Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инновации – путь к качеству знаний

Исследования в вузах не только способствуют привлечению дополнительных средств, но и являются необходимой составляющей качественного образовательного процесса. Решение этих задач без значительного наращивания фундаментальных и прикладных исследовательских компетенций в вузе невозможно.

Просмотров: 1446
Т.В. ЗАБОЛОТСКИХ, ректор Амурской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор
С.С. ЦЕЛУЙКО, проректор по науке Амурской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор

С чего начинается новое?

Основной проблемой совершенствования научно-исследовательской работы в вузе является отсутствие законодательной основы, формирующей региональные фонды поддержки инновационной деятельности.

Главная роль в эффективном введении интеллектуальной собственности с высокой стоимостью в хозяйственный оборот должна принадлежать власти, но без жесткого административного давления. Государство видится законодателем, устанавливающим правовые основы научно-технической сферы, одним из главных инвесторов научных исследований и разработок, крупным потребителем научно-технической продукции и изобретений.

Коммерческая реализация и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот зачастую невозможны из-за отсутствия должного финансирования. Известно, что в области медицины внедрение изобретений возможно только после разрешения Комитета по новой технике Минздрава РФ. Для этого требуется не только подать заявку на изобретение, заплатив пошлины, но и вложить средства в проведение доклинических, клинических испытаний, оформление научно-технической документации, изготовление опытных образцов, рекламы для поиска заказчиков, проведение научно-технического маркетинга.

Все это не позволяет в полном объеме производить самофинансирование научных разработок. Кроме того, нужны целенаправленная законодательная политика в области налогового стимулирования изобретательства и принятие закона «О служебных изобретениях».

Решение этой проблемы видится прежде всего в федеральных сметных назначениях вузу объемом не менее 70 процентов от потребности. Дополнительным источником должен быть местный бюджет региона, не менее 5 процентов которого гарантировано для проведения социально значимых научных исследований.

Для развития вузовской науки и закрепления научных кадров необходимо создать в вузе предпочтительные социально-экономические условия работы по сравнению с практическим здравоохранением.

С принятием федерального закона № 217 от 2 августа 2009 года активизировалась работа по инновационному развитию вузов. Деятельностью создаваемых хозяйственных обществ является внедрение результатов интеллектуальных разработок, исключительные права на которые принадлежат соответствующим учреждениям. Для Амурской государственной медицинской академии (АГМА) последнее стало актуальнейшим в связи с новой стратегией развития Дальнего Востока. Необходимо дальнейшее усиление научно-образовательного медицинского инновационного центра по вовлечению в коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности вуза.

На ближних и дальних подступах

Исследования в вузах не только способствуют привлечению дополнительных средств, но и являются необходимой составляющей качественного образовательного процесса. Решение этих задач без значительного наращивания фундаментальных и прикладных исследовательских компетенций в вузе невозможно. Академия должна усилить и исследовательские мощности, обеспечивающие ей позицию ведущих площадок аутсорсинга научных работ, генератора прикладных идей и разработок, базы для развития инновационного предпринимательства, источников качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для здравоохранения и органов государственного управления.

Основой роста является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества работ, развитие сотрудничества с РАМН и другими государственными академиями.

Достижение цели будет обеспечиваться более совершенной системой обмена опытом, стимулированием сетевого взаимодействия вузов, их сотрудничеством с бизнесом, обучением вузовских управленческих команд практике организации современной научно-исследовательской деятельности.

В этой связи возрастает роль студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность освоить способы обновления технологий, увидеть будущую профессиональную деятельность в динамике, получить опыт интенсивной практической работы, проводя исследования непосредственно в больнице, уточнить профиль получаемого образования, целенаправленнее работать с информацией.

В основе инновационных программ развития АГМА лежит внешняя, в том числе международная, экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в международной стандартизации и сертификации качества управления.

Таким образом, организация научных исследований и система управления должны быть обеспечены созданием инновационной инфраструктуры, усилением блоков, отвечающих за исследования и разработки, защитой интеллектуальной собственности и внешней, в том числе международной, экспертизой научно-исследовательской работы и образовательных программ.

Рецептура успеха

В настоящее время в АГМА создан научно-образовательный инновационный медицинский центр (НОИМЦ) и подготовлен план стратегического развития научной работы. В состав НОИМЦ входят электронно-микроскопическая и биохимическая лаборатории, центр коллективного пользования новейшим оборудованием, экспериментально-биологический центр (виварий), лаборатория биомедицинских и клинических исследований, молодежный инновационный центр.

В развитии кадровой политики необходимо признать, что преподаватели, не занимающиеся исследовательской работой и не имеющие опыта участия в производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. В основу работы с кадрами нужно положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих ученых, подлинную конкурсность при замещении вакантных должностей, стимулирование при достижении конкретных исследовательских результатов. Это следует делать как в рамках отдельных контрактов с кафедрой на проведение исследовательских работ, так и при введении новых систем оплаты труда профессорско-преподавательского состава, предполагающих более значительную дифференциацию зарплаты.

Для омоложения и обновления кадров предусмотрена программа поддержки научной активности студентов, молодых исследователей и преподавателей. Особая роль отведена обновлению практики научного руководства, координации научных работ студентов. В программах развития АГМА усилен акцент на инновационный компонент в системе «вуз – лечебно-профилактическое учреждение».
Связи с ЛПУ могут затрагивать и сам образовательный процесс созданием базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий в ЛПУ, организацией мест практики и привлечением ведущих специалистов АГМА к ведению спецкурсов и стажировки на производстве для вузовских преподавателей, совместной разработкой образовательных программ. В молодежном инновационном центре созданы группы, непосредственно занимающиеся исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования.

Совместно с академическими институтами и промышленными компаниями АГМА развивает исследовательскую инфраструктуру, в том числе центры коллективного пользования, базы знаний и образовательных ресурсов, малые инновационные предприятия. В некоторой степени перспективы сотрудничества АГМА и бизнеса раскрывает механизм фондов целевого капитала: космические технологии и телекоммуникации, биофармакологические кластеры, медицинские технологии, доклинические и клинические испытания лекарственных субстанций.

Основным ориентиром должна стать реальная интеграция образования, исследований, разработок и внедрений. Для этого потребуется существенная реорганизация учебных программ, усиление проектных форм обучения, внедрение новых форм практики. В АГМА к преподаванию и руководству исследовательской работой студентов активнее привлекают как представителей академической науки, так и специалистов учебного сектора. Построенные на новых ГОС программы нацелены на формирование базовых исследовательских компетенций и предпринимательского видения медицинских технологий.

В партнерстве вуза с системой общего образования предстоит наладить связи по обеспечению «сквозных» исследовательских компетенций, которыми должны овладеть студенты. Заслуживает внимания работа академии по организации профильного дистанционного обучения школьников, в том числе с использованием практики организации сезонных школ, олимпиад и научно-практических конференций учащихся. Это обеспечит необходимую профориентацию будущих студентов и будет способствовать появлению некоторых исследовательских компетенций, интереса к исследовательской работе ещё со школьной скамьи. Большое внимание уделяется обмену студентами между Амурской ГМА и японскими вузами – медицинским университетом г. Осака и медицинской школой университета г. Ниигата, китайскими медицинскими университетами Харбина и Цицикара.

Движение и перспективы

К индикаторам развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в АГМА можно отнести следующие:

  • увеличение объема заказов, научно-исследовательские проекты для практического здравоохранения;
  • удвоение объема высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми инновационными предприятиями вуза;
  • рост индекса цитируемости ведущих ученых АГМА;
  • увеличение количества договоров с зарубежными партнёрами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований;
  • проведение практики студентов в научных организациях или в ЛПУ, формирующих современную технологическую среду;
  • деятельность попечительского совета, на две третьих состоящего из представителей работодателей, местных и региональных администраций и имеющего четкие представления по влиянию на кадровую политику, финансовые вопросы, содержание образования, инвестиционную политику АГМА;
  • участие работодателей в подготовке профессиональных стандартов и аттестации по ним работников.

Кроме этого, планируется реализовать следующие задачи:

  • провести реформу оплаты труда профессорско-преподавательского состава, позволяющую гармонично сочетать исследовательскую и преподавательскую деятельность, стимулирующую участие учёных в образовательном процессе;
  • при преподавании большинства дисциплин использовать модульные и имитационные технологии обучения, распространить практику работы междисциплинарных проектных исследовательских групп студентов;
  • обеспечить возможность стажировки не менее 15-20 процентов студентов, занимающихся научной деятельностью; активизировать деятельность совета молодых ученых АГМА;
  • наладить регулярное информирование общественности об инновационной деятельности академии с последующей общественно-профессиональной оценкой качества образования.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, медицинское образование, инновации, амурская государственная медицинская академия, преОбразование, ао-60

Похожие материалы:
Интервью с Ириной Корюкиной о подготовке врачей
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
ПНП «Образование»: от инноваций – к массовой практике
Инновационная составляющая развития медицинского вуза
Технология измерения образовательной активности
В приоритете – традиции и новации
Инновации в аграрном вузе
Развитие высшего сестринского образования в России
Десять ресурсных центров одного университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ