Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие медицинского образования на современном этапе

Автор статьи подробно рассматривает деятельность Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), которая разрабатывает международные стандарты для различных этапов медицинского образования.

Просмотров: 8802
ВАРТАНЯН Феликс Енокович – проректор по научной работе и международному сотрудничеству Российской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук, профессор

Развитие здравоохранения и медицинской науки обусловлено успешным продвижением медицинского образования и степенью его насыщения достижениями биомедицинских исследований.

Прогресс медико-биологической науки стимулирует развитие медицинского образования и его симбиоз с наукой, формирует учебные программы, определяя их качество, следовательно, и эффективность.

В настоящее время в мире существует более 16 тысяч высших медицинских учебных заведений, которые функционируют на национальном уровне, а их деятельность стимулируется ведущими международными организациями: Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной федерацией медицинского образования, ЮНЕСКО, Советом Европы, Международным институтом медицинского образования, Ассоциацией школ общественного здравоохранения Европейского региона, Европейской ассоциацией медицинского образования и другими.

Объединение международных и национальных усилий способствует развитию медицинского образования в мире и обеспечивает прогресс этого важного раздела человеческой деятельности.

Опыт, накопленный в сфере медицинского образования на международном уровне, весьма обширен и характеризуется многообразием национальных школ, их спецификой и традициями. В учебных программах учитывается наличие приоритетных групп заболеваний, характерных для различных регионов мира, принципы первичной и вторичной профилактики и т.д.

Несмотря на существование национальных различий, общие закономерности развития медицинского образования превалируют. Во всех странах дифференцируются три этапа или фазы этого процесса на уровне преддипломного образования (1-й этап), строго регламентируется теоретическая и клиническая подготовка. Специализация (2-й этап) реализуется в соответствии с потребностями здравоохранения. Происходящие демографические сдвиги в сторону роста продолжительности жизни, особенно в промышленно развитых странах, диктуют необходимость увеличения числа подготовки специалистов в области гериатрии, кардиологии, онкологии, психиатрии, офтальмологии и др. Непрерывное профессиональное образование (3-й этап) базируется на достижениях медико-биологической науки и применений передовых медицинских технологий.

В последние годы во многих странах и на международном уровне придается особое значение разработке и внедрению стандартов в рамках каждого этапа непрерывного образования. В частности, Всемирная федерация медицинского образования (ВФМО) разработала международные стандарты различных этапов медицинского образования, которые были обсуждены и приняты участниками Всемирной конференции по медицинскому образованию в марте 2003 года в г. Копенгагене.

ВФМО меморандумом от 1998 года ввела в действие Международные стандарты медицинского образования. Целью стандартов являлась выработка механизма улучшения качества медицинского образования во всем мире, универсально применяемого медицинскими институтами и программами непрерывного медицинского образования по всем врачебным специальностям.

На ранних этапах работы первоначальным документом являлись Стандарты базового медицинского образования, из которых стало ясно, что точная разработка всемирных стандартов для какого-то отдельного этапа медицинского образования оказывает недостаточное воздействие на медицинские образовательные учреждения и их программы обучения и, действительно, снижает качество медицинского образования. По отношению к этому документу появилась критика того, что в медицинском образовании неадекватно отрегулирован как подход к изменяющимся условиям в системе охраны здоровья, так и подход к меняющимся потребностям и ожиданиям общества. В этих стандартах необходимо было объединить путь и к изменению, и к улучшению качества медицинского образования. Это привело к идее о создании стандартов ВФМО, точно разделенных на два уровня образования: (а) базовых стандартов или минимальных требований к основному медицинскому образованию и (б) стандартов по улучшению качества последипломного и непрерывного медицинского образования.

Указанные стандарты ВФМО явились бы аккредитованным методом, внимательно изученным с самого начала. После рассмотрения этого документа в ВФМО был сделан вывод о том, что только государственные министерства могут быть прямо ответственны за способы аккредитации, при этом ВФМО необходимо содействовать процессу аккредитации стандартов. Всемирно принятые стандарты должны играть роль шаблона для государственных министерств, предназначенных для процессов официального признания/аккредитации. Они могут быть также использованы ВФМО для развития приемов и способов по использованию стандартов для аккредитации.

Для улучшения качества медицинского образования необходимыми компонентами являются самоконтроль институтом, оценка со стороны и экспертиза. Как структура, так и функции ВФМО позволяют принимать участие в этой работе различным группам экспертов во всех регионах мира.

Медицинские работники, в принципе, имеют возможность работать в разных странах мира, и стандарты ВФМО гарантируют адекватное образование мигрировавшим врачам. Однако мотивация к работе оставшихся обученных врачей в их родных регионах в последующем остается важной проблемой. Стандарты ВФМО не являются факторами, способствующими увеличению миграции врачей и стимулирующими «утечку мозгов» из развивающегося мира. Мир характеризуется интеграцией, от которой медицинские работники не защищены. Стандарты должны служить необходимым гарантирующим качество документом для медицинских работников в любом регионе мира.

Гарантией того, что знания и умения медицинских работников являются всемирно применимыми и интернациональными, должна стать доступная и понятная документация всех уровней образовательных программ и их качества. Всемирное руководство для медицинских институтов, опубликованное Всемирной организацией здравоохранения, никогда не преследовало другой цели, кроме качественных обсуждений. ВФМО уже констатировала в своем меморандуме от 1998 года, что предполагается разработка Всемирного реестра медицинских институтов, в котором планируется представить список гарантий качества для медицинских образовательных учреждений. И, в частности, указывает, что уже включенные в реестр институты достигли всемирного признания и утвердили стандарты для медицинских программ образования.

Всемирные стандарты ВФМО, представленные в упомянутых выше трех документах, объединяют все три этапа медицинского образования: базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование и непрерывное профессиональное образование. Эти документы являлись существенным базовым материалом для Всемирной конференции по медицинскому образованию (Всемирные стандарты медицинского образования для улучшения охраны здоровья, Копенгаген, 15-19 марта, 2003)

Для разработки стандартов ВФМО определила три международные рабочие группы. Члены рабочей группы избраны на основании экспертной оценки их компетентности и с возможным применением их профессионализма в других регионах мира. Проекты стандартов многократно обсуждались во многих организациях на глобальном уровне. Часть предложений была сгруппирована и принята.

Административный совет ВФМО официально утвердил все три части всемирных стандартов, которые находятся на разных уровнях реализации. Документ по Стандартам базового медицинского образования был переведен более чем на 10 языков. Он апробирован опытным путем в значительной части медицинских институтов и уже оказывает воздействие на национальные и региональные системы по признанию и аккредитации медицинских институтов.

Для расширения проекта по Международным стандартам медицинского образования и для охвата сферы непрерывного медицинского образования (НМО) и/или непрерывного профессионального образования (НПО) врачей в декабре 2001 года ВФМО назначила международную рабочую группу, состоящую из небольших рабочих групп, и международную группу экспертов и консультантов с целью определения всемирных стандартов для этого этапа медицинского образования. Термин «НПО» врачей был позже выбран этой рабочей группой для использования в этом документе.

Непрерывное профессиональное образование (НПО) означает период образования или переподготовки врачей, начинающийся после завершения базового и последипломного медицинского образования, продолжающийся в течение всей профессиональной жизни врача. Однако НПО – это гораздо более серьезная деятельность на протяжении всего периода непрерывного медицинского образования. Поэтому НПО является профессиональным, крайне необходимым для каждого врача образованием и, в то же время, служит предпосылкой для улучшения качества охраны здоровья. НПО в корне отличается от предшествующих двух этапов медицинского образования: базового и непрерывного последипломного.

В то время, как последние два сопровождаются определенными правилами и нормами, НПО, главным образом, подразумевает в большей степени самоконтроль и основанное на практике активное самообучение, в отличие от контроля за обучением со стороны. Помимо задачи повышения уровня индивидуального профессионального образования, целями НПО являются также сохранение и развитие компетенций (знаний, навыков и умений) каждого врача, необходимых в работе с постоянно меняющимися запросами пациентов. В задачи также входит развитие системы охраны здоровья, реагирующей на новые научные открытия в медицине и сталкивающейся с увеличивающимися требованиями лицензированных субъектов и общества.

Прежний термин «непрерывное медицинское образование» (НМО) был заменен термином «непрерывное профессиональное образование» (НПО). Новый термин раскрывает как более широкий смысл этого этапа медицинского образования, так и означает, что ответственность за проведение НПО возлагается на лиц медицинской профессии и отдельных врачей.

Для ведения должной практики в течение всей своей профессиональной жизни врачам необходимо соответствовать современному уровню путем постоянных занятий в какомлибо направлении непрерывного образования. Для высококачественного обеспечения пациентов содержание НПО должно быть направлено на усиление роли врача и увеличение его компетенции (как клинических навыков, так и теоретических знаний).

Фундаментальные нововведения изменяют медицинские понятия и методы, и представителям медицинской профессии необходимо через адекватное НПО усваивать эти нововведения. По аналогии с этим медицинским работникам приходится постоянно сталкиваться с новыми этическими требованиями и факторами социально-экономического развития, что требует от каждого врача принятия на себя новых ролей. Становится все более существенной роль НПО в гарантии качества и качественном развитии системы здравоохранения.

Мотивация к НПО для отдельного врача обусловлена тремя основными факторами:

  • профессиональным стремлением к обеспечению оптимальной заботы о каждом пациенте;
  • обязательством учитывать требования работодателей и общества;
  • необходимостью сохранять в себе чувство удовлетворения, получаемое от работы.

Стимулом для обучения в течение всей жизни должен явиться критерий для отбора студентов, поступающих в медицинские институты и обучающихся на всех этапах медицинского образования.

Прогресс подготовки медицинских кадров в развитых странах ориентирован на соответствующие потребности здравоохранения, и здесь применяется известный метод планирования подготовки специалистов, что способствует оптимизации развития системы здравоохранения.

Существуют во многих странах и идентичные по форме и содержанию образовательные технологии. Их качеству и преподавательскому мастерству придается первостепенное значение, так как именно это определяет уровень эффективности учебного процесса. Делаются попытки максимального приближения образования к медицинской практике – так называемое обучение на рабочем месте. В этом же направлении «работают» и такие широко используемые методы преподавания как модульное обучение, групповая динамика, применение компьютерной и аудиовизуальной технологий и др. Применение современных методов подготовки медицинских кадров придает своеобразный динамизм процессу обучения и повышает его качество на всех этапах непрерывного медицинского образования.

Тенденция «индустриализации» здравоохранения привела к необходимости широкой подготовки менеджеров для этой отрасли. Существуют разнообразные эффективные учебные программы подготовки менеджеров, которые применяются в основном на уровне непрерывного профессионального образования.

Высококвалифицированные менеджеры считают: чтобы успешно управлять, надо быть истинным профессионалом и обладать умением решать конкретные проблемы, пользоваться расположением руководства и иметь поддержку подчиненных. Успешное руководство обеспечивается наличием этой своеобразной триады.

Весьма существенно на начальном этапе подготовки формирование у индивидуума понимания необходимости и готовности совершенствования своих знаний на протяжении всего периода профессиональной деятельности.

Пристальное внимание на международном уровне уделяется и такой проблеме, как миграция медицинского персонала из развивающихся регионов мира в развитые страны. Этот негативный процесс характерен не только для сферы здравоохранения, но он особо ощутим в данной сенситивной области человеческой деятельности. Профилактика миграции чрезвычайно проблематична, так как она порождена экономическим неравенством стран на протяжении длительного периода времени, и данное положение будет сохраняться, повидимому, в течение многих десятилетий.

В большинстве стран в последнее время придается особое значение проблемам медицинской этики при подготовке нового поколения специалистов медицинского профиля и особенно вопросам биоэтики в связи с новыми достижениями в области молекулярной биологии. Именно прорыв в области биомедицинских исследований и создание новых технологий способствуют универсализации учебных программ, позволяющих успешно осуществлять подготовку медицинских специалистов в соответствии с современными требованиями здравоохранения и медицинской науки.

И еще об одной тенденции. Анализ развития медицинского образования в мире свидетельствует о значительном возрастании удельного веса международного сотрудничества в этой области. Наблюдается конвергенция стандартов непрерывного процесса образования, то есть происходит своеобразная глобализация медицинского образования, что способствует продвижению качественных показателей подготовки специалистов, а, следовательно, и здравоохранения.

В последние годы наметилась тенденция приватизации в области медицинского образования и здравоохранения. Коммерциализация этих сфер, которые являются основой так называемых реформ в области образования и здравоохранения, приводит к социально-экономическому неравенству членов общества. По существу, эти реформы создают благоприятные условия для незначительной привилегированной части общества и минимизируют возможности большинства.

Необходимо подчеркнуть, что отмеченные обстоятельства по понятным причинам приводят к снижению профессионального уровня специалистов, а, следовательно, и качества предоставляемой медицинской помощи.

Вместе с тем, хорошо известно, что высоко компетентный специалист обеспечивает потребности населения в медицинской помощи на должном качественном уровне, охраняя тем самым законные, права человека и его достоинство.

В заключение необходимо отметить, что общие закономерности и тенденции медицинского образования в мире, несмотря на отдельные негативные элементы его развития, создают предпосылки формирования медицинского профессионализма ХХI века, столь необходимого для социальноэкономического развития современного общества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ММА: гармонизация медицинского образования
Индия: инновационные технологии для здравоохранения
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Последипломное медицинское образование
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Технопарки в России и мире
КемГМА: Первая дорога для врача
Роль студентов в процессе гарантии качества
Российское и зарубежное медицинское образование

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ