Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ТПУ: создание образовательной среды в университете

В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) последовательно решается задача по созданию образовательной среды мирового уровня. Планируется, что к 2018 году половина всех основных образовательных программ в области техники и технологий будет соответствовать мировым стандартам.

Просмотров: 3922

Порядок освобождает мысль (С.П. Королёв)

В ТПУ последовательно решается задача по созданию в университете образовательной среды мирового уровня

П.С. ЧУБИК, ректор Томского политехнического университета, доктор технических наук, профессор
А.И. ЧУЧАЛИН, проректор по образовательной и международной деятельности, доктор технических наук, профессор

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) реализует Программу развития научных исследований и инженерного образования по приоритетным направлениям, согласованным с основными направлениями модернизации экономики страны и тенденциями развития современного производства в крупных отечественных и транснациональных высокотехнологических компаниях – стратегических партнерах университета.

Программой развития ТПУ предусмотрено создание в университете образовательной среды мирового уровня для генерации профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий. Планируется, что к 2018 году половина всех основных образовательных программ ТПУ в области техники и технологий будет де-факто и де-юре соответствовать мировым стандартам.

Для решения этой задачи в университете проводится масштабная работа, связанная с внедрением собственного Образовательного стандарта ТПУ, созданного на основе ФГОС и мировых стандартов инженерного образования, критериев международной аккредитации образовательных программ, а также сертификации и регистрации профессиональных инженеров в международных регистрах [1].

Стандарт ООП ТПУ-2010

В 2010 году в ТПУ были введены в действие Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ-2010).

Документ развивает и дополняет требования ФГОС к компетенциям профессиональных инженеров требованиями международных сертифицирующих и регистрирующих организаций (EMF, APEC Engineer Register, FEANI), критериями международной аккредитации инженерных программ (WA, EUR-ACE) и интегрирующими их критериями общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий Ассоциации инженерного образования России (АИОР).

Стандарт ООП ТПУ-2010 ориентирует образовательные программы бакалавриата в области техники и технологий на подготовку выпускников к комплексной инженерной деятельности, включающей планирование, проектирование, производство и применение технических объектов и технологического оборудования. При этом используется современная концепция базового инженерного образования CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate), разработанная в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности (Boeing и др.) [2]. Названная концепция реализуется в 60 ведущих университетах мира в рамках проекта CDIO Initiative, к которому ТПУ присоединился первым и на сегодняшний день является единственным представителем российской высшей школы [3].

Образовательные программы магистратуры и специалитета в области техники и технологий ориентированы на подготовку выпускников к инновационной инженерной деятельности, основанной на глубоких фундаментальных и прикладных междисциплинарных знаниях и направленной на разработку и создание новой техники и технологий, обеспечивающих новый социальный и экономический эффект, а потому особо востребованных и конкурентоспособных.

Стандарт предусматривает методологию компетентностного подхода (Outcome-Вased Approach) к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ, создание личностно-ориентированной образовательной среды (Student-Сentred Education), использование кредитно-накопительной системы (ECTS) для оценки результатов обучения и содержания образовательных программ, рейтинговую систему оценки качества освоения программ студентами, асинхронную организацию учебного процесса с приоритетом самостоятельной работы студентов (Learning VS Teaching) и активные образовательные технологии.

Стандарт ООП ТПУ-2010 является основой интегрированной системы управления качеством образовательной деятельности университета, соответствующей европейским рекомендациям (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area) и требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 [4]. Он также регламентирует разработку и реализацию образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами для подготовки глобально конкурентоспособных специалистов в области техники и технологий с уникальными компетенциями и двумя дипломами (Double Degree).

Аккредитация образовательных программ

Томский политехнический университет с 1995 года регулярно подвергает свои образовательные программы в области техники и технологий внешней оценке с участием отечественных и зарубежных экспертов. Более 30 образовательных программ ТПУ аккредитованы СЕАВ (Канада), ABET (США) и АИОР с присвоением европейского знака качества EURACE Label и занесением их в регистр Европейской сети по аккредитации инженерного образования ENAEE и Федерации европейских инженерных организаций FEANI [5, 6].

В рамках интегрированной системы управления качеством образовательной деятельности в 2011 году в ТПУ разработано и введено в действие Положение о внутренней аккредитации основных образовательных программ и их отдельных модулей (дисциплин). Под аккредитацией образовательного модуля (дисциплины) ООП понимается процедура, предусматривающая комплексную оценку содержания и ресурсного обеспечения модуля на соответствие учебно-методических материалов, условий реализации, квалификации профессорско-преподавательского состава заданным критериям, соответствующим Стандарту ООП ТПУ-2010.

В 2010-2011 учебном году в рамках масштабной модернизации образовательных программ в университете осуществлена оптимизация структуры ООП и унификация модулей естественнонаучного и математического, гуманитарного и социально-экономического, а также ряда модулей профессионального циклов ФГОС по кластерам родственных направлений и специальностей. Основанием для унификации модулей стала выявленная в результате системного анализа ФГОС общность планируемых универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций выпускников ООП в пределах каждого кластера.

Унификация модулей (дисциплин) позволяет повысить ресурсоэффективность учебного процесса при реализации образовательных программ по широкому спектру направлений и специальностей. Разработанные унифицированные модули в первую очередь подвергаются процедуре внутренней аккредитации вследствие их особой важности в фундаментальной подготовке студентов к освоению профессиональных дисциплин ООП различных направлений, специальностей, профилей и специализаций.

Основной целью внутренней аккредитации образовательных программ является стимулирование разработки ООП, максимально соответствующих требованиям Стандарта ООП ТПУ-2010, запросам работодателей, лучшим отечественным и зарубежным аналогам. Процедура внутренней аккредитации образовательных программ позволяет выявить лучшие программы для подготовки их к внешней оценке и общественно-профессиональной аккредитации на соответствие международным критериям.

Сертификация выпускников – профессиональных инженеров

За более чем столетнюю историю подготовки инженерных кадров в России и Советском Союзе сформировались определенные традиции, в том числе присвоение квалификации «инженер» выпускникам технических вузов непосредственно после освоения ими одноуровневых образовательных программ. Аналогичные традиции существуют в странах континентальной Европы, таких как Германия, Франция, Италия и других.

В англо-саксонских странах Европы (Великобритания, Ирландия), а также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах, давно и успешно реализующих систему двухуровневой подготовки (бакалавр – магистр), сложилась другая традиция. Это традиция присвоения квалификации профессионального инженера (Professional Engineer) бакалаврам и магистрам – выпускникам вузов, освоившим аккредитованные образовательные программы в области техники и технологий, накопившим определенный опыт профессиональной деятельности в течение нескольких лет после окончания вуза и прошедшим специальную процедуру сертификации.

В настоящее время в Европе и России двухуровневая система высшего образования, в том числе в области техники и технологий, становится массовой. Это создает предпосылки для создания системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, аналогичной существующим в указанных выше развитых странах.

В Европе систему сертификации и регистрации инженеров с присвоением квалификации EurEng и вручением European Professional Engineering Card развивает Федерация инженерных организаций 30 стран (FEANI). В нашей стране на базе Российского союза научных и инженерных объединений (РосСНИО) в 2009 году создан Мониторинговый комитет FEANI, участвующий в развитии общеевропейской системы.

В рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) создан регистр профессиональных инженеров APEC Engineer Register. В АТЭС входит 21 страна, в том числе США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Россия и другие. Ассоциацией инженерного образования России совместно с РосСНИО создан Российский мониторинговый комитет инженеров АТЭС, позволяющий практикующим инженерам, выпускникам аккредитованных образовательных программ отечественных технических вузов получить сертификат регистрации в APEC Engineer Register.

Международная сертификация российских инженеров, выпускников технических вузов, обеспечивает им глобальную конкурентоспособность, профессиональную мобильность и является свидетельством высокого качества их подготовки к инженерной деятельности в соответствующих вузах. Таким образом, наличие у вуза выпускников, сертифицированных де-юре по международным стандартам, может служить убедительным доказательством того, что вуз де-факто входит в группу лидеров в системе высшего инженерного образования страны.

В 2010 году в ТПУ при поддержке АИОР и РосСНИО в рамках реализации Программы развития инновационной инфраструктуры (постановление Правительства РФ № 219) создан центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии [7]. Его деятельность регламентируется нормативно-организационными документами, согласованными с FEANI Register и APEC Engineer Register. Центр формирует экзаменационные комиссии с привлечением ведущих специалистов соответствующих отраслей промышленности, проводит экзаменационные испытания для претендентов по проверке и оценке их универсальных, профессиональных и специальных компетенций в определенных областях профессиональной инженерной деятельности. Решения комиссий центра утверждаются на заседаниях Российского мониторингового комитета инженеров АТЭС. Претендентам, успешно сдавшим экзамены, вручаются соответствующие сертификаты. Данные о них размещаются в российском и международном регистрах.

Согласно The APEC Engineer Manual определено 12 областей профессиональной деятельности, по которым осуществляется сертификация и регистрация инженеров. В соответствии с международными критериями сертификации и регистрации профессиональных инженеров в APEC Engineer Register к претендентам предъявляются определенные требования. Претендент на регистрацию должен:

  • быть выпускником вуза по аккредитованной инженерной программе;
  • иметь право на ведение самостоятельной профессиональной инженерной деятельности;
  • иметь не менее семи лет опыта практической инженерной деятельности после окончания вуза;
  • иметь не менее двух лет опыта работы на ответственной руководящей должности при выполнении важных инженерных проектов;
  • постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
  • действовать в рамках кодекса профессиональной этики.

В 2010 году Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии ТПУ выполнил пилотный проект. Из 42 претендентов на соответствие требованиям APEC Engineer Register было сертифицировано 27 профессиональных инженеров, работающих в российских высокотехнологических компаниях (одна треть – выпускники ТПУ).

В процессе выполнения пилотного проекта центром создан двуязычный Интернет-портал (http://www.ApecRegister.tpu.ru). В настоящее время Российский регистр инженеров АТЭС доступен с официального сайта Международного инженерного альянса IEA (http://www.ieagreements.org/APEC/signatories.cfm). В 2011 году заявки на сертификацию поступили от 112 претендентов – инженеров, работающих в таких областях, как химические технологии, электроника, электротехника и электроэнергетика, горное дело, нефтегазовое дело и других. Испытания на соответствие международным критериям выдержали 32 инженера.

Первые результаты работы центра и обсуждение их с представителями промышленных предприятий выявили необходимость разработки специальной программы подготовки российских инженеров к международной сертификации и регистрации. Такая программа – «Международная сертификация и регистрация профессиональных инженеров в России» – разработана. Ее целью является развитие профессиональных и универсальных компетенций практикующих инженеров до уровня, необходимого для международной сертификации и регистрации в системах APEC Engineer Register и FEANI Register.

Реализуемый ТПУ совместно с АИОР и РосСНИО проект по созданию в России международно признанной национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров позволяет в условиях перехода высшей школы страны на уровневую подготовку (бакалавр – магистр) повысить статус инженера. Система сертификации и регистрации инженеров также способствует:

  • развитию технического образования и инженерной профессии в стране и повышению их привлекательности;
  • повышению качества подготовки выпускников образовательных программ в области техники и технологий в вузах страны;
  • стимулированию непрерывного повышения квалификации и совершенствования профессиональных компетенций практикующих инженеров;
  • формированию высококвалифицированного инженерного корпуса страны для развития производства, инновационного бизнеса и национальной экономики в целом;
  • повышению международного престижа, конкурентоспособности и мобильности российских инженеров.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чучалин А.И., Замятин А.В., Соловьев М.А. Стандарт основной образовательной программы в системе менеджмента качества Томского политехнического университета // Вестник высшей школы «Alma Mater», 2008, № 6, с. 25-29.
  2. Чучалин А.И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России, 2011, № 10, с. 20-29.
  3. http://www.cdio.org
  4. Чучалин А.И., Замятин А.В. Управление образовательной деятельностью в интегрированной системе менеджмента качества вуза // Вопросы образования, 2010, № 1, с. 116-133.
  5. http://www.enaee.eu
  6. http://www.feani.org
  7. Чубик П.С., Чучалин А.И., Замятин А.В. Система международной сертификации и регистрации профессиональных инженеров // Высшее образование в России, 2011, № 4, с. 86-90.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности
Востребованные выпускники – системообразующая цель развития вуза
Качество образования определяет содержание
ВятГУ стал частью Европейской структуры аккредитованных организаций
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Управление качеством в сфере ДПО
Создание школы XXI века надо начинать заново
Бордюрные камни госаккредитации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ