Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Повышение качества транспортного образования

Решить задачу повышения качества подготовки кадров можно только на основе комплексного подхода, планомерно повышая качество и человеческого потенциала вуза, и образовательных программ, и инфраструктуры – то есть всей учебной среды. Таково мнение ректора Самарского государственного университета путей сообщения Дмитрия ЖЕЛЕЗНОВА.

Просмотров: 270

Поезд чрезвычайного назначения

Доминантное направление деятельности СамГУПС – повышение качества подготовки специалистов

Решить задачу повышения качества подготовки кадров можно только на основе комплексного подхода, планомерно повышая качество и человеческого потенциала вуза, и образовательных программ, и инфраструктуры – то есть всей учебной среды. Таково мнение ректора Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), доктора технических наук Дмитрия ЖЕЛЕЗНОВА.

ЖЕЛЕЗНОВ Дмитрий Валерианович – ректор Самарского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук.
Родился в 1965 году в городе Новокузнецке Кемеровской области. Окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне – ДВГУПС) по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте». Трудовую карьеру начал с должности преподавателя кафедры специальных дисциплин Читинского филиала ХабИИЖТ. Занимал должности декана общетехнического факультета, заведующего кафедрой управления процессами перевозок, замдиректора по научно-исследовательской работе этого филиала, в дальнейшем – проректора по учебной работе ИрГУПС. С 2013 года – ректор СамГУПС.
В сферу научных интересов входят организация диспетчерского управления движением поездов, а также организация работы железнодорожного транспорта в условиях возрастания объёмов перевозок и внедрения современных технологий транспортировки грузов.
Автор более 60 публикаций. Доцент.
Женат, двое детей.

– Дмитрий Валерианович, прошел год с того момента, как вы возглавили СамГУПС. Стоя на пороге вступления в должность, свою главную задачу как ректора вы видели в том, чтобы вывести университет на передовые позиции среди всех отраслевых вузов. Что из запланированного уже удалось реализовать?

– Для решения поставленной задачи была разработана, прежде всего, концепция стратегического развития университета и на её основе – дорожная карта преобразования организационной структуры для адаптации к современным условиям. В значительной части содержание дорожной карты выполнено.

Параллельно шел процесс актуализации доминантных направлений развития университета. В первую очередь это существенное повышение качества подготовки специалистов. На технико-­технологическом совете, совместно проведенном СамГУПС и Куйбышевской железной дорогой как основным заказчиком молодых специалистов, был выработан целый ряд мероприятий по совершенствованию учебного процесса, в том числе создание базовых кафедр с учетом требований генерального заказчика – ОАО «Российские железные дороги». Основное внимание обращено на подготовку студентов­-целевиков.

Вторым направлением стратегического развития университета является разработка и внедрение эффективных контрактов с преподавателями и сотрудниками, что позволит интенсифицировать их труд и повысить его качество. В ноябре на строительном факультете СамГУПС началась реализация пилотного варианта.

Третье направление – создание университетского кампуса, разработка проекта которого практически завершена, на сегодняшний день ведутся подготовительные работы.

Четвертое направление – повышение доходности университета и снижение расходов, так называемое «бережливое производство», по примеру «РЖД».

В СамГУПС создан научно-образовательный центр «Высокоскоростной транспорт». В основе концепции его деятельности – реализация ряда актуальных направлений, а именно:

  • взаимодействие с Министерством транспорта РФ, Росжелдором, отраслевыми вузами и научно-исследовательскими институтами, компаниями «Скоростные магистрали» и «РЖД», инвесторами и другими предприятиями и организациями в области высокоскоростного транспорта;
  • разработка и участие в комплексной программе научных исследований по высокоскоростному транспорту;
  • реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, программ развития железнодорожной отрасли, выполнение научно-исследовательских работ в области регионального высокоскоростного транспорта, проектирование, строительство и эксплуатация высокоскоростных магистралей и подвижного состава;
  • разработка и реализация программ повышения квалификации руководителей и специалистов в области высокоскоростного движения.

– Как вы оцениваете эффективность реформы, происходящей в железнодорожной отрасли? Какими видите конкретные инструменты повышения качества подготовки кадров? Расскажите, пожалуйста, об опыте работы университета в этом направлении.

– Необходимость реформы железнодорожной отрасли России была продиктована объективными причинами – сменой одного хозяйственного уклада другим.

В целом следует отметить, что выполнена важнейшая цель реформы – снижение транспортной составляющей в цене продукции, что, естественно, должно привести к экономическому росту страны. В результате реформ вклад холдинга «РЖД» в ВВП России сократился с 3,8 процента в 2004 году до 2,2 в 2012 году – при росте доли грузооборота железнодорожного транспорта в общем грузо­обороте РФ с 39 до 44 процентов.

С целью опережающего развития системы подготовки кадров для транспортной отрасли – после создания холдинга «РЖД» (2003) – вузы, входившие в состав Министерства путей сообщения РФ (МПС), были переданы в Министерство транспорта РФ, а функции учредителя – Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Для сохранения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования бывшие техникумы МПС вошли в состав вузов (2009) – произошло преобразование головных университетов в вертикально интегрированные университетские комплексы.

Без сомнения, сегодня повышение качества подготовки кадров принадлежит к числу основных задач, стоящих перед высшей школой. Решить её можно только на основе комплексного подхода, планомерно повышая качество и человеческого потенциала вуза, и образовательных программ, и инфраструктуры – то есть всей учебной среды. Обеспечение высокого качества подготовки специалистов в СамГУПС – приоритетная задача, от успешного решения которой зависит приток абитуриентов, выполнение заданий по целевому приему, успешная реализация послевузовского образования. В вузе в течение многих лет действует программа непрерывного образования: школа – довузовская подготовка – университет – послевузовское образование (аспирантура или дополнительное образование). В эту схему с 2009 года органично вписались техникумы – в Самаре, Саратове, Уфе, Оренбурге, Пензе, Алатыре, Ртищеве, Казани, Ижевске, – выпускники которых пополняют ряды студентов СамГУПС.

С 1978 года в университете действует система целевого обучения кадров для предприятий железнодорожного транспорта. Партнерские отношения вуза с Куйбышевской, Приволжской, Юго-Восточной, Горьковской, Южно­Уральской железными дорогами закреплены договорами на довузовскую подготовку школьников – будущих абитуриентов СамГУПС. Профориентационная работа проводится специалистами кадровых служб структурных подразделений региональных дирекций и филиалов в школах, тяготеющих к железным дорогам (школы узловых, линейных станций), и в техникумах, не влившихся в университетский комплекс, совместно с преподавательским составом университета и техникумов, входящих в его состав.

В настоящее время в СамГУПС ведется работа по созданию совета студентов целевого обучения, ключевой задачей которого будет координация формирования индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста. Студенты, обучающиеся по целевому направлению, все виды практики проходят на предприятиях, с которыми у них заключены договоры. Наряду с практикой, начиная с третьего курса, студенты в рамках курсового проектирования выполняют проекты по реальным схемам, планам станций. В итоге по окончании учебы они защищают дипломные проекты, впоследствии внедряемые на железных дорогах, тем более что темы согласовываются с заказчиками целевого обучения. Зачастую качественно выполненные дипломные проекты воплощаются в диссертационные работы, которые выполняют выпускники, направленные железной дорогой в аспирантуру СамГУПС.

– Какой вам видится роль профессионально­общественной аккредитации в повышении качества профильного образования?

– В соответствии с новым федеральным законом об образовании, профессионально-­общественная аккредитация образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки освоивших ее выпускников. В качестве организаций, имеющих право проводить независимую аккредитацию, могут выступать работодатели и их объединения, а также саморегулируемые организации, которые должны самостоятельно принимать положения, определяющие порядок проведения процедуры аккредитации. Таким образом, введение профессионально-­общественной аккредитации – шаг к саморегулированию рынка образовательных услуг. Безусловно, это мощный рычаг, который позволит контролировать качество профильного образования, когда сообщества работодателей сами будут определять качество образовательных услуг не по формальным признакам (как это происходит на сегодняшний день), а по фактической готовности выпускников к реализации профессиональной деятельности.

Кроме того, профессионально­общественная аккредитация поможет абитуриенту определиться в выборе образовательной организации. Сегодня будущий студент рассматривает высшее образование как инструмент получения компетенций, которые позволят ему быть успешным на рынке труда. В условиях возрастающей конкуренции в сфере образовательных услуг роль профессионально-­общественной аккредитации будет только возрастать.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
«Неархитектурный» стандарт
Международный проект «Новый Шелковый путь»
Роль университетских комплексов Росжелдора
Экспресс-форум: кадры для железнодорожной отрасли
Актуальные вопросы качества высшего образования
Дуальная система как катализатор адаптации
УрГУПС - Интегрированный образовательный комплекс
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Российским гражданам – достойное образование
Кто кого: Россия в Болонском процессе (Продолжение)

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ