Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Демографическая яма: прогнозы и вызовы

Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов.

Просмотров: 2698

Ректорский корпус высказывает все большую Ректорский корпус высказывает все большую озабоченность, называя «демографическую яму» одной из главных угроз для будущего российских вузов. Действительно, по данным Минобрнауки прием в вузы в 2009 — 2019 годах в целом сократится на 40–50 процентов. В результате «конкурс резко упадет, и придется пересматривать всю систему обучения», – отмечают некоторые эксперты.

О планах по дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений было заявлено и на прошедшем 23 декабря заседании коллегии Министерства образования и науки: в 2010 году интеграция пойдет и по «горизонтали» (вуз – вуз и, прежде всего, по педагогическим вузам), и по «вертикали» (вуз – ссуз); также продолжится «свертывание филиальной сети вузов».

Демографический аспект на коллегии тоже стал предметом детального анализа. Так, по данным доклада директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И.Реморенко, резкое сокращение выпуска 11-х классов общеобразовательных школ началось с 2007 года. И эта тенденция, увы, продолжается: если в 2008-м году выпуск составил 958, 9 тысяч человек, то в 2009-м – уже 899 тысяч, а в 2010-м из стен школ выйдет лишь 822 тысяч выпускников.

«Сокращение выпуска 11-х классов приводит к усилению конкуренции между региональными образовательными системами в борьбе за абитуриентов», – говорится в справочных материалах, подготовленных к министерской коллегии. – «Уменьшается число регионов-«доноров» (по критерию выпуск 11-х классов больше, чем прием на 1-й курс государственных вузов этого региона (бюджет и обучение с полным возмещением затрат) и увеличивается число регионов-«реципиентов» государственных вузов (по критерию выпуск 11-х классов меньше, чем прием на 1-й курс)». В 2004-м году соотношение регионов-«доноров» и регионов-«реципиентов» было 62 к 21. В 2010-м такое соотношение прогнозируется уже как 15 к 68 (см. рис.1)!

Если говорить об уровнях профессионального образования, то Минобрнауки дает следующий прогноз: «К 2010 году число обучающихся (по отношению к уровню 2006 г.) в НПО может сократиться на 36%, в СПО – на 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 года отмечался рост числа студентов, а затем к 2010 году произойдет его уменьшение на 16% по отношению к уровню 2006 года».

И еще цитата с коллегии: «Министерство считает важным и необходимым сохранение социальных гарантий для выпускников школ. В 2010 году число бюджетных мест в вузах на первом курсе очной формы обучения останется на уровне 2009 года в количестве 418 мест на 1000 выпускников 11-х классов», – сообщил Министр образования и науки Российской Федерации.

А вот еще один прогноз, на этот раз ЮНЕСКО: «Численность студентов за последние 40 лет выросла в 6 раз. Если в 2000 году в вузах мира училось 82 млн. чел., то в 2015 году студентов будет около 97 миллионов, а в 2025 году их число превысит 100 миллионов человек».

Таким образом, спрос на образование растет – это общемировой тренд. Как же «вписаться» в него нашей стране? Один из «резервуаров» (причем потенциально весьма объемных) – экспорт российского образования. Безусловно, государство понимает значимость этого ресурса, обозначив желаемые контрольные параметры образовательного экспорта в государственных программах и проектах стратегического развития (например, «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»). Увы, кризис может сделать к этим проектам серьезную поправку (понятно, что без развития современной инфраструктуры надеяться на широкий поток образовательного экспорта невозможно). Кстати, контрольные цифры приема в российские вузы иностранных граждан в 2010 году составят 9 тысяч 978 человек, что на… 424 человека больше, чем в 2009 году. Конечно, это-таки увеличение, а не уменьшение, как говорится, и этому рады. Однако в данном случае вузам придется надеяться по большей части на себя, в одиночку выстраивая собственные «экспортные» стратегии.

Но представляется, что есть еще один мощный ресурс для сглаживания последствий «демографической ямы» в сфере образования. Например, рост населения США «питает» в огромной степени миграция (см. далее интервью). И вот тут к месту хочется процитировать еще один, весьма любопытный прогноз: к 2050-му году доля иммигрантов в общей численности трудовых резервов России достигнет по крайней мере 20%, а некоторые социологи предсказывают, что к тому времени в Российской Федерации будет проживать до 7-10 млн. китайцев (руководитель лаборатории миграции населения Института народохозяйственного прогнозирования РАН Ж. Зайончковская даже предположила, что к 2050 году китайское население станет второй крупнейшей по численности этнической группой в России).

И именно образование может стать мощнейшим инструментом адаптации мигрантов (а затем и следующих поколений) на новом для них культурно-экономическом «поле».

Хотя бы за счет того, что, по словам директора Института демографии ГУ-ВШЭ А.Вишневского, мигранты обладают «более сильной мотивацией к самоутверждению в принимающем обществе». Вот только, как верно отметил ученый еще в 2007 году, «нужна политическая философия миграции». Хотелось бы обратить внимание – не просто «миграционная политика», а именно философия… Наверное, это не меньший долгосрочный вызов, который стоит перед государством Российским.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Демографический кризис: вызов или возможность
Болонский процесс: основные подходы к интеграции
Зачем нужна сертификация квалификаций
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
Система адаптации иностранных студентов – подход НГУ
Малые предприятия при медицинских вузах
Качество образования зависит не от статуса вуза
Традиции качества образования
Сюжетные линии российского образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ