Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновационная составляющая развития медицинского вуза

Помня о том, что «качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного медицинского образования» (ВОЗ), важно обсудить некоторые аспекты повышения качества медицинского образования, исходя из накопленного ВолгГМу опыта.

Просмотров: 2150
В.И. ПЕТРОВ, ректор Волгоградского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук

Увеличение продолжительности жизни россиян, укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее распространенных заболеваний путем обеспечения доступности качественной медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг являются основными целями государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» на период до 2020 года. Помня о том, что «качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного медицинского образования» (ВОЗ), важно обсудить некоторые аспекты повышения качества медицинского образования, исходя из накопленного ВолгГМу опыта.

Стратегия

На протяжении последних пятнадцати лет вся работа ВолгГМУ строится на основе реализации пятилетних программ стратегического развития. В 2012 году вуз подвел итоги выполнения очередного плана, в основу которого была положена концепция развития университета на 2008-2012 годы. В этом документе была сформулирована миссия медицинского университета – обеспечение высокого профессионального уровня медицинских и научных кадров. Реализация основывалась на развитии следующих ключевых направлений деятельности:

  • образовательного, цель которого сохранение и развитие классического образования в регионе, осуществление подготовки квалифицированных специалистов по фундаментальным и передовым направлениям, выполнение роли системообразующего центра медико-фармацевтического и биологического образования в регионе;
  • научного – сохранение и приумножение потенциала российской науки по ведущим, в том числе приоритетным направлениям, на основе лучших отечественных традиций и мирового опыта, с учетом запросов региона и страны в целом;
  • инновационного – служить центром развития инновационности в области управления и научных разработок;
  • предпринимательского – развитие социально ориентированной предпринимательской активности, взаимодействие с бизнесом-сообществом, привлечение его к реализации социальных программ вуза.

Стратегическая цель последнего пятилетнего плана состояла в трансформации образовательного пространства вуза, дающей возможность перехода на качественно новый уровень, что создает условия для интеграции в систему подготовки врачей по международным стандартам.

Назовем основные этапы реализации программы: первый (2008-2009) – основополагающий; второй (2010-2011) – инновационный; третий (2012) – итоговый.

Инновационный этап включал:

  • создание фармацевтического кластера;
  • создание филиала;
  • лицензирование новых специальностей;
  • открытие новых кафедр и курсов;
  • участие в международной программе TEMPUS-IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов».

Слагаемые качества

Сегодня образовательный процесс в ВолгГМУ включает четыре уровня подготовки специалистов: довузовский, додипломный, последипломный и профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников высшей квалификации и научно-педагогических кадров.

В проведение образовательного процесса вовлечены высококвалифицированные преподаватели 75 кафедр: более 150 докторов наук и профессоров, 538 кандидатов наук, 1 член-корреспондент и 3 академика РАМН, 7 заслуженных деятелей науки РФ, 3 заслуженных работника высшей школы, 20 заслуженных врачей РФ, 22 члена национальных и международных общественных академий.

В 2007 году в ВолгГМУ внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, в 2011 году вуз получил международный сертификат соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2008. В структуру системы обеспечения качества образовательного процесса входят совет по качеству, возглавляемый ректором, учебное управление, организационно-методическая контрольная комиссия, учебно-методический отдел, группы по качеству, созданные на всех факультетах университета. Одним из механизмов, обеспечивающих повышение качества работы, заинтересованности и ответственности за конечные результаты деятельности подразделений университета и конкретных сотрудников является стимулирующая надбавка к заработной плате, величина которой зависит от результатов рейтинга преподавателей. Рейтинговые надбавки к заработной плате в 2012 году составили 2548 тыс. рублей.

В 2011 году в университете лицензированы пять новых специальностей: «Медико-профилактическое дело», «Биология» (профили – генетика и биохимия), «Педагогическое образование» (профиль – биология), «Менеджмент» (управление в здравоохранении), «Биотехнические системы и технологии».

В настоящее время обучение в ВолгГМУ проводится в 6 учебных корпусах общей площадью около 67 тыс. квадратных метров, в том числе учебно-лабораторная площадь составляет почти 45 тыс. квадратных метров. В течение последних пяти лет открыты 15 новых кафедр и курсов.

ВолгГМУ имеет 2 спортивно-оздоровительных лагеря, 3 общежития для студентов на 1240 человек, централизованную столовую с 8 филиалами.

Участниками образовательного процесса в ВолгГМУ, включая Пятигорский филиал, сегодня является более 10 тыс. студентов, более 600 интернов, более 400 клинических ординаторов, 257 аспирантов, 22 докторанта, более 4,5 тыс. врачей на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ежегодно. Всего за время почти восьмидесятилетней деятельности вуз подготовил более 32 тыс. врачей, среди которых около 3,5 тыс. иностранных граждан для 120 стран мира.

Единая информационная среда

Создание единого образовательного пространства путем интеграции информационных систем вузов в единую информационную систему отрасли является сегодня стратегическим направлением. Начальным этапом такой интеграции стало формирование единой информационной среды ВолгГМУ.

В учебном процессе используется оснащенный самыми современными технологиями обучения межкафедральный центр сертификации специалистов (МЦСС), 22 локальные вычислительные сети, 30 компьютерных классов, 1311 персональных компьютеров, из них более половины с выходом в Интернет, в том числе через Wi-Fi. Разработаны и находятся в тестовом доступе ресурсы, предназначенные для организации on-line тестирования знаний и дистанционной поддержки обучения студентов и слушателей программ последипломного образования. В настоящее время банк тестов ВолгГМУ содержит более 92 тыс. заданий, используемых для проведения компьютерного тестирования различных категорий обучаемых. Он размещен в Интернете и доступен корпоративным пользователям с помощью разработанной инженерной службой МЦСС системы Интернет-тестирования «Дисттест». Для этого применяется специализированный web-сервер, который обеспечивает круглосуточный доступ к тестам ВолгГМУ по адресу: http://disttest.volgmed.ru. Кроме того, был создан корпоративный информационный ресурс дистанционного обучения (http://dist.volgmed.ru), содержащий мультимедийные лекции, электронные учебники и другие учебные материалы, используемые на этапе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Широкое распространение мультимедийных технологий позволяет использовать их в обучении студентов. Число мультимедиа-проекторов, используемых в учебном процессе, за последние пять лет увеличилось втрое и составляет более 300 единиц. Особой гордостью является разработанная сотрудниками центра информационных технологий ВолгГМУ интегрированная система комплексной распределенной архитектуры («ИСКРА»), позволяющая управлять учебным процессом и качеством подготовки специалистов.

Международное измерение

У ВолгГМУ широкие академические связи с зарубежными вузами – он входит в Международную ассоциацию медицинских вузов Европы, активно участвующих в Болонском процессе. Тесное научно-техническое сотрудничество осуществляется с Университетом имени Мартина Лютера (Германия) – стоматологическая имплантология, Университетом Палацкого в г. Оломоуц (Чехия), Университетом науки Малайзии (USM), Уорикским университетом (г. Ковентри, Великобритания), другими вузами. ВолгГМУ принят в Международную академию наук (МАН) в качестве коллективного члена. Диплом университета признается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и более 80 странами мира.

За прошедшие пять лет улучшились показатели академической мобильности. Число визитов зарубежных специалистов и экспертов в области медицины для чтения лекций и проведения семинаров для студентов и сотрудников увеличилось в три раза. Сегодня 10 преподавателей ВолгГМУ ведут исследовательские проекты в зарубежных университетах Малайзии, Италии, Австрии, Франции и США. На протяжении последних трёх лет Волгоградский государственный медицинский университет совместно с рядом российских и зарубежных вузов из Франции, Германии, Люксембурга, Италии принимает участие в международном проекте Европейского Союза ТЕМПУС-IV по вопросам развития медицинской педагогики в высших учебных заведениях.

Совместно с Арканзасским университетом медицинских наук (США) осуществляется научно-исследовательская программа в области семейной медицины и контроля над туберкулёзом, совместно с Всемирной федерацией репродукции человека – программа по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья человека. Общее количество международных договоров за последние пять лет увеличилось в полтора раза.

Планов – громадье

В стратегическом плане дальнейшего развития образовательной деятельности – аккредитация ВолгГМУ по укрупненным группам специальностей (направлениям подготовки) в 2013 году, лицензирование новых ООП магистратуры по направлениям подготовки «Биология», «Педагогическое образование», «Менеджмент», «Биотехнические системы и технологии», «Общественное здравоохранение», лицензирование аспирантуры по всем УГС.

Сегодня ВолгГМУ располагает собственными клиническими базами: университетской многопрофильной клинической больницей (клиника №1) на 210 коек, клиниками стоматологии и семейной медицины, учебно-производственной аптекой, центром отработки профессиональных навыков, Центральной научно-исследовательской лабораторией (ЦНИЛ), Республиканским центром по акупунктуре в акушерстве и гинекологии. Общая площадь 43 клинических баз, используемых в учебном процессе на основе договорных отношений, составляет более 160 тыс. квадратных метров.

Университетская клиника №1 обеспечивает удовлетворение потребностей населения Волгоградской области и Южного федерального округа в высококвалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи. В 2012 году государственное задание по оказанию высокотехнологичной помощи выполнено на сумму более 90 млн. рублей, в том числе по сердечно-сосудистой хирургии, акушерству и гинекологии (экстракорпоральное оплодотворение). Введен в эксплуатацию компьютерный томограф, биплановый ангиографический комплекс и симуляционный центр по кардиохирургии.

О роли вуза в области охраны здоровья в регионе свидетельствует тот факт, что сегодня 32 заведующих клиническими кафедрами ВолгГМУ являются главными внештатными специалистами министерства здравоохранения области. В перспективных планах развития клиник ВолгГМУ – открытие новых центров: хирургической гепатологии, детской и геронтологической стоматологии, консультативно-диагностических центров. В 2013 году вуз получил квоту (более 40 млн. рублей) на создание симуляционного центра для отработки практических навыков в акушерстве, гинекологии и перинатологии.

Университет участвовал в реализации федеральных целевых программ: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)». В рамках утвержденной правительством ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» с 2013 по 2015 годы планируется направить 980 млн. рублей на создание Волгоградского научного центра инновационных лекарственных средств с опытно-промышленным производством на базе ВолгГМУ.

Это будет самое современное предприятие, способное во многом решить вопросы нехватки недорогих качественных фармацевтических препаратов не только в регионе, но и стране в целом.

За последние пять лет внебюджетные доходы от научной деятельности увеличились в четыре раза. В планах развития научно-исследовательской и инновационной деятельности – удвоение объема заказов вузу на НИОКР, вовлечение в проведение заказных НИОКР по грантам и хоздоговорам не менее 30 процентов профессорско-преподавательского состава вуза к 2017 году.

В 2012-2013 учебном году в Волгоградском государственном медицинском университете был открыт Пятигорский филиал на базе одного из крупнейших фармацевтических вузов России – Пятигорской государственной фармацевтической академии. Объединение вузов способствует дальнейшему их развитию с целью создания на базе ВолгГМУ крупного инновационного образовательного, научного, лечебного и производственного университетского комплекса на юге России.

В свое время драматург Александр Вампилов прозорливо отмечал: «Мечты, которые сбываются, – не мечты, а планы».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Инновации – путь к качеству знаний
От традиций – к креативности и инновациям
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Мурманский ГТУ: отраслевое образование региону
Научно-исследовательский центр на юге России
Перспективы развития северной медицинской школы
Подготовка морского инженера в современных условиях
Пермский госуниверситет: вектор развития
СПб ГТУРП: Успех не приходит случайно

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ