Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Малые предприятия при медицинских вузах

Ректоры ведущих медицинских вузов рассказывают об инновационной инфраструктуре вузов и о реальных сложностях, возникающих при реализации федерального закона о малых предприятиях.

Просмотров: 3015

Результаты интеллектуальной деятельности – капитал будущего

Ректоры медицинских вузов страны обсудили вопросы, связанные с реализацией закона о малых предприятиях при вузах

И.Л. АНДРЕЕВА, директор Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития РФ.

В.В. НОВИЦКИЙ, ректор Сибирского государственного медицинского университета, профессор, академик РАМН.

Л.М. ОГОРОДОВА, проректор по научной работе и последипломной подготовке, профессор, член-корреспондент РАМН.

В начале декабря в Москве состоялось общее собрание Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. В повестку дня данного мероприятия России. В повестку дня данного мероприятия был включен вопрос о реализации федерального закона № 217, разрешившего бюджетным научным и образовательным учреждениям создание хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Основным докладчиком по этому вопросу являлся ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав Викторович Новицкий. В приведенной ниже статье отражены результаты анализа инновационной деятельности медицинских и фармацевтических вузов России, проведенного при подготовке доклада, который прозвучал на собрании, а также выводы о возможности и специфике применения нового закона в высшей медицинской школе.

Участники собрания охарактеризовали закон о малых предприятиях как чрезвычайно своевременный. Как выяснилось, такого же мнения придерживаются и представители 43 медицинских и фармацевтических вузов России, опрошенные предварительно. Стратегия инновационного развития отрасли, переход к экономике, основанной на знаниях, возможны только путем развития рынка интеллектуальной собственности. Ситуация, когда имеющиеся в вузах результаты интеллектуальной деятельности не выходят на уровень внедрения и не находит своего потребителя, является крайне непродуктивной для экономики страны. Реализация федерального закона № 217 позволит вузам и ученым сопровождать свои разработки от идеи до практического применения, предоставляя при этом защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности вузу-разработчику и государству в его лице.

Необходимые условия

Открытие инновационных предприятий только один из этапов управления интеллектуальной собственностью. Необходимым условием выполнения федерального закона № 217 в вузах является планомерная работа, включающая:

  1. Инвентаризацию результатов научно-технической деятельности в виде технологического аудита, то есть оценки новой технологии и ее конкурентоспособности.
  2. Идентификацию результатов интеллектуальной деятельности (изобретения и полезные модели; программы для ЭВМ и базы данных; ноу-хау), определение способа защиты, установление объема прав (срок действия охранных документов, поддержание их в силе на определенной территории и т.д.).
  3. Оценку и учет результатов интеллектуальной деятельности, представляющую балансовый учет значимых для коммерциализации результатов в виде нематериальных активов, распределение и закрепление интеллектуальных прав, определение условий, размера и порядка выплат вознаграждений авторам.
  4. Коммерциализацию разработок в соответствии с федеральным законом № 217.

Важно отметить, что управление интеллектуальной собственностью является новой функцией для образовательных учреждений (рис. 1). Такие операции, как внесение изменений в Устав вуза, разработка учредительных документов инновационных предприятий, оценка рынка, составление бизнес-планов, выбор стратегических партнеров и т.д. требуют дополнительных компетенций в юридической сфере, а также в области менеджмента и экономики.

Без развития инновационной инфраструктуры вуза, переподготовки кадров или привлечения компетентных специалистов выход на уровень внедрения результатов интеллектуальной деятельности в учебных заведениях затруднен, формирование «инновационного пояса» вуза из наукоемких предприятий тоже маловероятно.

Пример Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ), который еще в 2002 году, первым из медицинских вузов России открыл отдел коммерциализации результатов научно-технической деятельности, показывает, что такая мера позволяет решить ключевые вопросы для трансфера технологий, а именно:

  • подготовить кадры для менеджмента в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности;
  • внедрить регламент технологического аудита, создать базы данных по разработкам и обеспечить их линк с международными сетями по трансферу технологий;
  • разработать необходимые механизмы создания и правового сопровождения документов;
  • развернуть процессы изучения рынка и обеспечения инвестиций.

Сегодня база данных проектов СибГМУ “Innovation”, зарегистрированная в государственном регистре ФГУП НТЦ «Информрегистр» (№ 0220712131), содержит 89 результатов научно-технической деятельности, предлагаемых к коммерциализации. За последние пять лет сотрудники отдела отработали технологию и наладили инновационный цикл продвижения продукта на рынок – от идеи и оценки перспектив коммерциализации до организации производства или заключения лицензионного соглашения. В вузе проведено более 30 маркетинговых исследований в области медицины и биотехнологий, разработано 12 бизнес-планов для ведения технико-внедренческой деятельности в особой экономической зоне г. Томска (по форме Минэкономразвития России); нематериальные активы включают 13 патентов и 12 ноу-хау.

Благодаря описанным действиям и активному привлечению инвестиций, удалось создать 6 малых инновационных предприятий с участием ученых университета. Среди них совместное российско-британское предприятие «БиомедСиб», учредителями которого являются СибГМУ, венчурный фонд ORBIT (Оксфорд) и ООО «Наука-Техника-Медицина» – единственное в России, учрежденное медицинским университетом с участием зарубежных партнеров (в рамках реализации в Томской области государственного эксперимента по отработке модели территории инновационного развития экономики региона).

Что показал анализ информации?

Чтобы оценить практику управления интеллектуальной собственностью, Совет ректоров обратился к профильным вузам с просьбой представить информацию об инвентаризации результатов научно-технической деятельности, развитии вузами кластера нематериальных активов и создании малых предприятий, использующих результаты интеллектуальной деятельности вне рамок федерального закона № 217, а также предложил ответить на такие вопросы:

  • Какие инновационные структуры за последнее время были созданы?
  • Каков их кадровый состав?
  • Есть ли в наличии специалисты (не только ученые, а менеджеры и экономисты), готовые осваивать данное поле?

На основе ответов, (а они поступили из 43 учреждений высшего образования), был сделан анализ готовности вузов к созданию хозяйственных обществ в целях внедрения объектов интеллектуальной собственности. Полученный результат ясно показал картину, которая сложилась в действительности.

Существующая в данный момент инновационная инфраструктура вузов медицинского профиля России выглядит так, как представлено на рис. 2. Она включает отделы коммерциализации (5 учебных заведений), отделы трансфера технологий (6), отделы интеллектуальной собственности (23), центры маркетинговых исследований и коммуникаций (3), инновационно-технологические бизнес-инкубаторы (2). Представители 23 вузов отметили, что имеются и иные подразделения, среди которых научно-исследовательское управление, научно-организационный отдел, инновационно-аналитический отдел, отдел инновационных технологий обучения, молодежный инновационный центр. В трех учебных заведениях медицинского профиля инновационных подразделений нет.

Результаты интеллектуальной деятельности в вузах отражены в таблице 1. Согласно опросу более 30% участников вообще не формировали нематериальные активы. Некоторые учебные заведения, отмечая количество объектов интеллектуальной собственности, стоящих на их балансе, указали сотни патентов. Это свидетельствует о непонимании сути закона, полном отсутствии опыта в области управления результатами интеллектуальной деятельности, а также отражает состояние инновационных процессов в области медицины и фармации, где спецификой является жесткая регламентация, необходимая для обеспечения безопасности человека (клиническая апробация, регистрация новых технологий и способов лечения в Росздравнадзоре и т.д.).

Только 50% вузов медицинского профиля имеют опыт передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности коммерческим предприятиям. Остальным придется его нарабатывать.

Кадровый и инновационный резерв медицинских и фармацевтических вузов характеризуют следующие данные: в 17-ти из них созданы от одного до трех предприятий, в работе которых участвуют сотрудники высших учебных заведений, в 12 – от четырех до десяти, в двух – более десяти. В 11 учреждениях ВПО такая работа еще не проводилась. Однако если обратить внимание на профиль открытых предприятий (таблица 2), то окажется, что большая их часть занимается оказанием платных медицинских услуг, и только в 18 вузах появились наукоемкие инновационные предприятия, деятельность которых направлена на выпуск продукции с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

В 12 вузах имеются 25 предприятий, созданных по программе «Старт» Фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере. В Ставрополе их 8, Томске – 3, Волгограде – 2, Казани – 2, Красноярске – 2, Курске – 2, Пятигорске – 2, Саратове, Хабаровске, Якутске, Воронеже, Екатеринбурге – по одному.

Согласно данным опроса, более половины медицинских и фармацевтических вузов страны в настоящий момент включились в работу по реализации федерального закона № 217 в части создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (таблица 3).

О возможности реализации закона ректоры высказались так: 8 человек дали утвердительный ответ, 20 считают, что закон нужно совершенствовать, 22 указали на необходимость предварительной работы по активизации инновационной деятельности, 2 полагают, что в медицинских вузах закон не нужен.

Таким образом, анализ готовности медицинских и фармацевтических вузов к созданию хозяйственных обществ показал, что в настоящее время 90% из них имеют фрагменты инновационной инфраструктуры и некоторый опыт внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Однако в области медицины и биотехнологий национальная система инноваций существенно отстает по темпам развития от других отраслей, потому что коммерциализацию результатов научно-технической деятельности ограничивает длинный путь до рынка товаров и услуг. Во всем мире это связано, прежде всего, со спецификой данного направления. Помимо воплощения научной идеи в опытный образец, необходимо пройти этапы клинических испытаний продолжительностью, например для лекарственных препаратов, свыше 5 лет.

Практические сложности

На Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов России обсуждались проблемы, затрудняющие выполнение закона и требующие дополнительной правовой проработки. Было отмечено следующее:

  1. Закон не предоставляет для малого предприятия и инвестора таких экономических преференций, как упрощенное налогообложение и налоговые льготы.
  2. В существующей системе бухгалтерского учета не предусмотрены доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности и участия в деятельности хозяйственных обществ, а значит, казначейство будет расценивать их как “неопознанные платежи” и перечислять в бюджет. В результате, акционер этих платежей не получит, выплат авторам не будет и т.д.
  3. Бюджетное учреждение не наделено правом распоряжаться имуществом, которое закрепил за ним собственник, и направлять средства от приносящей доход деятельности на создание других организаций. Однако, согласно закону, денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, может быть внесено в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества.
  4. В законе не определено, как распределять права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Не ясно также, кто является обладателем РИД: учреждение или государство?
  5. Развитие бизнеса ограничивается положением, согласно которому доля инвестора не может превышать 33% в уставном капитале. Установлено, что половину доли должен вносить инвестор в денежном эквиваленте, а вторую долю и права на использование РИД – вуз. Это ограничивает развитие бизнеса и повышает вероятность создания большого числа мелких предприятий, что не соответствует ожиданиям от реализации закона (например, создание дополнительных 25 000 рабочих мест). Интересы инвестора должны быть закреплены дополнительными механизмами.

Союз бизнеса и образования

На основе анализа инновационной деятельности в медицинских и фармацевтических вузах России и с учетом практических сложностей в выполнении федерального закона № 217, Совет ректоров определил стратегические направления своей работы. Главные из них – проведение системных мероприятий по организации инновационной деятельности в профильных вузах (поддержка в разработке механизмов реализации закона, в управлении интеллектуальной собственностью, использовании юридических и консалтинговых услуг) и привлечение государства к участию в развитии инновационного бизнеса.

Для осуществления первого направления принято решение о создании рабочей группы, возглавить которую предложено ректору СибГМУ В.В.Новицкому. В ее состав войдут сотрудники учебных заведений и Минздравсоцразвития РФ. Группа будет разрабатывать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и механизмов реализации нового закона. Для этого решено выбрать три – четыре базовых медицинских (фармацевтических) вуза, а также провести организационно-методическое совещание для сотрудников, непосредственно (по приказу ректора) отвечающих за реализацию федерального закона.

Участие государства в развитии бизнеса предполагается на всех этапах инновационного процесса. Взаимодействие участников в рамках федерального закона № 217 отражено на рис. 3. В процессе управления интеллектуальной собственностью результаты научно-исследовательских работ, выполняемых в вузе (в том числе, при поддержке федеральных фондов и программ), оцениваются с точки зрения возможной коммерциализации и те, что признаются наиболее конкурентоспособными, пополняют нематериальные активы. На первом этапе их внедрение осуществляется через малые инновационные предприятия («start-up - компании»), для создания которых привлекаются как частные, так и государственные инвестиции. Источниками капиталовложений служат венчурные компании (например, Российская венчурная компания), государственные и негосударственные фонды (например, Фонд содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере, фонд федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнического комплекса России на 2007-2012 годы» и др.). Благодаря частно-государственному партнерству в финансировании корпоративных разработок инновационные startup фирмы могут дорасти до промышленных предприятий.

Таким образом, реализация федерального закона № 217 и деятельность, связанная с управлением интеллектуальной собственностью, являются механизмами участия вузов в технологическом перевооружении медицинской и фармацевтической отраслей, которое должно привести к промышленному производству вузовских разработок.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сегодня нужно не столько знание, сколько умение
КГМУ: компетентностный подход - основа подготовки
НГПУ: жизнь педуниверситета
Развитие высшего сестринского образования в России
Удмуртский государственный университет - вуз исследовательского типа
Перспективы развития северной медицинской школы
СГМУ: Большое видится на расстоянии
ННГАСУ: особенности реализации уровневого образования
Региональный вуз российского значения
Построение информационной системы медицинского вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ