Система образования в туризме не отвечает требованиям отраслиГлавная проблема системы образования в сфере туризма – это то, что она пока не отвечает требованиям отрасли, количественные показатели подготовки специалистов обогнали качественные, программа в вузах не согласовывается с потребностями рынка, и в вузах не применяют стандарты, которые учитываются при приеме специалистов на работу. Просмотров: 6091
До 2008 года для компаний, являющихся туристическими операторами, правительственное положение о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности устанавливало требования к целому ряду сотрудников отрасли. Определенные должности в компании-туроператоре могли занимать только профессионалы со специальным образованием. Сегодня этого требования нет. Впрочем, работодатели, как и прежде, при наборе персонала обращают внимание больше не на профильное образование, а на профессиональные компетенции в области менеджмента, которые зачастую нарабатываются практикой. «А нужна ли специалистам в области туризма действительно серьезная теоретическая подготовка вузовского уровня?» – с таким явно провокационным вопросом наш корреспондент обратился к старшему преподавателю кафедры туризма и культурного наследия Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Елене ЛАРКИНОЙ, проводившей недавно исследование относительно проблем и перспектив туристского образования в России. Предпочтения в пользу опыта– Елена Александровна, в своем исследовании вы пришли к выводу, что работодатели туристической отрасли при подборе персонала делают упор на менеджерские таланты нежели на высшее образование по профилю. Так дает ли высшее «туристское» образование реальные преимущества при трудоустройстве в этой сфере? – Действительно, как показывает практика, при подборе персонала большинство работодателей по-прежнему отдает предпочтение соискателям, имеющим опыт работы в туризме не менее года. Например, в туркомпаниях от соискателя требуют, чтобы он умел «вести клиента» с момента получения заявки до его возвращения из поездки, знал отдельное туристское направление (отельную базу, особенности сервиса и прочее), визовые формальности. А эти навыки и знания нарабатываются и приобретаются на практике. Однако, на мой взгляд – думаю, со мной согласится любой опытный руководитель туристской компании, – хорошая теоретическая подготовка является залогом качественной работы специалиста. Времена, когда в туризме работали люди, не имеющие специфического образования, прошли. Без элементарных знаний географии и страноведения, природно-климатических, культурно-исторических особенностей той или иной дестинации и основ психологии менеджер по туризму вряд ли сможет квалифицированно проконсультировать клиента, грамотно подобрать или составить тур в соответствии с его запросами. Согласитесь, разве вы доверите свой отдых турагентству, сотрудник которого предлагает вам поехать в Доминиканскую республику, а сам не знает, где она находится, или мнется при ответе на вопрос о том, на каком языке разговаривает местное население? Студенты вузов, обучающиеся по туристическим специальностям, получают теоретические знания по географии, истории, культуре и искусству, математике, экономике и бухучету, информационным технологиям и другие, изучают иностранные языки. Теоретические знания, по сути, должны сформировать у студентов и впоследствии выпускников профильных вузов общее представление о работе туристской отрасли в целом, отдельных предприятий и учреждений, бизнес-планировании, о технологиях работы с партнерами и обслуживания клиентов, об особенностях формирования туров и предложения гостиничного продукта. А уже в процессе реальной работы в гостинице, ресторане, турфирме или музее выпускник должен привлекать имеющийся у него багаж знаний и уметь применять их на практике. Без базовых представлений о том, как живет и работает туристская отрасль, как функционируют и взаимодействуют ее предприятия-организаторы, как создается туристский продукт и т.п., невозможно работать в этой сфере. В частности, работники гостиничного и ресторанного секторов должны иметь четкое представление о структуре и специфике работы гостиничного или ресторанного предприятия. Практическая деятельность, конечно, может научить этому, но далеко не сразу и не всему. Разумеется, можно работать и без диплома о профильном образовании – в небольших туркомпаниях, которые не заботятся о своем имидже. Есть же люди, которые и без высшего образования мыслят четко и грамотно. Поэтому в крупных компаниях, существующих на рынке не менее десяти лет, большое внимание уделяется вузу, который окончил соискатель. Для крупной компании это, скорее, вопрос статуса, репутации. Также имеют значение сертификаты и дипломы дополнительных курсов – далеко не лишнее свидетельство тому, что человек способен учиться и расти на перспективу. Поэтому профильное образование, на мой взгляд, – это несомненный плюс при трудоустройстве на работу в туристской сфере. Если в качестве бонуса к нему еще прилагается и опыт (пусть и небольшой) работы в туризме, такой соискатель будет иметь весомое преимущество по сравнению с остальными. Как показывает практика, многие студенты уже во время учебы пытаются устроиться работать по специальности. Это прекрасная возможность, во-первых, убедиться, что работа в туризме (или в конкретной его сфере) – это действительно «твое» дело; во-вторых, получить ценный практический опыт; в-третьих, при условии хорошей работы зарекомендовать себя с положительной стороны и впоследствии получить постоянную должность и возможность профессионального роста. Работодатели (не только в туристской сфере) в большинстве своем скорее отдадут предпочтение соискателю с практическим опытом, нежели дипломированному специалисту, не имеющему такого опыта, тем более что учить сотрудника долго и дорого. В то же время некомпетентность большого количества выпускников, отмечаемая в настоящее время рядом работодателей, вынуждает компании самостоятельно выращивать кадры. Ситуация противоречива– Сегодня в России до 70 процентов выпускников инженерных специальностей не работают по профессии. Существуют ли объективные данные, сколько выпускников вузов, получивших высшее образование в области туризма, работают по профилю? И вообще, способна ли отрасль обеспечить работой выпускников? – Говорить об официальной статистике трудоустройства по туристическим специальностям весьма сложно, поскольку объективных данных и конкретных цифр, к сожалению, нет. В настоящее время около 400 российских вузов (по данным портала travel.ru, на начало 2009 года 370 вузов) готовят специалистов для туротрасли, и их число продолжает расти. Все эти вузы можно разделить условно на две категории: вузы узкой специализации (такие как Российская международная академия туризма, Российский государственный университет туризма и сервиса и др.), ведущие подготовку специалистов исключительно для отрасли и вузы широкой ориентированности – к этой группе можно отнести все остальные учебные заведения. По данным Ростуризма, профильные вузы выпускают в два раза меньше специалистов, чем требуется отрасли. Результаты опроса, проведенного Московским государственным институтом индустрии туризма, показали, что на сегодня рынок в Москве нуждается в 6 тыс. человек, однако профильные учебные заведения выпускают чуть более 3 тыс. Однако далеко не все вузы и регионы ведут статистику трудоустройства выпускников. По разным данным, в регионах ежегодно по специальности в туризме трудоустраивается от 5 до 30 процентов выпускников. Таким бразом, можно говорить о том, что при наличии рабочих мест и спроса на сотрудников в отрасли процент трудоустраивающихся по специальности небольшой. Это связано с тем, что рабочие места, а следовательно, и вакансии распределены неравномерно: в регионах, где туризм развивается достаточно скромно и преобладают выездные туристские потоки, как правило, штат имеющихся организаторов и предприятий туризма уже укомплектован. Новые предприятия, если и создаются, то имеют небольшой штат. Следовательно, и спрос на специалистов невысок. В частности, результаты исследования, проводимого рекрутинговым порталом Superjob, показали, что в июне 2011 года соотношение спроса и предложения в сегменте «туризм/гостинично-ресторанный бизнес» составило примерно 7,1 резюме на одну вакансию (для сравнения, в январе 2001 года – 5,3 резюме на 1 вакансию). Как мы видим, ситуация достаточно противоречива: в Москве и крупных городах наблюдается дефицит кадров по туризму, в целом же по России предложение труда превышает спрос на него. Да и сами выпускники, если не разочаровались в выбранной профессии во время учебы и не нашли работу у себя в регионе, уезжают попытать счастья в более развитые в туристском отношении центры – Москву, Санкт-Петербург или вообще за рубеж, либо работают не по специальности. Отсюда и низкий процент трудоустроившихся. Поэтому спрос на работников в сфере туризма характеризуется территориальной (или региональной) неравномерностью: в одних регионах выпускаемые профильными вузами специалисты оказываются невостребованными; в других – наблюдается острый дефицит в квалифицированных кадрах. В регионах востребованы «универсалы»– Туристическая индустрия имеет достаточно широкий спектр профессий. Как вы считаете, все ли они удовлетворены профилями, представленными в российскихвысших и средних специальных учебных заведениях? – Несмотря на то, что туристская индустрия предполагает действительно весьма широкий спектр специальностей и специализаций, современная тенденция такова, что выпускается много специалистов высшего звена, которые не требуются отрасли и не находят себе применения. При этом ощущается нехватка сотрудников среднего и младшего звеньев со специальным образованием для обслуживания гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и достопримечательностей. Профессиональные кадры особенно потребуются во время подготовки и проведения Олимпиады, а также для развития туристско-экономических зон. Кроме того, вузы, как правило, готовят специалиста широкого профиля, универсала, в то время как в столичных компаниях среди менеджеров существует разделение по конкретным направлениям (стране или целому региону), видам туризма (автобусным турам, круизам и т.д.) и другим видам деятельности (менеджер по авиабилетам, по визам и проч.). То есть, как мы уже говорили, нужны конкретные знания – конкретного направления, специфики отельной базы, особенностей продаж круизного продукта, бронирования авиабилетов и др. В регионах ситуация несколько иная: там сотрудник турфирмы вынужден становиться универсалом и знать все обо всем, однако невозможно одинаково хорошо знать все туристические направления и специфику множества стран. Два месяца – на учебу, полтора – на практику– Какие компетенции хотят увидеть работодатели в сегодняшних выпускниках туристических направлений? – При подборе персонала работодатели обращают внимание на наличие географических и страноведческих знаний у соискателя. Кроме этого, претендент должен показать в целом высокий уровень гуманитарных знаний: без хорошего знания истории не построишь интересный экскурсионный маршрут; без владения языком невозможно грамотно и эффективно провести переговоры с иностранными партнерами; без основ психологии сложно работать в постоянном контакте с большим количеством людей, принимать решение в стрессовой ситуации; без математических и экономических познаний невозможно провести калькуляцию стоимости турпродукта, рассчитать его рентабельность, построить бизнес-план. И, безусловно, обязательными являются хорошие навыки работы с основными компьютерными программами. Большое значение имеют личные качества соискателя – коммуникабельность, доброжелательность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, стремление к самосовершенствованию, умение показать товар лицом, убедить потребителя. Программы обучения в вузах по туристическим специальностям, составленные в соответствии с действующими стандартами, включают широкий спектр изучаемых дисциплин и предполагают приобретение соответствующих знаний, компетенций и навыков. Несмотря на это ряд работодателей отмечает наличие определенных профессиональных недостатков у выпускников, таких как элементарная безграмотность (незнание правил русского языка, основ географии, истории и математики), низкий уровень знания иностранных языков, неумение общаться ни с коллегами, ни с клиентами, романтическое представление о работе в туризме как о бесконечном путешествии. По заявлению генерального директора компании «Асент Трэвел» Игоря Козлова, до 90 процентов выпускников не умеют работать с компьютерными программами, испытывают трудности с подготовкой презентаций или отчетов. Также далеко не все владеют иностранным языком. Как отмечает директор по персоналу компании «Interstate Managed Hotel Services» Елена Литвинова, большая часть выпускников не имеет практики работы в туризме. Она считает, что вузы и колледжи должны так организовывать учебный процесс, чтобы на два месяца учебы приходилось минимум полтора месяца практики, поскольку большинство студентов практикуется не более одного месяца в год. Поэтому выпускнику, который не имел полноценной практики, работодатель в гостиничной индустрии сможет предложить только стартовые позиции – должность горничной или работу на кухне. Все остальные позиции требуют более серьезной подготовки и знания двух и более языков. Следовательно, возникает серьезное разногласие между туристской отраслью и сферой образования. С одной стороны, выпускающих вузов много, спрос на квалифицированных специалистов есть, и наблюдается тенденция к его росту, а с другой – отмечается нехватка действительно квалифицированных специалистов и низкая квалификация выпускников. Разрешается это разногласие при условии, что учебный процесс в вузах ведется в соответствии со стандартами, а действующие стандарты ВПО отвечают существующим реалиям. Ресторанный сектор остался «за бортом»– Насколько оправдала себя по результатам эксперимента специальность «Туризм», введенная в 2004 году? Отразилось ли на качестве подготовки специалистов то, что по ней стали обучать в рамках стандарта, разработанного при непосредственном участии работодателей?
– Экспериментальная специальность «Туризм», введенная в 2004 году, существенно отличается от действовавших до того времени так называемых стандартов «третьего поколения», утвержденных в 2000 году. Разработанная при непосредственном участии работодателей, с учетом не только отечественного, но и зарубежного опыта в сфере туристского образования, она предполагает изучение широкого спектра специальных, а также общепрофильных дисциплин, позволяет учитывать требования работодателей к соискателям, предусматривает увеличенные сроки проведения практики, а также возможность прохождения стажировок в крупнейших отечественных и зарубежных компаниях. Сама являюсь выпускницей специальности «Социально-культурный сервис и туризм», поэтому могу отметить, что с введением специальности «Туризм» качество подготовки специалистов, несомненно, возросло: большое внимание уделяется изучению современных информационных, сервисных и управленческих технологий турбизнеса, географическому и историко-культурному компонентам, экономическим дисциплинам. В учебном процессе, помимо преподавателей, активное участие стали принимать специалисты туриндустрии, что усиливает практический компонент в подготовке. Это настоящий отраслевой стандарт подготовки профильных специалистов для туротрасли. Для того времени это был серьезный шаг на пути к совершенствованию национальной системы туристского образования. Однако и здесь требуется доработка, чтобы удовлетворить не только туриндустрию, но и гостиничный и ресторанный сектор. В этом плане определенным шагом вперед стали новые ФГОС, но и они коснулись в основном туризма и гостиничного бизнеса, а ресторанный сектор остался «за бортом». В целом,
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|