Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

«Падчерица» российской системы образования

Парламентские слушания думский комитет по культуре проводил для того, чтобы обсудить перспективы художественного образования в связи с разработкой проекта нового интегрированного законодательного акта. Для диалога в малом зале ГД РФ собрались депутаты, представители правительства, ректоры учебных заведений художественного профиля всей страны, а также деятели культуры и искусств.

Просмотров: 2705

Манежная площадь. Название этого места в образования Москве после известных событий в конце прошлого года приобрело второй смысл, стало некой «страшилкой» для власть предержащих, обнажившей проблемы современной молодежи, в том числе и вопрос ее воспитания. В этом контексте Манежная площадь неоднократно упоминалась во время парламентских слушаний на тему «Вопросы художественного образования в проекте нового федерального закона об образовании», которые провел в начале февраля Комитет Государственной Думы РФ по культуре. Несмотря на то что тема по умолчанию затрагивала только профильное образование в сфере культуры, она не могла не распространиться на проблемы просвещения и воспитания молодого поколения вообще. Ведь эти проблемы вполне можно считать предпосылками для экстремистских умонастроений.

Феномен Манежной площади...

Как понятно, парламентские слушания думский комитет по культуре проводил для того, чтобы обсудить перспективы художественного образования в связи с разработкой проекта нового интегрированного законодательного акта. Для диалога в малом зале Государственной Думы РФ собрались депутаты, представители правительства, ректоры учебных заведений художественного профиля со всей страны, а также деятели культуры и искусств. Практически все они были едины во мнении о том, что теме культурного образования в современной России уделяется слишком мало внимания. И поэтому учреждения образования художественного профиля зачастую находятся в худшем положении, если сравнивать их с «обычными» школами, ссузами и вузами. А ведь их выпускники не просто лицо нашей страны перед мировым сообществом, но и «когорта славных», призванная формировать эстетические вкусы и нравы молодого поколения.

В условиях многонационального государства именно культуре отводится роль сближающего и объединяющего фактора. Не взирая на то что мы (и, хочется верить, не только мы) по сей день считаем себя высококультурной нацией, экономить на культуре чревато последствиями.

Со слов заместителя председателя Государственной Думы РФ Светланы Журовой, о необходимости обратить внимание на культурное воспитание молодежи говорил на встрече с руководством парламента Президент России Дмитрий Медведев. Если не приложить усилия к решению проблемы, то «Манежная площадь повторится и повторится с более плачевными результатами». Ведь национальный вопрос и культурный вопрос, в принципе, по многим позициям перекликаются.

– И наша задача, – подчеркнула Светлана Журова, – сделать так, чтобы никакие образовательные стандарты, никакие законы не могли оказать катастрофическое воздействие на нашу культуру.

Приглашенный на парламентские слушания министр культуры РФ Александр Авдеев был очень сдержан в высказываниях, однако не смог удержать обиду, сквозившую в его голосе, когда он рассказывал о ситуации в образовательных учреждениях своей отрасли. По его мнению, первопричиной столь неважной ситуации в системе художественного образования является недооценка роли культуры в современном обществе. Отсюда невнимание к тому, в каком положении сегодня находятся музеи, клубы, консерватории, институты… Между тем, порядка 40 процентов зданий, относящихся к Минкультуры, требуют срочного ремонта, а около 15 процентов помещений и того хуже – в аварийном состоянии.

Доля расходов на культуру в российском бюджете составляет 0,75 процента. В так называемых «развитых странах» доля расходов на культуру составляет не менее 2 процентов. Чтобы исправить ситуацию, бюджет на культуру, по мнению Александра Авдеева, должен составлять порядка 200 млрд. рублей. А он не превышает 89 млрд., из которых существенная часть идет, например, на ремонт Большого театра.

– Из недопонимания роли культуры и рождается то, что мы называем феноменом Манежной площади, – объяснил министр. – Будет у нас нормальное отношение к культуре, появятся и ценностные категории у молодежи, потому что они формируются только через просвещение и культуру. Неряшливое отношение к культуре породило неряшливое отношение к системе художественного образования. И оно превратилось в падчерицу российской системы образования. Вот и дошли до предела, когда приходится говорить вообще о жизнеспособности художественного образования, а с этим и о жизнеспособности нашей культуры.

... либо все рухнет

Александр Авдеев не стал приукрашивать положение вещей в возглавляемом им министерстве и рассказал о наиболее животрепещущих проблемах художественного образования, в котором не выстроена ступенчатая вертикаль, включающая в цепочку детские школы искусств, средние специальные учебные заведения и вузы.

Например, на учителей ДШИ не распространяется норма об ограничении аудиторной нагрузки, которая составляет не более 18 часов в неделю на одну ставку. Чем они, спрашивается, отличаются от «обычных» учителей? Вряд ли напрягаются меньше, чем коллеги. А у них и льготной пенсии нет. Допустим, учеников у преподавателей в ДШИ меньше, но ведь им необходимо не только дать знания, но еще и выработать навыки: например, владения музыкальным инструментом. Только «руку поставить» начинающему скрипачу – настоящая мука. При этом еще и заработная плата преподавателей ДШИ в среднем составляет 5670 рублей. Почти достигает установленной нормы прожиточного минимума.

Сегодня детские школы искусств финансируются муниципалитетами, и не все они в состоянии содержать ДШИ. Возможно, именно поэтому в ДШИ, в которых преподается музыка, изношено до 40 процентов инструментов. И о покупке новых часто даже не идет речи. Формально деньги на их приобретение для школ закладываются. Правда, в среднем, всего 4-5 тыс. рублей в год на школу. Кстати говоря, детские школы искусств находятся по отношению к системе образования вообще в странном положении, поскольку по стране не существует единой формы документа об окончании ДШИ.

Кроме того, в системе Минкультуры РФ есть также нетиповые образовательные учреждения, в которых одаренные дети учатся музыке, хореографии, изобразительному искусству. Их немного – всего 29, причем 20 из них функционируют как самостоятельные юридические лица. В них обучается почти 6 тыс. одаренных детей и подростков. Именно из этих школ, заверил Александр Авдеев, и выходят звезды российской культуры. Министр считает, что этим школам необходимо придать статус учреждений предпрофессионального образования.

На верхней ступени системы художественного образования находятся 45 вузов: консерватории, театральные и художественные институты и академии. Вузам министр предложил оставить исторические названия и приравнять ассистентуру-стажировку в художественном образовании по статусу к аспирантуре. Чтобы и стипендии платить тем, кто обучается в «аспирантуре культуры», и дать им возможность писать диссертации, а также присуждать научные звания.

Также затронул министр в своем эмоциональном выступлении второе высшее образование, которое ныне можно получить только на платной основе. Ни для кого не новость, что большинство великих дирижеров и театральных режиссеров в России вышло из актерских или музыкальных специальностей. Как правило, сначала они получают необходимый опыт работы в коллективе, изучают «кухню» оркестра или театра, а также просто обзаводятся с годами житейской и профессиональной мудростью. И только потом делают шаг в режиссерство. Но второе, режиссерское образование актеру или музыканту бесплатно уже не получить. Выложить за него придется внушительную сумму, которая далеко не всем талантам по карману.

Все эти проблемы в художественном образовании присутствуют в настоящий момент, и ждать появления новых законов системе непозволительно долго. Поэтому Александр Авдеев призвал отразить проблемы уже в действующем законодательстве. Пока отзвучат все обсуждения, пока пройдут три чтения нового интегрированного закона об образовании, воды утечет много.

– Либо сейчас, либо все рухнет, – резюмировал свое выступление Александр Авдеев. И вполне объяснимо, что он был поддержан аплодисментами зала.

Прочь от «усреднения»

Советник Президента РФ по культуре Юрий Лаптев заметил, что дискуссии по обсуждаемым проблемам поднимались неоднократно, однако они так и остались неразрешенными. И правота тех, кто отстаивает основы системы художественного образования советского периода, неоспорима. Хотя бы потому, что эта система прошла испытание временем и наглядно показала свою успешность.

Даже Китай, например, примеряет на себя систему художественного образования российского образца, начинающуюся для будущей звезды с пятилетнего возраста. А у нас сейчас профильному образованию «закручивают гайки», зато непрофильные образовательные учреждения начинают получать лицензии на подготовку по творческим и художественным профессиям. Наверное, усредненный вариант, рассчитанный на все образовательные учреждения, вне зависимости от их профиля, все-таки нам не подходит.

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Григорий Ивлиев отметил, что после недавней совместной коллегии Минкультуры и Минобрнауки диалог между деятелями культуры и образования стал носить позитивный характер. И главная задача на сегодня – закрепить художественное образование в нормативно-правовой базе и рассматривать как отдельный вид и важную составляющую образования. Ведь воспитание поколения невозможно без художественного образования и эстетического развития детей и молодежи. Без надлежащей же государственной поддержки и дальнейшего развития системы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства такое воспитание видится невозможным.

– Нам необходимо подготовить государственную программу развития культуры на 2012-й и последующие годы, – сообщил Григорий Ивлиев. – И именно поэтому – как в части художественного образования, так и в других направлениях развития культуры – мы должны подготовить предложения, которые потребуют значительных финансовых вложений. Для того и ставится вопрос о государственной программе развития культуры, чтобы эти потребности были учтены. На художественное образование надо много средств, и не только на систему предпрофессионального и профессионального художественного образования, но и на его присутствие в общей школе. Мы должны развивать художественную составляющую в общем образовании, насыщая его предметами, направленными на духовное и эстетическое воспитание наших детей. А для этого необходимо провести исследования, с тем чтобы определить оптимальный и обоснованный объем включения в школьные программы художественного образования и эстетического воспитания, виды и направленность таких предметов.

По мнению Григория Ивлиева, в первую очередь необходимо решить принципиально важный вопрос с детскими школами искусств. Регионы уже поддержали инициативу по отнесению деятельности ДШИ к сфере предпрофессионального образования. Среди приоритетных задач также значится создание интегрированной системы художественного образования и признание ассистентуры-стажировки как формы послевузовского образования в системе искусства.

– Для нас в законе «Об образовании» принципиальным моментом является правовой статус учреждений высшего образования, – подчеркнул депутат. – Вузы сферы искусства пытаются вставить в систему перечней образовательные учреждения, которые, на мой взгляд, придуманы искусственно. Ни из какой международной нормы не вытекает необходимость выстраивания перечней и иерархии учебных заведений. Если мы не можем найти место для образовательных учреждений в сфере культуры и искусства в этой схеме, она
неприемлема.

Проблемы – в действующем законодательстве?

Председатель думского комитета по образованию Григорий Балыхин возвратился к теме финансового обеспечения детских школ искусств, поддержав мнение министра культуры о том, что нельзя согласиться ни с оплатой труда учителей ДШИ, ни с возложенной на них нагрузкой. А в некоторых детских школах искусств и учреждениях, в которых обучаются талантливые и одаренные дети, на приобретение инструментов и оборудования в год выделяется всего 4-5 тыс. рублей. Разве что-то можно приобрести на эти деньги? Нормы, исправляющие ситуацию, не обязательно должны быть указаны непосредственно в законе «Об образовании», они могут найти отражение, например, в подзаконных актах. Но это нужно обязательно сделать, уверен Григорий Балыхин:

– Какие бы ни были проблемы в бюджете Российской Федерации, мы эти вопросы должны в обязательном порядке решать.

По мнению статс-секретаря – заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко, проблематика образования в сфере искусства связана именно с действующим законодательством. Сейчас логика образовательного законодательства сводится к тому, что ребята не могут перейти на следующий уровень образования, если не завершили предыдущий. То есть освоить каждый последующий уровень можно тогда, когда есть определенный культурный багаж, знания, умения.

В новом законе об образовании, пояснил Игорь Реморенко, вводятся три новые нормы. Во-первых, программы дополнительного предпрофессионального образования, которые реализуют детские школы искусств. Во-вторых, программы среднего профобразования, интегрированные с основными образовательными программами школы. И, в-третьих, норма ассистентуры-стажировки, которая предполагает выдачу диплома о соответствующей специальной квалификации без выполнения научной работы.

Депутат Государственной Думы РФ Олег Смолин подчеркнул, что изначально он положительно оценивал в проекте статью, посвященную художественному образованию. Но во второй версии законопроекта целый ряд важных позиций был утрачен. Это произошло, видимо, в результате переговоров с Минфином или с какими-то другими ведомствами, может, с Минэкономразвития, предположил депутат.

– Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что предмет искусства на протяжении школы доложен быть обязательным, – высказался Олег Смолин. – Другое дело, каким видом искусства заниматься, это мог бы выбрать сам ребенок и его родители. Уверен в том, что без образования в области искусства нельзя стать всесторонне развитым человеком. В советское время существовал документ, который приравнивал детские школы искусств к учреждениям начального профессионального образования. Я понимаю, что авторы законопроекта исключили вообще начальное профессиональное образование как уровень. Но мы предлагаем дать детским школам искусств статус учреждений НПО, что позволит выпускникам получить соответствующий документ и работать по специальности. Например, в школе в качестве учителя начальных классов.

Два способа познания

Ректор Московской государственной консерватории имени Чайковского Александр Соколов высказал замечание по поводу формулировок, которые предполагается ввести в новом законе. В частности, отметил термин «предпрофессиональное образование», который, как он считает, «создаст возможность для лукавства». Говоря о художественном образовании, он подчеркнул, что оно профессиональное, поскольку выстраивается в цепочку, достигающую уровня послевузовского образования, представляя собой единый процесс.

Принцип непрерывного профессионального образования, будучи законодательно подтвержденным, снимет и проблему так называемой второй отсрочки от призыва на воинскую службу. Получается, что отсрочка молодому человеку дается в среднем звене, на уровне колледжа, а поступив в вуз, то есть логично продолжая начатое художественное образование, он претендует как бы на вторую отсрочку. Министерство обороны, естественно, никогда на это не пойдет. Выходом из двусмысленного положения может стать норма, устанавливающая отсрочку от армейской службы в контексте непрерывного образования.

– То есть, – поясняет Александр Соколов, – если юноша из музыкального училища сразу поступил в консерваторию и далее без перерыва в аспирантуру – это одна отсрочка. Такую норму можно отстоять юридически, но в законе об образовании должна быть база для нее.

К числу неудачных новелл проекта федерального закона ректор, как и многие его коллеги, выступавшие на парламентских слушаниях, отнес отказ от статуса академии. Кроме прочих, прецедент может повлечь за собой кадровый кризис в отрасли, потому что учебные заведения будут лишены возможности подпитывать самих себя воспитанными ими же кадрами.

Ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Лев Сундстрем предположил, что проблемы, которые возникают в сфере художественного образования, изначально связаны с существованием двух способов познания – науки и искусства. И их необходимо разделять. Потому что искусство – это несколько иной, в отличие от науки, способ познания действительности. Однако, когда речь заводится о высшем образовании, всегда подразумевается в связи с ним научная деятельность. А поскольку учреждения образования в области искусства составляют небольшую часть от общего массива учебных заведений, то в условиях универсализации законодательства им приходится подстраиваться под общие нормы, которые зачастую не учитывают особенности художественного образования.

И образ, который визуализировал Лев Сундстрем, вполне понятно обрисовывает ситуацию:

– Представьте себе: построена шикарная железная дорога, по ней запустили шикарные поезда. А нам нужно добраться на велосипеде. И говорят: вот, пожалуйста, по этим шпалам поезжайте на велосипеде.

«Создание бакалавриата и магистратуры – это, может быть, позитивные вещи, но я не видел востребованности в них в нашей среде, не слышал, чтобы диплом наших специалистов где-то в мире не признавался. Там обратная история. Я знаю, что наши музыканты, устраиваясь на работу в университеты, заведомо упрощают свое резюме, чтобы не пугать своим, так сказать, уровнем и величием».

Валерий ВОРОНА, ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова

О предполагаемой смене реестра видов вузов ректор тоже высказался критически. Причем выдвинул на первый план не проблему названий учреждений. По мнению Льва Сундстрема, если законопроект будет принят в нынешнем виде, то Школа-студия МХАТ, например, потеряет возможность готовить магистров, чем успешно занимается многие годы вместе с американским университетом. Сможет ли Школа-студия МХАТ стать университетом, раз она готовит магистров и специалистов? Если учесть, что отнесение вуза к университету зависит от аккредитационных показателей, возникает вполне объяснимое сомнение. Ведь университет должен иметь пять направлений подготовки.

– Однажды в Петербурге разрабатывалась концепция развития консерватории, в которой была записано намерение вводить специальности разных направлений, – вспомнил Лев Сундстрем. – Для чего? Для того чтобы называться университетом. Но кого консерватории могут готовить, кроме музыкантов? Экономистов и юристов, как в других сферах? Возможно. Но нужно ли это кому-нибудь?

Кроме того, чтобы называться университетом, по сегодняшним показателям вузу нужно иметь по науке финансирование не менее 15 млн. рублей в год, а в расчете на одного преподавателя – 18 тыс. Есть ли в сфере искусства такие организации, которые занимались бы научной деятельностью, да еще такой, результаты которой можно измерить в
рублях?

Наукоцентризм в образовании стал проблемным и для института ассистентуры-стажировки, которая одно время была переименована в аспирантуру по творческим и исполнительским специальностям. И существовала она, пока в стране не дали отмашку работать в строгом соответствии с законом об аспирантуре. Тогда начали в консерваториях и театральных вузах писать диссертации.

– Вместо двух лет ассистентуры появились три года аспирантуры с никому не нужными, псевдонаучными трудами, – подвел итог сказанному выступающий. – В новом законе, конечно, указана ассистентура, но меня смущает одна вещь. В нем есть представление о том, что аспирантура относится к послевузовскому образованию, а ассистентура-стажировка – к специализированным последипломным программам. И если в прежней редакции статьи, посвященной этим вопросам, было записано, что ассистент-стажер равен аспиранту, то теперь это вычеркнуто. Ассистентура-стажировка должна иметь статус, равный аспирантуре.

Есть полномочия, нет интереса

«Школа, которой я руковожу, была создана в 1946 году. Вдумайтесь – 1946 год. Москва, богом забытая окраина – деревня Коровино. Почему государство тогда беспокоилось о детях, о своем будущем? Почему сегодня мы так мучительно боремся за это?»

Ирина ДОМОГАЦКАЯ, директор ДМШ им. Иоганна Себастьяна Баха (г. Москва)

Министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев сделал акценты в своем выступлении на проблемах детских школ искусств и возможностях их решения на региональном уровне. Действующий закон «Об образовании» от 1992 года лишил Министерство культуры России полномочий по формированию государственной политики в сфере художественного образования. У министерства сохранилась сеть учреждений культуры и искусства с их традициями, полномочия по формированию государственной политики в сфере культуры и искусства, но влиять на образование в профильной сфере оно может на минимальном уровне.

– У нас уже двенадцать лет действует договор с Министерством образования Свердловской области о совместных процедурах аттестации и аккредитации, о нашем участии в лицензионной экспертизе, – рассказывает региональный чиновник. – Мы смогли выстроить деловые отношения, но на уровне доверия двух министров – никак не законодательно. Ситуация с отсутствием полномочий доведена до абсурда. Минкультуры Свердловской области, имея 8 подведомственных образовательных учреждений и сеть из почти 200 детских школ искусств, а также достаточные бюджетные средства, не имеет права разработать концепцию или программу развития регионального образования в сфере культуры и искусства. Это входит в полномочия министерства образования. У него же при наличии полномочий нет интереса развивать чужие учреждения.

И проект нового закона «Об образовании», по мнению Алексея Бадаева, не разрешает конфликт, так как функции органов культуры по-прежнему сведены к минимуму. Хотя на примере Свердловской области можно говорить о том, что взаимодействие министерств возможно, но при условии четкого распределения функций на законодательном уровне. В результате, например, ДШИ попадают в полную зависимость от уровня понимания или непонимания руководителями муниципальных образований их значимости.

– Детские школы искусств стали ненужной обузой, тем более что муниципальные бюджеты слишком малы, – признался Алексей Бадаев. – В нашей области очень хорошо видно, где школы искусств в приоритете, а где находятся под угрозой закрытия. Нам кажется, учредители с большей симпатией относились бы к ним, если бы они привлекали целевые средства родителей. Однако ни действующий, ни новый закон этого не позволяют, хотя музыкальные школы всю свою историю были платными. При переходе ДШИ в разряд бюджетных учреждений нового типа ситуация только обострится. Бесплатное обучение не потянут учредители школ искусств, а полностью платное будет не по карману родителям. Поэтому надо, наверное, задуматься о целевых взносах.

О важности ДШИ говорил и народный артист РФ Николай Цискаридзе:

– Выступая от лица Большого театра, скажу о том, что у нас сейчас очень важный момент – мы должны в мае принимать детей в школы. Как человек, который каждый год участвует в комиссии по приему детей, я заинтересован в том, кто придет учиться. А элементарных стандартов о приеме не существует. Они нужны! Но создавать их должны не случайные люди. Великие музыканты должны готовить стандарты, по которым учат в консерваториях, великие балетные артисты – создавать программы, по которым учат в балетных школах. Причем это должны быть действующие деятели культуры.

Точка не поставлена

«Работники культуры в России обычно занимают второе место снизу по оплате труда. Ниже их только работники сельского хозяйства. И только в летние месяцы работники сельского хозяйства выходят на второе место, оттесняя работников культуры на первое место снизу».

Олег СМОЛИН, депутат Государственной Думы РФ

Подводя итоги дискуссии, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко и председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин заверили участников парламентских слушаний в том, что по многим озвученным вопросам точка еще не поставлена. А это значит, что высказанные замечания и предложения вполне могут быть учтены. По крайней мере, при формировании окончательного варианта проекта интегрированного закона «Об образовании в РФ». Депутат Григорий Балыхин пообещал, что при работе с законопроектом, комитет по образованию будет учитывать все мнения, прозвучавшие по теме.

Участники парламентских слушаний направили рекомендации в адрес Министерства образования и науки и Министерства культуры РФ, предлагая обеспечить наиболее полное отражение специфики реализации образовательных программ в области искусства в проекте нового федерального закона. Предложения касаются регулирования статуса и деятельности ДШИ и учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусства; закрепления надлежащего статуса ассистентуры-стажировки, а также профильных университетов культуры и искусств, академий, реализующих образовательные программы ВПО в области искусства; обеспечения надлежащего финансирования образовательных организаций в области искусства; должного регулирования нагрузки и заработной платы их преподавателей и концертмейстеров.

Трем министерствам: образования и науки, культуры, а также здравоохранения и социального развития – рекомендовано решить вопрос оплаты труда преподавателей ДШИ в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической работы за ставку, отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям ДШИ. Кроме того, министерствам рекомендовали провести научно-исследовательскую работу, направленную на определение обоснованного объема включения в школьные программы предметов художественно-эстетического профиля, видов и направленности таких предметов.

Также рекомендации относительно принятия соответствующих законов были направлены Государственной Думе и Правительству РФ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Система художественного образования в современных условиях
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Социальный заказ на культуру
Физическая культура студента – прочная опора личности
От Года учителя - к веку образования
Дискуссии о судьбе творческого образования
Учитель в современной системе образования России
Воспитание – это всерьез и надолго
Проблемы художественного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ