Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли

Главная проблема при подготовке кадров для туриндустрии – в излишней теоретизированности, оторванности образования от практики. Выход из этой ситуации – повышение уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

Просмотров: 2873

Кадровая ситуация далека от оптимальной

По данным экспертов, около 80 процентов ныне действующих сотрудников отечественных турфирм не имеют профильного образования

РАДЬКОВ Александр Васильевич – руководитель Федерального агентства по туризму

Сегодня очевидно, что туризм и сопутствующий ему социально-культурный сервис – наиболее динамично развивающиеся отрасли мировой экономики. Однако очевидным является и то, что высокий туристический потенциал России используется не в полной мере. Доля России в этой сфере мирового рынка составляет около 1 процента. При этом объем въездного туризма – всего лишь 7,4 млн. человек в год. Закономерно, что расширение туристических связей, наращивание объемов въездного туризма – стратегическая задача развития экономики страны. Без сомнения, далеко не последнюю роль в ее реализации должно сыграть решение кадровой проблемы отрасли.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр РАДЬКОВ, недавно назначенный распоряжением Правительства РФ руководителем Федерального агентства по туризму.

– Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года ставит задачи поиска обновленных подходов в системе образования и подготовке кадров. Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию с обеспечением квалифицированными кадрами туристической отрасли России?

– К сожалению, ситуация пока далека даже от оптимальной. Более 300 вузов по всей стране выпускает сегодня специалистов сферы туризма, но количество не отвечает качественным потребностям отрасли. В связи с этим многие руководители турфирм и отелей по-прежнему подбирают персонал не только из числа выпускников вузов по туристическому профилю. Притом проблема номер один заключается в нехватке линейного персонала – официантов, горничных и т.п. Специализированных средних учебных заведений, готовивших эти максимально востребованные кадры, практически не осталось.

– Александр Васильевич, какие проблемы образования, обслуживающего нужды отрасли гостеприимства, вы назвали бы системными? Каково ваше видение решения этих проблем?

– В отношении путей выхода из сложившейся ситуации могу отметить важность как раз расширения числа средних специальных учебных заведений, которые были бы сконцентрированы на подготовке линейного персонала.

Впереди такие масштабные форумы, как Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года. Надеюсь, что эти события станут катализаторами усиления координации усилий всех министерств и ведомств, в ведении которых находится подготовка кадров в сфере обслуживания, а в том числе и в туризме. Немалая роль отводится в этом смысле и бизнесу, поскольку без государственно-частного партнерства проблемы с кадрами не решить.

– Действительно, необходимым условием развития отрасли является взаимодействие профессионального сообщества и образовательной системы. Каким вы видите в идеале контент этого взаимодействия? В чем на сегодняшний день заключаются главные проблемы, препятствующие достижению самого высокого уровня?

– Главная проблема – в излишней теоретизированности, оторванности современного образования от реальной практики, и в сфере туризма, в частности. У нас многие преподаватели сами понаслышке знают суть того, что преподают, не являясь практиками, не говоря уже о высоком профессионализме. А руководство вузов нечасто приглашает или не мотивирует к участию в учебном процессе профессионалов от турбизнеса. Неслучайно, возникают разного рода программы «обучения обучающих» – это крайне актуально сегодня.

– В настоящее время сложилась ситуация, когда выпускники профильных учебных заведений не отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым международными стандартами…

– Выход – в повышении уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

– В 2011 году набор в вузы, которые выпускают кадры для туриндустрии, будет проходить по новым образовательным стандартам. В какой степени введение новых ФГОС способно снять остроту кадровой проблемы?

– Очень многое будет зависеть от реальных изменений, которые произойдут в результате реализации новых стандартов. Ситуация «на входе» в любом случае отличается от того, что мы получаем «на выходе», поэтому результаты будут зависеть опять-таки от содержания учебного процесса, и в любом случае мы увидим их спустя несколько лет.

– Сегодня сфера туризма и сервиса испытывает определенный дефицит в специалистах среднего звена. В чем вы видите главную причину такого положения?

– На этот вопрос я уже ответил ранее. Могу лишь добавить, что пока в России не появится должного числа заведений, вроде знаменитого Царицынского колледжа в Москве, трудно рассчитывать на серьезный сдвиг к лучшему в решении проблемы дефицита специалистов среднего звена.

– В принятой в 2008 году Стратегии развития туризма в качестве одной из проблем названо отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристического и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. Как обстоят дела сегодня?

– Да, потребность в таком мониторинге по-прежнему велика, как велика и разнообразна наша страна. Получать сводную информацию в этой связи в принципе не так просто, как кажется: это одна из трудных и важнейших задач, скорого решения которой ожидать не приходится.

– Какой вы видите роль общественно-профессиональной аккредитации в повышении качества отраслевого образования?

– Без сомнения, значительной, но при условии высокого качества таковой аккредитации. Важно, чтобы она не была формальной или чересчур формализованной.

– Как вы оцениваете проект нового базового закона «Об образовании»? Насколько полно он учитывает интересы развития отрасли?

– Опыт показывает, что идеальных законов не бывает, а определить, насколько полно новый проект учитывает интересы нашей отрасли, можно будет только по прошествии времени, когда он вступит в силу и мы увидим первые результаты.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, туризм и социо-культурный сервис, александр радьков, ростуризм, ВПО, акцент, ао-48

Похожие материалы:
Калужская область - эффективная система СПО
Социальное партнерство - фактор становления молодого специалиста
Проблема подготовки кадров для туриндустрии
Особенности нижегородского профессионального образования
Перспективы развития технопарков в России
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Новые методики ведут в будущее
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Сфера гостеприимства: подготовка специалистов среднего звена

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#99Состояние и перспективы развития зарубежных филиалов в мире
#107Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
#102Ленинградский областной колледж культуры и искусства отметил восьмидесятилетие
#98Руководство исследовательской деятельностью студентов
#111Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний