Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: кадры для железнодорожной отрасли

Вторым по значимости фундаментальным фактором, влияющим в настоящее время на состояние российской экономики, Транспортная стратегия России называет возрастание роли человеческого капитала. Редакция предложила ректорам железнодорожных вузов ответить на ряд актуальных вопросов.

Просмотров: 454

Вторым по значимости фундаментальным фактором, влияющим в настоящее время на состояние российской экономики, Транспортная стратегия России называет возрастание роли человеческого капитала. Уровень конкурентоспособности инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров.

Редакция предложила ректорам железнодорожных вузов ответить на ряд актуальных вопросов.

  1. Эффективность подготовки специалистов для отрасли определяется уровнем интеграции академической науки, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Какие факторы тормозят их конструктивное взаимодействие? Что необходимо предпринять, чтобы устранить системный сбой?
  2. Каковы главные проблемы подготовки научно-педагогических кадров для отрасли? Какими видятся пути их решения? Как повысить эффективность деятельности аспирантуры?

ГАЛКИН Александр Геннадьевич, ректор Уральского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор

– (1) Интеграция академической науки, образования и производства – одна из важнейших проблем реализации стратегии развития российского государства. Если результаты НИР будут востребованы развивающимся производством, а система профессионального образования подготовит специалистов нужного качества под модернизирующиеся высокоэффективные рабочие места, то страна получит синергетический эффект от интегрального взаимодействия указанной триады.

Для этого необходимо переосмысление как каждого из подсистем триады, так и механизмов их взаимодействия на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Ждать нельзя. Необходимо обобщение наработанного в транспортных вузах опыта и его фиксация в виде конкретных документов. Нужна четкость решений, а не забалтывание проблемы сменяющими друг друга терминами – модернизация, реформирование, трансформация и прочее.

Нужна бóльшая вовлеченность академической науки в проблемы производства – через создание совместных лабораторий, кафедр, институтов, развитие научных исследований по проблемам профессионального образования. Производство, академическая и вузовская наука должны дополнять друг друга. Только на этом пути сотрутся взаимные претензии: где лучше поставлена наука, кто лучше готовит кадры высшей квалификации.

Производство не готово формулировать долговременные научные задачи ни академической, ни вузовской науке – проще покупать готовое за рубежом. Предприятия не могут ждать необходимых им специалистов – они развивают внутрифирменное обучение, создают свои корпоративные университеты. Вузы должны подхватить – и, может быть, возглавить – эту инициативу, если не хотят остаться без заказов на обучение.

Бакалавры до сих пор не очень прижились в реальной промышленности, а ФГОС и профстандарты только начали движение навстречу друг другу. И новой научно-методической задачей является встраивание развивающейся внутрифирменной подготовки кадров в систему профобразования. Пока же она основывается на инициативе продвинутых руководителей.

Существующий инструментарий оценки качества подготовки выпускников не поставлен на научную основу, чрезмерно формализован, не работает на развитие личности. Чтобы сделать систему личностно ориентированной, предлагаем к внедрению разработанный в УрГУПС и принятый рядом дорог России «паспорт молодого специалиста». Необходима непрерывная производственная практика в течение всех лет обучения.

– (2) Подготовка научно-педагогических кадров для транспортной отрасли дает лишь точечный эффект. КПД аспирантуры по защитам невелик: своевременный выпуск соискателя с подготовленной диссертацией – 15-25 процентов. Нет достойного конкурса. Нужен подъем престижа аспирантуры, создание мотивационных механизмов. Чтобы система подготовки научно-педагогических кадров заработала эффективно, необходимо:

  • сформировать модель выпускника нового образовательного уровня (исследователь или педагог-­исследователь);
  • создать целостную технологию обучения; разработать для нее учебно-методические комплексы обучающихся в аспирантуре (авторами из РАН и вузов – на паритетных началах, разработанные для вузов – не подойдут);
  • разработать различные варианты образовательных технологий (от «сократовских» до электронных);
  • обеспечить взаимный обмен кадрами: руководитель от производства идет читать лекции студентам, а представитель ППС – на стажировку в организацию на безвозмездной основе (в УрГУПС этот процесс отлажен);
  • формализовать известные образовательные уровни в их взаимодополнении: бакалавр – специалист – магистр – PhD – MBA – DBA.

ОВЧАРЕНКО Сергей Михайлович, ректор Омского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, доцент

– (1) Вопрос интеграции науки и промышленных предприятий для ОмГУПС не является проблемой. Опыт многолетнего сотрудничества с подразделениями и дочерними организациями холдинга «РЖД» позволяет привлекать к сотрудничеству все большее число региональных производственников. Например, только в прошлом году подразделения Западно-Сибирской железной дороги сэкономили свыше 300 млн. рублей (при плане 250) в результате реализации мероприятий по энергосбережению, предложенных учеными университета. Единственный минус – не каждый руководитель готов инвестировать в научные разработки. Задача вуза – убеждать производственников в необходимости подобных вложений и обеспечивать получение выгоды.

– (2) Проблема заключается, во-первых, в отсутствии должного уровня начальной подготовки у выпускников школ и, во-вторых, в слабой мотивации студентов на работу в науке. Оценивая стартовые условия работы в вузе и на предприятиях региона, молодые люди все реже отдают предпочтение высшей школе. Приемлемого уровня заработной платы молодой ученый достигает только после получения ученой степени. Низкий уровень аспирантской стипендии вынуждает будущих ползуновых и черепановых совмещать обучение с работой на производстве – время и силы на науку тратятся по остаточному принципу.

Для повышения эффективности работы аспирантуры имеет смысл увеличение стипендии аспирантов, а также создание условий для занятий наукой, в том числе привлечение потенциала производственных предприятий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-75, экспресс-форум, транспортное образование, качество образования, ОмГУПС, УрГУПС

Похожие материалы:
Дополнительное образование взрослых
Базовый элемент высшего рыбохозяйственного образования
Роль университетских комплексов Росжелдора
Повышение качества транспортного образования
Подготовка кадров для железнодорожной отрасли
Рабочие кадры для железнодорожной отрасли
Перспективы развития транспортной науки
УрГУПС - Интегрированный образовательный комплекс
Сквозь призму новых образовательных стандартов
Экспресс-форум: 20 лет системе государственной аккредитации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Из журнала
#108Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#111Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#112Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ