Демографическая яма: прогнозы и вызовыРекторский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов. Просмотров: 2709
Ректорский корпус высказывает все большую Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов. Действительно, по данным Минобрнауки прием в вузы в 2009 — 2019 годах в целом сократится на 40–50 процентов. В результате «конкурс резко упадет, и придется пересматривать всю систему обучения», – отмечают некоторые эксперты. О планах по дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений было заявлено и на прошедшем 23 декабря заседании коллегии Министерства образования и науки: в 2010 году интеграция пойдет и по «горизонтали» (вуз – вуз и, прежде всего, по педагогическим вузам), и по «вертикали» (вуз – ссуз); также продолжится «свертывание филиальной сети вузов». Демографический аспект на коллегии тоже стал предметом детального анализа. Так, по данным доклада директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И.Реморенко, резкое сокращение выпуска 11-х классов общеобразовательных школ началось с 2007 года. И эта тенденция, увы, продолжается: если в 2008-м году выпуск составил 958, 9 тысяч человек, то в 2009-м – уже 899 тысяч, а в 2010-м из стен школ выйдет лишь 822 тысяч выпускников. «Сокращение выпуска 11-х классов приводит к усилению конкуренции между региональными образовательными системами в борьбе за абитуриентов», – говорится в справочных материалах, подготовленных к министерской коллегии. – «Уменьшается число регионов-«доноров» (по критерию выпуск 11-х классов больше, чем прием на 1-й курс государственных вузов этого региона (бюджет и обучение с полным возмещением затрат) и увеличивается число регионов-«реципиентов» государственных вузов (по критерию выпуск 11-х классов меньше, чем прием на 1-й курс)». В 2004-м году соотношение регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» было 62 к 21. В 2010-м такое соотношение прогнозируется уже как 15 к 68 (см. рис.1)!
Если говорить об уровнях профессионального образования, то Минобрнауки дает следующий прогноз: «К 2010 году число обучающихся (по отношению к уровню 2006 г.) в НПО может сократиться на 36%, в СПО – на 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 года отмечался рост числа студентов, а затем к 2010 году произойдет его уменьшение на 16% по отношению к уровню 2006 года». И еще цитата с коллегии: «Министерство считает важным и необходимым сохранение социальных гарантий для выпускников школ. В 2010 году число бюджетных мест в вузах на первом курсе очной формы обучения останется на уровне 2009 года в количестве 418 мест на 1000 выпускников 11-х классов», – сообщил Министр образования и науки Российской Федерации. А вот еще один прогноз, на этот раз ЮНЕСКО: «Численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 году в вузах мира училось 82 млн. чел., то в 2015 году студентов будет около 97 миллионов, а в 2025 году их число превысит 100 миллионов человек». Таким образом, спрос на образование растет – это общемировой тренд. Как же «вписаться» в него нашей стране? Один из «резервуаров» (причем потенциально весьма объемных) – экспорт российского образования. Безусловно, государство понимает значимость этого ресурса, обозначив желаемые контрольные параметры образовательного экспорта в государственных программах и проектах стратегического развития (например, «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»). Увы, кризис может сделать к этим проектам серьезную поправку (понятно, что без развития современной инфраструктуры надеяться на широкий поток образовательного экспорта невозможно). Кстати, контрольные цифры приема в российские вузы иностранных граждан в 2010 году составят 9 тысяч 978 человек, что на… 424 человека больше, чем в 2009 году. Конечно, это-таки увеличение, а не уменьшение, как говорится, и этому рады. Однако в данном случае вузам придется надеяться по большей части на себя, в одиночку выстраивая собственные «экспортные» стратегии. Но представляется, что есть еще один мощный ресурс для сглаживания последствий «демографической ямы» в сфере образования. Например, рост населения США «питает» в огромной степени миграция (см. далее интервью). И вот тут к месту хочется процитировать еще один, весьма любопытный прогноз: к 2050-му году доля иммигрантов в общей численности трудовых резервов России достигнет по крайней мере 20%, а некоторые социологи предсказывают, что к тому времени в Российской Федерации будет проживать до 7-10 млн. китайцев (руководитель лаборатории миграции населения Института народохозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковская даже предположила, что к 2050 году китайское население станет второй крупнейшей по численности этнической группой в России). И именно образование может стать мощнейшим инструментом адаптации мигрантов (а затем и следующих поколений) на новом для них культурно-экономическом «поле». Хотя бы за счет того, что, по словам директора Института демографии ГУ-ВШЭ А.Вишневского, мигранты обладают «более сильной мотивацией к самоутверждению в принимающем обществе». Вот только, как верно отметил ученый еще в 2007 году, «нужна политическая философия миграции». Хотелось бы обратить внимание – не просто «миграционная политика», а именно философия… Наверное, это не меньший долгосрочный вызов, который стоит перед государством Российским. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|