Перспективы развития северной медицинской школыВ центре внимания статьи – истоки и перспективы развития северной медицинской школы, ярким представителем которой сегодня является Северный государственный медицинский университет. Просмотров: 1918
Стать одним из лидеровСеверный государственный медицинский университет прошел большой и сложный путь становления и развития, воспитав тысячи врачей для Европейского Севера России, подарив Родине выдающихся ученых, обогативших отечественную и мировую медицинскую науку многими открытиями. Взгляд в историюОбращая взгляд в историю, можно сказать, что основы медицины на Севере закладывали такие уникальные личности, как архиепископ Афанасий, занимавшийся составлением разнообразных травников. Именно в период его епископства появился знаменитый «Соловецкий травник». Нельзя не вспомнить, что первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов являлся выпускником медицинского факультета Марбургского университета. Это и святой праведный Иоанн Кронштадтский – основоположник христианской психотерапии. В 30-е годы прошлого века два с половиной года в Архангельске работал хирург и подвижник православия архиепископ Лука (профессор Войно-Ясенецкий). В это время среди первой генерации профессуры здесь оказались люди, сосланные под разными предлогами. Одним из них был профессор Василий Васильевич Преображенский. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно он явился прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова. Основателем кафедры инфекционных болезней был профессор Никитин – личный врач семьи Льва Николаевича Толстого. Один из первых выпускников Архангельского государственного медицинского института – Николай Михайлович Амосов – создатель научно-исследовательского института сердечно-сосудистой хирургии. В АГМИ работал выдающийся хирург-офтальмолог Святослав Николаевич Федоров. В 1994 году он стал вторым российским почетным доктором вуза, первым был Н.М. Амосов. Самый северный медицинский университетИз 47 российских медицинских вузов СГМУ – самый северный. Созданный в 1932 году с целью подготовки медицинских кадров для всего Европейского Севера России вуз фактически стал центром Северного медицинского университетского округа, в составе которого Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми. Структура университета включает 12 факультетов, Центр довузовского образования, 60 кафедр, 11 институтов, Северный научный центр СЗО РАМН, Исследовательский центр СЗО РАО, издательство, Международную школу общественного здоровья, центр доклинической подготовки, консультативнодиагностическую и студенческую поликлиники, спортивно-оздоровительный комплекс, университет здоровья. Образовательная деятельность осуществляется по 17 (в том числе по 7 медицинским) образовательным программам, программам послевузовского и дополнительного образования, аспирантуры. Контент научной работы определяется регламентом научно-технической программы «Здоровье населения Европейского Севера». В СГМУ родилась научная специальность «Экология человека», с 1994 года издается единственный в стране академический журнал с этим названием. В 1991 году в вузе – впервые в стране – была создана специальность «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», открыт первый в России докторский диссертационный совет по этой специальности, выпущен ряд учебников и руководств по медицине катастроф. За разработку концепции системного экологического мониторинга в 2006 году получена премия правительства РФ в области науки и техники. Оптимальный вариантРеализациястратегиикачествавСГМУ проводилась поэтапно, начиная с 2005 года. Благодаря разработке миссии и политики СГМУ стало возможным определение основных направлений стратегии качества: ориентация на потребителя и его удовлетворенность образовательными и медицинскими услугами; культура университета и удовлетворенность ППС и УВП работой в вузе; внутренние бизнес-процессы; оценка конкурентов. В рамках каждого направления сформулированы стратегические цели, которые подвергаются корректированию один раз в два года. Система качества СГМУ призвана содействовать решению основных целей и задач, поставленных в комплексной программе развития вуза:
В 2007-2008 годах разработана и утверждена решением Совета по качеству концепция внутреннего аудита образовательной среды вуза. Утвержден состав аудиторов и программы аудитов учебнометодических комплексов дисциплин, специальностей, кафедр, образовательного и научно-исследовательского процессов. Проведены курсы повышения квалификации для аудиторов. Важно, что в процессе разработки и внедрения СМК был реализован научно-исследовательский проект «Системный мониторинг образовательной среды вуза». Побудительным мотивом разработки проекта явилось осознание администрацией вуза необходимости существенных прорывов, которые позволили бы СГМУ стать одним из лидеров среди медицинских вузов страны в области создания систем качества подготовки выпускников. Стратегический выбор был сделан в пользу ориентации сотрудников на философию качества и, как следствие, разработку системного мониторинга научно-образовательной среды вуза. Время показало, что это был оптимальный вариант. Существенным научно-практическим результатом проекта стала разработка и внедрение концепции системного мониторинга образовательной среды вуза, основные теоретические положения которой изложены в многочисленных статьях и монографиях, учебно-методических и учебных пособиях. Концепция была также одобрена Бюро отделения профессионального образования РАО в апреле 2008. Ключевой результат проекта – создание в СГМУ Исследовательского центра системного мониторинга развития образовательной среды Европейского Севера РФ на правах ассоциированного члена СЗО РАО. Исследования, выполняемые сотрудниками Центра, находят финансовую поддержку. С нынешнего года СГМУ стал соучастником МИСИС в реализации государственного контракта на выполнение НИР для нужд министерства образования и науки РФ по теме «Мониторинг удовлетворенности работодателей качеством принимаемых выпускников». В целях повышения качества подготовки специалистов в СГМУ принято решение о проведении системного мониторинга образовательной среды вуза на регулярной основе. Прямым свидетельством высокой внешней оценки деятельности СГМУ в указанном направлении стали результаты отраслевого конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимого министерством образования и науки РФ с 2000 года. В 2007 году университет стал дипломантом конкурса, а в 2008-м – его лауреатом. Доклад руководства СГМУ «Системный мониторинг образовательной среды вуза» был заслушан в феврале 2008 года на заседании Совета по координации управления качеством профессионального образования Рособрнадзора под рубрикой «Лучшая практика вузов». Распространение полученного опыта и устойчивое использование полученных знаний – не менее важный результат. Успешное проведение сотрудниками отдела качества мастер-классов в СанктПетербурге, Смоленске, Архангельске, Соловках, получение в 2009 году грифов УМО на два учебника, участие в международных научно-практических конференциях, выступление на Совете ректоров вузов Архангельска в январе 2009 года, проведение в сентябре этого года международной научно-практической конференции «Системный мониторинг инновационного развития высшей школы России» с участием вице-президента РАО В.А. Болотова и ведущих ученых страны в области мониторинга образования – все это формы распространения полученного опыта и свидетельство интереса академической общественности к его результатам. Модель мониторинга прошла экспериментальную апробацию в таких учебных заведениях, как СГМУ, Владивостокский государственный медицинский университет, Калининградский рыбопромышленный колледж и других учебных заведениях системы ВПО и СПО. Перспективы развития проекта связываются с реализацией комплексной научно-технической программы «Системный мониторинг качества образовательной среды Европейского Севера», которая была одобрена Бюро Президиума РАО. Объединить усилияПроблема обеспечения врачебными кадрами сельского здравоохранения в Архангельской и других областях Северо-Запада России стоит достаточно остро. В некоторых лечебно-профилактических учреждениях дефицит кадров достигает более 40 процентов. С целью решения этой проблемы СГМУ разработал и проводит совместно с органами власти на областном и муниципальном уровнях, студенческими и молодежными организациями комплекс мероприятий. Следует отметить, что университет никогда не прекращал целевой прием абитуриентов из сельских районов. Объем целевого приема в разные годы составлял от 30 до 45 процентов. Тем не менее, эффективность этой формы работы достаточно низкая – к работе приступает менее 50 процентов выпускников-контрактников. Чтобы в корне изменить эту ситуацию, университет ввел в контрактный договор положения, закрепляющие обязательства работодателя по экономической поддержке студента в течение периода его обучения, с одной стороны, и финансовую ответственность выпускника в случае отказа от выполнения договора, с другой. Более 10 лет действует договор с администрацией Архангельской области на ежегодное обучение 57 студентов с полной компенсацией затрат, которые по окончании вуза направляются Департаментом здравоохранения в сельские районы. Отдел университета по работе с выпускниками поддерживает связи с работодателями, формирует банк вакансий, совместно с отделом качества проводит мониторинг качества подготовки выпускников СГМУ, на основе результатов которого разрабатываются меры по совершенствованию подготовки врачей. Большое значение имеют регулярные встречи студентов с будущими работодателями. Распространение получила практика ранней ориентации студентов на работу в сельской местности: работодатель «рекламирует» себя определенными условиями работы по конкретной специальности, предоставляет возможность прохождения практики, готовит место проживания и гарантирует определенные бытовые условия. При участии представителей органов власти сельских районов в университете организуются землячества студентов, которые поддерживают эту работу. Традицией стало участие при распределении выпускников представителей органов управления здравоохранением Архангельской, Вологодской, Мурманской областей, республик Коми и Карелии, Ненецкого автономного округа. С 2007 года университет проводит конференцию работодателей, где вместе с представителями местной власти и органов здравоохранения вырабатывается политика, направления деятельности в решении кадровых проблем региона. Для повышения эффективности такой работы в этом году университет совместно с Комитетом по молодежной политике Архангельской области провел социологическое исследование на тему «Рейтинг причин отказов молодых специалистов ехать работать в сельскую местность». Выяснилось, что первое место среди причин отказов занимает отсутствие перспектив в работе (саморазвития, карьерного роста). Далее следует неудовлетворенность условиями труда (низкая заработная плата) и проживания (некомфортные бытовые условия). На третьем месте в рейтинге – более привлекательные варианты трудоустройства. Тем не менее, 43 процента опрошенных выпускников допускает возможность переезда в сельскую местность прямо сейчас – при определенных условиях – и 40 – когда-нибудь в жизни. Среди побудительных причин работы в селе на первом месте стоит высокий уровень заработной платы, на втором – предоставление комфортного жилья, на третьем – наличие в селе мест отдыха, детских садов, школ, выхода в Интернет и др. Эти факторы определяют одновременно вектор направления деятельности и способы решения проблемы кадрового обеспечения сельского здравоохранения. Из сказанного следует очевидный вывод: вуз не в состоянии в одиночку влиять на ситуацию. Только объединив усилия с органами власти и управления всех уровней, можно рассчитывать на то, что серьезная кадровая проблема может быть решена в будущем. Новое образовательное пространствоС нового учебного года университет проводит тестирование, концепция которого разработана центром «Гуманитарные технологии» МГУ им. Ломоносова. Его цель – способствовать профессиональному самоопределению школьников, а также оказать им помощь в выборе дополнительных образовательных услуг медицинского вуза. СГМУ может предложить тестирование и для набора профильных классов, профориентационную школу «Юный медик». Тестирование поможет и классному руководителю увидеть потенциал каждого ученика, скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера ребенка, развить способности, необходимые для успешной самореализации. Очень важно, что тест дает не приблизительную характеристику – процент погрешности в исследовании минимален. Тестирование доступно учащемуся, начиная с пятого класса, оно проходит в режиме онлайн в течение часа, после чего дается индивидуальная консультация. Системой довузовской подготовки СГМУ накоплен положительный опыт по подготовке абитуриентов не только к сдаче вступительных экзаменов, но и решению задач профориентации и адаптации школьников к студенческой жизни. Отметим, что сегодня система довузовского образования в России испытывает определенные трудности на фоне процесса ее реструктуризации в связи с переходом к ЕГЭ и усилением влияния проблем, связанных с неблагоприятной демографической ситуацией. Формирование контингента студентов медицинского университета – одна из важнейших проблем, от качественного решения которой зависит конечный результат деятельности вуза: подготовка высококвалифицированных специалистов. Это обстоятельство, несомненно, будет способствовать формированию нового пространства дополнительных образовательных услуг, которое сориентирует абитуриента на удовлетворение познавательных потребностей, самоопределение и саморазвитие. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|