Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Источник жизненного вдохновения

Орловский государственный институт искусств и культуры – крупный учебно-методический, научный и творческий центр не только в масштабе региона, но и в России. Рассказывает ректор института Николай Паршиков.

Просмотров: 2725

Источник жизненного вдохновения

ПАРШИКОВ Николай Александрович – ректор Орловского государственного института искусств и культуры, доктор педагогических наук, профессор

Орловский государственный институт искусств и культуры – крупный учебно-методический, научный и творческий центр не только в масштабе региона, но и в России. Всего за период деятельности здесь подготовлено около 14 тыс. специалистов. Выпускники ОГИИК сегодня трудятся по всей стране: занимают руководящие должности в отделах культуры, работают руководителями департаментов, даже заместителями министров, востребованы и за рубежом – во Франции, Италии, других странах.

«Учебные заведения культуры – это нравственный стержень национального проекта, в основе которого находится человек», – считает ректор ОГИИК Николай ПАРШИКОВ, доктор педагогических наук, профессор.

– Николай Александрович! Поздравляем коллектив вуза с успешным прохождением очередной процедуры государственной аккредитации. За прошедшие пять лет институт динамично развивался по всем направлениям деятельности. Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали подтверждению статуса учебно-методического, научного и творческого центра культуры региона?

– Сегодня трудно представить культурную жизнь региона без нашего института. Рейтинг его высок, во многом определяясь динамичным характером развития, творческим состоянием коллектива. На протяжении последнего десятилетия средний возраст преподавательского состава стабильно составляет 45 лет. Опыт плюс молодость – вот что это значит. Мы с удовлетворением констатируем, что за последние пять лет улучшились многие показатели деятельности института.

Научный ценз профессорско-преподавательского состава вырос почти на 8 процентов и достиг отметки в 68,3 процента. Значительную роль в этом сыграло открытие аспирантуры в 2005 году.

Совершенствовалась структура подготовки специалистов: увеличилось до 5 количество укрупненных групп специальностей, аккредитованы новые ООП, получены лицензии на новые специальности и квалификации в рамках традиционных. Открытие каждой новой образовательной программы диктуется потребностью в специалистах именно этого профиля в регионе.

Укрепляется материально-техническая база института. Все эти годы шло строительство нового учебного корпуса, общей площадью более 8 тыс. кв. метров со специализированным концертным залом на 600 мест, современно оборудованными аудиториями. Надеемся, что корпус будет сдан ещё в этом году. Параллельно идет процесс преобразования старого корпуса.

– Какова концептуальная и реальная роль научно-исследовательской работы и творческоисполнительской деятельности студентов в системе подготовки квалифицированных специалистов в ОГИИК?

– Научно-исследовательская и творческо-исполнительская работа студентов является обязательной частью подготовки квалифицированных специалистов. Студенты института принимают активное участие в открытых конкурсах на лучшую научную студенческую работу, научных конференциях, конкурсах проектов и грантов. В 2004-2008 годах было опубликовано более 350 научных студенческих работ. За этот период солисты и творческие коллективы студентов приняли участие в 127 профессиональных конкурсах и фестивалях различного статуса.

Ежегодно публично представляется более 200 творческо-исполнительских работ студентов, без чего невозможно подготовить специалиста сферы искусства и культуры.

–Общей проблемой учебных заведений страны в последнее время является так называемая «демографическая яма». Какие способы удержаться на плаву, исходя из опыта работы института, вы считаете наиболее эффективными?

– Несмотря на некоторое падение конкурса при приеме, план государственного заказа мы выполняем, при этом качество приема остается достаточно высоким. Этому способствуют развитие многоуровневой системы подготовки кадров в социокультурной сфере, целевой прием, совершенствование работы с абитуриентами.

У нас, как говорится, «свой» абитуриент. Это, прежде всего, выпускники наших ссузов. Вузом заключены договоры о сотрудничестве с 38 профильными средними учебными заведениями региона и страны. Их выпускников мы принимаем по системе «двухзвенки». Ежегодно от 35 до 50 процентов принятых на первый курс – выпускники ссузов.

За период существования «двухзвенки» выработались различные формы взаимодействия института с ссузами. Один из интереснейших и наиболее перспективных путей сотрудничества – проведение на базе ОГИИК творческих конкурсов: как среди студентов ссузов, так и учащихся детских музыкальных, хореографических, хоровых школ, школ искусств. Такие конкурсы проводятся на творческих кафедрах института с 1996 года, способствуя рождению «своего» абитуриента.

– В период утверждения федеральных государственных стандартов остро встал вопрос о сохранении специфики образования в сфере культуры и искусства, в том числе в части перехода на двухуровневую модель образования в системе высшего профессионального образования. Каково ваше мнение по этому вопросу как ректора вуза искусств и культуры?

– Культура и образование – это те сферы, которые определяют менталитет и национальное самосознание граждан. Именно на основе великой культуры возможно единение нации, народа, достижение социальной сплоченности и социальной солидарности.

«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» одной из главных своих целей определяет обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса. У нас в России сложилась уникальная система образования в сфере культуры и искусства, и если она будет разрушена, русской культуре будет нанесен непоправимый удар. Улучшит ли подготовку работников культуры и искусства отказ от специалитета, а значит, отказ от сложившейся уникальной системы и переход на бакалавриат и магистратуру? Какое место в двухуровневой модели образования займут «наши» ссузы, многие из которых стали колледжами? Очень хочется надеяться, что на эти вопросы обратят внимание люди, от которых зависит принятие новых стандартов в сфере искусства и культуры. Думается, перевод творческих специальностей на двухуровневую модель нецелесообразен.

– В ОГИИК действуют научные школы. Какое участие научные коллективы института принимают в федеральных и региональных целевых программах, какова эффективность такого участия?

– Научные исследования ведутся в вузе по 11 направлениям, причем участие научных коллективов в федеральных и региональных целевых программах за истекшие пять лет существенно расширилось. Ряд научных исследований финансировался в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2006-2010 гг.), а также целевых региональных программ «Культура Орловской области на 2006-2010 годы», «Молодежь Орловщины» (20062010 годы), «Социальное развитие села Орловской области до 2010 года» на общую сумму 1300 тыс. рублей.

– Какие направления международного сотрудничества определены как приоритетные для вашего вуза?

– За последнее пятилетие творческие коллективы института приняли участие в 44 международных конкурсах и фестивалях, в большинстве которых стали призерами. Более 400 студентов побывало в творческих поездках во Франции, Италии, Португалии, Австрии, Германии, Болгарии, Польше, Чехии, Казахстане, Украине и других странах.

Успешно реализуются перспективные международные проекты: «Библиотечное дело в условиях приграничья (библиотеки г. Гомеля, Беларусь)»; «Историко-культурные связи России и Франции (Региональный совет Шампань-Арденн)»; «Актуальные аспекты социальной работы (Институт по подготовке социальных работников, г. Реймс, Франция)» и другие.

– Выступая на партийной конференции Орловского регионального отделения партии «Единая Россия» в мае нынешнего года, вы акцентировали, что «люди искусства и культуры живут сегодня очень и очень скромно». В чем же в таком случае, по-вашему, источник их жизненного вдохновения?

– В искусство и культуру идут люди особого склада: талантливые, открытые, бесконечно преданные своему делу. Они не пожалеют ничего: ни сил, ни времени, ни здоровья – жизни не пожалеют, служа избранному делу. Вот только оплачивается, к сожалению, это очень и очень скромно. Низкая зарплата у библиотекарей, учителей в музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования, у руководителей любительских коллективов… Источник их жизненного вдохновения – дело, которому они служат, без которого не умеют жить. А дело это – великая русская культура нашей России.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Будущее культуры Севера
Вклад в развитие Соликамска
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Модернизация вузовской инфраструктуры
ОГИИК: надежда как точка опоры
Профессия – дарить людям радость
Реформы образования в сфере культуры и искусства
Реализовать нравственный потенциал искусства
Художественный вуз непрерывного образования
Нестандартный урок, или Учитель, которого ждут

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ