Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистов

Дмитрий Ливанов акцентировал внимание на необходимости создания «информационно прозрачной, достоверной и удобной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Эта идея получила поддержку как представителей учебных заведений, так и бизнес-сообщества.

Просмотров: 4304

Поверить алгеброй гармонию

В.П. ЧУМАКОВ, заместитель директора Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва)

Востребованность выпускников учреждений профессионального образования – один из основных, объективных и независимых показателей качества подготовки специалистов

Как известно, на прошедшей 20 марта 2013 года расширенной итоговой коллегии Минобрнауки РФ министр Дмитрий Ливанов акцентировал внимание на необходимости создания «информационно прозрачной, достоверной и удобной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Эта идея получила поддержку как представителей учебных заведений, так и бизнес-сообщества.

При любом мониторинге и оценке деятельности вузов важно учитывать востребованность выпускников.

Вузы не должны оцениваться только по итогам проведения процесса образовательной деятельности. Необходимо мерить успех тем, насколько успешны выпускники, хорошо ли они вписываются в реальную экономику.

Понятие трудоустройства выпускника учреждения профессионального образования достаточно неоднозначно. Под ним можно понимать трудоустройство по полученной специальности, по родственной специальности и просто полученное рабочее место по окончании учебного заведения, независимо от того, соответствует ли оно уровню подготовки.

Состояние рынка труда в регионах и России в целом таково, что многие студенты, окончив высшее учебное заведение, сталкиваются с серьезными проблемами трудоустройства. Логичным представляется вывод: учебные заведения, помимо непосредственного обучения и воспитания студентов, должны взять на себя и адаптацию выпускника к рынку труда и содействие в трудоустройстве.

Востребованность выпускников учреждений профессионального образования является одним из основных, объективных и независимых показателей качества подготовки специалистов. Независимость этого показателя определяется в первую очередь рынком труда в регионе, а работа по полученной специальности в течение двух-трех лет является индикатором взаимодействия работодателя и образовательного учреждения.

В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников на рынке труда, но и их информированностью о реальной ситуации, умением находить вакансии и успешно позиционировать себя с точки зрения работодателя.

Создание эффективных механизмов, формирующих устойчивые прямые и обратные связи между работодателями и соискателями, включая прогноз потребности специалистов, открытые и доступные информационные ресурсы, – ответственная задача образовательного учреждения.

Одним из таких механизмов может и должна стать система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которая базируется на сети центров. В настоящее время в каждом регионе определен региональный центр. Функции федерального центра выполняет Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (КЦСТ), являющийся структурным подразделением Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

С учетом накопленного опыта и наличия доступного, открытого информационного ресурса КЦСТ были опробованы и предложены показатели и критерии эффективности трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Рекомендации направлены на рассмотрение в Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ. Критерии, представленные в рекомендациях, можно использовать для оценки эффективности трудоустройства в разрезе федеральных округов, субъектов РФ и образовательных учреждений.

Сбор информации для анализа и проведения расчетов осуществляется по утвержденным формам и хранится в базе данных центра. За достоверность информации, поступающей от образовательного учреждения, несет личную ответственность его руководитель.

В приложениях представлены примеры расчетов по реальным данным, собранным в 2012 году. Информация получена от 955 государственных и 447 негосударственных учреждений высшего профессионального образования (в том числе и их филиалов), принявших участие в опытном исследовании.

Показатели и критерии эффективности трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования (содержание и методика расчета)

1. Доля численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности.

Содержание показателя: характеризует востребованность выпускаемых специалистов экономикой страны, опосредованно свидетельствует о признании качества подготовки работодателем и актуальности направления (специальности) подготовки, соответствии структуры подготовки кадров потребностям рынка труда.

Расчетная формула показателя (в процентах):

где Tc – количество выпускников, трудоустроившихся по специальности;

Tр – количество выпускников, трудоустроившихся по родственной (смежной) специальности;

Tн – количество выпускников, трудоустроившихся не по полученной специальности;

pс, pр, pн – коэффициенты, учитывающие значимость трудоустройства по специальности (принимают значения от 0 до 1);

R – количество выпускников, выходящих на рынок труда.

Коэффициенты pс, pр, pн определяются экспертным путем, исходя из социальной значимости фактора работы выпускника по полученной или родственной специальности.

Значение параметра R рассчитывается по формуле (2):

где V – общее количество выпускников;

D – количество выпускников, призванных в ряды ВС РФ;

E – количество выпускников, продолживших обучение;

C – количество выпускников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

В качестве критерия эффективности трудоустройства выпускников можно выбрать разность между значением показателя и пороговым уровнем значения показателя:

где Kп – пороговый уровень значения показателя K.

Значения критерия L могут находиться в диапазоне [–100, +100] процентов. Отрицательным значениям критерия L соответствуют значения показателя K ниже порогового, положительным – выше порогового значения.

Критерий можно использовать для оценки эффективности трудоустройства в разрезе федеральных округов, субъектов РФ и образовательных учреждений. Соответственно пороговые значения показателя Kп рассчитываются как показатель K по РФ для разреза федеральных округов, показатель K по федеральным округам для разреза субъектов РФ и показатель K по субъектам РФ для разреза образовательных учреждений (ОУ).

В качестве значения показателя K по РФ можно принять среднее арифметическое взвешенное показателей ОУ:

где i – порядковый номер ОУ;

N – количество ОУ в РФ;

wi – весовой коэффициент, определяемый как доля выпускников i-го ОУ на рынке труда РФ.

Весовой коэффициент вычисляется по формуле (5):

Тогда

Для весовых коэффициентов выполняется условие:

Значения показателя K по федеральным округам и субъектам РФ рассчитываются аналогично по формуле (6) для ОУ, входящих в федеральные округа и субъекты РФ соответственно.

2. Закрепляемость выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения на первом месте работы.

Содержание показателя: показывает долю выпускников, непрерывно работающих по полученной специальности на первом месте работы в течение трех лет после окончания вуза, в общем количестве трудоустроенных выпускников.

Расчетная формула показателя (в процентах):

где i – порядковый номер года, прошедшего после выпуска (1, 2, 3);

Nнi – количество выпускников, непрерывно работающих по полученной специальности на первом месте работы в течение i-го года;

Nm – общее количество выпускников 1-го года.

Обобщенный показатель за три года можно вычислить, как среднее арифметическое:

В качестве критерия закрепляемости выпускников на первом месте работы можно выбрать разность между значением показателя и пороговым уровнем значения показателя:

где Sn – пороговый уровень значения показателя S.

Значения критерия S могут находиться в диапазоне [–100, +100] процентов. Отрицательным значениям критерия M соответствуют значения показателя S ниже порогового, положительным – выше порогового значения.

Критерий можно использовать для оценки закрепляемости выпускников в разрезе федеральных округов, субъектов РФ и образовательных учреждений. Соответственно пороговые значения показателя Sn рассчитываются как показатель S по РФ для разреза федеральных округов, показатель S по федеральным округам для разреза субъектов РФ и показатель S по субъектам РФ для разреза образовательных учреждений.

3. Наличие в образовательном учреждении организационной структуры, занимающейся вопросами трудоустройства выпускников, и эффективность ее деятельности.

Содержание показателя: учитывает наличие в образовательном учреждении структурного подразделения (центра, службы, отдела и т.д.) содействия трудоустройству выпускников (далее центр) и его рейтинг.

Расчетная формула показателя:

где N – параметр наличия в образовательном учреждении центра, может принимать значения 1 – центр есть, 0 – центра нет;

Ec – критерий эффективности деятельности центра, рассчитанный по методике, разработанной КЦСТ (принимает значения в диапазоне [0,1]);

p1, p2 – весовые коэффициенты, учитывающие степень значимости параметров и определяемые экспертным путем (принимают значения в диапазоне [0,1]).

Значения показателя C находятся в диапазоне [0,1], поэтому для удобства восприятия можно воспользоваться 100-балльной шкалой:

В этом случае значения показателя C будут находиться в диапазоне [–100, +100] баллов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Значения критерия эффективности трудоустройства выпускников

Показатель К по РФ

Значения критерия L по федеральным округам.

Значения критерия L могут находиться в диапазоне  [–100, +100] процентов. Определены для коэффициентов pс = pр = pн= 1.

Отрицательным значениям критерия L соответствуют значения показателя K ниже порогового, положительным – выше порогового.

В качестве порогового значения взят показатель К по РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Значения критерия закрепляемости выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения на первом месте работы

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ наличия в образовательном учреждении организационной структуры, занимающейся вопросами трудоустройства выпускников, и эффективности ее деятельности

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: МГТУ им. Н.Э. Баумана, трудоустройство выпускников, ВПО, качество образования, точка зрения, ао-64

Похожие материалы:
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
Оценка качества образования: точки зрения
О задачах, критериях и результатах мониторинга эффективности внедрения ФГОС в российских вузах
Нужно вернуть свободу вузам
Проблема содействия трудоустройству выпускников
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Трудности трудоустройства
Содержание профессиональной подготовки педагогов
Экспресс-форум: трудоустройство как показатель качества
К вопросу об управлении качеством профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#111Задачи «на вырост»
#107Роль РГЭУ (РИНХ) в формировании интеллектуального потенциала региона
#107Формирование современной модели подготовки кадров: мнение экспертов
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ