Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспорт образования: индонезийские перспективы

Ежегодный рост экономических показателей, положительная демографическая ситуация, рост численности среднего класса и его доходов делают Индонезию всё более привлекательной для экспортеров образования.

Просмотров: 99

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна

 ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Индонезийские перспективы

По прогнозам аналитиков, в следующем десятилетии Индонезия войдет в число ведущих мировых экономик. Треть трудоспособного населения здесь находится в возрасте 15-29 лет. Ежегодный рост экономических показателей, положительная демографическая ситуация, рост численности среднего класса и его доходов делают эту страну привлекательной для экспортеров образования.

Хорошие предпосылки

В соответствии с отчетом компании McKinsey & Company индонезийская экономика является шестнадцатой по величине в мире, демонстрирует высокие показатели за последние десять лет, стабильна и разнообразна. Исследователи полагают, что к 2030 году страна может стать седьмой по величине экономикой в мире, обогнав Великобританию и Германию. По численности населения Индонезия занимает четвертое место в мире. Средний возраст граждан – 28 лет.

Экономическое планирование базируется на долгосрочном плане развития на 2005-2025 годы, сегментированном на пятилетние среднесрочные планы, каждый с различными приоритетами развития. На реализуемом в настоящее время этапе (2015-2020) особое внимание уделяется программам развития инфраструктуры и социальной помощи в сфере образования и здравоохранения.

На выбор в пользу того или иного вуза оказывают существенное влияние репутация образовательной организации (42 %), стоимость обучения (42 %), перспективы трудоустройства и карьерного роста (22 %).

Несмотря на предпринимаемые правительст­вом усилия, система образования страны не справляется с растущим спросом и рискует столкнуться с дефицитом кадров. В частности, растет спрос на высшее образование. Так, если в 1990 году в государственных и частных вузах Индонезии обучались 1,5 млн., то в 2009 году уже более 4,2 млн. (более 3,5 тыс. образовательных организа-ций) . По данным, опубликованным в The Jakarta Post , дефицит специалистов с высшим образованием уже остро ощущается на уровне среднего звена, а к 2020 году разрыв спроса и предложения будет составлять от 40 до 60 %. Особо остро ощущается нехватка инженеров. Ежегодно их выпускается около 30 тыс., но для обеспечения экономического роста требуется около 50 тыс. К 2025 году этот дефицит может увеличиться более чем на 70 %.

По данным исследования банка HSBC «Ценность образования» (англ. – The Value of Education) : 42 % индонезийских родителей считают, что обучение за рубежом создаст перспективы для будущей карьеры детей; 31 % уверен, что зарубежное образование позволит детям зарабатывать больше; 67 % надеются, что эти цели поможет реализовать обучение в рамках послевузовских программ. Предпочтения по направлениям подготовки распределяются следующим образом: 31 % родителей думает об обучении детей за рубежом по медицинским специальностям, 13 % – по экономическим, 10 % – по инженерным, а 14 % – по компьютерным наукам .

По данным исследования World Grad School Tour Applicant Survey – 2016, основными факторами принятия решения обучаться в той или иной стране для индонезийцев являются стипендиальная и финансовая поддержка (62 %), международное признание квалификаций (61 %), культурное разнообразие (56 %), улучшение языковых компетенций (51 %). На выбор в пользу того или иного вуза оказывают существенное влияние репутация образовательной организации (42 %), стоимость обучения (42 %), перспективы трудоустройства и карьерного роста (22 %) .

Стипендиальная поддержка

В течение последних десяти лет правительст­во Индонезии активно спонсирует обучение отдельных категорий своих граждан за рубежом. Речь идет о стипендии DIKTI для преподавателей национальных университетов с целью получения ими докторских степеней, а также стипендии SPIRIT для государственных служащих, направляемых на обучение за рубежом для получения знаний и навыков по ключевым областям экономических и управленческих реформ страны.

Программа стипендий DIKTI была запущена в 2008 году . Ее цель – повысить квалификацию преподавателей вузов, улучшить качество преподавания и научных исследований в национальных вузах. Стипендиатов уже более 4 тыс., из них 3 403 (77 %) обучались в докторантуре. Среди 33 стран мира, выбранных участниками программы, наиболее популярны Австралия, Великобритания и Япония. При этом 33 % предпочли учебу в азиатских странах, 25 % – в европейских. Администрирование стипендий DIKTI осуществляется Главным управлением высшего образования (англ. – the Directorate General of Higher Education), которое осуществляет отбор стипендиатов и заключает соглашения на обучение с зарубежными университетами.​

Стипендиаты обязаны вернуться в организацию, в которой они трудились до обучения за рубежом, и отработать от 4 до 7 лет (срок обучения, умноженный на два, плюс один год). Сумма штрафа за отказ возвращаться на родину и отрабатывать свое обучение вдвое превышает величину стипендии.

Заявку на участие в DIKTI могут подать преподаватели как государственных, так и частных учреждений, а также сотрудники Главного управления высшего образования. Кандидаты на стипендию должны предоставить подтверждение о приеме на обучение из зарубежного университета, получить подтверждение из национального университета о приеме на работу после завершения зарубежного образования, официальное подтверждение о владении английским языком в академических целях и для будущих докторантов обязательно предоставление утвержденного плана исследований. На первом этапе заявки направляются в электронном виде, на втором – кандидаты проходят личное собеседование с сотрудниками Главного управления высшего образования, принимающими окончательное решение.

Указанные стипендии финансируются за счет национального бюджета. Покрываются все расходы, связанные с обучением (в том числе покупка книг, учебно-методических материалов и участие в конференциях), транспортом, медицинским страхованием, проживанием и визовыми сборами. В среднем сумма стипендии DIKTI составляет 35 тыс. долларов США в год, но может быть введена дополнительная надбавка в зависимости от уровня жизни в стране обучения. Стипендия для обучения в магистратуре рассчитана на два года, в докторантуре – на три, но при необходи-мости может быть профинансирован и дополнительный четвертый год. После завершения обуче-ния стипендиаты обязаны вернуться на работу в университет, в котором они работали до зару-бежного обучения или который давал обязательства принять их на работу после обучения. В целом программа показала хорошие результаты, и, по официальным данным, все без иск­лючения её участники вернулись в Индонезию. Стипендия SPIRIT, направленная на повышение квалификации государственных служащих, была учреждена в рамках Национального плана среднесрочного развития Индонезии 2010-2014 го-дов и реформы управления государством . Планируется осуществить переподготовку 2,6 тыс. за счет средств кредита Всемирного банка правительству Индонезии. Управляющий комитет (УК) стипендии несет ответственность за нормативное правовое обеспечение программы, осуществля-ет контроль над ее реализацией. Секретариат УК ведет оперативную работу со всеми исполнителями. Ответственность за реализацию программы несут также два министерства: нацио­нального развития и финансов. Кандидаты на получение стипендии должны иметь не менее двух лет стажа работы на госслужбе, быть в возрасте до 40 лет для потенциальных докторантов и до 37 лет для потенциальных магистрантов, владеть английским языком в академических целях. Лица, соответствующие перечисленным требованиям, могут быть рекомендованы к прохождению обучения интенсивному английскому языку и академической подготовке в течение девяти месяцев. После успешного завершения этого кандидаты могут подать заявление на обучение в четырех зарубежных университетах по своему выбору. В случае их поступления в один из этих вузов УК стипендии принимает решение о финансовой поддержке обучения за рубежом. Большая часть стипендиатов SPIRIT выезжает на обучение в Великобританию (37 %), значительная часть – в Австралию (19 %), Нидерланды (17 %), США (16 %) и Японию (6 %). Стипендиаты обязаны вернуться в организацию, в которой они трудились до обучения за рубежом, и отработать от 4 до 7 лет (срок обучения, умноженный на два, плюс один год). Сумма штрафа за отказ возвращаться на родину и отрабатывать свое обучение вдвое превышает величину стипендии.

Индонезийцы в России

Дипломатические отношения между Россией и Индонезией были установлены в 1950 году. Подготовка индонезийцев в российских (советских) вузах ведется с 1962 года . Общее количество выпускников наших вузов в этой стране – около 4 тыс.

По данным ведомственной статистики , число студентов из Индонезии в 2014-2015 учебном году составило 453 (см. табл. 1). Примерно такая же численность пока сохраняется и в целом на протяжении ряда лет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 ноября 2013 года, № 891 ежегодно выделяются квоты на обучение в российских вузах и гражданам Индонезии. Число их утверждается ежегодно и колеблется – примерно до 100. Так, например, в 2013-2014 учеб-ном году по всем уровням образования Индонезии было выделено 73 квоты, а в 2014-2015 учебном году за счет средств российского бюджета обучались 105 индонезийцев.

Между Россией и Индонезией отсутствуют сог­лашения в области образования и признания документов о предыдущем образовании. Вместе с тем обе страны являются участницами Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токио, 26, ноябрь, 2011). Документы об образовании, выданные индонезийскими обра-зовательными организациями, признаются действительными на территории России при наличии консульской легализации.

В 2001 году в Индонезии была создана Ассоциация российских (советских) выпускников «ИНСАН НАУКА». Сейчас в неё входят свыше 300 человек. Многие индонезийцы, получившие высшее образование в нашей стране, занимают высокие позиции. Среди них есть члены парламента, заместители министров, ректоры вузов и преуспевающие бизнесмены. Ассоциация приня-ла активное участие в создании Общества дружбы Индонезия – Россия, которое получило офици-альное признание. Также при участии ассоциации создано российское отделение при Торговой палате Индонезии. Выпускники российских (советских) вузов успешно работают и в государственных учреждениях, и в частном секторе.

Трудовая миграция из Индонезии в Россию незначительна: в 2015 году – 76 человек, при этом выехали 144 . Данных об образовательном уровне прибывших граждан Индонезии трудо­способного возраста нет.

Сравнительный анализ статистических данных показывает, что в целом со стороны абитуриентов Индонезии интерес к обучению в России не столь высок, как к обучению, например, в США и Австралии, и сопоставим с числом обучающихся в Голландии.

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Индонезией являются высокие технологии и инновации (включая нанотехнологии), энергетика (в том числе атомная), мирное освоение космоса, авиастроение, нефтегазовый сектор, переработка сырья, транспортная взаимосвязь, морская инфраструктура и судостроение, сельское хозяйство, медицина и фармацевтика, образование и туризм.

Ключевые факторы

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Индонезией являются высокие технологии и инновации (включая нанотехнологии), энергетика (в том числе атомная), мирное освоение космоса, авиастроение, нефтегазовый сектор, переработка сырья, транспорт­ная взаимосвязь, морская инфраструктура и судостроение, сельское хозяйство, медицина и фармацевтика, образование и туризм.

Российским вузам, планирующим начать набор индонезийских студентов или увеличить их количество, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

– установление партнерских взаимоотношений с национальными университетами, Главным управлением высшего образования Индонезии по сотрудничеству в рамках стипендий DIKTI;

– привлечение к приемной кампании индонезийских выпускников российских (советских) вузов;

– участие в ежегодных международных образовательных выставках Indonesia International Education Fair и World Education Expo Indonesia, основными посетителями которых являются по-тенциальные абитуриенты, их родители и представители средств массовой информации.

Увеличению количества индонезийцев в российских вузах в целом может способствовать:

– подписание соглашения между Россией и Индонезией о сотрудничестве в области образо-вания и признании документов о предыдущем образовании;

– увеличение числа квот на обучение в российских вузах индонезийских граждан;

– проведение форума индонезийских выпускников российских (советских) вузов;

– создание русского центра фонда «Русский мир» в Индонезии ;

– проведение в стране Года российского образования. Таким образом, перспективы набора абитуриентов из Индонезии для российских вузов явля-ются высокими.

[1] R. Oberman, R. Dobbs, A. Budiman, F. Thompson, M. Rosse. The archipelago economy: unleashing Indonesia’s potential. McKinsey Global Institute. – 2012.

[2]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/indonesia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[3] The rationale for sponsoring students to undertake international study: an assessment of national student mobility scholarship programmes. Going Global. British Council, DAAD. – 2014. – C. 23-27.

[4] Dramatic growth in Indonesia foreshadows greater demand for study abroad. 24 Mar 2014. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://monitor.icef.com/2014/03/dramatic-growth-foreshadows-greater-demand-for-study-abroad-in-indonesia/, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

[5] Global parents’ survey: three quarters would consider university abroad. 20.07.2015 // Электронный доступ: http://monitor.icef.com/2015/07/global-parents-survey-three-quarters-would-consider-university-abroad/. Дата обращения: 12.04.2017.

[6]Там же.

[7] QS World Grad School Tour Applicant Survey 2016. Emerging Markets. – 2016. – C. 20.

[8] The rationale for sponsoring students to undertake international study: an assessment of national student mobility scholarship programmes. Going Global. British Council, DAAD. – 2014. – C. 23-27.

[9]Там же.

[10]Деви Ая Мирах. Россия и Индонезия – 60 лет вместе. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов». – 2011. – С. 508.

[11]Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан»: http://www.russia.edu.ru/support/asia/1233/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[12]Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 6. Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований. – 2016. – С. 42.

[13]Там же, C. 269.

[14]Консульская легализация документов осуществляется консульскими загранучреждениями России в этих странах в соответствии с приказом МИД РФ «Об утверждении Административного регламента МИД РФ по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов» от 18.06.2012 г., № 9470.

[15]Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан»: http://www.russia.edu.ru/support/asia/1233/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[16]Международный координационный совет выпускников учебных заведений «ИНКОРВУЗ-XXI»: http://incorvuz.ru/. Дата обращения: 21.02.2017.

[17]Росстат. Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году». Выпуск 2016 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. данные. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096034906, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

[18]Официальный сайт Россия – АСЕАН: http://russia-asean20.ru/russia_asean/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

[19]В настоящее время в Университете Паджаджаран (г. Бандунг) действует «КАБИНЕТ Русского мира».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: гульнара краснова, тенденции, ао-96, индонезия, международная практика, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Аккредитация программ инженерного образования в Канаде
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Как готовят учителей в Финляндии
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов
Поколение учащихся за рубежом
Особенности работы международных отделов зарубежных вузов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Эндаумент – фонд развития университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Серноводский аграрно-технический колледж отмечает девяностолетие
#105Определены самые медиаактивные ректоры российских вузов
#94По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
#103Оксана Орачева о формировании человеческого капитала
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний