Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности

Экспресс-форум с участием проректоров по воспитательной работе. Тема: оценка внеучебной деятельности образовательного учреждения как экспертный показатель государственной аккредитации.

Просмотров: 4264

Оценка внеучебной деятельности образовательного учреждения относится к разряду экспертного показателя государственной аккредитации, и сегодня на повестке дня стоит вопрос о его дальнейшем развитии. Безусловно, работа в этом направлении должна проводиться с учетом мнения и опыта самих образовательных учреждений.

Поэтому мы пригласили к участию в экспресс-форуме проректоров по воспитательной работе ряда вузов, предложив им ответить на следующие вопросы:

  1. В настоящий момент разрабатываются и обсуждаются новые аккредитационные показатели деятельности образовательных учреждений. Как вы считаете, какие формы, методы и критерии должны быть положены в основу оценки такого экспертного показателя, как «воспитательная деятельность образовательного учреждения»? Или существующая форма оценки является вполне достаточной?
  2. Какие инновационные формы и методы внеучебной работы вы бы отметили, исходя из опыта вашего вуза, как наиболее перспективные и востребованные в студенческой среде?
  3. Выступивший на IX съезде Российского союза ректоров патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что основная задача вузов – «воспитать нравственную личность». Однако, по его мнению, сегодня невозможно говорить о воспитании, не упомянув о его религиозной составляющей. Каким образом, по-вашему, эта составляющая могла бы быть включена во внеучебную деятельность вузов, учитывая, что, согласно Конституции, церковь отделена от государства?
  4. Социологи отмечают значительную общественную пассивность молодежи: так, только около 3 процентов молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Ваше видение выхода из проблемы: как мотивировать молодежь – в частности, студенчество – на более активное участие во внеучебной деятельности вуза? Что сегодня способно в хорошем смысле «расшевелить» молодое поколение россиян?

ЛУКИНА Виктория Борисовна, проректор по воспитательной работе Международного института компьютерных технологий (Воронеж)

(1) Адекватно оценить такой показатель работы, как «воспитательная деятельность образовательного учреждения», достаточно трудно. И существующая система анкетирования студентов представляется на данный момент наиболее приемлемой. Во-первых, она носит независимый характер, а во-вторых, исподволь заставляет молодых людей задумываться над вопросами воспитания и самовоспитания, дает уверенность в том, что их мнение имеет значение.

(2) В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с опытом управленческой работы. Важнейшим фактором, положительно влияющим на самореализацию студенчества, повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является проведение комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление может и должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.

В рамках студенческого самоуправления в нашем институте функционирует студенческий совет вуза, который подразделяется на советы факультетов. В их состав входят советы старост, художественные советы, студенческое научное общество, школа молодого лидера, спортивные объединения. Все это, на наш взгляд, служит основой для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Наиболее полно эффективность студенческого самоуправления характеризует критерий социализации выпускников, прошедших «школу» студенческого самоуправления, по сравнению с теми, кто не принимал активного участия в студенческой жизни института.

(3) В современном российском обществе религия постепенно становится, в той или иной мере, частью личной культуры каждого. Ставшие уже традиционными для нашего института встречи студенчества с представителями различных конфессий способствуют не только расширению кругозора, но и воспитанию толерантности, предупреждению асоциальных явлений, развитию самосознания. С точки зрения психологии, вера – это то действенное средство, которое заставляет активизироваться в любой ситуации, дает положительный настрой на будущее, уверенность в завтрашнем дне нынешней молодежи. Поверить в самого себя – нелегкая задача, решению которой и может помочь религиозная составляющая воспитательного процесса. Подобное сотрудничество вуза и церкви возможно только через непосредственное общение со студенческой аудиторией: как личное, так и интерактивное. Главное в организации подобных мероприятий – быть интересными друг другу.

(4) Студенчество всегда считалось самой активной частью населения, однако в последнее время картина резко изменилась. Это объяснятся тем, что уже с первого курса обучения в вузе большая часть молодежи вынуждена совмещать работу и учебу, тем самым значительно сокращая свое свободное время.

Проблема заключается еще и в том, что далеко не все студенты знают о существовании общественных организаций, а если и знают, то не всегда имеют правильное представление об их предназначении. В сложившейся ситуации заинтересовать студентов могут лишь те общественные организации, деятельность которых общеизвестна и сопряжена, насколько это возможно, с их будущей профессиональной сферой.


ВЕДЯШКИН Максим Викторович, начальник Управления социальной и воспитательной работы Томского политехнического университета

(1) Новые аккредитационные показатели, оценивающие организацию воспитательной деятельности, должны включать как показатели общей организационной работы (наличие структурного подразделения, структуры, нормативно-правовой базы, программы, плана, отчетов и т.д.), так и показатели, определяющие результативность (результаты социологических опросов студентов с целью выявления их мнения и отношения к вышеназванным процессам, степень участия студентов, изменение внутренних показателей, характеризующих распространение девиантных форм поведения в студенческой среде, степень вовлеченности студентов в спортивно-массовую работу – секции, кружки, студии; участие студентов вуза в разного уровня соревнованиях, конкурсах, фестивалях и т.д.).

(2) К инновационным формам работы в нашем вузе хотелось бы отнести следующее.

Новые формы в работе института кураторов – в связи с переходом на многоуровневую систему образования. Сегодня это «тьютор-куратор», на которого возлагается большая ответственность за организацию адаптационного периода в жизни студента: ознакомление с нормативноправовой и регулирующей базой «студент – университет», ознакомление студента с традициями университета и привитие ему корпоративной культуры, отслеживание процесса включения студента в образовательный процесс, его социально-бытовой устроенности, информирование и вовлечение в жизнь университета, знакомство с будущей профессией, сопровождение карьеры и т.д. Деятельность кураторов в различных подразделениях отвечает как общим требованиям, так и имеет свою специфическую направленность. Она определяется и профессиональной направленностью, и спецификой организации деятельности в подразделении. Особенностью является то, что, как правило, новые формы рождаются в самих подразделениях, а не навязываются сверху от администрации и, что вдвойне приятно, – авторами нововведений сегодня становятся молодые специалисты;

Новые формы работы студенческого самоуправления – в связи с тем, что перед Томским политехническим университетом в последние годы ставятся серьезные инновационные задачи, успешность решения которых также зависит от включения в этот процесс студентов. Студенческое самоуправление всегда присутствовало в нашем университете, практически с момента его образования. Студенчество всегда активно реагировало на все изменения, происходящие в обществе. Вот и сегодня в ТПУ идут процессы, диктуемые временем. В мае 2009 года все студенческие организации университета с целью координации деятельности объединились в студенческую ЛИГу. Лидерство, инициатива, гражданственность и активность – это то, что сегодня объединяет наших студентов. Советом студенческой ЛИГи утверждено положение, определены основные направления деятельности, которые курируются администрацией. По инициативе студенческой ЛИГи в университете сформирован Банк молодежных идей развития, который проходит экспертизу и получает ресурсную поддержку. Эти изменения в организации студенческого самоуправления значительно повысят его эффективность.

(3) С нашей точки зрения, религиозная составляющая может быть включена во внеучебную деятельность университета: например, на правах факультатива, лектория (т.е. по желанию). Общеизвестно, что воспитание в человеке нравственного начала с позиций приобщения к религии наиболее эффективно. Если учесть тот факт, что сегодня интерес общества к религии значительно возрос, можно предположить востребованность соответствующих факультативов со стороны студентов.

В нашем университете есть опыт (косвенный) одного из учебных подразделений, когда час куратора был включен студентам первого и второго курсов в учебный план в качестве дисциплины под названием «Человек культурный» со сдачей зачета. По окончании семестра и по результатам анкетирования студентов было выявлено их положительное отношение и востребованность указанного курса.

(4) Общая статистика необходима при планировании работы и оценке положения дел в целом. В нашем университете мы давно используем при планировании работы результаты социологических исследований. Раз в три года формируем «портрет студента-политехника». Именно это позволяет нам выявлять негативные причины, в том числе малой социальной активности студентов, и искать новые формы и методы работы. С нашей точки зрения, для вовлечения студента в общественную жизнь необходима мотивация – студент должен видеть результат своей деятельности и его применимость в последующей жизни. У него должен быть выбор. А это уже наша задача – создать широкий спектр для реализации возможностей, тем самым сформировав среду для всестороннего развития студентов.


БОНДАРЕНКО Алла Львовна, проректор по учебной и воспитательной работе Кировской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор

(1) В целом, существующая форма оценки экспертного показателя «воспитательная деятельность образовательного учреждения» является достаточной. Однако следует обратить внимание на проведение традиционных для вуза культурно-массовых мероприятий, создание и функционирование на постоянной основе студенческих объединений и коллективов. Причем, важными критериями таких форм воспитательной работы должны служить не только количественные показатели – сколько мероприятий в год, сколько объединений и коллективов и т.п., – но и процент участвующих в них студентов, приведенный к очной форме обучения.

(2) В Кировской ГМА разработана концепция воспитательной работы академии. Ее цель – воспитание достойного гражданина, специалиста, патриота. В указанной программе максимально учтено разнообразие интересов современной молодежи. В вузе на постоянной основе работают:

  • студенческий орган самоуправления (студсовет);
  • театральная студия;
  • студия современного бального танца;
  • команда КВН;
  • хоровой кружок;
  • студенческое общество «Милосердие»;
  • студенческий отряд «Поиск».

Студенты Кировской ГМА активно принимают участие в работе студенческого научного общества. Ежегодно проводятся благотворительные акции в детских домах в рамках программы «Доброе сердце». Организована работа студенческого отряда «Поиск». Студенты участвуют во всероссийской вахте памяти, а также в работе студенческих форумов, семинаров, психологических тренингов.

(3) С углублением демократических преобразований в российском обществе роль церкви как института воспитания молодежи постоянно возрастает. В этой связи можно предложить организовать программы взаимодействия вузов и крупнейших религиозных конфессиий во всех регионах страны. В течение нескольких лет в нашем вузе ведется преподавание элективной дисциплины «религиоведение».

(4) В первую очередь, необходимо создать условия для максимального взаимодействия преподавателей и студентов, создать благоприятную атмосферу для самостоятельной инновационной деятельности самих обучающихся в свободное от учебы время. В этой связи следует обратить внимание:

  • на интеграцию социально-педагогической среды, преодоление разобщенности между студентами и преподавателями;
  • подготовку нормативно-правового, организационно-методического обеспечения воспитательной работы;
  • систематическое изучение интересов, запросов, ценностных ориентиров студентов и преподавателей как основы планирования воспитательной работы;
  • организацию учебно-воспитательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности студентов, расширение возможностей для их участия в научно-исследовательской работе;
  • использование воспитательного потенциала базовых дисциплин, элективных курсов, разнообразных форм внеучебной работы для формирования гражданственности, превращения студента в субъект не только учебной, но и социальной деятельности;
  • создание системы морального и материального стимулирования преподавателей, студентов, активно участвующих в воспитательной работе.

КРИВОЗУБОВА Галина Аркадьевна, проректор по студенческому составу Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат филологических наук, доцент

(1) Думаю, что существующая форма оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения вносит вполне определенный вклад в систематизацию основных направлений внеучебной деятельности. Во всяком случае, существующий перечень показателей является неплохим ориентиром в формировании комплекса необходимых внеучебных мероприятий как теоретико-методической, так и практической направленности.

(2) Особенностью современной студенческой среды, мне кажется, является её неоднородность. В силу этого инновационным можно считать достаточно широко провозглашаемый, однако далеко не всегда реализуемый на деле личностно-ориентированный подход к воспитанию студентов. Концепция воспитательной деятельности вуза в качестве основного установочного документа должна содержать многоплановую систему программ, направлений, методов, рассчитанных в той или иной своей части на любого участника внеучебной деятельности, будь то представитель так называемого студенческого актива или так называемого студенческого болота – «тихого омута». В последнем, бывает, не только «черти водятся», но и рождаются весьма интересные идеи, творческие замыслы, реализации которых мешает пресловутая студенческая лень и инертность, нежелание «высовываться». Правильно организованная внеучебная работа призвана ненавязчиво дать возможность каждому студенту реализовать свой творческий, общественный потенциал в той сфере, к которой он расположен.

(3) Для нашего университета включение в воспитательную деятельность так называемой религиозной составляющей является абсолютно органичным процессом. И это, прежде всего, благодаря тому, что в 1994 году в нашем вузе на историческом факультете было открыто отделение теологии, которое в 2000 году преобразовалось в факультет теологии и мировых культур. Таким образом, впервые в России граждане смогли получать высшее светское теологическое образование.

С апреля 2001 года при ОмГУ им. Ф.М. Достоевского существует приход храма святой мученицы Татианы. И факультетом, и прихожанами храма – прежде всего, студентами и сотрудниками ОмГУ – ведется огромная работа в сфере духовно-нравственного воспитания. Ежегодно проводится областная олимпиада по православной культуре среди школьников, проводятся ежегодные городские «Этические чтения». Факультет является партнером теологического факультета университета города Невшатель (Швейцария) в области исследования проблем философской и религиозной герменевтики, религиозной этики и культуры. В храме действует воскресная школа для детей, школа звонарского мастерства, иконописная мастерская и богословские курсы для взрослых. Создан православный студенческий хор, который является неизменным участником Омского областного фестиваля духовной музыки. Второй год подряд мы организуем летний православный палаточный лагерь.

При этом замечу, что в события православнокультурной жизни нашего региона оказываются вовлеченными не только студенты вышеназванного факультета, но и других факультетов. Например, факультета культуры и искусств, активно участвующие в таких фестивалях, как «Душа России», «От сердца к сердцу», «Купина неопалимая», «Фестиваль рождественских колядок» и др. Важно, что все эти мероприятия носят открыто творческий характер, что не позволяет возникнуть противоречиям между христианской нравственностью и гуманистическими идеями секулярного характера и не наносит ущерба представителям других конфессий.

(4) «Расшевелить» молодое поколение может только личностный подход к организации внеучебной деятельности. Включенность студентов в те или иные общественные движения не должна да и не сможет исчерпать весь спектр направлений внеучебного блока. При том многообразии студенческой среды, о котором я говорила выше, важно, чтобы каждый студент нашел для себя дело по душе. А это может быть и стройотрядовское движение, и волонтерское, и КВН, и прочее, прочее… Выделение какого-то одного направления как наиболее важного, значимого, думаю, не будет в этом смысле достаточным и эффективным.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: 20 лет системе государственной аккредитации
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Управление качеством в сфере ДПО
Галина Мотова о профессионально-общественной аккредитации
INQAAHE. Интервью с Дэвидом Вудхаусом
Внеучебная деятельность как аккредитационный показатель
Евроремонт российского образования
Аккредитация: новый виток или бег по кругу?
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ