Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности

Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».

Просмотров: 3453
А.В. КОЗЛОВ, заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор

Развитие вопросов качества российского высшего образования происходит в русле общемировых тенденций. В стандарте 1.4 ENQA формулируются требования к вузам в области обеспечения компетентности преподавателей: «Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлечённых в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и упомянуты в отчётах».

О новом подходе к оценке компетентности преподавателей российских вузов говорил в июле 2012 года Президент РФ В.В. Путин. Его идея «эффективного контракта» означает, что «зарплата специалиста будет зависеть не только от пребывания на рабочем месте, даже не столько от пребывания на рабочем месте, а от эффективности его работы».

Эксперты указывают, что для успешного перехода вузов на «эффективный контракт» необходимо решить некоторые проблемы единого понимания термина «эффективность деятельности преподавателя». Что считать результатом труда преподавателя? Как измерять результаты педагогической деятельности отдельного преподавателя, когда образовательный процесс есть деятельность всей педагогической системы? Эти вопросы очерчивают круг проблем, ядром которых выступает проблема проектирования адекватной методики измерения компетентности преподавательского состава вуза.

Реализация изложенных выше требований пока возлагается на сами вузы, но может быть организована и «сверху», со стороны Минобрнауки РФ, как это было сделано в процессе отбора критериев для определения вузов, обладающих признаками неэффективности.
В настоящее время главным методом определения и поддержания компетентности профессорско-преподавательского состава является периодическая аттестация преподавателей. Комиссии вузов осуществляют ее путем оценки формальных документов, которые в большинстве своем отражают научную работу преподавателя, являющуюся, безусловно, важным показателем. Но вуз – это, прежде всего, образовательное учреждение. Поэтому такой подход не всегда отражает эффективность именно педагогической деятельности.

Можно привести примеры, когда преподаватель не имеет публикаций и индекс цитируемости у него равен нулю, но в то же время этот специалист обладает высокой педагогической квалификацией. Как аттестовать его в этом случае? С нашей точки зрения, эффективность деятельности преподавателя может быть оценена с помощью «индекса востребованности».

Индекс востребованности преподавателя – интегральный критерий качества педагогической деятельности, заключающийся в личностно-профессиональной нужности и полезности деятельности преподавателя для обучающихся, научно-педагогического сообщества, вуза и отрасли в целом. Эффективны те вузовские преподаватели, чья деятельность востребована не только, а, может быть, и не столько как ученого, но и как педагога, способного «по полочкам» разложить учебный материал и увлечь обучающихся, применить современные образовательные технологии, сформировать устойчивую мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины. Такие специалисты востребованы при разработке различных учебно-методических документов, положений, концепций, рекомендаций, они передают свой богатый педагогический опыт начинающим преподавателям, выполняют экспертные функции как в вузе, так и за его пределами.

Безусловно, востребованность преподавателя как ученого тоже должна оцениваться. Но весовые коэффициенты критериев «научной востребованности» преподавателя вуза (именно преподавателя вуза) должны быть ниже, чем весовые коэффициенты критериев его «педагогической востребованности».

Полагаем, «индекс востребованности» преподавателя должен состоять из двух групп критериев – общих и специальных. Они отражают особенности педагогической работы и востребованности преподавателей в зависимости от направления образовательной деятельности вуза: технические, творческие, медицинские – востребован как инженер, актер, художник, врач и прочее.

Итак, степень востребованности может выступать интегральным показателем качества педагогической деятельности преподавателя вуза и стать основой оформления эффективного контракта.

Математическая формализация и статистическая обработка критериев востребованности позволят проводить обоснованный сравнительный анализ динамики востребованности преподавателя за период между двумя и более аттестациями, что будет являться количественным выражением качества его работы и объективным основанием для продолжения либо расторжения  контракта. В перспективе «индекс востребованности» преподавателя может стать и одним из аккредитационных показателей деятельности вуза.

Кафедра педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, занимающаяся переподготовкой и повышением педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава, готова как к дискуссии по данной теме, так и к разработке методики аттестации преподавателей вузов с учетом «индекса востребованности».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, военно-медицинская академия, санкт-петербург, точка зрения, ао-61

Похожие материалы:
Нужно вернуть свободу вузам
Независимая аккредитация на Украине: вопрос остается открытым
Технология внедрения профессиональных стандартов
Слагаемые качества юридического образования
Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов
Аккредитационные коллизии ДПО
ЕГЭ для бакалавров?
Пути модернизации профессионального образования
Мобилизация инженерной мысли
Как развить скорость системе образования?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Ирина Владимировна Незарегистрированный пользователь
Абсолютно согласна и с мнением в статье и с комментарием!

2015-03-31 11:40:50 Ответить пользователю

Тамара Дмитриевна Незарегистрированный пользователь
Спасибо за Вашу статью, главную идею которой разделяют многие мои коллеги. Мы поддерживаем Вас в части определения "индекса востребованности" преподавателя. Солидарны С Вами в том, что вуз - это образовательное учреждение, прежде всего, и призвано обучать специальности, профессии в процессе подачи и обмена знаниями с далеко не легким контингентом нынешних студентов, стремясь к максимально справедливой оценке их знаний. При этом не забывая, что результативность работы вузовского преподавателя - это не только хорошо выполненные тесты - промежуточные и итоговые по дисциплине(что, бесспорно,важно),- но и эффективность студентов на практических занятиях и подлинный интерес к лекциям (а не простая мотивированность заработать рейтинговые баллы за посещаемость). В итоге, всё упирается в мастерство преподавателя, которое необходимо поощрять, развивать и отмечать.

2014-06-27 23:08:14 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Екатеринбурге
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Екатеринбурге состоится 6-9 октября...
Из журнала
#102Евгений Ямбург о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем
#109Перспективы набора казахстанских студентов на обучение в российские вузы
#95Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
#100Волгодонский инженерно-технический институт отметил юбилей
#100Академия, положившая начало высшему ветеринарному образованию в России
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку