Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

21-22 января в РГПУ им. А.И. Герцена педагогическая общественность из всех регионов страны собралась на первую педагогическую ассамблею, где был дан старт году учителя в Российской Федерации.

Просмотров: 1863

21-22 января в Санкт-Петербурге в Колонном зале РГПУ имени А.И. Герцена педагогическая общественность из всех регионов страны собралась на первую Педагогическую ассамблею, где был дан старт Года учителя в Российской Федерации.

Открыл Год учителя глава государства Дмитрий Медведев: «Я рассчитываю на то, что наступивший год станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования. И с другой стороны, годом позитивных перемен…».

Надежда – пожалуй, именно этим словом можно охарактеризовать ту эмоциональную атмосферу, в которой проходил первый пленарный день Ассамблеи. И этот положительный настрой был оправдан – столько прозвучало идей – живых, выстраданных, насущных, здравых!..

В журнальном репортаже, увы, невозможно рассказать обо всем, попытаемся лишь дать некий общий абрис события, ставшего по-настоящему знаковым началом Года учителя в России (впрочем, «АО» будет возвращаться к этой теме еще не раз!).

Новая школа – новый учитель

– Перемены, произошедшие в стране в последние 20 лет, были столь глубоки и стремительны, что достаточно инерционная система образования объективно не могла за ними успевать. Только за последние годы было принято более десятка важнейших документов, – отметил на пленарном заседании ректор Герценовского университета Геннадий Бордовский. Но сегодня в инициативе «Наша новая школа» сформулирован ясный социальный заказ, он звучит так:

– Главная задача современной школы – это развитие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном обществе. И далее: школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы ученики могли самостоятельно ставить и достигать высоких целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Современная школа должна стать центром творчества, информации, интеллектуальной и спортивной жизни.

Задав основной тон выступлений, Геннадий Бордовский продолжил:

– Убежден, что у нас нет более важной профессии, ведь до того, как стать академиком или банкиром, генералом или врачом, инженером или журналистом, каждый проходит через руки учителя, который должен увидеть, заметить божью искру, которая есть в каждом ребенке, направить его на правильный жизненный путь. Счастлив тот человек, у которого были хорошие учителя!

С этими словами ректора Герценовского университета трудно не согласиться. Но что значит «хороший учитель» в рамках новой модели школы, которую предстоит нам всем строить? Вот, например, как отвечает на этот вопрос в своем выступлении победитель конкурса «Учитель года – 2009», учитель математики средней школы № 5 города Магнитогорска Челябинской области Наталья Никифорова:

– Новый взгляд на развитие системы образования диктует и новые требования к роли учителя. Во-первых, педагогу невозможно оставаться в условиях приоритета исключительно знаниевого подхода и воспринимать школьный урок только как способ передачи некоторой суммы знаний. Работа учителя должна быть направлена на оказание помощи ученикам в овладении различными способами деятельности. Урок должен становиться уроком общения. Во-вторых, учитель не всегда должен быть единственным организатором и контролером на уроке. Возможность смоделировать учебный процесс, а также право оценить сделанную работу можно делегировать самим ребятам. Так будут формироваться навыки общения и адекватная самооценка. В-третьих, урок должен быть уроком развития. Ученик должен приходить к цели самостоятельно, выбирать способы ее достижения, изобретать свои задачи, развивая интеллектуально-творческое мышление. Нужно научить ребенка учиться, а не только усваивать информацию. И в-четвертых, у нас иногда слишком прямолинейно понимают связь школы с жизнью, говоря о текстовом подходе. А ведь масса открытий совершается из любопытства. И далее Наталья Никифорова продолжила:

– В современной школе роль учителя меняется, он становится наставником, консультантом, собеседником. В школе должен работать учитель, который верит в собственное предназначение, и понимает, что эта профессия нужна обществу. Если мы хотим, чтобы дети тянулись к педагогам, чтобы мы были интересны детям, у каждого учителя должны появиться уверенность в жизни, ощущение собственной значимости для общества. Поэтому необходимо продолжать выстраивать систему социальной поддержки учительства. У нас есть примеры, в том числе, и в Челябинской области, когда учителя-победители конкурсов профессионального мастерства получают автомобили, поддержку в приобретении жилья. Может быть, целесообразна и разработка, и последующее внедрение федеральной программы жилищной поддержки талантливых учителей, приходящих работать в школу. Для учителя не менее важно и постоянное совершенствование, повышение квалификации. Хорошо, если реальностью для них станет не только повышение квалификации в лучших вузах страны, но и стажировка педагогов в школах, которые интересны своим инновационным опытом.

Любопытные «штрихи к портрету» добавил в своем выступлении и учитель истории и обществознания гимназии № 157 города Санкт-Петербурга Игорь Персианов:

– Учитель сегодня должен быть интересен школьникам. Недостаточно быть только хорошим знатоком своего предмета. Необходимо владеть современными информационными технологиями, обладать широким кругозором, высоким уровнем общей культуры. Безусловно, важную роль играет готовность и умение общаться с современным школьником: они часто весьма раскованны, не воспринимают авторитарный стиль работы, весьма прагматичны – и в этом смысле для нас, учителей, необходимо, в том числе, и знание о молодежной субкультуре.

– Если нарисовать желаемый портрет учителя, то он должен быть гораздо богаче по набору качеств, чем портрет самого лучшего ученика, – подытожил Геннадий Бордовский.

Кстати, по поводу «желаемого портрета»… Здесь без государства не обойтись еще вот в каком смысле – больной вопрос необходимости повышения престижа профессии учителя «красной нитью» проходил на протяжении всей Ассамблеи – и на пленарном заседании, и на «круглых столах», состоявшихся на следующий день. Например, высказывались предложения о формировании государственного заказа средствам массовой информации на публикации о лучших учителях, творчески работающих школах, о достижениях российского образования. Почему бы нет? Ведь в середине 80-х годов прошлого века телевизионные «Встречи в Останкино» (причем в прайм-тайм) с учителями-новаторами собирали огромные зрительские аудитории!

Педагогическое образование – каким ему быть?

Безусловно, сегодня эта тема – и вновь с посыла Президента РФ – одна из актуальнейших. Опять процитируем ректора Герценовского университета:

– Сейчас мы наблюдаем беспрецедентное расширение видов образовательных учреждений, где готовятся школьные учителя. Из 208 лицензированных вузов только 67 педагогических. Остальные – вузы самой разной направленности. Но в данном вопросе для меня главное не где, а как готовят современного учителя. Его необходимо готовить так, чтобы из школы выходили не молодые старички, усвоившие знания и опыт предыдущих поколений и готовые претворить его в своей самостоятельной жизни, а люди, понимающие многовариантность нашего мира, способные искать и находить собственные решения существующих и возникающих вновь жизненных и профессиональных проблем, ведь школа – это колыбель модернизации. Но для того, чтобы подготовить такого ученика, учитель сам должен обучаться и формироваться в условиях, создающих именно эти профессиональные качества.

По мнению Геннадия Бордовского, такие условия – и это показал в том числе накопленный РГПУ имени А.И. Герцена опыт, – дает ныне принятая в стране уровневая система «бакалавр-магистр», если учебный процесс строится на современных технологиях активного обучения, нелинейного построения учебного процесса, модульных образовательных программах, выборе студентом собственной образовательной траектории, овладения им гуманитарными информационными технологиями образовательной деятельности. «Студенты, обучающиеся по такой системе, в большей степени готовы к современным задачам школы и к новым подходам, к их решению в своей профессиональной деятельности, но при этом, – подчеркнул ректор, – очень важно не видеть в бакалавре недоучившегося специалиста, а понимать, что бакалавр и магистр – это профессионалы, владеющие иными, востребованными сегодня компетентностями, которые положены в основу проекта новых образовательных стандартов педагогического образования».

– Мы полностью разделяем положение Послания Президента, где говорится, что педагогические вузы должны быть крупными центрами подготовки учителей, – отметил Геннадий Бордовский, возвращаясь к теме основных критериев, которым должен отвечать вуз, ведущий подготовку будущих учителей. – И здесь нам чрезвычайно важно понимать те основания, по которым следует оценивать возможности того или иного вуза обеспечивать качественное педагогическое образование. Ответ на этот вопрос можно найти в работе ведущих педагогических вузов страны. Таких условий несколько: во-первых, это наличие здесь ветви активно работающих научных школ, как в области фундаментальных наук, так и наук о человеке, прежде всего, о ребенке; во-вторых, это особая антропоцентричная образовательная среда вуза; в-третьих, это наличие специалистов по современным образовательным технологиям во всех областях научных знаний и уровнях образования, поскольку педагог, не владеющий всем арсеналом современных методик, не может работать эффективно. И, наконец, надо отметить еще одну возможность, наверное, самую специфическую характеристику вуза, необходимую, с нашей точки зрения, для успешной подготовки педагогических кадров. Речь идет о глубоком знании вузовским коллективом самой системы образования, даже, в какой-то степени, интеграция с ней. Без знания структуры, проблем, процессов и потребности этой системы, без научного прогнозирования путей ее развития невозможно своевременно и эффективно вносить изменения в подготовку молодых специалистов. Более того, опыт показывает, что в тех регионах, где между педвузами и региональными системами образования отлажено тесное взаимодействие, сама система образования развивается наиболее успешно. Поэтому надо говорить о необходимости сохранения и развития педагогического образования как самостоятельного вида профессионального образования, являющегося фундаментом для всей системы реформирования отечественного образования.

И еще одну идею озвучил ректор Герценовского университета, которая, вероятно, после проведения первого конкурса-«битвы» за статус национального исследовательского университета, просто «носится в воздухе» среди профессиональной педагогической общественности:

– Мне представляется, что образование является той жизненно важной сферой, которая нуждается и заслуживает того, чтобы в ней тоже были определены национальные исследовательские университеты. Естественно, на конкурсной основе. В частности нам видится, что НИУ в сфере образования мог бы стать базой вуза нового типа – федерального сетевого педагогического университета, в рамках которого решалась бы задача специализации региональных педвузов, педагогических факультетов других вузов, входящих в такой университет, обеспечивался бы для всех участников прямой доступ к новым технологиям, образовательным ресурсам и программам, создавалась интегрированная система повышения квалификации ППС вузов и учителей, внутренней мобильности будущих педагогов и т.д. В случае одобрения этой идеи мы готовы внести конкретные предложения.

Высшая школа – для новой школы

Интересные предложения высказал и выступивший на пленарном заседании Ассамблеи ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. В своем выступлении, в частности, он сказал:

– Я считаю, что Год учителя в равной степени относится и к университетам, и к педагогам, профессорам, преподавателям университета. Разве можно разорвать подготовку молодого человека в школе, а затем его траекторию в университете – да и вообще дальше его жизненный путь? Безусловно, мы не только связаны, – мы едины. Я полностью согласен с Геннадием Алексеевичем Бордовским, но согласитесь, неплохо, если выдающиеся ученые или хорошие выпускники классических университетов, инженерных вузов придут в школу. Даже есть такая идея, что, может быть, стоит ввести понятие ординатуры по окончании этих вузов с тем, чтобы человек продемонстрировал, что он готов работать в школе.

При этом Виктор Садовничий подчеркнул, что по его убеждению, все-таки «готовить надо именно учителей, глубоко, фундаментально знающих науку».

Далее ректор МГУ заметил, что университет готов возродить традицию повышения квалификации школьных учителей на так называемых летних курсах, на которых когда-то лекции читали выдающиеся ученые страны.

– Московский университет уже в этом году готов принять до пятисот, может быть, тысячи учителей на такие летние курсы.

И еще его цитата:

– В России до революции систематически проводились съезды учителей. И сейчас есть идея созвать съезд учителей. Я призываю федеральные, национальные исследовательские университеты, два университета с особым статусом – наш и Санкт-Петербургский – взяться за эту работу, за проведение съезда учителей, возможно, и за проведение летних курсов по повышению квалификации по «своим» предметам.

Более того, Виктор Садовничий отметил, что для вузов с особым статусом считает обязательным в программах развития одним из приоритетов выделить взаимодействие со школой. По крайней мере, в программе МГУ такой приоритет уже определен. В частности, это организация летних курсов для учителей, работа школы-интерната, проведение олимпиад и т.д.

Конкретный «заказ» по темам повышения квалификации для педагогов поступил тут же, прямо на Ассамблее от самих учителей: это и накопительная система, и дистанционное обучение, и корпоративное обучение, и умение работать с современным оборудованием, поступающим в школы. К примеру, представителями школ было отмечено: «Неправильно, когда интерактивные доски используются только как способ показа слайдов. Возможности такого оборудования значительно шире, а, как правило, на практике учителя используют лишь две-три функции».

Школьные олимпиады: «Алло, мы ищем таланты!»

Не раз заходила речь на Ассамблее и о поиске и подготовке одаренных ребят. Один из проверенных способов – школьные предметные олимпиады, первый «пул» которых был, наконец, проведен в прошлом году. А это ни много, ни мало 120 олимпиад, в которых приняло участие 420 тысяч ребят! И в этом смысле можно понять радость академика Садовничего, что, наконец, возрождается уникальная традиция! Кстати, заметил он, родина школьного олимпийского движения – именно Санкт-Петербург, где первая олимпиада была проведена еще в 1934 году. А затем эту эстафету подхватила Москва. И кто подхватил: 28-летний академик Соболев, 32-летний академик Колмогоров и 39-летний академик Александров! «Вот как заботились ученые о том, чтобы искать талантливых ребят», – заметил Виктор Садовничий.

Однако ректор МГУ признал и то, что его тревожит:

– К примеру, Байконур – это десять тысяч квалифицированнейших ученых, специалистов, инженеров, которые были подготовлены ранее в наших университетах, наших технических вузах, наших институтах. А способны ли мы сейчас обеспечить такой уровень подготовки инженерных кадров и даже научных кадров, которые будут обслуживать будущие космодромы, и делать ту работу, которую делают эти специалисты? Я уже не говорю о генеральных конструкторах и том интеллектуальном слое, который создает прорывные технологии. Я не уверен. Мы теряем уровень, теряем его в школе и теряем его в университетах. Не буду рассказывать почему, мы все это хорошо знаем. И как быть? Считаю, что один из путей – это создавать такие точки бифуркации, из которых мы будем пополнять этот интеллектуальный слой страны. Считаю, что для школы важнейшей работой, важнейшей составляющей подготовки является поиск талантливых ребят. Каждый ребенок талантлив – мы это знаем. Но как найти, как раскрыть, как заметить этот талант? Я боюсь, что, если мы увлечемся тестированием, вот такой формальной фиксацией успехов, мы можем потерять таланты. И свидетельство тому многие, может быть, сотни писем, которые я получаю от родителей и учителей, которые выражают по этому поводу беспокойство. Поэтому система творческих конкурсов, олимпиады – это неизбежно. Мы должны это сделать! Вы, учителя, мы, профессора из вузов, должны заметить эти росточки, раскрыть их и привести в науку. Мы должны для России сберечь таланты, и это первая точка бифуркации, где необходимо поднять уровень школьного образования. И вторая точка – сам учитель.

От себя добавим: полностью разделяя мнение ректора МГУ, всетаки хотелось бы обратить внимание вот на какой момент. Это мнение родителей, уже нередко звучащее на Интернет-форумах: да, здорово, что государство акцентирует внимание на поддержке одаренных детей; здорово, что, наконец, государство же начало говорить о создании «безбарьерной» образовательной среды для детейинвалидов. Вот только не надо при этом забывать об основной массе школьников – обычных ребятах! Хотя и говорится, что каждый ребенок талантлив, но говорится пока «дежурно»… Может быть, в нашей «новой школе» действительно в каждом найдут и зажгут «искру Божью». Но такую школу еще создать надо. А пока у нас школа, как ни крути, – массовая…

Что могут родители?

Участие общественности, родителей в жизни школы – также одно из важнейших направлений ее модернизации. И, наверное, одно из самых «горячих», судя по накалу общественных дискуссий. Увы, порой бывает острое ощущение, что родители и учителя никак не могут поделить «график ответственности» за ребенка – вот от стольки-то до стольки-то и ни минутой позже (и желательно с перерывом на обед)! А все остальное – ваша забота. Но бывает и по-другому, причем кардинально по-другому! Как? Об этом рассказал председатель Попечительского совета лицея №18 г. Калининграда Вячеслав Еремеев:

– Что волнует каждого родителя? Чтобы ребенок был здоров, чтобы он находился в безопасной среде и чтобы он получал современное качественное образование. Именно на это направлена деятельность нашего Совета. Мы, родители, пришли к одному очень важному выводу: для того, чтобы наши дети получали хорошее современное образование, школа должна работать на опережение. Уже сегодня дети должны получать возможность осваивать не только опыт прошлого, но и технологии и способы действия, которые им пригодятся в будущем, а для этого мы должны позаботиться о квалификации и самочувствии самих учителей, о современном оснащении школы и, конечно, создать такие условия, при которых ребята будут успешными и здоровыми. Наш Совет взял на себя ряд вопросов контроля качества школьного питания, родители-юристы занимаются разработкой нормативно-правовой базы, родители-строители следят за качеством ремонтных работ, родители-экономисты проводят внутренний аудит эффективного расходования бюджетных и внебюджетных средств и вместе с администрацией готовят публичные отчеты.

Сегодня в области школа стала открытой для всех, и это – результат тех реформ, которые проводятся в регионе. Каждый может получить информацию об образовательных программах школ, о результатах и достижениях учеников и учителей, о проблемах и о том, как они решаются. Вся эта информация расположена в Интернете на сайтах школ и образовательных порталах. Кроме того, на калининградском телевидении есть очень популярная среди родителей передача «Переговорная площадка», где обсуждаются самые острые вопросы образования. Когда родитель владеет информацией, тогда он проявляет интерес: сначала – к образовательному процессу своего ребенка, а затем – и к общественной деятельности в школе. За годы участия в ПНП «Образование» наш лицей уже дважды становился победителем конкурса инновационных образовательных учреждений. И в этом – немалая заслуга Совета лицея. На мой взгляд, в Калининградской области – очень эффективная система финансирования образовательных учреждений (см. подробнее – «АО» №28). На одном из Советов лицея мы назвали ее «системой четырех ходов». Первый ход связан с переводом всех учреждений образования на нормативное финансирование. Это – реально. Деньги идут за ребенком. Благодаря этому укрепилась позиция родителя как заказчика образовательных услуг для своих детей – это очень хороший ход. Хотя поначалу было много опасений – дело в том, что переход на строгий норматив устранял разницу между школами, лицеями, гимназиями. А у нас лицей, и вначале многие опасались, что такое уравнивание может ударить по карману родителей. Но, к счастью, опасения были напрасными. Во-первых, наш лицей – достаточно крупная школа, и средства, которые поступают по нормативу, немалые, а во-вторых, мы узнали, что каждая школа нашего региона может получить дополнительные средства из регионального фонда, если подтвердит качество своей работы. И это уже второй сильный ход, связанный с созданием регионального фонда качества образования. Чтобы получить дополнительные средства из этого фонда, лицей должен попасть в рейтинговый список 25-ти лучших образовательных учреждений области. Так в нашем регионе начал действовать важный принцип – деньги взамен на качество. Родители поняли, что финансирование зависит не от родительского кошелька, а от качества – качества работы школы. Третий ход нас поначалу несколько озадачил. Всем школам было предложено перейти на новую систему оплаты труда. Рекомендации, конечно, были даны, но при этом школам сказали – вы свободны в выборе системы оплаты труда, главное, чтобы результативный учитель получал очень хорошо, а плохого учителя в школе быть не должно. Тут мы, честно говоря, подумали, что это шутка, но все оказалось правдой. Тогда наступила работа. Родители, учителя, детская фракция нашего лицея, даже специалисты из числа выпускников лицея – все участвовали и учились созданию этой новой накопительной базы. И выиграли все – прежде всего, мы, родители, потому что получили возможность сначала разобраться во всех тонкостях, а потом и влиять на качество образования наших детей, участвовать в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Этим и занимается Совет лицея. Родители стали интересоваться всем: приходят на творческие отчеты учителей, посещают семинары, мастер-классы, стали бывать в школе, стали замечать хорошее, заменяя претензии конструктивными предложениями. Дети, видя этот интерес, и немалый, стали бережнее относиться к своей школе. И четвертый ход связан с адресной поддержкой школы. У наших калининградских школ есть еще способ для получения дополнительных средств, но для этого мы должны взять на себя обязательства и доказать, что можем быть рисковыми. Речь идет о региональных конкурсах. Решение об участии в одном из таких конкурсов принял Совет нашего лицея, – мы разработали проект и – победили! Так, в 2009 году мы дополнительно получили 3,8 млн рублей на обновление начальной школы лицея. Конкурс назывался «Супершик». «Супершик» – это аббревиатура, в которой заключены требования к современной школе: современность, универсальность, перспективность, престижность, единство цели, развитие, результат, школа, интеллект, культура. Кстати, детям и родителям это название очень нравится. Школа была переоборудована, учителя переобучились – и теперь выполняют взятые на себя обязательства, учат всю область работать по-новому. Программу развития лицея мы также разрабатываем и реализуем всем лицейским сообществом. Совсем недавно ее главным приоритетным направлением была комплексная информатизация образовательного процесса, мы превратили лицей в настоящую электронную школу – оборудовали медиацентр, ввели электронный документооборот, организовали деятельность электронной учительской и лицейской информационной службы. Но главным достижением многие родители считают размещение в Интернете электронного журнала. Этот журнал является уникальной разработкой, т.к. построен на безотметочном принципе. Каждый ребенок имеет свою страничку, на которую родитель может выйти из любой точки, где бы он ни находился. И не только с целью контроля, но, прежде всего, с целью оказания помощи своему ребенку. Важно, что отсутствие ребенка в школе не исключает его из образовательного процесса. Раньше мы контролировали своих детей так: «Покажи дневник», ну, в лучшем случае еще раз в неделю заходили в школу. А сейчас мы постоянно поддерживаем трехстороннее общение «учитель – ученик – родитель» и реально видим, что доверия между нами стало больше.

Хотелось бы назвать одну из главных проблем, объективно создающих конфликт в новой школе. Сегодня многие школы ведут бесконечную борьбу с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, которые выиграли аукционы благодаря снижению стоимости своих услуг до абсурдно низкого уровня. Выиграв аукцион, привлекают неквалифицированную рабочую силу, поставляют некачественные материалы, затягивают сроки выполнения работ. А ведь у школ всего полтора месяца для подготовки к новому учебному году. Суды, проведение повторных конкурсов и процедур ставят под угрозу начало нового учебного года. Доводят до нервного срыва администрацию школ и приводят к снижению качества выполняемых работ. Сама идея 94-го федерального закона неплохая, но, столкнувшись с реалиями, приходишь к выводу, что необходимо изучить проблему и внести соответствующие коррективы в законодательство.

Еще об одном любопытном региональном опыте рассказал председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов:

– Сегодня в развитии профессиональной культуры учителя особую роль играет межрегиональное сотрудничество. В Ленинградской области с 2008 года реализуется проект «Творческий методический поезд», участниками которого стали лучшие учителя Ленинградской, Московской, Псковской областей. В числе мероприятий, проводимых участниками методического поезда, открытые уроки, мастер-классы, круглые столы, творческий обмен методическими разработками.

В Год учителя в области объявлен конкурс на лучший проект развития образовательного учреждения, и по итогам этого конкурса победители будут назначены руководителями образовательных учреждений в нашем регионе.

Новые технологии позволяют сегодня освободить директора школы от выполнения излишних хозяйственных функций. Комплексное централизованное обслуживание школьных зданий и транспортной техники с этого года осуществляется за счет передачи функций управляющим компаниям. Это еще один шаг на пути к модернизации экономических отношений в системе образования, позволяющий повысить качество школьной среды.

Выступающий поставил вопрос и о необходимости создания системы психологического сопровождения работы учителя:

– Сегодня это требование времени с учетом возрастающей интенсивности работы педагога и повышения внимания к ее результативности. В процессе становления личности учителя большую роль играет мастернаставник. Считаем, что традицию наставничества следует активно развивать. С этой целью мы планируем в этом году создать в регионе общественную академию педагогического наставничества, а также региональную лабораторию педагогических традиций и новаций.

Подвел итоги первого пленарного заседания Педагогической ассамблеи министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, начав речь с вопроса об оплате труда учителя:

– Для нас главный критерий: зарплата учителя в регионе не должна быть ниже средней зарплаты по экономике в этом же регионе.

Оперативно поддержал министр и предложение ректора МГУ о возможности организации летних курсов повышения квалификации для учителей на базе лучших вузов страны:

– Вузы должны идти в школы – это абсолютно необходимо. Кроме всего прочего, это еще и вопрос сохранения наших высших учебных заведений. Конкуренция обостряется, количество абитуриентов будет уменьшаться, я называл цифру, я могу назвать ее еще раз. Она, конечно, никого из нас не радует, но мы должны ее четко осознавать: я думаю, через 3-4 года количество студентов в России уменьшится примерно вдвое. Не потому, что будут какие-то административные меры, а потому, что демография ничего другого нам не позволит. И надо, чтобы эти студенты шли в лучшие вузы, надо, чтобы среди этих самых лучших вузов были высшие учебные заведения, которые готовят будущих учителей.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Год учителя. Ожидания и мнения
Учитель в современной системе образования России
Экспресс-форум. Год учителя и СПО
Как готовят учителей в Финляндии
«Падчерица» российской системы образования
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Финишная прямая на пути к Болонскому процессу
Экспресс-форум: образовательная инициатива Президента
Новый формат педагога
Совет директоров педагогических колледжей Приволжского федерального округа

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ