Востребованность выпускников – объективный показатель качества подготовки специалистовДмитрий Ливанов акцентировал внимание на необходимости создания «информационно прозрачной, достоверной и удобной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Эта идея получила поддержку как представителей учебных заведений, так и бизнес-сообщества. Просмотров: 4811
Поверить алгеброй гармонию
Востребованность выпускников учреждений профессионального образования – один из основных, объективных и независимых показателей качества подготовки специалистов Как известно, на прошедшей 20 марта 2013 года расширенной итоговой коллегии Минобрнауки РФ министр Дмитрий Ливанов акцентировал внимание на необходимости создания «информационно прозрачной, достоверной и удобной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Эта идея получила поддержку как представителей учебных заведений, так и бизнес-сообщества. При любом мониторинге и оценке деятельности вузов важно учитывать востребованность выпускников. Вузы не должны оцениваться только по итогам проведения процесса образовательной деятельности. Необходимо мерить успех тем, насколько успешны выпускники, хорошо ли они вписываются в реальную экономику. Понятие трудоустройства выпускника учреждения профессионального образования достаточно неоднозначно. Под ним можно понимать трудоустройство по полученной специальности, по родственной специальности и просто полученное рабочее место по окончании учебного заведения, независимо от того, соответствует ли оно уровню подготовки. Состояние рынка труда в регионах и России в целом таково, что многие студенты, окончив высшее учебное заведение, сталкиваются с серьезными проблемами трудоустройства. Логичным представляется вывод: учебные заведения, помимо непосредственного обучения и воспитания студентов, должны взять на себя и адаптацию выпускника к рынку труда и содействие в трудоустройстве. Востребованность выпускников учреждений профессионального образования является одним из основных, объективных и независимых показателей качества подготовки специалистов. Независимость этого показателя определяется в первую очередь рынком труда в регионе, а работа по полученной специальности в течение двух-трех лет является индикатором взаимодействия работодателя и образовательного учреждения. В условиях рыночных отношений эффективность деятельности учебных заведений в системе профессионального образования определяется не только степенью востребованности выпускников на рынке труда, но и их информированностью о реальной ситуации, умением находить вакансии и успешно позиционировать себя с точки зрения работодателя. Создание эффективных механизмов, формирующих устойчивые прямые и обратные связи между работодателями и соискателями, включая прогноз потребности специалистов, открытые и доступные информационные ресурсы, – ответственная задача образовательного учреждения. Одним из таких механизмов может и должна стать система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, которая базируется на сети центров. В настоящее время в каждом регионе определен региональный центр. Функции федерального центра выполняет Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (КЦСТ), являющийся структурным подразделением Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. С учетом накопленного опыта и наличия доступного, открытого информационного ресурса КЦСТ были опробованы и предложены показатели и критерии эффективности трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Рекомендации направлены на рассмотрение в Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ. Критерии, представленные в рекомендациях, можно использовать для оценки эффективности трудоустройства в разрезе федеральных округов, субъектов РФ и образовательных учреждений. Сбор информации для анализа и проведения расчетов осуществляется по утвержденным формам и хранится в базе данных центра. За достоверность информации, поступающей от образовательного учреждения, несет личную ответственность его руководитель. В приложениях представлены примеры расчетов по реальным данным, собранным в 2012 году. Информация получена от 955 государственных и 447 негосударственных учреждений высшего профессионального образования (в том числе и их филиалов), принявших участие в опытном исследовании. Показатели и критерии эффективности трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования (содержание и методика расчета) 1. Доля численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности. Содержание показателя: характеризует востребованность выпускаемых специалистов экономикой страны, опосредованно свидетельствует о признании качества подготовки работодателем и актуальности направления (специальности) подготовки, соответствии структуры подготовки кадров потребностям рынка труда. Расчетная формула показателя (в процентах):
где Tc – количество выпускников, трудоустроившихся по специальности; Tр – количество выпускников, трудоустроившихся по родственной (смежной) специальности; Tн – количество выпускников, трудоустроившихся не по полученной специальности; pс, pр, pн – коэффициенты, учитывающие значимость трудоустройства по специальности (принимают значения от 0 до 1); R – количество выпускников, выходящих на рынок труда. Коэффициенты pс, pр, pн определяются экспертным путем, исходя из социальной значимости фактора работы выпускника по полученной или родственной специальности. Значение параметра R рассчитывается по формуле (2):
где V – общее количество выпускников; D – количество выпускников, призванных в ряды ВС РФ; E – количество выпускников, продолживших обучение; C – количество выпускников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В качестве критерия эффективности трудоустройства выпускников можно выбрать разность между значением показателя и пороговым уровнем значения показателя:
где Kп – пороговый уровень значения показателя K. Значения критерия L могут находиться в диапазоне [–100, +100] процентов. Отрицательным значениям критерия L соответствуют значения показателя K ниже порогового, положительным – выше порогового значения. Критерий можно использовать для оценки эффективности трудоустройства в разрезе федеральных округов, субъектов РФ и образовательных учреждений. Соответственно пороговые значения показателя Kп рассчитываются как показатель K по РФ для разреза федеральных округов, показатель K по федеральным округам для разреза субъектов РФ и показатель K по субъектам РФ для разреза образовательных учреждений (ОУ). В качестве значения показателя K по РФ можно принять среднее арифметическое взвешенное показателей ОУ:
где i – порядковый номер ОУ; N – количество ОУ в РФ; wi – весовой коэффициент, определяемый как доля выпускников i-го ОУ на рынке труда РФ. Весовой коэффициент вычисляется по формуле (5):
Тогда
Для весовых коэффициентов выполняется условие:
Значения показателя K по федеральным округам и субъектам РФ рассчитываются аналогично по формуле (6) для ОУ, входящих в федеральные округа и субъекты РФ соответственно. 2. Закрепляемость выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения на первом месте работы. Содержание показателя: показывает долю выпускников, непрерывно работающих по полученной специальности на первом месте работы в течение трех лет после окончания вуза, в общем количестве трудоустроенных выпускников. Расчетная формула показателя (в процентах):
где i – порядковый номер года, прошедшего после выпуска (1, 2, 3); Nнi – количество выпускников, непрерывно работающих по полученной специальности на первом месте работы в течение i-го года; Nm – общее количество выпускников 1-го года. Обобщенный показатель за три года можно вычислить, как среднее арифметическое:
В качестве критерия закрепляемости выпускников на первом месте работы можно выбрать разность между значением показателя и пороговым уровнем значения показателя:
где Sn – пороговый уровень значения показателя S. Значения критерия S могут находиться в диапазоне [–100, +100] процентов. Отрицательным значениям критерия M соответствуют значения показателя S ниже порогового, положительным – выше порогового значения. Критерий можно использовать для оценки закрепляемости выпускников в разрезе федеральных округов, субъектов РФ и образовательных учреждений. Соответственно пороговые значения показателя Sn рассчитываются как показатель S по РФ для разреза федеральных округов, показатель S по федеральным округам для разреза субъектов РФ и показатель S по субъектам РФ для разреза образовательных учреждений. 3. Наличие в образовательном учреждении организационной структуры, занимающейся вопросами трудоустройства выпускников, и эффективность ее деятельности. Содержание показателя: учитывает наличие в образовательном учреждении структурного подразделения (центра, службы, отдела и т.д.) содействия трудоустройству выпускников (далее центр) и его рейтинг. Расчетная формула показателя:
где N – параметр наличия в образовательном учреждении центра, может принимать значения 1 – центр есть, 0 – центра нет; Ec – критерий эффективности деятельности центра, рассчитанный по методике, разработанной КЦСТ (принимает значения в диапазоне [0,1]); p1, p2 – весовые коэффициенты, учитывающие степень значимости параметров и определяемые экспертным путем (принимают значения в диапазоне [0,1]). Значения показателя C находятся в диапазоне [0,1], поэтому для удобства восприятия можно воспользоваться 100-балльной шкалой:
В этом случае значения показателя C будут находиться в диапазоне [–100, +100] баллов. ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А Значения критерия эффективности трудоустройства выпускников Показатель К по РФ
Значения критерия L по федеральным округам. Значения критерия L могут находиться в диапазоне [–100, +100] процентов. Определены для коэффициентов pс = pр = pн= 1. Отрицательным значениям критерия L соответствуют значения показателя K ниже порогового, положительным – выше порогового. В качестве порогового значения взят показатель К по РФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Значения критерия закрепляемости выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения на первом месте работы
ПРИЛОЖЕНИЕ В ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ наличия в образовательном учреждении организационной структуры, занимающейся вопросами трудоустройства выпускников, и эффективности ее деятельности
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|