Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: как обеспечить качество образования

Даже тем российским вузам, которые давно и усиленно работают над улучшением качества обучения, внедряя инновационные технологии и методы обучения, не всё удается. Поэтому необходимо учитывать опыт других и, конечно, делиться своими наработками. Это и предложила сделать редакция журнала «АО», обратившись с вопросами к экспертам-практикам.

Просмотров: 4368

Что такое качество образования? В идеале – это соответствие стандартам, которые должны отвечать требованиям времени. Вроде бы, все просто. Но на практике оказывается, что не очень. Даже тем российским вузам, которые давно и усиленно работают над улучшением качества обучения, внедряя инновационные технологии и методы обучения, не все удается. Поэтому время от времени необходимо сверять часы – учитывать опыт других и, конечно, делиться своими наработками. Это и предложила сделать редакция журнала «АО», обратившись с вопросами к экспертам-практикам.

  1. Назовите наиболее острую проблему, стоящую сегодня в сфере обеспечения качества российского образования. Каковы реальные пути ее решения, на ваш взгляд?
  2. С точки зрения эксперта-практика, какие инструменты внутривузовской системы обеспечения качества нужно развивать и совершенствовать сегодня вузам?
  3. Что порекомендовали бы вы для совершенствования процедур оценки качества образования относительно критериев оценочных инструментов, участников оценки?

ТРЕГУБОВА Елена Сергеевна, заведующая кафедрой педагогики высшей школы Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова

1 Понятно, что качество образования может быть достигнуто только при хорошей организации образовательного процесса и определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой – обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами, то есть успешным функционированием всей системы вуза, в частности, медицинского. К проблемам в этой сфере, наверное, можно с полным правом отнести и быстро устаревающую материально-техническую базу вузов, и невысокую заработную плату преподавателей, и отсутствие современных учебников, и прочее. Но мне хотелось бы поговорить о системных вопросах.

О качестве подготовки специалистов в последние годы говорят руководители государства, представители вузов, средства массовой информации. Этому посвящен ряд научных исследований. Но до последнего времени вузовская наука скрупулезно не занималась адаптацией теории качества к вузовской действительности, разработкой единой научно обоснованной системы показателей качества. Именно поэтому отсутствует корпоративное согласие в оценке его значения и смысла. Большинство руководителей вузов не относятся к качеству как к системной категории, считая, что нет причин заниматься им дополнительно. Многочисленные симпозиумы, конференции и круглые столы в лучшем случае привлекают лишь профессионалов по данной тематике и редко проходят при деловом личном участии ректорского корпуса, что изначально сводит к нулю практическую значимость этих дорогостоящих мероприятий.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что не сформирован понятийный аппарат в области управления качеством образования, и в связи с этим вышедшие документы, в том числе федерального уровня (приказы Минобрнауки РФ и Рособрнадзора), трактуются неоднозначно. Возможность их исполнения на местах требует многих дополнительных разъяснений и уточнений. И даже в Проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 14 октября 2011 года, версия 3.0.2) нет четкого и научно обоснованного определения понятия «качество образования». Термин позиционируется как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам, устанавливаемым университетами) и/или потребностям заказчика образовательных услуг, но отсутствует формулировка, определяющая механизмы обеспечения этого соответствия.

Разрешению данной проблемы будет способствовать выделение существенных признаков качества образования и начало разработки специального понятийного аппарата, разработка критериев оценки качества образования, а также методов управления качеством образования и предъявление доказательств необходимости и возможности его улучшения.

2 Обеспечение высокого качества образования в вузах требует серьезных подходов к определению его критериев и разработке методик их количественной оценки. В настоящее время отсутствует выделение и четкое описание основного процесса вуза (процесса обучения) и его характеристик, а качество подготовки специалистов зависит от того, как он реализуется. Использование только показателей результативности деятельности вуза и условий ее реализации приводит к возможности высказывания мнений и суждений о качестве подготовки специалистов в вузе без должного понимания причин, поскольку отсутствуют показатели, характеризующие состояние процесса обучения. В настоящее время оценка качества образования в основном дается на описательном уровне, в то время как методика оценки качества подготовки специалистов должна позволять сравнивать состояние дел в разные моменты времени, с тем чтобы дать вузу возможность оценить «направление движения» и «пройденный путь». Главное противоречие состоит в том, что в вузах пользуются устаревшими методами оценки качества подготовки специалистов, не обеспеченными стандартами применения, а в сферах производства – научно обоснованной прогрессивной методологией процессного подхода, составляющей основу современной теории управления, положений и принципов TQM, стандартов серии ИСО 9000 и рекомендаций ENQA. К задачам, решение которых может способствовать совершенствованию инструментария внутривузовской системы обеспечения качества, относятся:

  • разработка методологии количественной оценки качества процесса обучения, реализующей современные принципы процессного подхода;
  • предъявление доказательств возможности применения данной методологии для оценки состояния качества процесса обучения, как в отдельных подразделениях вуза, так и по вузу в целом.

Такая методология была разработана нами в 2005-2008 годах, апробирована в ходе четырехлетнего мониторинга в вузе, и на ее основе была создана программа для ЭВМ «Автоматизированная оценка качества учебного процесса в высшем учебном заведении» (свидетельство о регистрации № 2010610405 от 11.01.2010 года).

3 Введение чек-листа для экспертов с согласованными критериями, позволяющими оценить систему обеспечения качества подготовки специалистов, обучение экспертов по единым программам с использованием активных методов (кейсы, разбор ситуаций, дискуссии и др.), позволяющих сформировать экспертное мышление.


НИКОЛАЕВА Наталья Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории и методики обучения информатике Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова

1 На мой взгляд, это слабая подготовка в школе. Не секрет, как ведется в школах преподавание информатики, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Бывает, учитель впускает школьников в компьютерный класс и разрешает им заниматься чем угодно. Или учат их «нажимать на кнопки», в лучшем случае натаскивая на типовые задачи ЕГЭ. Выпускники, «успешно сдавшие ЕГЭ», часто не подтверждают свои баллы в вузе.

Не получив основы фундаментальных знаний в школьном курсе информатики, учащиеся встречаются в дальнейшем с такими дисциплинами профессионального цикла, как «Программирование», «Дискретная математика», «Теоретические основы информатики», «Архитектура компьютера», «Теория алгоритмов» и т.п. И на этом этапе пробелы школьной подготовки уже становятся явными.

Решение проблемы видится в фундаментализации школьного образования. В области информатики, в частности, необходимо усиление теоретической составляющей курса.

Существуют и другие, не менее острые проблемы, касающиеся единого государственного экзамена, отсутствия должной мотивации у студентов и преподавателей.

Высокие баллы не всегда соответствуют истинным знаниям выпускника, КИМы не всегда параллельны по сложности, у обучающихся не формируется навык устной сдачи экзамена и т.д.

По поводу мотивации студентов. К учителю информатики абитуриенты идут по остаточному принципу – потому что не прошли на другие, более востребованные и престижные профили, такие как «Фундаментальная информатика и информационные технологии» или «Прикладная математика и информатика».

Преподаватели не заинтересованы в высокоэффективной работе по причине низкой зарплаты и увеличения нагрузки в 1,5-2 раза за последние несколько лет.

Пути решения данных проблем – внедрение добровольной формы итогового контроля знаний в школе, установление средней ставки педагогических работников образовательных учреждений выше средней заработной платы в промышленных производствах.

2 Для развития внутривузовской системы обеспечения качества необходимы:

  • совершенствование документации по всем направлениям деятельности и функционирование единой информационной системы документооборота;
  • совершенствование содержательной части образовательных программ;
  • внутренние аудиты, направленные на самооценку и улучшение деятельности вуза.

Качество учебно-методического обеспечения учебного процесса – это хорошо разработанные учебно-методические комплексы дисциплин и критерии оценивания по балльно-рейтинговой системе. Должна вестись активная работа со школами, колледжами и работодателями: ознакомление первых не только с перечнем профилей подготовки вуза, но и с требованиями образовательных программ, привлечение последних к обсуждению компетентностной модели выпускника, ожидаемых результатов обучения. Нельзя забывать о повышении квалификации преподавателей. Если мы переходим к европейским стандартам качества, то надо дать возможность преподавателям съездить в длительную зарубежную командировку, чтобы реально ознакомиться с деятельностью европейских вузов.

3 Порекомендовала бы статистические и математические методы оценки квалиметрических показателей вуза.

Выведение средних значений, например, с учетом дисперсии.

Социологические методы оценки качества учебной и педагогической деятельности преподавателей, а также администрации вуза. Например, в советское время в Якутском государственном университете проводилось анкетирование студентов «Преподаватель глазами студента». В настоящее время многие вузы вернулись к данной практике. В связи с переходом на бакалавриат, когда больший упор делается на самостоятельную работу студента, можно проводить анкетирование с точки зрения оценивания студентом своей деятельности под руководством данного преподавателя.

Педагогические методы – оценивание результатов обучения и остаточных знаний.

По каждой дисциплине можно разработать автоматизированные системы тестирования для самоконтроля знаний, мотивировать студентов на самообследование путем начисления дополнительных баллов к их рейтингу.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Управление качеством в сфере ДПО
Оценка качества образовательных программ СВФУ
Экспресс-форум: образование – от форм к содержанию
Качество образования: заметки на полях
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
Эксперимент Рособрнадзора: студенты СВФУ сдали экспериментальный тест
Минобрнауки России: «373 вуза и филиала – реорганизовать»
Определен победитель всероссийского конкурса в области менеджмента качества
Актуальные проблемы отраслевого образования
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 3 Оставить комментарий
Гость Незарегистрированный пользователь
КАЧЕСТВО образования определяется — количеством задач жизнедеятельности, которые выпускник может успешно решать.

2024-01-10 14:51:06 Ответить пользователю

Гость Незарегистрированный пользователь
КАЧЕСТВО образования определяется — количеством задач жизнедеятельности, которые выпускник может успешно решать.

2024-01-10 14:50:44 Ответить пользователю

Мусик Незарегистрированный пользователь
Когда я учился на Физтехе, нам говорили: качество образования определяется количеством решенных задач и жестокостью их спроса. Мой брат кончил МГУ , моего возраста, не может решить детям-школьникам и студентам ничего не по физике, ни по математике, Я же решаю и школьные и вузовские задачи любой сложности и олимпиадные задачи. Не потому, что я умнее брата. Брат решил по каждой теме во время учебы 10 задач, а я 1000. В три часа он уже спешил на свидание, а я с 9 до 9 первые два курса, дом только по воскресеньям.

2021-05-29 10:29:00 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ