Социальный заказ на культуруС открытия в 1968 году в городе Хабаровске государственного института культуры началась история высшего профессионального образования в сфере культуры и народного художественного творчества на Дальнем Востоке России. Просмотров: 2938
Пропорции массовой, народной и классической художественной культуры в обществе зависят от образовательной стратегииС открытия в 1968 году в городе Хабаровске государственного института культуры началась история высшего профессионального образования в сфере культуры и народного художественного творчества на Дальнем Востоке России. За сорок три года институт прошел путь от учебного заведения культпросвета, осуществлявшего подготовку по двум специальностям – «Библиотековедение и библиография» и «Культурно-просветительная работа», – к образовательному учреждению искусств и культуры, обучающему по 12 специальностям и 25 квалификациям высшего, 3 – послевузовского и 1 – среднего профессионального образования. Контингент обучающихся вырос с 320 до 1400 студентов. Изменился качественный состав профессорско-преподавательского коллектива: в 1968 году в институте работало не более 15 процентов преподавателей, имеющих ученые степени и почетные звания, сегодня их более 55 процентов. В 2010 году, по признанию Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, реализуемая институтом на Дальнем Востоке образовательная программа «Народное художественное творчество» была признана лучшей образовательной программой инновационной России. Гордостью вуза являются его выпускники, среди которых народные и заслуженные артисты, заслуженные работники культуры России, художественные руководители и режиссеры краевых, муниципальных и любительских театров, руководители органов управления культуры субъектов федерации, муниципальных образований, учреждений культуры и искусства, различных творческих коллективов. За сорок три года институтом было выпущено более 13 тыс. специалистов, успешно работающих не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах России. На Дальнем Востоке сегодня практически все библиотечные работники, более половины руководителей художественных коллективов, четверти музейных работников, имеющих высшее образование, – выпускники этого учебного заведения. В Хабаровском крае процент работающих выпускников института в учреждениях культуры и искусства еще выше. Однако в современных условиях экономической глобализации, ускоренного развития урбанизации, культурно меняющегося мира необходимо осмыслить эти процессы и спрогнозировать те, которые могут произойти в сфере культуры и, в частности, художественной культуры. В нашем прогнозе необходимо учитывать, что, по сравнению с актуализирующей прошлое культурой минувших эпох, современная – ориентирована на будущее. Уже сегодня она является инструментом не только прогнозирования и проектирования социального развития, но и управления этим процессом, конструирования социокультурной среды. Основополагающий фактор развития культуры в ХХI веке обуславливает ее дифференциацию на социально актуальную и востребованную, пользующуюся коммерческим спросом и на феномен культурного наследия, имеющего идеологическое и символическое значение. Если массовая культура целиком попадает в первую категорию, то фольклорная – во вторую. Как известно, судьба фольклорной (народной) культуры определяется процессом сокращения ее социального носителя – крестьянства. В наши дни она все больше и больше лишь имитируется по записанным образцам и вследствие этого превращается в сценическое действие. В будущем она может существовать согласно социальному заказу отдельных слоев населения, идеологически ориентированных на этнотрадиционные ценности. Сложнее обстоит ситуация с классической (высокой) художественной культурой. В условиях неуклонного сокращения коммерческого спроса она, за редким исключением, сможет существовать только в дотационном режиме поддержки со стороны государства или меценатов. При этом нельзя утверждать, что классическая культура, подобно фольклорной, умирает. Потому что в обществе, благодаря реализующейся образовательной и культурной политике, сохраняются не только живые производители и потребители, но и условия для ее функционирования. Однако классическая культура в обозримом будущем уже не станет общенациональной. Как известно, эту цель в какой-то мере пытались реализовать в разных странах в первой половине ХХ века, особенно явно в Советском Союзе. Очевидно, что социальный заказ на нее будет осуществляться лишь элитарной частью социума. То же самое характерно и для бумажной литературы. Она выдержит конкуренцию с экранной культурой, но сфера ее употребления будет заметно локализована. Из этого прогноза развития художественной культуры на ближайшее будущее необходимо планировать и образовательную политику в сфере культуры и искусства. Во-первых, нужно пересмотреть структуру предлагаемых образовательных программ, значительно увеличив в них долю программ, предназначенных для специалистов – профессиональных исполнителей как классических, так и народных произведений. Уже с 2011-2012 годов нами будут предложены образовательные программы по подготовке бакалавров – исполнителей классического балета, вокалистов академического, народного, эстрадно-джазового пения, режиссеров театра и других. Эти кадры должны обеспечить реализуемую в России государственную культурную политику сохранения мирового и этнического наследия. Во-вторых, стоит внести изменения в содержание уже реализуемых программ, учитывая те прогнозируемые на перспективу реалии функционирования культуры: с одной стороны, усиление ее коммерциализации, с другой – превращение традиционной народной культуры и большей части классической культуры в объекты культурного наследия, охраняемые социумом подобно музейным экспонатам. Учитывая это, нам уже сегодня надо быть готовыми к созданию в субъектах федерации новых профессиональных художественных коллективов, целью которых является сохранение как художественной мировой и отечественной классики, так и этнических традиций дальневосточных народов. В связи с этим предполагается в течение 2011-2014 годов развернуть на базе института подготовку специалистов для работы в сфере культуры коренных народов Приамурья и Сахалина: нанайцев, удэгейцев, ульчей, орочей, уйльта, негидальцев, нивхов. По результатам этой деятельности возможно создание в Хабаровском крае и Сахалинской области профессиональных художественных коллективов, сохраняющих и презентирующих народное художественное творчество аборигенов. Кроме этого, в новом содержании программ надо учесть и процесс формирования дробной культурной стратификации общества, в которой основную роль, по прогнозам культурологов, будут играть объединения по интересам, культурным предпочтениям, модным течениям. Также в контексте экономической глобализации, в условиях существующей полиэтничности и поликонфессиональности населения современных мегаполисов сохранят в будущем свою актуальность национальные землячества и религиозные общины – как правило, в основном нетрадиционные для Дальнего Востока. Поэтому выпускаемые институтом специалисты должны отвечать новым культурным потребностям. В-третьих, необходимо сформировать систему взаимодействия. С одной стороны – между образовательными учреждениями в сфере культуры и искусства: школа искусств (музыкальная, хореографическая) – колледж – вуз. Этому могут способствовать региональные объединения, в том числе создание координационного совета руководителей средних профессиональных образовательных учреждений Дальневосточного федерального округа, а также Дальневосточного учебно-методического центра школ искусств. С другой стороны – между органами управления культуры субъектов страны, муниципальных образований, учреждений культуры и искусства и вузами по вопросу целевой и контрактной подготовки специалистов, а также повышения квалификации и переподготовки кадров. Нынешняя демографическая ситуация создала уникальную возможность для учреждений культуры и искусства повысить качественный уровень профессиональной подготовки своих специалистов, и в том числе через систему переподготовки кадров, которая, к сожалению, до сих пор не получила на Дальнем Востоке развитие. В-четвертых, в контексте экономической глобализации важным аспектом образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке является реализация совместных международных образовательных программ, особенно с китайскими вузами. С 2008 года в институте на договорной основе с Хэйхэйским государственным университетом осуществляется подготовка специалистов по музыкальным образовательным программам. Двухгодичный опыт показал высокую результативность сотрудничества. Китайские студенты успешно осваивают избранные специальности, принимают активное участие в общественной, спортивной деятельности, добиваются высоких достижений в творческой работе. Вокальный коллектив, состоящий из китайских студентов, в 2010 году был удостоен гран-при краевого фестиваля «Студенческая весна». В подготовке кадров для учреждений культуры и искусства особую роль сыграл проведенный по инициативе Хэйхэйского университета международный фестиваль искусств, в котором принял участие и творческий коллектив студентов нашего института, успешно выступивший с концертами на восьми площадках в городах Хэйхэ, Дацине и Харбине. Мы планируем расширить подобную международную культурную и образовательную деятельность: организовать повышение квалификации преподавательского состава; продолжить осуществление образовательных программ по подготовке специалистов в области музыкального и хореографического искусства; реализовать научные и творческие проекты среди преподавателей, аспирантов и студентов. И, наконец, в-пятых, с учетом современного состояния подготовки кадров, а также прогноза развития культуры в ХХI веке со всей очевидностью возникает необходимость в разработке единой образовательной политики в сфере культуры и искусства. Координатором проекта Концепции образования в сфере культуры и искусства на Дальнем Востоке до 2030 года готов выступить наш институт. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|