Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли

Главная проблема при подготовке кадров для туриндустрии – в излишней теоретизированности, оторванности образования от практики. Выход из этой ситуации – повышение уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

Просмотров: 2875

Кадровая ситуация далека от оптимальной

По данным экспертов, около 80 процентов ныне действующих сотрудников отечественных турфирм не имеют профильного образования

РАДЬКОВ Александр Васильевич – руководитель Федерального агентства по туризму

Сегодня очевидно, что туризм и сопутствующий ему социально-культурный сервис – наиболее динамично развивающиеся отрасли мировой экономики. Однако очевидным является и то, что высокий туристический потенциал России используется не в полной мере. Доля России в этой сфере мирового рынка составляет около 1 процента. При этом объем въездного туризма – всего лишь 7,4 млн. человек в год. Закономерно, что расширение туристических связей, наращивание объемов въездного туризма – стратегическая задача развития экономики страны. Без сомнения, далеко не последнюю роль в ее реализации должно сыграть решение кадровой проблемы отрасли.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр РАДЬКОВ, недавно назначенный распоряжением Правительства РФ руководителем Федерального агентства по туризму.

– Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года ставит задачи поиска обновленных подходов в системе образования и подготовке кадров. Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию с обеспечением квалифицированными кадрами туристической отрасли России?

– К сожалению, ситуация пока далека даже от оптимальной. Более 300 вузов по всей стране выпускает сегодня специалистов сферы туризма, но количество не отвечает качественным потребностям отрасли. В связи с этим многие руководители турфирм и отелей по-прежнему подбирают персонал не только из числа выпускников вузов по туристическому профилю. Притом проблема номер один заключается в нехватке линейного персонала – официантов, горничных и т.п. Специализированных средних учебных заведений, готовивших эти максимально востребованные кадры, практически не осталось.

– Александр Васильевич, какие проблемы образования, обслуживающего нужды отрасли гостеприимства, вы назвали бы системными? Каково ваше видение решения этих проблем?

– В отношении путей выхода из сложившейся ситуации могу отметить важность как раз расширения числа средних специальных учебных заведений, которые были бы сконцентрированы на подготовке линейного персонала.

Впереди такие масштабные форумы, как Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года. Надеюсь, что эти события станут катализаторами усиления координации усилий всех министерств и ведомств, в ведении которых находится подготовка кадров в сфере обслуживания, а в том числе и в туризме. Немалая роль отводится в этом смысле и бизнесу, поскольку без государственно-частного партнерства проблемы с кадрами не решить.

– Действительно, необходимым условием развития отрасли является взаимодействие профессионального сообщества и образовательной системы. Каким вы видите в идеале контент этого взаимодействия? В чем на сегодняшний день заключаются главные проблемы, препятствующие достижению самого высокого уровня?

– Главная проблема – в излишней теоретизированности, оторванности современного образования от реальной практики, и в сфере туризма, в частности. У нас многие преподаватели сами понаслышке знают суть того, что преподают, не являясь практиками, не говоря уже о высоком профессионализме. А руководство вузов нечасто приглашает или не мотивирует к участию в учебном процессе профессионалов от турбизнеса. Неслучайно, возникают разного рода программы «обучения обучающих» – это крайне актуально сегодня.

– В настоящее время сложилась ситуация, когда выпускники профильных учебных заведений не отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым международными стандартами…

– Выход – в повышении уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

– В 2011 году набор в вузы, которые выпускают кадры для туриндустрии, будет проходить по новым образовательным стандартам. В какой степени введение новых ФГОС способно снять остроту кадровой проблемы?

– Очень многое будет зависеть от реальных изменений, которые произойдут в результате реализации новых стандартов. Ситуация «на входе» в любом случае отличается от того, что мы получаем «на выходе», поэтому результаты будут зависеть опять-таки от содержания учебного процесса, и в любом случае мы увидим их спустя несколько лет.

– Сегодня сфера туризма и сервиса испытывает определенный дефицит в специалистах среднего звена. В чем вы видите главную причину такого положения?

– На этот вопрос я уже ответил ранее. Могу лишь добавить, что пока в России не появится должного числа заведений, вроде знаменитого Царицынского колледжа в Москве, трудно рассчитывать на серьезный сдвиг к лучшему в решении проблемы дефицита специалистов среднего звена.

– В принятой в 2008 году Стратегии развития туризма в качестве одной из проблем названо отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристического и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. Как обстоят дела сегодня?

– Да, потребность в таком мониторинге по-прежнему велика, как велика и разнообразна наша страна. Получать сводную информацию в этой связи в принципе не так просто, как кажется: это одна из трудных и важнейших задач, скорого решения которой ожидать не приходится.

– Какой вы видите роль общественно-профессиональной аккредитации в повышении качества отраслевого образования?

– Без сомнения, значительной, но при условии высокого качества таковой аккредитации. Важно, чтобы она не была формальной или чересчур формализованной.

– Как вы оцениваете проект нового базового закона «Об образовании»? Насколько полно он учитывает интересы развития отрасли?

– Опыт показывает, что идеальных законов не бывает, а определить, насколько полно новый проект учитывает интересы нашей отрасли, можно будет только по прошествии времени, когда он вступит в силу и мы увидим первые результаты.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, туризм и социо-культурный сервис, александр радьков, ростуризм, ВПО, акцент, ао-48

Похожие материалы:
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО
Калмыцкий государственный университет - степной маяк инноваций
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Татарстан: конкурентоспособная система образования
Новые методики ведут в будущее
Сфера гостеприимства: подготовка специалистов среднего звена
Перспективы развития технопарков в России
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Проблема подготовки кадров для туриндустрии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Екатеринбурге
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Екатеринбурге состоится 6-9 октября...
Из журнала
#111Преобразования в профобразовании
#96Экспорт образования: индонезийские перспективы
#99Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
#106Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
#111От возрождения к развитию
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку