Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Демографическая яма: прогнозы и вызовы

Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов.

Просмотров: 2622

Ректорский корпус высказывает все большую Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов. Действительно, по данным Минобрнауки прием в вузы в 2009 — 2019 годах в целом сократится на 40–50 процентов. В результате «конкурс резко упадет, и придется пересматривать всю систему обучения», – отмечают некоторые эксперты.

О планах по дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений было заявлено и на прошедшем 23 декабря заседании коллегии Министерства образования и науки: в 2010 году интеграция пойдет и по «горизонтали» (вуз – вуз и, прежде всего, по педагогическим вузам), и по «вертикали» (вуз – ссуз); также продолжится «свертывание филиальной сети вузов».

Демографический аспект на коллегии тоже стал предметом детального анализа. Так, по данным доклада директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И.Реморенко, резкое сокращение выпуска 11-х классов общеобразовательных школ началось с 2007 года. И эта тенденция, увы, продолжается: если в 2008-м году выпуск составил 958, 9 тысяч человек, то в 2009-м – уже 899 тысяч, а в 2010-м из стен школ выйдет лишь 822 тысяч выпускников.

«Сокращение выпуска 11-х классов приводит к усилению конкуренции между региональными образовательными системами в борьбе за абитуриентов», – говорится в справочных материалах, подготовленных к министерской коллегии. – «Уменьшается число регионов-«доноров» (по критерию выпуск 11-х классов больше, чем прием на 1-й курс государственных вузов этого региона (бюджет и обучение с полным возмещением затрат) и увеличивается число регионов-«реципиентов» государственных вузов (по критерию выпуск 11-х классов меньше, чем прием на 1-й курс)». В 2004-м году соотношение регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» было 62 к 21. В 2010-м такое соотношение прогнозируется уже как 15 к 68 (см. рис.1)!

Если говорить об уровнях профессионального образования, то Минобрнауки дает следующий прогноз: «К 2010 году число обучающихся (по отношению к уровню 2006 г.) в НПО может сократиться на 36%, в СПО – на 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 года отмечался рост числа студентов, а затем к 2010 году произойдет его уменьшение на 16% по отношению к уровню 2006 года».

И еще цитата с коллегии: «Министерство считает важным и необходимым сохранение социальных гарантий для выпускников школ. В 2010 году число бюджетных мест в вузах на первом курсе очной формы обучения останется на уровне 2009 года в количестве 418 мест на 1000 выпускников 11-х классов», – сообщил Министр образования и науки Российской Федерации.

А вот еще один прогноз, на этот раз ЮНЕСКО: «Численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 году в вузах мира училось 82 млн. чел., то в 2015 году студентов будет около 97 миллионов, а в 2025 году их число превысит 100 миллионов человек».

Таким образом, спрос на образование растет – это общемировой тренд. Как же «вписаться» в него нашей стране? Один из «резервуаров» (причем потенциально весьма объемных) – экспорт российского образования. Безусловно, государство понимает значимость этого ресурса, обозначив желаемые контрольные параметры образовательного экспорта в государственных программах и проектах стратегического развития (например, «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»). Увы, кризис может сделать к этим проектам серьезную поправку (понятно, что без развития современной инфраструктуры надеяться на широкий поток образовательного экспорта невозможно). Кстати, контрольные цифры приема в российские вузы иностранных граждан в 2010 году составят 9 тысяч 978 человек, что на… 424 человека больше, чем в 2009 году. Конечно, это-таки увеличение, а не уменьшение, как говорится, и этому рады. Однако в данном случае вузам придется надеяться по большей части на себя, в одиночку выстраивая собственные «экспортные» стратегии.

Но представляется, что есть еще один мощный ресурс для сглаживания последствий «демографической ямы» в сфере образования. Например, рост населения США «питает» в огромной степени миграция (см. далее интервью). И вот тут к месту хочется процитировать еще один, весьма любопытный прогноз: к 2050-му году доля иммигрантов в общей численности трудовых резервов России достигнет по крайней мере 20%, а некоторые социологи предсказывают, что к тому времени в Российской Федерации будет проживать до 7-10 млн. китайцев (руководитель лаборатории миграции населения Института народохозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковская даже предположила, что к 2050 году китайское население станет второй крупнейшей по численности этнической группой в России).

И именно образование может стать мощнейшим инструментом адаптации мигрантов (а затем и следующих поколений) на новом для них культурно-экономическом «поле».

Хотя бы за счет того, что, по словам директора Института демографии ГУ-ВШЭ А.Вишневского, мигранты обладают «более сильной мотивацией к самоутверждению в принимающем обществе». Вот только, как верно отметил ученый еще в 2007 году, «нужна политическая философия миграции». Хотелось бы обратить внимание – не просто «миграционная политика», а именно философия… Наверное, это не меньший долгосрочный вызов, который стоит перед государством Российским.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: экспорт образования, демографический кризис, ВПО, акцент, ао-35, СПО

Похожие материалы:
Особенности нижегородского профессионального образования
Инновационная экономика начинается с образования
Современный взгляд на подготовку специалистов для сельского хозяйства
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Калужская область - эффективная система СПО
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Демографический кризис: вызов или возможность
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
ННГАСУ: особенности реализации уровневого образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#95Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
#105Березниковский строительный техникум отметил шестидесятипятилетие
#103В Институте водного транспорта им. Г.Я.Седова реализуется концепция непрерывного флотского образования
#101Моздокский механико-технологический техникум готовит квалифицированные кадры
#108Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний