Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельностиЭкспресс-форум с участием проректоров по воспитательной работе. Тема: оценка внеучебной деятельности образовательного учреждения как экспертный показатель государственной аккредитации. Просмотров: 4264
Оценка внеучебной деятельности образовательного учреждения относится к разряду экспертного показателя государственной аккредитации, и сегодня на повестке дня стоит вопрос о его дальнейшем развитии. Безусловно, работа в этом направлении должна проводиться с учетом мнения и опыта самих образовательных учреждений. Поэтому мы пригласили к участию в экспресс-форуме проректоров по воспитательной работе ряда вузов, предложив им ответить на следующие вопросы:
– (1) Адекватно оценить такой показатель работы, как «воспитательная деятельность образовательного учреждения», достаточно трудно. И существующая система анкетирования студентов представляется на данный момент наиболее приемлемой. Во-первых, она носит независимый характер, а во-вторых, исподволь заставляет молодых людей задумываться над вопросами воспитания и самовоспитания, дает уверенность в том, что их мнение имеет значение. – (2) В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с опытом управленческой работы. Важнейшим фактором, положительно влияющим на самореализацию студенчества, повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является проведение комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление может и должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов. В рамках студенческого самоуправления в нашем институте функционирует студенческий совет вуза, который подразделяется на советы факультетов. В их состав входят советы старост, художественные советы, студенческое научное общество, школа молодого лидера, спортивные объединения. Все это, на наш взгляд, служит основой для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Наиболее полно эффективность студенческого самоуправления характеризует критерий социализации выпускников, прошедших «школу» студенческого самоуправления, по сравнению с теми, кто не принимал активного участия в студенческой жизни института. – (3) В современном российском обществе религия постепенно становится, в той или иной мере, частью личной культуры каждого. Ставшие уже традиционными для нашего института встречи студенчества с представителями различных конфессий способствуют не только расширению кругозора, но и воспитанию толерантности, предупреждению асоциальных явлений, развитию самосознания. С точки зрения психологии, вера – это то действенное средство, которое заставляет активизироваться в любой ситуации, дает положительный настрой на будущее, уверенность в завтрашнем дне нынешней молодежи. Поверить в самого себя – нелегкая задача, решению которой и может помочь религиозная составляющая воспитательного процесса. Подобное сотрудничество вуза и церкви возможно только через непосредственное общение со студенческой аудиторией: как личное, так и интерактивное. Главное в организации подобных мероприятий – быть интересными друг другу. – (4) Студенчество всегда считалось самой активной частью населения, однако в последнее время картина резко изменилась. Это объяснятся тем, что уже с первого курса обучения в вузе большая часть молодежи вынуждена совмещать работу и учебу, тем самым значительно сокращая свое свободное время. Проблема заключается еще и в том, что далеко не все студенты знают о существовании общественных организаций, а если и знают, то не всегда имеют правильное представление об их предназначении. В сложившейся ситуации заинтересовать студентов могут лишь те общественные организации, деятельность которых общеизвестна и сопряжена, насколько это возможно, с их будущей профессиональной сферой.
– (1) Новые аккредитационные показатели, оценивающие организацию воспитательной деятельности, должны включать как показатели общей организационной работы (наличие структурного подразделения, структуры, нормативно-правовой базы, программы, плана, отчетов и т.д.), так и показатели, определяющие результативность (результаты социологических опросов студентов с целью выявления их мнения и отношения к вышеназванным процессам, степень участия студентов, изменение внутренних показателей, характеризующих распространение девиантных форм поведения в студенческой среде, степень вовлеченности студентов в спортивно-массовую работу – секции, кружки, студии; участие студентов вуза в разного уровня соревнованиях, конкурсах, фестивалях и т.д.). – (2) К инновационным формам работы в нашем вузе хотелось бы отнести следующее. Новые формы в работе института кураторов – в связи с переходом на многоуровневую систему образования. Сегодня это «тьютор-куратор», на которого возлагается большая ответственность за организацию адаптационного периода в жизни студента: ознакомление с нормативноправовой и регулирующей базой «студент – университет», ознакомление студента с традициями университета и привитие ему корпоративной культуры, отслеживание процесса включения студента в образовательный процесс, его социально-бытовой устроенности, информирование и вовлечение в жизнь университета, знакомство с будущей профессией, сопровождение карьеры и т.д. Деятельность кураторов в различных подразделениях отвечает как общим требованиям, так и имеет свою специфическую направленность. Она определяется и профессиональной направленностью, и спецификой организации деятельности в подразделении. Особенностью является то, что, как правило, новые формы рождаются в самих подразделениях, а не навязываются сверху от администрации и, что вдвойне приятно, – авторами нововведений сегодня становятся молодые специалисты; Новые формы работы студенческого самоуправления – в связи с тем, что перед Томским политехническим университетом в последние годы ставятся серьезные инновационные задачи, успешность решения которых также зависит от включения в этот процесс студентов. Студенческое самоуправление всегда присутствовало в нашем университете, практически с момента его образования. Студенчество всегда активно реагировало на все изменения, происходящие в обществе. Вот и сегодня в ТПУ идут процессы, диктуемые временем. В мае 2009 года все студенческие организации университета с целью координации деятельности объединились в студенческую ЛИГу. Лидерство, инициатива, гражданственность и активность – это то, что сегодня объединяет наших студентов. Советом студенческой ЛИГи утверждено положение, определены основные направления деятельности, которые курируются администрацией. По инициативе студенческой ЛИГи в университете сформирован Банк молодежных идей развития, который проходит экспертизу и получает ресурсную поддержку. Эти изменения в организации студенческого самоуправления значительно повысят его эффективность. – (3) С нашей точки зрения, религиозная составляющая может быть включена во внеучебную деятельность университета: например, на правах факультатива, лектория (т.е. по желанию). Общеизвестно, что воспитание в человеке нравственного начала с позиций приобщения к религии наиболее эффективно. Если учесть тот факт, что сегодня интерес общества к религии значительно возрос, можно предположить востребованность соответствующих факультативов со стороны студентов. В нашем университете есть опыт (косвенный) одного из учебных подразделений, когда час куратора был включен студентам первого и второго курсов в учебный план в качестве дисциплины под названием «Человек культурный» со сдачей зачета. По окончании семестра и по результатам анкетирования студентов было выявлено их положительное отношение и востребованность указанного курса. – (4) Общая статистика необходима при планировании работы и оценке положения дел в целом. В нашем университете мы давно используем при планировании работы результаты социологических исследований. Раз в три года формируем «портрет студента-политехника». Именно это позволяет нам выявлять негативные причины, в том числе малой социальной активности студентов, и искать новые формы и методы работы. С нашей точки зрения, для вовлечения студента в общественную жизнь необходима мотивация – студент должен видеть результат своей деятельности и его применимость в последующей жизни. У него должен быть выбор. А это уже наша задача – создать широкий спектр для реализации возможностей, тем самым сформировав среду для всестороннего развития студентов.
– (1) В целом, существующая форма оценки экспертного показателя «воспитательная деятельность образовательного учреждения» является достаточной. Однако следует обратить внимание на проведение традиционных для вуза культурно-массовых мероприятий, создание и функционирование на постоянной основе студенческих объединений и коллективов. Причем, важными критериями таких форм воспитательной работы должны служить не только количественные показатели – сколько мероприятий в год, сколько объединений и коллективов и т.п., – но и процент участвующих в них студентов, приведенный к очной форме обучения. – (2) В Кировской ГМА разработана концепция воспитательной работы академии. Ее цель – воспитание достойного гражданина, специалиста, патриота. В указанной программе максимально учтено разнообразие интересов современной молодежи. В вузе на постоянной основе работают:
Студенты Кировской ГМА активно принимают участие в работе студенческого научного общества. Ежегодно проводятся благотворительные акции в детских домах в рамках программы «Доброе сердце». Организована работа студенческого отряда «Поиск». Студенты участвуют во всероссийской вахте памяти, а также в работе студенческих форумов, семинаров, психологических тренингов. – (3) С углублением демократических преобразований в российском обществе роль церкви как института воспитания молодежи постоянно возрастает. В этой связи можно предложить организовать программы взаимодействия вузов и крупнейших религиозных конфессиий во всех регионах страны. В течение нескольких лет в нашем вузе ведется преподавание элективной дисциплины «религиоведение». – (4) В первую очередь, необходимо создать условия для максимального взаимодействия преподавателей и студентов, создать благоприятную атмосферу для самостоятельной инновационной деятельности самих обучающихся в свободное от учебы время. В этой связи следует обратить внимание:
– (1) Думаю, что существующая форма оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения вносит вполне определенный вклад в систематизацию основных направлений внеучебной деятельности. Во всяком случае, существующий перечень показателей является неплохим ориентиром в формировании комплекса необходимых внеучебных мероприятий как теоретико-методической, так и практической направленности. – (2) Особенностью современной студенческой среды, мне кажется, является её неоднородность. В силу этого инновационным можно считать достаточно широко провозглашаемый, однако далеко не всегда реализуемый на деле личностно-ориентированный подход к воспитанию студентов. Концепция воспитательной деятельности вуза в качестве основного установочного документа должна содержать многоплановую систему программ, направлений, методов, рассчитанных в той или иной своей части на любого участника внеучебной деятельности, будь то представитель так называемого студенческого актива или так называемого студенческого болота – «тихого омута». В последнем, бывает, не только «черти водятся», но и рождаются весьма интересные идеи, творческие замыслы, реализации которых мешает пресловутая студенческая лень и инертность, нежелание «высовываться». Правильно организованная внеучебная работа призвана ненавязчиво дать возможность каждому студенту реализовать свой творческий, общественный потенциал в той сфере, к которой он расположен. – (3) Для нашего университета включение в воспитательную деятельность так называемой религиозной составляющей является абсолютно органичным процессом. И это, прежде всего, благодаря тому, что в 1994 году в нашем вузе на историческом факультете было открыто отделение теологии, которое в 2000 году преобразовалось в факультет теологии и мировых культур. Таким образом, впервые в России граждане смогли получать высшее светское теологическое образование. С апреля 2001 года при ОмГУ им. Ф.М. Достоевского существует приход храма святой мученицы Татианы. И факультетом, и прихожанами храма – прежде всего, студентами и сотрудниками ОмГУ – ведется огромная работа в сфере духовно-нравственного воспитания. Ежегодно проводится областная олимпиада по православной культуре среди школьников, проводятся ежегодные городские «Этические чтения». Факультет является партнером теологического факультета университета города Невшатель (Швейцария) в области исследования проблем философской и религиозной герменевтики, религиозной этики и культуры. В храме действует воскресная школа для детей, школа звонарского мастерства, иконописная мастерская и богословские курсы для взрослых. Создан православный студенческий хор, который является неизменным участником Омского областного фестиваля духовной музыки. Второй год подряд мы организуем летний православный палаточный лагерь. При этом замечу, что в события православнокультурной жизни нашего региона оказываются вовлеченными не только студенты вышеназванного факультета, но и других факультетов. Например, факультета культуры и искусств, активно участвующие в таких фестивалях, как «Душа России», «От сердца к сердцу», «Купина неопалимая», «Фестиваль рождественских колядок» и др. Важно, что все эти мероприятия носят открыто творческий характер, что не позволяет возникнуть противоречиям между христианской нравственностью и гуманистическими идеями секулярного характера и не наносит ущерба представителям других конфессий. – (4) «Расшевелить» молодое поколение может только личностный подход к организации внеучебной деятельности. Включенность студентов в те или иные общественные движения не должна да и не сможет исчерпать весь спектр направлений внеучебного блока. При том многообразии студенческой среды, о котором я говорила выше, важно, чтобы каждый студент нашел для себя дело по душе. А это может быть и стройотрядовское движение, и волонтерское, и КВН, и прочее, прочее… Выделение какого-то одного направления как наиболее важного, значимого, думаю, не будет в этом смысле достаточным и эффективным. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|