Экспресс-форум: кадры для железнодорожной отраслиВторым по значимости фундаментальным фактором, влияющим в настоящее время на состояние российской экономики, Транспортная стратегия России называет возрастание роли человеческого капитала. Редакция предложила ректорам железнодорожных вузов ответить на ряд актуальных вопросов. Просмотров: 577
Вторым по значимости фундаментальным фактором, влияющим в настоящее время на состояние российской экономики, Транспортная стратегия России называет возрастание роли человеческого капитала. Уровень конкурентоспособности инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Редакция предложила ректорам железнодорожных вузов ответить на ряд актуальных вопросов.
– (1) Интеграция академической науки, образования и производства – одна из важнейших проблем реализации стратегии развития российского государства. Если результаты НИР будут востребованы развивающимся производством, а система профессионального образования подготовит специалистов нужного качества под модернизирующиеся высокоэффективные рабочие места, то страна получит синергетический эффект от интегрального взаимодействия указанной триады. Для этого необходимо переосмысление как каждого из подсистем триады, так и механизмов их взаимодействия на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Ждать нельзя. Необходимо обобщение наработанного в транспортных вузах опыта и его фиксация в виде конкретных документов. Нужна четкость решений, а не забалтывание проблемы сменяющими друг друга терминами – модернизация, реформирование, трансформация и прочее. Нужна бóльшая вовлеченность академической науки в проблемы производства – через создание совместных лабораторий, кафедр, институтов, развитие научных исследований по проблемам профессионального образования. Производство, академическая и вузовская наука должны дополнять друг друга. Только на этом пути сотрутся взаимные претензии: где лучше поставлена наука, кто лучше готовит кадры высшей квалификации. Производство не готово формулировать долговременные научные задачи ни академической, ни вузовской науке – проще покупать готовое за рубежом. Предприятия не могут ждать необходимых им специалистов – они развивают внутрифирменное обучение, создают свои корпоративные университеты. Вузы должны подхватить – и, может быть, возглавить – эту инициативу, если не хотят остаться без заказов на обучение. Бакалавры до сих пор не очень прижились в реальной промышленности, а ФГОС и профстандарты только начали движение навстречу друг другу. И новой научно-методической задачей является встраивание развивающейся внутрифирменной подготовки кадров в систему профобразования. Пока же она основывается на инициативе продвинутых руководителей. Существующий инструментарий оценки качества подготовки выпускников не поставлен на научную основу, чрезмерно формализован, не работает на развитие личности. Чтобы сделать систему личностно ориентированной, предлагаем к внедрению разработанный в УрГУПС и принятый рядом дорог России «паспорт молодого специалиста». Необходима непрерывная производственная практика в течение всех лет обучения. – (2) Подготовка научно-педагогических кадров для транспортной отрасли дает лишь точечный эффект. КПД аспирантуры по защитам невелик: своевременный выпуск соискателя с подготовленной диссертацией – 15-25 процентов. Нет достойного конкурса. Нужен подъем престижа аспирантуры, создание мотивационных механизмов. Чтобы система подготовки научно-педагогических кадров заработала эффективно, необходимо:
– (1) Вопрос интеграции науки и промышленных предприятий для ОмГУПС не является проблемой. Опыт многолетнего сотрудничества с подразделениями и дочерними организациями холдинга «РЖД» позволяет привлекать к сотрудничеству все большее число региональных производственников. Например, только в прошлом году подразделения Западно-Сибирской железной дороги сэкономили свыше 300 млн. рублей (при плане 250) в результате реализации мероприятий по энергосбережению, предложенных учеными университета. Единственный минус – не каждый руководитель готов инвестировать в научные разработки. Задача вуза – убеждать производственников в необходимости подобных вложений и обеспечивать получение выгоды. – (2) Проблема заключается, во-первых, в отсутствии должного уровня начальной подготовки у выпускников школ и, во-вторых, в слабой мотивации студентов на работу в науке. Оценивая стартовые условия работы в вузе и на предприятиях региона, молодые люди все реже отдают предпочтение высшей школе. Приемлемого уровня заработной платы молодой ученый достигает только после получения ученой степени. Низкий уровень аспирантской стипендии вынуждает будущих ползуновых и черепановых совмещать обучение с работой на производстве – время и силы на науку тратятся по остаточному принципу. Для повышения эффективности работы аспирантуры имеет смысл увеличение стипендии аспирантов, а также создание условий для занятий наукой, в том числе привлечение потенциала производственных предприятий. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|