Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли

Главная проблема при подготовке кадров для туриндустрии – в излишней теоретизированности, оторванности образования от практики. Выход из этой ситуации – повышение уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

Просмотров: 2882

Кадровая ситуация далека от оптимальной

По данным экспертов, около 80 процентов ныне действующих сотрудников отечественных турфирм не имеют профильного образования

РАДЬКОВ Александр Васильевич – руководитель Федерального агентства по туризму

Сегодня очевидно, что туризм и сопутствующий ему социально-культурный сервис – наиболее динамично развивающиеся отрасли мировой экономики. Однако очевидным является и то, что высокий туристический потенциал России используется не в полной мере. Доля России в этой сфере мирового рынка составляет около 1 процента. При этом объем въездного туризма – всего лишь 7,4 млн. человек в год. Закономерно, что расширение туристических связей, наращивание объемов въездного туризма – стратегическая задача развития экономики страны. Без сомнения, далеко не последнюю роль в ее реализации должно сыграть решение кадровой проблемы отрасли.

На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр РАДЬКОВ, недавно назначенный распоряжением Правительства РФ руководителем Федерального агентства по туризму.

– Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года ставит задачи поиска обновленных подходов в системе образования и подготовке кадров. Как бы вы оценили сегодняшнюю ситуацию с обеспечением квалифицированными кадрами туристической отрасли России?

– К сожалению, ситуация пока далека даже от оптимальной. Более 300 вузов по всей стране выпускает сегодня специалистов сферы туризма, но количество не отвечает качественным потребностям отрасли. В связи с этим многие руководители турфирм и отелей по-прежнему подбирают персонал не только из числа выпускников вузов по туристическому профилю. Притом проблема номер один заключается в нехватке линейного персонала – официантов, горничных и т.п. Специализированных средних учебных заведений, готовивших эти максимально востребованные кадры, практически не осталось.

– Александр Васильевич, какие проблемы образования, обслуживающего нужды отрасли гостеприимства, вы назвали бы системными? Каково ваше видение решения этих проблем?

– В отношении путей выхода из сложившейся ситуации могу отметить важность как раз расширения числа средних специальных учебных заведений, которые были бы сконцентрированы на подготовке линейного персонала.

Впереди такие масштабные форумы, как Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года. Надеюсь, что эти события станут катализаторами усиления координации усилий всех министерств и ведомств, в ведении которых находится подготовка кадров в сфере обслуживания, а в том числе и в туризме. Немалая роль отводится в этом смысле и бизнесу, поскольку без государственно-частного партнерства проблемы с кадрами не решить.

– Действительно, необходимым условием развития отрасли является взаимодействие профессионального сообщества и образовательной системы. Каким вы видите в идеале контент этого взаимодействия? В чем на сегодняшний день заключаются главные проблемы, препятствующие достижению самого высокого уровня?

– Главная проблема – в излишней теоретизированности, оторванности современного образования от реальной практики, и в сфере туризма, в частности. У нас многие преподаватели сами понаслышке знают суть того, что преподают, не являясь практиками, не говоря уже о высоком профессионализме. А руководство вузов нечасто приглашает или не мотивирует к участию в учебном процессе профессионалов от турбизнеса. Неслучайно, возникают разного рода программы «обучения обучающих» – это крайне актуально сегодня.

– В настоящее время сложилась ситуация, когда выпускники профильных учебных заведений не отвечают профессиональным требованиям, предъявляемым международными стандартами…

– Выход – в повышении уровня внутренних стандартов до международных, прежде всего в самой системе обучения.

– В 2011 году набор в вузы, которые выпускают кадры для туриндустрии, будет проходить по новым образовательным стандартам. В какой степени введение новых ФГОС способно снять остроту кадровой проблемы?

– Очень многое будет зависеть от реальных изменений, которые произойдут в результате реализации новых стандартов. Ситуация «на входе» в любом случае отличается от того, что мы получаем «на выходе», поэтому результаты будут зависеть опять-таки от содержания учебного процесса, и в любом случае мы увидим их спустя несколько лет.

– Сегодня сфера туризма и сервиса испытывает определенный дефицит в специалистах среднего звена. В чем вы видите главную причину такого положения?

– На этот вопрос я уже ответил ранее. Могу лишь добавить, что пока в России не появится должного числа заведений, вроде знаменитого Царицынского колледжа в Москве, трудно рассчитывать на серьезный сдвиг к лучшему в решении проблемы дефицита специалистов среднего звена.

– В принятой в 2008 году Стратегии развития туризма в качестве одной из проблем названо отсутствие мониторинга потребностей учреждений гостиничного, туристического и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. Как обстоят дела сегодня?

– Да, потребность в таком мониторинге по-прежнему велика, как велика и разнообразна наша страна. Получать сводную информацию в этой связи в принципе не так просто, как кажется: это одна из трудных и важнейших задач, скорого решения которой ожидать не приходится.

– Какой вы видите роль общественно-профессиональной аккредитации в повышении качества отраслевого образования?

– Без сомнения, значительной, но при условии высокого качества таковой аккредитации. Важно, чтобы она не была формальной или чересчур формализованной.

– Как вы оцениваете проект нового базового закона «Об образовании»? Насколько полно он учитывает интересы развития отрасли?

– Опыт показывает, что идеальных законов не бывает, а определить, насколько полно новый проект учитывает интересы нашей отрасли, можно будет только по прошествии времени, когда он вступит в силу и мы увидим первые результаты.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, туризм и социо-культурный сервис, александр радьков, ростуризм, ВПО, акцент, ао-48

Похожие материалы:
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Проблема подготовки кадров для туриндустрии
Новые методики ведут в будущее
Колледж большой химии: стратегия и результат
Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли
Интернет-олимпиада: тренировка для ума и продвижения таланта
Двойное опережение подготовки педагогов
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Удовлетворенность обучением в колледже и вузе
Сфера гостеприимства: подготовка специалистов среднего звена

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (115) 2019

Так случилось (и мы над этим упорно работали), что в новом году у «АО» - и дизайн новый. Отныне у журнала приятно-округлые логотип и шрифт, по иному представлены разделы, другой подход к визуализации контента. Стиль подачи материалов поменялся, но их качество осталось прежним. В своей работе мы стараемся следовать кредо «Любая деталь достойна внимания», а вот насколько нам это удаётся - судить, как всегда, вам, дорогие читатели!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 115 «Аккредитация в образовании»
В новом номере «АО» читайте. Становление Национальной системы квалификации: почему принятые...
Выставка лучших магистратур мира
Встретьтесь лично с лучшими университетами и бизнес-школами из США, Европы и Азии, участвующими в...
Новосибирская область: потенциал развития и лидерства
О ключевых составляющих «сибирского лидерства» в интервью корреспонденту «АО» рассказал министр...
Инновационные технологии в АПК России: основные шаги стратегического планирования
Программа деятельности центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» является продолжением...
Самарский НОЦ: траектория восхождения
Всего за несколько месяцев самарцы провели колоссальную работу и готовы представить свой проект...
Из журнала
#108Ярославский градостроительный колледж готовит специалистов будущего
#105Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
#104Арктические перспективы Университета Аммосова
#104Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
#104Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ