Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реформы образования в сфере культуры и искусства

Единственное российское образование, которое не требует дополнительного подтверждения нигде в мире, - это образование в области искусства и культуры. Новый проект об образовании в отношении к творческим учебным заведениям можно расценить как попытку разрушить систему художественного, театрального, музыкального образования России.

Просмотров: 5402
ПАРШИКОВ Николай Александрович – ректор Орловского государственного института искусств и культуры, доктор педагогических наук, профессор

Новый закон «Об образовании» вызвал широкую дискуссию в профессиональном сообществе, но прежде всего взволновал работников культуры и деятелей искусства. Какие вопросы к составителям документа возникают у представителей творческих вузов? Об этом в интервью нашему журналу размышляет ректор Орловского государственного института искусств и культуры Николай ПАРШИКОВ.

– По словам министра культуры А. Авдеева, возможны два пути совершенствования образования в сфере культуры и искусства: доработка законопроекта «Об образовании» или принятие дополнительных нормативных документов, регламентирующих особенности творческого образования. Какие принципиальные моменты в связи с этим волнуют вас больше всего?

– Единственное российское образование, которое не требует дополнительного подтверждения нигде в мире, – это образование в области искусства и культуры. Новый проект об образовании в отношении к творческим учебным заведениям можно расценить как попытку разрушить всю систему художественного, театрального, музыкального образования России. Права творческих вузов ограничены. Срок обучения в институтах сокращен с пяти до четырех лет за счет сокращения общегуманитарных дисциплин, а ведь именно они воспитывают художественную личность, наделенную образным сознанием, воспитывают гражданина и патриота. Закон нуждается в доработке. Необходимо, как нам кажется, выделить творческие образовательные учреждения в отдельную группу, дать им возможность создавать свои программы и стандарты.

В наш вуз поступают абитуриенты, которые с детства готовятся к будущей профессии. Иногда эта подготовка бывает несколько односторонней: может случиться так, что абитуриент имеет не очень высокие баллы по истории, литературе, русскому языку, но при этом комиссия отмечает его уникальные способности по выбранной творческой специальности. Как можно принимать на творческие специальности без экзамена? Как можно не учитывать специфику обучения на факультете художественного творчества?! Пугает то, что мы можем лишиться права отбирать студентов по способностям. Ценность творческого образования заключается в его непрерывности, а этого механизма в проекте нового закона нет.

Многие абитуриенты нашего вуза становятся студентами, пройдя через «двухзвенку», но, согласно документу, детские художественные и музыкальные школы, а также школы искусств лишены своего специфического статуса – их приравняли к сфере дополнительного образования, то есть к кружкам и секциям «по интересам». Средняя зарплата педагога в музыкальной школе менее 6 тыс. рублей в месяц, и новый закон не предполагает ее повышения, поэтому молодые педагоги туда не идут работать. А это чревато тем, что скоро некому будет обучать будущих великих пианистов, скрипачей, хореографов...

Главным приоритетом системы образования в сфере культуры и искусства было и должно остаться государственное финансирование образования, сохранение равноправия в высшем образовании, его доступности. Прав министр культуры А. Авдеев, который заявил, что на культуру в России нужно в два раза больше денег, а при том финансировании, которое мы имеем в настоящее время, система художественного образования может рухнуть. Студенты творческих вузов, безусловно, нуждаются в стипендиях, у многих из них далеко не блестящее материальное положение, потому что это, как правило, не дети бизнесменов, банкиров, предпринимателей, а дети работников культуры, продолжатели творческих династий. Они вправе рассчитывать на поддержку государства. Бюджет на культуру необходимо увеличить. Вопрос о низкой заработной плате выпускников вузов культуры и искусства является одним из самых злободневных.

В условиях реформирования и модернизации системы отечественного художественного образования необходимо сохранить ценные традиции, которые складывались и развивались многими поколениями специалистов в сфере культуры и искусств в течение двух веков. Невозможно в эпоху перемен разрушить накопленный опыт, разрушить российскую систему профессионального художественного образования «школа – училище – вуз». Ценность творческого образования заключается именно в его непрерывности, а новый законопроект нарушает эту цепочку, разрывая звенья, необходимые для подготовки современного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

У нас, как говорится, «свой» абитуриент. Это, прежде всего, выпускники ссузов. Вузом заключены договоры о сотрудничестве с 38 профильными средними учебными заведениями региона и страны. Их выпускников мы принимаем по системе «двухзвенки». Ежегодно от 35 до 50 процентов принятых на первый курс – выпускники ссузов. За период существования «двухзвенки» выработались различные формы взаимодействия института с ссузами. Один из интереснейших и наиболее перспективных путей сотрудничества – проведение на базе института творческих конкурсов: как среди студентов ссузов, так и среди учащихся детских музыкальных, хореографических, хоровых школ, школ искусств. Такие конкурсы проводятся на творческих кафедрах института с 1996 года, способствуя рождению «своего» абитуриента. К сожалению, сегодня нет четкого разграничения в содержании программы подготовки бакалавров среднего звена и бакалавров вузов, на что также стоит обратить внимание.

Наш вуз функционирует не только как образовательное учреждение, но и как научно-методический центр по вопро- сам культуры и искусства, как художественная лаборатория по любительскому театру, русскому народному инструментальному и песенному творчеству, современной и народной хореографии, хоровому дирижированию. Это творческий центр не только в масштабе региона, но и России.

Осуществляя подготовку научно-педагогических кадров в системе непрерывного социокультурного образования, аспирантура привлекает талантливую молодежь к освоению научных специальностей, способствует укреплению научного потенциала вуза на основе развития преемственности в научных школах. Согласно новому законопроекту, в институтах не будет магистратуры и аспирантуры, останется только одна ступень – бакалавриат. Разработчики «творческих стандартов» должны учитывать специфику вузов, должны закрепить за творческими высшими учебными заведениями статус университетов. Послевузовскую стажировку и ассистентуру необходимо приравнять к аспирантуре, потому что повышение квалификации у представителей науки и у представителей творческих профессий должно быть различным.

– Выпускники вузов культуры и искусств не просто занимаются творческо-педагогической деятельностью, перед ними стоит задача и более высокого плана – сохранять и развивать культуру общества. Какими компетенциями в связи с этим они должны обладать? Что необходимо учесть при переходе на новые образовательные стандарты?

– Выпускники вузов культуры – а многие наши выпускники имеют звание заслуженного работника культуры РФ, – занимаясь творческо-исполнительской деятельностью, решают задачи сохранения и развития отечественной культуры, духовного оздоровления нации. Эти молодые люди – будущее страны, представители нового поколения профессионалов. Они инициативны, способны быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, обладают лидерскими качествами, имеют опережающее мышление. Именно такими воспитали их педагоги, стремясь дать не только глубокие и разносторонние знания, но и сформировать качества, необходимые для профессионального успеха.

Нужно создать условия, для того чтобы выпускники имели возможность совершенствовать свой исполнительский уровень, обучаясь в магистратуре, аспирантуре. В стандарте отсутствуют те основополагающие профили, которые изначально выстраивали в вузе искусств и культуры учебный процесс, связанный с сохранением и развитием традиций народного песенного и инструментального искусства и формированием профессиональных компетенций выпускника. Так, например, из стандарта направления «Народная художественная культура» изъяты такие профили, как «руководитель вокально-хорового коллектива» (академический и народный хор), «руководитель музыкально-инструментального коллектива» (народные инструменты).

– В ОГИИК есть такие направления подготовки, как «Менеджмент», «Социально-культурная деятельность». Знания в какой области, на ваш взгляд, будут востребованы работниками культуры в ближайшем будущем? Какие новые специальности могут появиться в творческом вузе?

– Современные инновационные предприятия заинтересованы в творческих сотрудниках, которые могут принимать неординарные решения. Сегодня необходимы не только талантливые профессионалы-созидатели, но и управленцы-менеджеры, способные организовать творческий процесс. Новое время выдвигает новые требования. Чтобы удовлетворить новые запросы культурной сферы, безусловно, потребуются и новые люди, молодые специалисты, компетентные в различных областях современной жизни. Развивая традиционные специальности и квалификации, институт открывает новые, учитывая потребности региона, потребности жизни. Так, например, в ОГИИК начали осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации по таким специальностям, как «Музыкальное образование», «Социальная работа», «Актерское искусство», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Режиссура кино и телевидения», «Музейное дело и охрана памятников», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Музыкальное искусство» и «Организация работы с молодежью».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: николай паршиков, ОГИИК, творческое образование, точка зрения, ао-45, орловская область

Похожие материалы:
Необходимо сохранить статус академии
Социальный заказ на культуру
Профессия – дарить людям радость
Одаренность – соль и смысл художественного образования
Проблемы художественного образования
Система художественного образования в современных условиях
Практические аспекты взаимодействия творческого вуза и работодателей
ОГИИК: надежда как точка опоры
«Падчерица» российской системы образования
Источник жизненного вдохновения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Нина Смирнова Незарегистрированный пользователь
Спасибо ректору Орловского государственного института культуры и искусств за ответы в интервью. Безусловно,проблемы которые Вы, Николай Александрович, поднимаете для творческих вузов и в целом для художественного образования необходимо решать на государственном уровне.Будем надеяться, что в новом законопроекте "Об образовании" будут учтены специфические особенности творческих вузов.

2013-01-26 01:09:06 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#107Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
#94Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики готовит квалифицированных специалистов
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#101Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний