не секрет, что проблемы в педагогической сфере не зависят от сферы профессиональной деятельности человека и касаются всего общества. Необходимо повышать имидж педагога. В связи с этим абсолютно непонятны многие публикации и проекты. Достаточно привести в пример сериал «Школа», который, по мнению наших студентов, носит антисоциальный характер. Понятно, что подобные вещи ни в коей мере не повышают социальную значимость учителя. (4) Прежде всего, у абитуриентов, которые хотят стать учителями физики – необходимо проверять знания по физике, у тех, кто хочет стать учителем физкультуры – умения и навыки в этой сфере. Основные образовательные программы по педагогическому образованию в нашем вузе выстроены так, что мы имеем достаточно возможностей для формирования необходимых компетенций лидера, воспитателя, организатора детского сообщества за время обучения в вузе. А вот как компенсировать отсутствие базовых знаний по основным предметам, и, в конце концов, предрасположенность к тем или иным наукам – вопрос очень серьезный. Нам не хотелось бы иметь студентов, поступивших, например, для освоения профессии учителя химии, и только в вузе понявших, что не знают и не любят избранную науку. (6) Сегодня социальный состав любого высшего учебного заведения достаточно неоднороден с точки зрения различных статусных характеристик. Как в педагогических, так и классических вузах обучаются различные категории студентов, в том числе те, социальное положение которых на уровне Российской Федерации защищено законодательно. Однако, не зависимо от характера получаемого образования, требования к качеству подготовки специалистов должны оставаться едиными. Равно как молодой специалист, не зависимо от присвоенной квалификации, должен получать поддержку государства.
(1) Система подготовки педагогов в России формировалась в течение долгого времени. О том, насколько она эффективна, можно судить хотя бы по научно-техническому и культурному уровню, на который страна вышла в XX столетии. Ясно, что никакие достижения не были бы возможны без качественного общего образования, а последнее, в свою очередь, определялось степенью профессионализма школьных учителей, подготовленных, прежде всего, в специализированных педагогических вузах. Сказанное настолько очевидно, что для доказательства приходится обращаться к банальнейшим истинам. Во-первых, чтобы научить чему бы то ни было, нужно не только самому знать предмет, но и уметь вложить знания в другого. Вот почему даже великолепные физики, химики, филологи, доктора наук и академики в школе могут оказаться бесполезнее рядовых выпускников соответствующих факультетов педвузов. Краткосрочные курсы не дают возможности овладеть методическими навыками преподавания дисциплины, изучить психологические особенности школьника того или иного возрастного звена, подготовиться к преодолению различных стандартных и нестандартных педагогических ситуаций. И это еще не все. Главное другое. Настоящая школа – не кузница механических деталей для государственной машины, а место формирования личностей, способных принять осознанное участие в жизни родной страны. Иначе: школа не только учит, но и воспитывает. А это на порядок увеличивает значение дисциплин психолого-педагогического блока, которые нельзя использовать в качестве приложения к той или иной непедагогической специальности. Педагогические вузы, на наш взгляд, должны быть объединены в крупные базовые центры подготовки учителей. (2) Идея О. Смолина состоятельна. В стране имеется положительный опыт подготовки по двум специальностям, который можно перенести на систему подготовки бакалавров. Выпускник с дипломом, дающим право работать учителем сразу по нескольким предметам, естественно, имеет больше шансов трудоустроиться в интересующее его заведение. Бесспорно и то, что возрастание количества профилей подготовки (два вместо одного) не должно вредить качеству подготовки. В связи с этим видится целесообразным и абсолютно оправданным увеличить срок обучения до пяти лет. Такой шаг логичен в стратегическом плане и экономически выгоден для государства, которое будет оплачивать пять лет подготовки одного учителя, а не восемь (два раза по четыре) - двух. (3) В последнее время престиж учительской профессии у нас в стране действительно упал. К сожалению, молодежь не всегда готова к ответственности, которую предполагает педагогическая деятельность. Ведь работа учителя – особая, она требует творчества, самоотдачи, большого душевного вложения. Нельзя к ученикам идти просто так, с пустой душой. Детей надо любить. А это дается не каждому. Учитель – призвание. Молодых людей пугают социальная незащищенность и низкий уровень заработной платы в образовании. Имеет значение и еще один момент. Ранее в нашей стране вокруг педагогов существовала атмосфера уважения и почтения, а теперь она утрачена. Необходимо возродить в сознании россиян положительный образ учителя. Возможно этому смогут помочь средства массовой информации и кинематограф. Объявленный Годом учителя 2010 год также не должен превращаться в формальное мероприятие. (5) Думается, что в данный момент все размышления об усложнении конкурсных испытаний для поступающих в педагогические вузы неактуальны, в силу непрестижности профессии учителя и сравнительно низких конкурсов при зачислении. В идеале же (при изменении отмеченного положения) дополнительные испытания, направленные на отбор абитуриентов, могут способствовать повышению профессионализма российских учителей. В принципе достаточно эффективной является такая традици онная форма, как собеседование. Опытный член приемной комиссии вполне способен в течение десяти-пятнадцати минут установить перспективность или бесперспективность поступления конкретного абитуриента в педвуз. В известной мере могли бы использоваться и специальные тесты. Не последнюю роль может сыграть портфолио абитуриента. (6) Вопрос о льготах несколько двусмыслен. Если говорить о поступлении, он вступает в некоторое противоречие с предыдущим пунктом (усложнение испытаний). Ответ на него будет отрицательным. Вопрос, нужны ли льготы при обучении, логически требует положительного ответа. Если речь идет о дополнительном финансировании тех или иных статей деятельности вуза, это можно только приветствовать. Положительную роль сыграет и возвращение к бывшей практике, когда выпускники-юноши имели возможность выбирать между службой в армии и работой учителем в сельской местности.
(1) Отрицать путь организации дополнительного образования на базе полученного в университетах не следует: если выпускник-бакалавр классического университета, не имеющий педагогического образования, захочет стать учителем, его можно подготовить к профессии. Но по многим параметрам это будет неравнозначно. Выпускник классического университета отличается фундаментальными знаниями и адаптированностью к научно-исследовательской деятельности. Однако для учителя этого мало. Ему нужно быть личностно ориентированным на профессию, изначально ею проникнуться и вжиться в нее. Учителю необходимы многие специальные знания, в том числе по психологии, педагогике, методике. Нужно познать множество действующих образовательных технологий, чтобы отобрать из них наиболее эффективное и целесообразное и таким образом выстроить свою систему, а затем грамотно и научно обоснованно развивать ее. Педагогическое образование практикоориентированно, что позволяет на протяжении всего периода обучения «входить» в профессию, делает обучение живым, эмоциональным, формирует внутреннее состояние будущего учителя. Это очень важно. На основе уровневого педагогического образования «добрать» необходимую фундаментальность и готовность к профессиональной научной деятельности нетрудно, это произойдет по необходимости, целенаправленно. Обратный процесс, при котором на основе фундаментализма и готовности к научноисследовательской деятельности (при этом непедагогической) нужно будет познавать азы учительства, – гораздо более сложный, да и затратный. И последнее: кто подсчитал, сколько выпускников классических университетов захочет сегодня пойти в школу? Педагогические вузы нужно превратить в современные учебные заведения высочайшего уровня, и это решит практически все проблемы. (2) Идея О. Смолина известна. Она эффективна, потому что обеспечивает и мобильность и конкурентоспособность выпускников. Но вторая специальность платна, да и бакалавриат в 5 лет – долгосрочное удовольствие. Есть более эффективный путь: речь идет об усвоении за 4 года основной специальности с одновременным получением дополнительной подготовки и специализацией. Для этого нужно определить перечень соотносящихся специальностей и выстроить в соответствии с ним программы подготовки и сам учебный процесс. Например: учитель физкультуры – инструктор по туризму – спасатель; учитель родного языка – краевед – гид; учитель начальных классов – семейный педагог – педагог дополнительного образования и т. д. (3) Известно: трудозатраты и мера ответственности учителя перед обществом должны соответственно вознаграждаться. И тогда общественные организации (ассоциации, фонды и т.д.) будут призваны презентовать его успешность. Деятельность учителя необходимо сопроводить социальными и финансовыми гарантиями. (5) Дополнительное испытание сложно объективно определить. Нужен специальный – педагогический общеобразовательный профиль, реализующийся, по возможности, в системе «школа – вуз». Это обеспечит самоопределение старшеклассников, мотивацию, профессиональный отбор, адаптацию и другие возможные аспекты выбора профессии учителя. (6) Важных профессий много – для каждой не введешь льготы. Другое дело – поддержка талантливых студентов, реагирование на их результат. Важно и создание условий для обучения: если мы проектируем современную «новую школу», тогда и готовить будущего учителя нужно в таких же условиях. Это будет очень значительная льгота.
(1) Учитель – одна из наиболее массовых профессий. В нашей стране сложилась уникальная и достаточно эффективная система подготовки кадров для образования. Действительно, в ряде стран не готовят педагогов в специальных учебных заведениях, но там выпускник университета может работать в школе только после того, как пройдет подготовку на специальных педагогических курсах и успешно сдаст экзамены на профпригодность. В нашей стране тоже есть примеры, когда выпускники классических вузов работают в школах. Но, как правило, им приходится трудно из-за отсутствия профессиональных педагогических компетенций и недостаточной психолого-педагогической подготовки, – недостатков, которые трудно ликвидировать в процессе повышения квалификации. Именно поэтому лишь немногие выпускники классических вузов закрепляются в школе. Однако из них очень часто получаются хорошие репетиторы. Считаю, что сложившаяся система подготовки педагогических кадров должна сохраниться с учетом современных требований, предъявляемых к учителю. (2) Бакалавриат должен быть четырехлетним. За такой срок, особенно после педагогической практики в школе, студент сможет более осознанно оценить свои способности и возможность работы в школе. Идею подготовки учителя на пятом году обучения, возможно и по двум специальностям, считаю плодотворной. (3) К учителю предъявляются значительно более высокие требования, чем к любому другому специалисту. Он должен полностью отдать себя школе, активно повышать профессиональный уровень, заниматься самообразованием, а не думать где взять деньги, чтобы прокормить семью. Безусловно, ассоциации, фонды и особенно средства массовой информации могут и должны способствовать повышению престижа учительской профессии. В газетах, журналах, по телевидению важно показывать творческие достижения, осмысливать педагогические успехи и неудачи. Но это совсем не значит, что работу учителей надо преподносить в розовых красках. Вспомним фильм «Доживем до понедельника». Там были показаны многие недостатки школы того времени. Однако, посмотрев фильм, немало выпускников школ решили стать студентами педвузов. (4) Не льщу себя надеждой, что в Год учителя будут разрешены все проблемы образования. Но то, что он объявлен, само по себе является важным социально значимым событием. В нашем вузе разработан план мероприятий, посвященных Году учителя. Особое внимание в нем уделено вопросам реализации пяти направлений образовательной инициативы «Наша новая школа». (5) Безусловно, учитывая специфику учительской профессии отбор кандидатов в педагогические вузы необходимо начинать с общеобразовательного учреждения. Желательно, чтобы каждый абитуриент представил характеристику-рекомендацию педсовета школы, в которой он учился. Очевидно, должно быть и дополнительное собеседование абитуриента со специальной комиссией и в обязательном порядке – медицинское освидетельствование. Но, как показывает практика, даже такой отбор не дает полной уверенности, что из абитуриента получится хороший учитель. Судить о профессиональной пригодности выпускника вуза можно только через 2 – 3 года работы в школе. К сожалению, на сегодняшний день ввести такой отбор практически невозможно. Во-первых, это не предусмотрено правилами приема в вуз, где основным критерием являются результаты ЕГЭ, во-вторых, претендентов на приобретение учительских специальностей, особенно естественно-математического цикла, минимальное, а при таком отборе их число сократится еще больше. (6) Считаю, что студентам педвузов необходимо создать хорошие условия для учебы, а льготы предоставлять учителям. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|