Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как готовят учителей в Финляндии

По оценкам Международной программы контроля за образованием PISA, Финляндия занимает лидирующее место по уровню школьного образования, опыт которого анализируется мировой образовательной общественностью. В статье подробно анализируется система подготовки разных степеней специалистов–от воспитателей детских садов до сотрудников университетов.

Просмотров: 11320

По оценкам Международной программы контроля за образованием PISA (Programme For Student Assessment), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Финляндия занимает лидирующее место по уровню школьного образования, опыт которого анализируется мировой образовательной общественностью.

Система педагогического образования: краткая характеристика

Одним из основных показателей успешности системы образования является подготовка педагогических кадров. В Финляндии профессия учителя – одна из самых уважаемых и востребованных. При этом становятся школьным педагогом, лишь пройдя самый строгий отбор – из 30% лучших выпускников педагогических факультетов в школы отбираются «самые-самые» (по статистике, это примерно 12%).

Квалификации специалистов в области образования прописаны в законе об образовании и различаются в зависимости от разряда учителя. Строгие государственные требования являются гарантией того, что критерий качества педагогического образования остается высоким.

В Финляндии большая часть студентов, получающих педагогическое образование, учится в университетах. Специалисты–предметники традиционно обучаются в университетах и в основном преподают в средних общеобразовательных школах. Подготовка учителей начальной школы была переведена в университеты в начале 70-х годов прошлого столетия, а воспитателей детских садов – в середине 90-х.

Первым этапом к педагогической карьере для студента является степень бакалавра, которая включает в себя 180 ECTS-кредитов. Вторым – степень магистра при наборе 120 ECTS-кредитов. К преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени. Получение этой степени предполагает обязательную сдачу следующих курсов: коммуникативная компетентность (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогика и психология (35 кредитов), основная предметная специализация (35 кредитов), дополнительная предметная специализация (35 кредитов), курсы по выбору (5-8 кредитов).

Студенты проходят основные или базовые курсы дисциплин, промежуточные и курсы продвинутого уровня по профилирующей специальности, что в сумме составляет 120 ECTS-кредитов, а также базовые и промежуточные курсы по дополнительной специальности – 60 ECTS-кредитов. Полная степень с общей суммой 300 ECTS-кредитов достигается через пять лет.

Студенты, целью которых является карьера воспитателя детского сада или преподавателя вечерних школ для взрослых, оканчивают 3-летнюю программу бакалавриата. Несмотря на то, что этой квалификации достаточно для работы и в детском саду, и в вечерней школе, многие учителя продолжают обучение для получения степени магистра.

Педагогическое образование включает в себя дисциплины, которые объединяют обучение предмету для специалиста-предметника в соответствии с профилем, и педагогическую практику. Педагогическая практика студентов может проходить как в школах производственной подготовки при отделениях педагогической подготовки, так и в обычных школах. Практиканты-воспитатели детских садов обычно проходят практику в центрах дневной медицинской помощи.

Учителя, имеющие диплом магистра, могут продолжить обучение на докторском уровне.

Система подготовки специалистов дошкольного обучения и раннего школьного обучения.

Воспитатели детских садов

В стране чрезвычайно развита система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: «Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?»

В силу того, что воспитатели детских садов работают с детьми в возрасте от 1 года до 6 лет, будущий специалист должен окончить бакалавриат по специализации дошкольного обучения. Дисциплины, изучаемые в рамках данной программы, предусматривают профессиональный уровень (квалификацию), необходимый для преподавания в детских садах и дошкольных образовательных учреждениях.

Воспитатели детских садов, получившие основное образование в университете, могут получить дополнительную квалификацию учителя специального или коррекционного обучения для работы в коррекционных школах для умственно-отсталых детей и детей с задержкой психического развития. Для этого они должны пройти соответствующую специализированную программу подготовки.

Учителя дошкольных образовательных учреждений

Воспитатели детских садов, имеющие университетский уровень образования по своей специальности, могут работать также в качестве учителя дошкольной подготовки в центрах дневной медицинской помощи или школах. Дошкольное обучение, которое предваряет обязательное общее образование, предусматривается для детей в возрасте 6-ти лет. Большинство учителей, работающих в учреждениях дошкольной подготовки, имеют квалификацию воспитателя детского сада, но для образовательной и воспитательной деятельности на этом уровне могут также привлекаться квалифицированные специалисты начальной школы.

Система подготовки специалистов обязательного общего образования и дальнейшего образования.

После учреждений дошкольного образования ребенок поступает в основную школу, где учится до 16 лет. Характерная черта финской системы школьного обучения – отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность – отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение “элитных” классов из общего потока запрещено.

Учителя начальной школы

Как правило, учителя начальной школы обучают детей первые 6 лет из всего процесса обязательного общего обучения. На начальном этапе они ведут обучение в собственных классах или у группы школьников по всем предметам, включенным в учебный план. Для приобретения соответствующей квалификации студенты должны получить диплом магистра со специализацией в области педагогических наук на отделении педагогической подготовки. Диплом такого направления обобщает программу педагогического обучения и все предметы, предусмотренные учебным планом для учащихся данного возраста. Кроме того, программа может включать базовые и промежуточные дисциплины по предметам из программы общеобразовательной школы, что является подготовкой учителей к преподаванию этих предметов школьникам на 7-9 году их обучения.

Учителя начальной школы имеют право работать и с группами школьников, переведенных на специальное обучение, но только в случае получения дополнительного образования по программе подготовки учителей коррекционного обучения.

Учителя средней школы

Учителей с квалификацией «специалист-предметник» готовят для работы со школьниками на этапе 7-9 года обязательного общего образования. Специалист-предметник ведет также образовательную деятельность в старших классах средней школы, и, в зависимости от уровня образования, в профессионально-технических училищах и в школах для взрослых.

Существует два способа получить квалификацию учителя средней школы. Большая часть студентов заканчивает высшее учебное заведение со степенью магистра по определенному предмету, и уже после получения диплома часть студентов обращается с просьбой принять их на курсы педагогической подготовки. Однако многие изначально поступают на программу педагогического обучения, приобретая параллельно и знания по предмету. По мнению специалистов, вариант прямого выбора педагогического образования более благоприятно влияет на развитие личности учителя, так как студенты, поступая в вуз, осознают, что они будут получать педагогическую профессию.

На факультетах студенты часто уделяют особое внимание двум предметам, которые они планируют преподавать в будущем. При этом, согласно учебным программам, изучаются углубленные курсы дисциплин по профилирующему предмету, а также базовые и промежуточные учебные курсы по второму предмету. Такую модель обучения чаще всего применяют при подготовке учителей родного языка и литературы, основывая весь процесс обучения исключительно на этих двух предметах.

Учителя специального (коррекционного) обучения/учителя коррекционного обучения в начальной школе

Надо отметить, что в Финляндии системе коррекционного обучения уделяется огромное внимание. Большинство учителей коррекционного обучения работают с детьми на протяжении 9 лет совместно с обычным учителем. Учителя коррекционного обучения могут работать как в отдельном, так и в одном кабинете с обычным учителем начальной и средней школы. Специалисты начальной школы обучают малые группы слабых школьников, которые были направлены советом школы на коррекционное обучение.

Для того, чтобы получить квалификацию «учитель коррекционного обучения», необходим диплом магистра в области специального (коррекционного) обучения отделения педагогической подготовки. Образование учителей данной квалификации включает определенные дисциплины, дающие им необходимые профессиональные навыки работы коррекционным педагогом, а также программу педагогического обучения. Студенты, планирующие в будущем получить профессию коррекционного педагога начальной школы, должны пройти дополнительный курс по всем предметам, включенным в учебную программу начальной школы. Довольно часто квалификацию учителя коррекционного обучения получают специалисты с дипломом в области начального образования.

Для работы коррекционным педагогом достаточно также иметь диплом магистра любого направления, а затем получить квалификацию учителя коррекционного обучения, окончив необходимую образовательную программу подготовки специалистов коррекционного обучения. Специалистам, работающим с умственно-отсталыми школьниками, необходимо иметь соответствующий диплом университета или политехнического института, дополняемый обучением, которое дает профессиональные навыки для работы с этой группой детей.

Кураторы – консультанты

Консультант обычно работает со школьниками в течение 9 лет обязательной общей школы, а куратор – преимущественно в старших классах средней школы, профессионально-технических училищах и политехнических институтах. Данные специалисты помогают учащимся и студентам правильно спланировать курс обучения, определиться с дальнейшим образованием, познакомиться с основными технологиями и изучить рынок труда.

Для того, чтобы иметь ту или другую квалификацию, студенту необходимо получить диплом магистра гуманитарных наук, в частности – в области образования, или диплом магистра педагогических наук. Кроме того, для получения профессии куратора/консультанта можно иметь диплом магистра в любой области наук, но пройти при этом дополнительное обучение по программе подготовки учителей на указанную квалификацию.

Система начального профессионального образования и подготовки

По окончании основной школы у ученика появляется первая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории – гимназии или профессионального училища. Среднее специальное образование в Финляндии отсутствует. Около 30% выпускников профессиональных училищ продолжают свое образование в профессиональных институтах; в университетах значительно меньше, хотя формальных ограничений для их поступления в университет нет. Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах.

Учителя профессиональных предметов

Учителя профессиональных предметов, как правило, должны иметь соответствующий диплом магистра университета или политехнического института, либо другой подходящий диплом из перечня утвержденных поставщиком образования.

Квалификации специалистов, которые требуются системе образования страны, различаются в зависимости от области профессионального обучения. Преподаватели коммерческой деятельности и управления, также как и специалисты в области социального обеспечения и здравоохранения, должны обязательно иметь диплом магистра университета.

Причем преподаватели профессиональных предметов должны иметь опыт работы не меньше 3 лет в той сфере деятельности, с которой непосредственно связан планируемый для преподавания предмет. Что касается педагогического образования, специалисты должны получить его либо до начала процесса обучения, либо в течение педагогической деятельности, обучаясь при этом дистанционно.

Учителя основных предметов

Основными предметами в профессиональном образовании являются: финский или шведский языки, иностранные языки, математика и естественные науки. Для образовательной деятельности учителю основных предметов необходимо получить диплом магистра, изучив базовые, промежуточные курсы дисциплин и курсы продвинутого уровня по одному предмету, а также базовые и промежуточные курсы по остальным предметам.

Кураторы/консультанты

Специалисты по профессиональным дисциплинам и основным предметам, набравшие 60 ECTS-кредитов по программе, предназначенной для преподавателей политехнических институтов, получают квалификацию куратора/консультанта в профессионально-техническом образовании, обязательном образовании или в старших классах средней школы.

Система высшего образования

Высшее образование в стране представлено университетами и политехническими институтами (так называемыми «политехниками»). Между этими типами вузов есть различия. Среди университетов выделяются 10 многопрофильных, 3 технических, 3 экономических и 4 художественных вуза. Спектр образовательных услуг, предоставляемых политехниками (которых в Финляндии 29), несколько уже, чем в университетах; кроме того, в них не ведутся фундаментальные научные исследования и отсутствуют магистратуры. Однако сейчас многие эксперты склоняются к мнению, что политехники в скором времени получат право присвоения магистерских степеней.

Сотрудники университетов

Должности преподавателей, лекторов, старших ассистентов распределяются между сотрудниками в зависимости от их статуса в сфере преподавания и исследовательской работы в университете. Большинство из них являются обладателями лиценциата или степени доктора философии. Для педагогического состава такого уровня прохождение педагогических дисциплин не является обязательным, но растущее с каждым днем число преподавателей вузов, как правило, их проходит.

Сотрудники политехнических институтов

Старшие лекторы, работающие в политехнических институтах, должны иметь соответствующий лиценциат или степень доктора. К деятельности лектора допускаются специалисты с дипломом магистра университета или политехнического института. В данном случае прохождение педагогических дисциплин является обязательным условием для обоих статусов. Если специалисты указанных должностей ведут профессиональное обучение, то они должны иметь опыт работы не менее 3 лет в той сфере деятельности, в которой они преподают. Как правило, руководящие должности в вузах (ректор) могут занимать специалисты с дипломом магистра и также квалифицированные педагоги с опытом работы в педагогике и дипломом по направлению «Управление и администрирование в системе образования» или другому направлению, эквивалентному данному.

  • Давняя традиция высококвалифицированной подготовки преподавателей является основополагающим фактором успеха системы государственного образования в Финляндии.
  • Академическая подготовка специалистов, организованная на высоком уровне, делает профессию более привлекательной.
  • К преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени.
  • Реорганизация педагогического образования была проведена 30 лет назад совместно с общей реформой системы образования страны.
  • Все специалисты дошкольного образования и начальной школы в Финляндии имеют высшее образование, т.к. по мнению финских экспертов, в этом секторе должны работать самые квалифицированные педагоги.
  • Получение образования остается бесплатным и для финнов, и для иностранцев. Финские же студенты получают от государства денежное пособие: стипендию и доплату за жилье.
  • Ежегодно на финансирование системы образования правительством Финляндии выделяется примерно 15,5% от расходной части бюджета. При этом полные государственные расходы на высшее образование в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование. В пересчете на одного студента вуза эти расходы составляют около 8 тыс. евро в год.
  • Обучение в старшей школе (гимназии) продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен – первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно.
  • Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий – 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

По материалам: http://www.oaj.fi, http://www.ei-ie.org, http://www.european-agency.org, http://www.web.abo.fi, *(рис.) http://dic.edu.ru

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Аккредитация программ инженерного образования в Канаде
О приеме в магистратуру в вузах Азербайджана
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
Двухуровневая система высшего образования в странах СНГ
Лучшие образовательные программы инновационной России
От Года учителя - к веку образования
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ